Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 3.8. Поздний (пожилой и старческий) возраст. Обычно последний период жизни человека называют старостью





Обычно последний период жизни человека называют старостью. Д.Б. Бромлей выделяет помимо старости (55-70 лет) еще дряхлость (после 70 лет). Вслед за Э. Эриксоном этот период называют и поздней зрело­стью. Такое название в большей степени отвечает содержанию завершаю­щего этапа человеческой жизни. Кроме того, данный период для многих людей не соответствует тому, что обычно принято понимать под старос­тью и что кратко выражено поговоркой: «Старость - не радость». М.М. Пришвин, например, писал: «Неважно прошло у меня и детство, и отрочество, и юность, и вся молодость - все суета. Но старости начало (65 лет) меня радует...»

Различная трактовка последнего периода жизни отражает присущее ему резкое расхождение разных линий онтогенеза, резкие различия его со­держания в зависимости от индивидуально-личностных особенностей че­ловека.

Пожалуй, наиболее распространенное отношение к этому периоду жизни передано грустно-лирическими словами известного русского фило­софа В.В. Розанова: «Тишина вечера естественно наступает для всякого человека в 70 лет». А.В. Толстых приводит два афоризма, выражающих противоположные точки зрения на данный возраст. Один из них принад­лежит родоначальнику протестантизма Мартину Лютеру: «Старость - это живая могила». Другой - известному французскому писателю Андре Мо-руа: «Старость - это дурная привычка, для которой у активных людей нет времени». Заметим, что оба суждения очень психологичны: и то и другое указывает на зависимость содержания последнего возрастного этапа от формы жизни человека, от его мотивации.

Чаще всего рубежом, разделяющим зрелость и позднюю зрелость, обычно считается уход на пенсию, окончание активной профессиональной деятельности. Это событие часто порождает кризисный период - кризис ухода на пенсию.

Прежде всего негативно сказывается нарушение привычного режима и уклада жизни, нередко сочетающееся с острым ощущением противоре­чия между сохраняющейся трудоспособностью, возможностью принести пользу и их невостребованностью. Человек оказывается как бы «выбро­шенным на обочину» текущей уже без его деятельного участия общей жизни. Снижение своего социального статуса, потеря сохранявшегося де­сятилетиями жизненного ритма иногда приводят к резкому ухудшению общего физического и психического состояния, а в отдельных случаях да­же к сравнительно быстрой смерти.

Кризис ухода на пенсию часто усугубляется тем, что примерно в это время вырастает и начинает жить самостоятельной жизнью второе поколе­ние - внуки, что особенно болезненно отражается на женщинах, посвя­тивших себя в основном семье. По одной из версий, время взросления вто­рого поколения оказывает большое влияние на продолжительность жизни многих людей - в связи с потерей очень значимой ее стороны.

Начало последнего периода жизни обычно связано с ускоряющимся биологическим старением. Начинает убывать физическая сила, ухудшается общее состояние здоровья, снижается уровень некоторых психических функций, прежде всего памяти, ухудшается функционирование органов чувств. Все эти регрессивные процессы проявляются у разных людей в разной степени, в зависимости от соотношения их хронологического и биологического возраста. У части людей паспортный возраст очень сильно отражается на психологическом, а последний, в свою очередь, существен­но влияет на биологический. При этом свой паспортный возраст так или иначе соотносится со средней продолжительностью жизни.

С уходом на пенсию, нередко совпадающим с ускорением биологиче­ского старения, часто связано ухудшение материального положения, ино­гда более уединенный образ жизни. Кроме того, кризис может осложнить­ся смертью супруги (супруга), утратой некоторых близких друзей. Соглас­но Э. Эриксону, в период поздней зрелости «фокус внимания человека» сдвигается от забот о будущем к прошлому опыту. Заметим, что тем са­мым психологическое прошлое резко увеличивается, а временная перспек­тива, напротив, сокращается. Таким образом, предполагается психологиче­ское старение, появление чувства старости. Тем не менее, Э. Эриксон вы­деляет здесь, как и на предыдущих возрастных этапах, две основные линии развития.

Если человек «каким-то образом заботился о делах и людях... пережи­вал триумфы и поражения в жизни... был вдохновителем для других и вы­двигал идеи», у него «могут постепенно созревать плоды... предшествую­щих стадий». Происходит «эго-интеграция», связанная с суммированием и оценкой всех предшествующих стадий развития личности. Э. Эриксон подчеркивает, что эго-интеграция является в поздней зрелости более зна­чимым для человека фактором, чем свойственный ей психосоциальный кризис. При прогрессивной линии развития на предыдущих стадиях чело­век может положительно оценить всю свою предшествующую жизнь, с удовлетворением подвести ее итоги как в профессиональной деятельности, общественных отношениях, так и по линии брака и семьи. Видя свое про­должение в детях и внуках, в том, что он смог сделать как профессионал, человек не страшится неотвратимости смерти. Только теперь, на послед­нем этапе жизни, он обретает, согласно Эриксону, настоящую зрелость и «мудрость прожитых лет»: «Мудрость старости отдает себе отчет в отно­сительности всех знаний, приобретенных человеком на протяжении жизни в одном историческом периоде. Мудрость - это осознание безусловного значения жизни перед лицом самой смерти». Если же человек воспринима­ет свою прошлую жизнь как цепь «нереализованных возможностей и оши­бок», то на ее заключительном этапе у него не может быть эго-интеграции. Ее отсутствие приводит к скрытому страху смерти, сопровождающемуся сожалением, что нельзя прожить жизнь заново, либо к отрицанию «собст­венных недостатков... путем проецирования их на внешний мир». Э. Эриксон характеризует состояние человека при таком варианте разви­тия, как отчаяние. «Судьба не принимается как остов жизни, а смерть -как последняя ее граница. Отчаяние означает, что осталось слишком мало времени для выбора другого пути к целостности; вот почему старики пы­таются приукрасить свои воспоминания».

Признавая, как мы отметили выше, одним из признаков поздней зрело­сти обязательное психологическое старение, Э. Эриксон в то же время подчеркивает, что для пожилых людей, помимо оценки своего прошлого, необ­ходима способствующая достижению эго-интеграции «жизненная вовле­ченность». Он указывает на важность участия в воспитании внуков, в поли­тических событиях, оздоровительных физкультурных программах и т.п.

Г. Крайг также отмечает, что хотя у многих пожилых людей взгляд на мир определяется чувством собственной уязвимости, подавляющее боль­шинство из них воспринимает себя совершенно иначе. Исследование, про­веденное среди большой группы американцев преклонного возраста, уста­новило, что хотя многие пожилые люди и согласны с тем, что «для боль­шинства людей старше 65 лет жизнь действительно нелегка», себя и своих друзей они считают исключением из этого правила.

Осознание негативных возрастных перемен, чувство старости харак­терно для тех, у кого вступление в данный возраст связано с резким ухуд­шением психического состояния или уровня физического здоровья, суже­нием круга социальных отношений, значительным ухудшением матери­ального положения, с описанными Э. Эриксоном явлениями, сопровож­дающими отрицательную оценку своей прошлой жизни, и рядом других тяжелых обстоятельств.

В настоящее время основное внимание геронтологов направлено на выявление медико-биологических причин старения и преждевременной смерти и изыскание соответствующих средств продления жизни. Решение этих проблем, как предполагается, позволит довести обычную продолжи­тельность жизни человека до 100-150 и более лет. Представляется, однако, что главное, по крайней мере на обозримое будущее, - решение вопросов геронтопсихологии, прежде всего проблемы психологического возраста. Никакие медико-биологические средства не помогут человеку жить долго, если у него нет психологического будущего. Известно много случаев, ко­гда человек, окончательно одряхлевший и уже прощающийся с жизнью, вдруг обретал ту или иную связь с миром, значимый мотив - и вновь воз­рождался к жизни.

Учет психологического возраста помогает нам понять, а иногда и про­гнозировать специфику развития личности. В поздней зрелости, как и в зрелости, адекватность психологического возраста, и в особенности сохра­нение чувства молодости, обычно сочетается с личностным ростом. По­следний момент и является наиболее важным: интенсивное развитие лич­ности, стремление к самосовершенствованию и самореализации возможны на любом возрастном этапе. Психологический возраст поэтому больше, чем хронологический, связан с тем, что сейчас принято называть качест­вом жизни. Гораздо более значимо то, как человек живет и в связи с этим как себя воспринимает и осознает, чем то, когда он родился и к какой воз­растной категории объективно должен быть отнесен.

Поздняя зрелость - последний этап жизненного пути человека, в свя­зи с чем встает ряд вопросов, связанных с концом жизни, с отношением к смерти. Нужно ли готовиться к концу жизни? Как человек его переживает? Смерть всегда трагична и страшна или это естественный процесс заверше­ния жизни? Проблема конца жизни - это собственно психологическая про­блема, хотя с ней тесно связаны проблемы философские, религиозные.

Помочь избежать страха смерти или смягчить его может вера в бес­смертие души и загробную жизнь. Известный православный священник А. Мень так представлял себе земную жизнь человека и ее значение: «...Мы на самом деле берем отрезок нашего земного бытия только как мо­мент развития... И. вот этот наш пробег по миру является важным элемен­том нашего вечного духовного развития и раскрытия... Более того, если здесь человек не осуществил многого, это и означает, что у него будет множество возможностей в иных измерениях... А это значит - наше разви­тие не имеет границ, и в этом земном плане бытия зачинается нечто очень важное... В этом есть идея Человека, вселенская, космическая идея Чело­века. «Я связь миров». Связь миров - вот что надо человеку знать. Мы свя­зываем два мира. И поэтому Церковь учит нас не просто бессмертию ду­ши, которое знает множество других религий... но учит нас о «воскреше­нии мертвых и жизни будущего века».

Отношение человека к смерти может зависеть от множества различ­ных факторов, в том числе от внешних обстоятельств. Но в основном, в главном оно, как и отношение к жизни, определяется направленностью его личности и, в конечном счете, реальным содержанием самой жизни. Со­держание же жизни, тип мотивации человека не обусловлены жестко об­щими мировоззренческими установками, тем, является ли он материали­стом или идеалистом, религиозен или нет.

Мотивация человека нередко сложна и противоречива. Зачастую его реальная жизнь, его реальные этические принципы не совпадают с его ми­ровоззрением и этическими аспектами последнего. Но именно реальное содержание жизни определяет отношение как самого человека к своей жизни и к своей смерти, так и отношение к его жизни других людей.

Опросы показывают, что далеко не все пожилые люди боятся смерти. При этом чаще встречается страх не самой смерти, а предшествующих ей физических страданий.

Если человек тяжело и безнадежно болен, конец жизни представляет собой более или менее длительный процесс умирания. Э. Кюблер-Росс описала его как 5 следующих друг за другом стадий:

1) Отрицание (возможность смерти не признается, сохраняется наде­жда на ошибочность диагноза).

2) Гнев (осознание близкой смерти приводит к фрустрации, крушению надежд и планов).

3) Торг (поиски возможностей продлить жизнь, диалог с Богом или врачом).

4) Депрессия (чувство безнадежности).

5) Принятие (смирение и ожидание неизбежного финала).

Только при духовно-нравственной и сущностной направленности лич­ности человек приходит к «осознанию безусловного значения жизни перед лицом самой смерти» (Э. Эриксон). Он знает: то, чем он жил и что, несмот­ря ни на что, остается с ним до конца его дней, - самая высшая из всех воз­можных ценностей; ничто, никакие страдания не могут перечеркнуть ее.

Итак, поздняя зрелость - последний отрезок жизненного пути челове­ка. Если зрелость окончательно выявляет характер, суть различных линий онтогенеза, то поздняя зрелость подводит их итоги. Люди с гедонистиче­ской направленностью личности, теряя физические возможности, быстро заканчивают свое существование. Для эгоистической направленности свойственно интенсивное психологическое старение, связанное с резким сокращением психологического будущего либо с его полной потерей. В последнем случае поздняя зрелость превращается в доживание. У людей с духовно-нравственной и сущностной направленностью личности основное содержание жизни нередко сохраняется; сохраняется и прежний психоло­гический возраст. Если происходит смена ведущей деятельности, она не приводит к принципиальным изменениям жизненного пространства.

Date: 2015-11-15; view: 664; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию