Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 3.7. Психология зрелых возрастов





Зрелость - самый продолжительный период онтогенеза, в рамках ко­торого существует своя, особая периодизация психического развития. Тра­диционно первый период зрелости называется молодостью. Молодость ох­ватывает период жизни от окончания юности (от 20-23 лет) до примерно 30 лет, когда человек «более-менее прочно утверждается во взрослой жиз­ни». Верхняя граница молодости может существенно сдвигаться, особенно в сторону следующей за ней зрелости. Некоторые авторы продлевают ее до 35 лет. Молодость - это, прежде всего, время создания семьи и устройства семейной жизни, время освоения выбранной профессии, определения от­ношения к общественной жизни и своей роли в ней. Молодости свойствен оптимизм. Человек приступает к реализации своего жизненного замысла, он полон сил и энергии, желания осуществить свои цели и идеалы. В молодости наиболее доступны самые сложные виды профессиональной деятельности, наиболее полно и интенсивно происхо­дит общение, наиболее легко устанавливаются и наиболее полно развива­ются отношения дружбы и любви.

Любовь и семья. Молодость часто называют возрастом любви. Для нее характерно оптимальное сочетание психологических, физиологических, социальных и других факторов, благоприятствующих выбору спутника жизни и созданию семьи. В этот период подавляющее большинство людей заключают первые браки, это обычно возраст наибольшей половой актив­ности, время, когда организм женщины лучше всего приспособлен к рож­дению первого ребенка. В молодости люди легче всего знакомятся и узна­ют друг друга, легче адаптируются к условиям совместной жизни. После 30 лет первые браки заключаются чрезвычайно редко. Социологические исследования показывают, что люди, не создавшие семьи до 28-30 лет, в дальнейшем, как правило, этого сделать уже не в состоянии. Они привы­кают жить в одиночестве, становятся излишне требовательны к другому человеку, у них появляется ригидность привычек, часто делающих очень трудной совместную жизнь.

Создание семьи чрезвычайно важно для личностного развития. Чело­век реализует очень значимую для себя и других сторону своего предна­значения, приобретает новый общественный статус, связанный с ответст­венностью за продолжение рода и воспитание будущего поколения, всту­пает в новый этап своего жизненного устройства. Одновременно он удов­летворяет одну из своих главных потребностей (для многих - главную) в сфере отношений с другими людьми. От того, как складывается семейная жизнь, во многом зависит общее развитие человека - его духовный рост, развитие способностей и т.д.

Особенно большое значение имеет рождение детей. С появлением ре­бенка родители уже не просто женщина и мужчина, они становятся мате­рью и отцом. Меняется весь строй и уклад семейной жизни, у супругов по­являются новые обязанности, новые аспекты ответственности друг перед другом и новая общая ответственность за судьбу человека, которому они дали жизнь.

Выбор спутника жизни и создание семьи - одна из сторон социальной ситуации развития в молодости. Соответствующая этой ситуации деятель­ность является одной из главных сторон жизни.

Несмотря на сензитивность молодости к созданию семьи и все сопут­ствующие данному возрасту благоприятные факторы, задача выбора спут­ника жизни далеко не всегда решается успешно. Статистика разводов, со­вершаемых в молодости же, очень красноречива - более 50%. К этому нужно добавить, что многие семьи, созданные в молодости, распадаются в период зрелости, а многие, несмотря на взаимную неудовлетворенность супружескими отношениями, сохраняются до конца жизни.

Несостоявшиеся семейные отношения, начинавшиеся «по любви», -это результат влюбленности, принимавшейся за любовь, но не ставшей та­ковою. Там, где семейные отношения не основаны на сущностном едине­нии супругов, во всей полноте проявляются трудности в этих отношениях: становятся очень значимыми все негативные черты характера партнера, вообще может принять негативную окраску в нем все, что не свойственно своему собственному характеру, появляется отчужденность, во весь голос заявляют о себе проблемы быта, все более осложняются отношения.

В этих условиях раньше или позже обнаруживается несостоятель­ность веры в гармонию, в духовное созвучие. Влюбленность проходит, и совместная жизнь сама по себе теряет смысл. Предотвратить распад семьи обычно может только высокая ответственность обоих супругов за судьбу появившихся детей.

В чем же причина этого распространенного явления, почему так часто семьи создаются на основе не любви, а преходящей влюбленности? Ведь те люди, что расстаются совершенно чуждыми, нередко даже враждебны­ми друг другу, зачастую первоначально испытывали сильное взаимное влечение, страсть, причем не только чувственную - как раз то, что обычно называют взаимной любовью.

Э. Фромм указывает на одну из причин этих сильных взаимных чувств - страстное стремление человека преодолеть свое одиночество, от­чужденность от себя и от мира. По-видимому, можно говорить и о более общей причине, не обязательно связанной с одиночеством, - о стремлении реализовать свою потребность любить, которая в молодости проявляется особенно сильно. Нередко будучи в этом возрасте доминантной, эта по­требность реализуется вне зависимости от того, насколько соответствует данному человеку выбранный им объект любви. И уже потом, по мере уз­навания друг друга, обнаруживается случайность выбора, несоответствие сущностных характеристик супругов.

Любовь каждого конкретного человека уникальна, зависит от его ин­дивидуальности. Каждый любит так, как может, в соответствии с особен­ностями и степенью развитости своей сущности. Любовь конкретного че­ловека не может быть более или менее сильной либо глубокой, она всегда исчерпывающа для него, реализует весь потенциал его отношения к ней и той роли, что она занимает в его жизни.

В этом многообразии «родов любви» в качестве одной из крайностей встречаются случаи, когда человек вообще не способен к полноценным, включающим духовную близость эротическим отношениям. Это бывает, в частности, по причине общей неразвитости духовной сферы, что обычно при гедонистической направленности личности. Но бывает и так, что не­способность к полноценной эротической любви сочетается с общей разви­тостью эмоционально-мотивационной сферы. Например, женщина может быть любящей матерью, иметь близких подруг, обладать развитой способ­ностью к чувству общности в различных группах, иметь много увлечений и тем не менее быть неспособной к глубокой духовной связи в отношениях с мужчиной. Последний интересует ее в основном как носитель опреде­ленных функций, прежде всего как производитель и обеспечивающий ма­териальную сторону жизни.

Аналогичным образом некоторые мужчины, имея разнообразные жизненные интересы, в том числе сущностные мотивы, видят в женщине главным образом средство продолжения рода, обеспечение удобного укла­да жизни (если она посвящает себя в основном семье), либо источник чув­ственных удовольствий.

Профессиональная деятельность. Специфика молодости как возрас­тного этапа не исчерпывается выбором спутника жизни и созданием семьи. Вторая сторона социальной ситуации развития в этот период - овладение выбранной профессией. Напомним, что в юности происходит личностное и профессиональное самоопределение, выбор жизненного пути. В молодости человек утверждает себя в выбранном деле, обретает профессиональное мастерство. В молодости завершается профессиональная подготовка, сро­ки которой в связи с научно-техническим прогрессом сейчас значительно расширены. А.В. Толстых подчеркивает, что в молодости человек максимально работоспособен, выдерживает наибольшие физические и психиче­ские нагрузки, наиболее способен к овладению сложными способами ин­теллектуальной деятельности. В молодости легче всего приобретаются все необходимые в выбранной профессии знания, умения и навыки, развива­ются требуемые специальные личностные и функциональные качества (ор­ганизаторские способности, инициативность, мужество и находчивость, необходимые в ряде профессий, четкость и аккуратность, быстрота реак­ции и т.д.).

При удачном выборе жизненного пути уже в молодости человек дос­тигает в своей профессии достаточно высокого уровня мастерства и его объективного признания. Те, кто выбрал научную деятельность, как пра­вило, именно в молодости приходят к наиболее интересным новым идеям, которые успешно развивают в дальнейшем. Во всех видах искусства при­знание новых талантов тоже в основном происходит в молодости. Люди, выбравшие инженерно-техническую деятельность, также уже в молодости проявляют себя способными организаторами производства, высококвали­фицированными специалистами-технологами, конструкторами и т.д. Наи­более талантливые из них в молодые годы становятся руководителями производственных коллективов или главными специалистами предприятий по соответствующим направлениям.

Не составляют исключения и те, кто выбрал рабочие профессии. Если выбор сделан не случайно, уже в молодости рабочий становится мастером в своем деле и получает заслуженное признание в производственном кол­лективе. Как и при других вариантах удачного профессионального само­определения, вместе с мастерством обретается чувство профессиональной компетентности, чрезвычайно важное для личностного развития в моло­дости. Особенно благотворно развитие по этой линии идет, конечно, в том случае, когда выбранная профессия соответствует призванию, становится сущностной связью с миром.

Центральными возрастными новообразованиями этого периода можно считать семейные отношения и чувство профессиональной компетентности.

Дружба. Важной стороной жизни в молодости является также уста­новление и развитие дружеских связей. По мнению многих психологов, дружба в этот период, как и любовь, выходит на новый качественный уро­вень. Дружба, в отличие от простых приятельских отношений, предполага­ет ту или иную духовную близость. Дружбу можно определить как вид сущностных отношении, в которых имеет место единение сутью по край­ней мере по какой-то одной общей для их участников сущностной стороне жизни. Соответственно этому любовь между мужчиной и женщиной включает в себя дружбу между ними. Любовь обычно выступает как более полная сущностная связь с миром, она завершает всю целостность лично­сти, делает человека более самим собой в целом. В отдельных случаях, при единении сутью по целому ряду сторон жизни, дружба может быть в этом отношении близка любви. В общем же случае в дружбе человек раскрыва­ется и становится самим собой в рамках одной либо нескольких значимых для него «единиц» жизни.

И.С. Кон, обсуждая вопросы возникновения дружбы, отмечает, что питательной средой для нее являются товарищеские отношения, склады­вающиеся в совместной деятельности. Роль совместной деятельности в по­явлении дружбы установлена многими социально-психологическими экс­периментальными исследованиями. С другой стороны, для дружбы имеет значение и общее сходство. Чаще всего у друзей близкий возраст, соци­альное положение, культурный уровень, ценности и социальные установ­ки. Кроме того, дружба обычно возникает между лицами одного пола.

Определение дружбы как вида сущностных связей с миром позволяет говорить о спонтанности, естественности ее появления. Дружба, как и любовь, не возникает по желанию, она есть результат того или иного зна­чимого для ее субъектов созвучия. Нельзя замыслить, нельзя выбрать близкого человека, можно лишь встретить его, открыть для себя его близость.

Приблизительно в возрасте 30 лет, иногда несколько позже, большин­ство людей переживают кризисное состояние. Оно выражается в измене­нии представлений о своей жизни, иногда в полной утрате интереса к тому, что раньше было в ней главным, в некоторых случаях даже в разрушении прежнего образа жизни. В чем же причина возникающей неудовлетворен­ности своей жизнью?

По мнению И.С. Кона, «никто не может реализовать себя полностью», и свойственный сложившемуся взрослому человеку самоанализ выявляет эту нереализованность. А.В. Толстых, развивая мысль И.С. Кона, отмечает, что у человека «на границе третьего десятилетия своей жизни самоанализ имеет особое значение... Оглядываясь на пройденный путь, на свои дости­жения и провалы, он видит, как при уже сложившейся и внешне благополучной жизни несовершенна его личность. Как мало сделано, хотя пройден уже изрядный отрезок жизненного пути, как много времени и сил потраче­но «напрасно», насколько мало он реализовал свои способности и возмож­ности... Происходит переоценка ценностей, влекущая за собой самоанализ и критический пересмотр собственной личности».

Согласно А.В. Толстых, «при этом человек видит, что «отпущенные ему возможности», их реальное поле постепенно суживается - он уже не может «сделать все», не волен повернуть развитие своей личности в произ­вольном направлении. Его «сковывают» семья, профессия, привычный об­раз жизни... Найдя себя во взрослой жизни, утвердившись в ней как муж, отец, профессионал, общественный деятель, он вдруг осознает, что стоит фактически перед той же задачей - найти себя в новых обстоятельствах жизни, соразмеряя в данном случае масштаб своей личности с новыми пер­спективами и новыми ограничениями, которые он увидел только теперь».

Итак, кризис 30 лет возникает вследствие нереализованности жизнен­ного замысла. Если же при этом происходит «переоценка ценностей» и «пе­ресмотр собственной личности», то речь идет о том, что жизненный замы­сел вообще оказался неверным. Только в этом случае развитие могут «ско­вывать» семья, профессия, привычный образ жизни, может (хотя и не обяза­тельно) сузиться реальное поле «отпущенных человеку возможностей». Ес­ли же жизненный путь выбран верно, то привязанность «к определенной деятельности, определенному укладу жизни, определенным ценностям и ориентациям» не ограничивает, а, наоборот, развивает его личность. Ведь при удачном выборе жизненного пути другие возможности в меньшей сте­пени отвечают особенностям человека и его личностному развитию.

Кризис 30 лет нередко называют кризисом смысла жизни. Действи­тельно, именно с периодом кризиса 30 лет (границы которого иногда могут сдвигаться в ту или другую сторону) обычно связаны поиски смысла су­ществования. Эти поиски, как и весь кризис в целом, знаменуют переход от молодости к зрелости.

Что же представляет собой смысл как психологическая категория? Согласно В. Франклу, «смысл - это то, что имеется в виду: человеком, который задает вопрос, или ситуацией, которая тоже подразумевает во­прос, требующий ответа». Эта формулировка хорошо согласуется с фено­менологией смысла, вытекающей из психологической теории деятельно­сти. Смысл как психологический феномен возникает тогда, когда в составе деятельности появляются операции и соответствующие им цели, не совпа­дающие с мотивом. Напомним, что операция - это действие, выполняемое определенным способом в зависимости от условий (ситуации). В отличие от деятельности, составляющие ее действия обычно направлены не на сам предмет потребности (мотив), а на цели, которыми опосредствуется его достижение. Достижение цели опосредствует или, по Франклу, имеет в виду достижение мотива. Подчеркнем, что имеет в виду не сам мотив, а именно его достижение, ведь «имеет в виду» в данном случае означает факт опосредствования мотива целью. Смысл, таким образом, это то, что связывает цель и стоящий за ней мотив, это отношение цели к мотиву (ес­ли цель и мотив, как это обычно бывает, не совпадают).

Отсюда следует, что проблема смысла во всех своих вариантах, от ча­стных до глобального - смысла жизни - возникает тогда, когда цель не со­ответствует мотиву, когда ее достижение не приводит к достижению предмета потребности, т.е. когда цель была поставлена неверно. Если речь идет о смысле жизни, то ошибочной оказалась общая жизненная цель, т.е. жизненный замысел.

Жизненный замысел представляет собой совокупность целей, направ­ленных на оптимальный (с точки зрения субъекта) вариант жизни, на пре­одоление сложности внутреннего мира и (если она есть) трудности внеш­него, т.е. на максимально возможную гармонизацию жизни. По существу, речь идет о целях, направленных на обретение согласия с миром и способ­ности быть самим собой, хотя и в субъективном их понимании, далеко не всегда адекватном развитию сущности человека.

Согласие с миром, способность быть самим собой (напомним, что это один и тот же феномен, выражающий единство внешнего и внутреннего в сущностной форме жизни) - вот тот мотив, депривация которого оборачи­вается потерей смысла жизни. Полная потеря смысла жизни («экзистенци­альный вакуум») возможна тогда, когда в жизненном мире нет ни одного значимого сущностного мотива. Только сущностные мотивы адекватны согласию человека с миром, только в сущностных сторонах жизни он ста­новится самим собой. Чем больше в его жизни таких сторон, тем меньше его экзистенциальные проблемы.

Итак, в молодости человек начинает утверждать себя в жизни, осуще­ствлять поставленные цели. Очень многое было предопределено в юности, когда окончательно решались вопросы самоопределения. Однако роль молодости для всей последующей жизни трудно переоценить. В молодости большинство людей встречают спутника жизни и создают семью, дают на­чало будущему поколению. В молодости практикой самой жизни проверя­ется правильность сделанного ранее выбора жизненного пути; приобрета­ется профессиональное мастерство. Молодость - это расцвет отношений любви и дружбы.

В конце возраста, на границе со зрелостью, человек решает экзистен­циальные проблемы, уясняет смысл своей жизни, подводит ее первые итоги.

Зрелость - самый длительный для большинства людей период жизни. Его верхнюю границу разные авторы определяют по-разному: от 50-55 до 65-70 лет. Обычно ее связывают со временем фактического ухода на пен­сию, прекращения активной профессиональной деятельности. Но даже ес­ли принимать ее по минимуму, продолжительность зрелости составляет около четверти века. Согласно Э. Эриксону, зрелость охватывает время от 25 до 65 лет, т.е. 40 лет жизни. Если же учесть, что верхняя граница зрело­сти зависит от индивидуальности человека и может отодвигаться в сторону еще большего возраста, продолжительность зрелости может быть оценена в широких пределах - от 25-30 до 40, иногда даже 50 и более лет.

Зрелость считается порой полного расцвета личности, когда человек может реализовать весь свой потенциал, добиться наибольших успехов во всех сферах жизни. Это время исполнения своего человеческого предна­значения - как в профессиональной или общественной деятельности, так и в плане преемственности поколений.

В зрелости, как и в молодости, главными сторонами жизни обычно являются профессиональная деятельность и семейные отношения. Однако определяющая их социальная ситуация развития существенно меняется: если в молодости она включала овладение выбранной профессией и выбор спутника жизни (создание семьи), т.е. была ситуацией организации, созда­ния соответствующих сторон жизни, то в зрелости это ситуация реализа­ции себя, полного раскрытия своего потенциала в профессиональной дея­тельности и семейных отношениях.

Э. Эриксон считает основной проблемой зрелости выбор между про­дуктивностью и инертностью, которые характеризуют, соответственно, прогрессивную и регрессивную линии развития. Понятие продуктивности включает у него как творческую и производительную (профессиональную)

продуктивность, так и вклад в воспитание и утверждение в жизни следующего поколения. Продуктивность, в том числе профессиональная, связана, по Эриксону, с заботой «о людях, результатах и идеях, к которым человек проявляет интерес». Отсутствие продуктивности, инертность ведет к по­глощенности собой, своими личными потребностями.

Важнейшей особенностью зрелости является осознание ответствен­ности за содержание своей жизни перед самим собой и перед другими людьми. Э. Эриксон подчеркивал, что каждый достигший зрелого возраста человек «должен или принять или отвергнуть мысль о своей ответственно­сти за возобновление и улучшение всего, что могло бы способствовать со­хранению и совершенствованию нашей культуры». Согласно Эриксону, человек достиг своего уровня развития благодаря тому, что стал «в равной степени обучающим и обучающимся животным». Зрелый человек должен способствовать приумножению воспринятой им человеческой культуры и передаче ее будущим поколениям.

Развитие личности зрелого человека требует избавления от неоправ­данного максимализма, характерного для юности и частично молодости, взвешенности и многогранности подхода к жизненным проблемам, в том числе к вопросам своей профессиональной деятельности. Последнее осо­бенно актуально в связи с тем, что накопленный опыт, знания, умения представляют для человека огромную ценность, но могут создавать ему трудности в восприятии новых прогрессивных идей, тормозить рост его творческих возможностей.

У части людей в зрелом возрасте бывает еще один, «внеплановый» кризис, приуроченный не к границе двух стабильных периодов жизни, а возникающий внутри данного периода. Это так называемый кризис 40 лет. Он может проявиться и несколько раньше, а может сильно сдвинуться в сторону более старшего возраста. Это как бы повторение кризиса 30 лет, кризиса смысла жизни. Оно происходит тогда, когда кризис 30 лет не при­вел к должному решению экзистенциальных проблем.

Как и в период кризиса 30 лет, человек остро переживает неудовле­творенность своей жизнью, расхождение между жизненными планами и их реализацией. А.В. Толстых отмечает, что к этому добавляется изменение отношения со стороны коллег по работе: время, когда можно было счи­таться «подающим надежды», «перспективным», проходит, и человек чув­ствует необходимость «оплаты векселей».

Помимо проблем, связанных с профессиональной деятельностью, кризис 40 лет нередко вызывается и обострением семейных отношений. В это время обычно начинают жить самостоятельной жизнью дети, умирают некоторые близкие родственники и другие близкие люди старшего поко­ления. Потеря некоторых близких людей, утрата очень важной общей сто­роны жизни супругов - непосредственного участия в жизни детей, каждо­дневной заботы о них - способствует окончательному осознанию характе­ра супружеских отношений. И если кроме детей супругов ничто значимое для них обоих не связывает, семья может распасться.

В случае возникновения кризиса 40 лет человеку приходится еще раз перестраивать свой жизненный замысел, вырабатывать во многом новую «Я-концепцию». С этим кризисом могут быть связаны серьезные перемены в жизни, вплоть до смены профессии и создания новой семьи. Централь­ным возрастным новообразованием периода зрелости можно считать продуктивность, понимаемую вслед за Э. Эриксоном как интегральное образование: профессиональную продуктивность и вклад в развитие и ут­верждение в жизни будущего поколения. Таким образом, если в молодости центральными возрастными новообразованиями являются, с одной сторо­ны, семейные отношения, включая материнство или отцовство, а с другой - профессиональная компетентность, то в зрелости на их основе возникает уже объединенное образование, интегрирующее результаты развития обо­их новообразований предыдущего периода.

При проявлении кризиса 40 лет можно говорить о еще одном важном новообразовании зрелости: коррективах жизненного замысла и связанных с ними изменениях «Я- концепции».

Проблемы профессиональной продуктивности многие психологи увя­зывают с понятием «акмэ» - вершины, поры расцвета. Оно появилось еще в античные времена. Восходящее к древним грекам понимание зрелости как поры «акмэ» нашло отражение и в названии той части возрастной пси­хологии, которая изучает зрелость: «акмеология».

Часть исследователей, например известный швейцарский психолог Э. Клапаред, полагают, что, достигая в зрелости своего расцвета и, соот­ветственно, пика профессиональной продуктивности, человек прекращает свое развитие, останавливается в повышении своего профессионального мастерства, творческого потенциала и т.д. Затем наступает спад, постепен­ное убывание профессиональной продуктивности: все лучшее, что человек мог сделать в своей жизни, остается позади, на уже пройденном отрезке жизненного пути.

Выделение внутри периода зрелости «акмэ» - вершины, поры наи­большего расцвета перекликается с распространенным взглядом на зре­лость как на возраст, в пределах которого у всех или по крайней мере у многих людей начинается спад жизненной энергии и жизненной активно­сти. Г. Крайг отмечает, что зрелость «может быть периодом расцвета при­менительно к семейной жизни человека, его карьере или творческим спо­собностям, но при этом люди все чаще задумываются о том, что они смертны и что их время уходит. Некоторых людей в середине жизни начи­нают беспокоить вопросы реализации своего творческого потенциала и не­обходимости передать что-то следующему поколению, мучить опасения по поводу стагнации и упущенных возможностей, одолевать заботы о том, как сохранить близкие отношения с родными и друзьями».

«Водораздел», переход от прогресса к регрессу связывается у разных авторов с разным возрастом; чаще всего его указывают для возраста от 40 до 50 лет. Безусловно, необходимо иметь в виду, что в период зрелости у большинства людей с определенного возраста в развитии психических функций начинаются инволюционные процессы. Это связано с начинаю­щимся биологическим старением. В то же время работы Б.Г. Ананьева и его учеников (петербургская психологическая школа) показали, что про­цесс развития психических функций в зрелости сложен и неоднозначен.

В ранние и средние периоды зрелости продолжается первая фаза -фаза прогрессивного развития общих свойств функций. Однако существу­ет и вторая фаза прогрессивного развития, связанная со специализацией психических функций в процессе профессиональной деятельности. Она частично накладывается на первую, но достигает наиболее высокого раз­вития в поздние периоды зрелости, вследствие чего нередко отмечается совмещение инволюции общих свойств функции с прогрессивным разви­тием ее специализации. Например, могут продолжать прогрессивно разви­ваться техническое и другие виды специального мышления, творческое воображение, профессиональная память и т. д.

Для целого ряда профессий оптимальное время, возрастной пик про­дуктивности обусловлены самим их характером. Это все виды профессио­нальной деятельности, в которых мастерство, знания и опыт должны соче­таться с высоким уровнем физической и функциональной готовности. Летчики-испытатели, профессиональные спортсмены, артисты балета и т. д. достигают своего «акмэ» в самом начале периода зрелости, после чего от­носительно быстро наступает спад. В других профессиях, например врача-хирурга, авиадиспетчера и т. п., «акмэ» может сдвигаться к середине, ино­гда ко второй половине зрелости.

Вместе с тем для представителей очень многих профессий пик про­дуктивности, после которого наступает ее спад, нехарактерен. Вряд ли можно говорить об обязательном «акмэ» в профессиональной деятельно­сти актера или преподавателя, врачей-специалистов в целом ряде областей медицины и вообще представителей тех профессий (в том числе рабочих), в которых профессиональное мастерство не имеет жесткой зависимости от уровня физической и функциональной готовности. В этом случае оно обычно по крайней мере не снижается до момента ухода на пенсию или до потери трудоспособности вследствие резкого ухудшения состояния здоро­вья. Здесь можно говорить не о пике, а о неуклонном плавном подъеме, за­вершающемся обрывом.

Особый интерес представляет проблема «акмэ» для людей творческих профессий - ученых, писателей, поэтов, композиторов, художников и т. д. Есть очень яркие примеры резких всплесков, в буквальном смысле пиков наивысшей творческой продуктивности. А.Н. Верстовский достиг верши­ны своего творчества (опера «Аскольдова могила») в возрасте 36 лет. За последующие до конца жизни 27 лет близких по значительности и совер­шенству произведений ему создать не удалось. Аналогична была творче­ская продуктивность М.А. Шолохова, закончившего создание шедевра ми­ровой литературы романа «Тихий Дон» в начале зрелости. Напомним, что он умер в 1984 г., на 79 году жизни, а последнее значительное произведе­ние - «Поднятая целина» - было закончено им в 1960 г.

Вместе с тем есть множество других примеров, свидетельствующих о продолжающемся до самого конца жизни длительном периоде высочайшей творческой продуктивности. Расцвет творчества П.И. Чайковского, начав­шись в 1866 г. (симфония «Зимние грезы»), продолжался без спадов и пе­рерывов всю оставшуюся жизнь. Опера «Пиковая дама» была написана в 1890 г., 6-я «Патетическая» симфония - в 1893, последнем году жизни.

Как видно, наличие пика профессиональной, в том числе творческой, продуктивности для большинства профессий не обязательно и определяет­ся индивидуальными особенностями человека. Иногда временное или окончательное снижение уровня творческой продуктивности наступает вследствие тяжелых жизненных обстоятельств. Однако решающая роль в наличии либо отсутствии в профессиональной продуктивности периода «акмэ», после которого следует спад, обычно принадлежит направленно­сти личности, доминирующему мотиву.

Зрелость - время продуктивности во всех сферах жизни. Одна из са­мых важных задач взрослого человека - вырастить своих детей. Отноше­ния с взрослеющими детьми складываются у родителей по-разному, в за­висимости от различных обстоятельств. Одним из наиболее важных, зачас­тую - решающим становится то, какова эмоциональная база отношения каждого из родителей к ребенку. В психологии обычно рассматриваются три варианта: эмоциональной основой может стать безусловная любовь, обусловленная любовь и непринятие ребенка.

Материнскую безусловную любовь описал Э. Фромм (любовь отца он понимал несколько иначе): «Материнская любовь... - это безусловная са­моотдача во имя жизни ребенка и его потребностей... Из-за альтруистиче­ского, бескорыстного характера материнская любовь считается высшим видом любви». Переживания ребенка, которого так любят, «кристаллизу­ются и объединяются в одном переживании: я любим. Я любим, потому что прекрасен, неповторим. Я любим, потому что мать нуждается во мне... Я любим, потому что это я... Мне ничего не надо делать для того, чтобы быть любимым».

Ребенка любят независимо от того, красив он или некрасив, способен или неспособен, независимо от того, сколько огорчений он приносит сей­час и что от него ждут в будущем. Именно такая любовь необходима ре­бенку, хотя (сразу же оговоримся) ее недостаточно для личностного роста, она еще не гарантирует благоприятного личностного развития.

Обусловленная любовь - любовь неистинная. Ребенка любят, и это де­монстрируют ему только тогда, когда он отвечает требованиям и ожидани­ям родителей. Его любят, когда он послушен, не доставляет хлопот и не­приятностей, хорошо учится, выбирает тот жизненный путь, который уст­раивает старших членов семьи, когда его успехами можно гордиться. Чем меньше таких моментов, приносящих радость родителям, тем меньше любви достается ребенку.

Считается, что обусловленная любовь способствует развитию у детей неуверенности, тревожности, даже чувства неполноценности, снижает уро­вень самооценки.

Неприятие или отвержение ребенка в разных семьях выражается по-разному, может осознаваться или не осознаваться родителями. Такая наи­более неблагоприятная для ребенка ситуация возникает не только в так на­зываемых неблагополучных семьях, где равнодушие для всех очевидно (или ребенок заброшен, предоставлен самому себе, его не контролируют и им мало интересуются, или с ним жестоко обращаются). В семьях внешне благополучных родители могут заботиться о ребенке и не осознавать, что не принимают его по какой-то причине. Причины бывают разными. На­пример, ждали мальчика, а родилась девочка. Мама красива и обаятельна, а ее дочь замкнута, неловка, некрасива - «гадкий утенок», постоянно раз­дражающий ее этими качествами. Или отец - математик, видевший в сыне свое продолжение, второе «Я», не обнаруживает в нем ни математических способностей, ни склонности жить его интересами. Дети чувствуют как неистинность обусловленной любви, так и непринятие со стороны родите­лей. А это рано или поздно сказывается на отношениях между двумя поко­лениями в семье. Отчуждение, замкнутость ребенка или его уход «на ули­цу», конфликты начинаются, как правило, с подросткового возраста. Если в юности или молодости появляется возможность уйти из родительского дома, выросшие дети, которых не принимали, ее используют, создавая свои семьи, уезжая в другой город работать или учиться, «искать счастье».

Однако особенности отношений между родителями и детьми опреде­ляются не только их эмоциональной основой - родительской любовью или ее отсутствием - но и стилем воспитания. Кроме того, отношения родите­лей и детей зависят и от ребенка, его личностных особенностей. Общеиз­вестно, что индивидуальные особенности детей необходимо учитывать в процессе воспитания и обучения. Воспитание может смягчать, сглаживать или, наоборот, заострять, усиливать уже появившиеся черты характера ре­бенка. Если родителями не учитываются его индивидуальные особенности, воспитание оказывается неадекватным. Наряду с другими неблагоприят­ными моментами это может привести к появлению явной акцентуации ха­рактера: он становится дисгармоничным.

При любом стиле воспитания особенности личности ребенка накла­дывают отпечаток на семейные отношения. Эмансипация, психологическое «отдаление» от родителей начинается с подросткового возраста. Эмансипация протекает тяжело, бурно, если у ребенка выраженный гипер-тимный, эпилептоидный, истероидный или неустойчивый тип характера. Возможны скандалы, шантаж, побеги из дома. При астеноневротическом, психастеническом, сензитивном типе в основном сохраняется старая сис­тема отношений, подростки «не бунтуют».

Когда дети достигают юношеского возраста, их отношения с родите­лями обычно становятся спокойнее. Выросшие дети продолжают жить в родительской семье уже на правах взрослых, более независимых, чем раньше, членов семьи или уходят из дома. На западе принят второй вари­ант, порождающий специфические проблемы.

Американские психологи описывают феномен «опустевшего гнезда». Когда младший ребенок покидает родительский дом, родители остаются вдвоем, лишаются привычных связей и забот, вынуждены в какой-то мере пересматривать свои отношения и образ жизни. В этот период особенно трудно входить тем, кого не объединяют глубокие чувства, кто обнаружи­вает, что рядом - чужой человек. Но такие семьи не обязательно распада­ются. Сохранению семьи часто способствует материальная зависимость супругов друг от друга - совместное владение домом, обстановкой и т.д. Кроме того, многие американцы отмечают, что после ухода детей наступа­ет приятное время увеличения их свободы, возможностей личной жизни, освобождения от ежедневных родительских обязанностей. Отношения с детьми, поддерживаемые на расстоянии, становятся более взаимными и равными (Г. Крайг).

У нас далеко не все «гнезда» пустеют. Многие семьи включают 2-3 поколения, зачастую желая, но не имея возможности разъехаться. В юно­сти и молодости выросшие дети нередко остаются с родителями или, по­жив в общежитии, у мужа (жены), возвращаются назад. Социологи отме­чают, в частности, что из сельской местности в города мигрируют в основ­ном девушки, но значительная часть из них там не приживается и их роди­тельские семьи через несколько лет увеличиваются: снова появляется дочь, обычно - со своим ребенком.

Отношения родителей и взрослых детей, живущих под одной крышей, как правило, сложнее, чем на расстоянии. У молодежи вырабатываются свой образ жизни, привычки, родители уже не могут кардинально повлиять

на этот процесс, не могут продолжать воспитывать. Обе стороны уже совершенно равноправны и должны приспосабливаться друг к другу, к ме­няющимся обстоятельствам жизни. Особенно сложными становятся отно­шения, когда взрослый ребенок приводит в родительский дом жену (му­жа), когда старшее поколение в семье становится дедушкой и бабушкой.

Психологическое отдаление взрослых детей от родителей - естест­венное, закономерное явление, без которого невозможно достижение са­мостоятельности, построение собственной жизни младшим поколением. Идеальный случай - когда система старых отношений вовремя перестраи­вается, не возникает ни серьезных конфликтов, ни «игр», родители «отпус­кают» от себя детей, не теряя взаимных теплых чувств.

Date: 2015-11-15; view: 1014; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию