Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 3.1. Психические особенности младенца





Младенческий возраст - первый год жизни ребенка. Однако, первый месяц жизни оказывается настолько важным с точки зрения приспособле­ния к новым условиям существования, что его часто выделяют в отдель­ный период - новорожденность.

Социальная ситуация новорожденного специфична и неповторима и определяется двумя моментами. С одной стороны, это полная биологичеекая беспомощность ребенка, он не в состоянии удовлетворить ни одной жизненной потребности без взрослого. Таким образом, младенец - макси­мально социальное существо. С другой стороны, при максимальной зави­симости от взрослых ребенок лишен еще основных средств общения в ви­де человеческой речи.

В противоречии между максимальной социальностью и минимальны­ми средствами общения заложена основа всего развития ребенка в младен­ческом возрасте.

Приспособиться к этим новым, чуждым для него условиям ребенку помогают наследственно закрепленные механизмы - безусловные рефлек­сы. Это прежде всего система пищевых рефлексов. При прикосновении к углам губ или языку появляются сосательные движения, и все остальные движения тормозятся. Поскольку ребенок полностью сосредоточен на со­сании, эта реакция была названа «пищевым сосредоточением». Среди без­условных рефлексов выделяются защитные и ориентировочные. Некото­рые рефлексы являются атавистическими - они получены в наследство от животных предков, но бесполезны для ребенка и вскоре исчезают. Так, на­пример, рефлекс, называемый иногда «обезьяньим», пропадает уже на вто­ром месяце жизни. Новорожденный схватывает палочки или пальцы, вло­женные в его ладони. Такое «цепляние» настолько сильно, что ребенка можно поднять и он какое-то время висит, выдерживая вес собственного тела. В дальнейшем, когда ребенок научится схватывать предметы, он уже будет лишен такой цепкости рук.

К концу первого месяца жизни появляются и первые условные реф­лексы. В частности, ребенок начинает реагировать на позу кормления: как только он оказывается в определенном положении на коленях матери, у него возникают сосательные движения. Но в целом образование условных рефлексов характерно для более позднего времени.

Важные события в психической жизни новорожденного - возникно­вение слухового и зрительного сосредоточения. Слуховое сосредоточение появляется на 2-3-й неделе. Резкий звук, скажем, хлопнувшей двери, вы­зывает прекращение движений ребенка, он замирает и замолкает. Позже, на 3—4-й неделе, такая же реакция возникает на голос человека. В это вре­мя ребенок не только сосредоточивается на звуке, но и поворачивает голо­ву в сторону его источника. Зрительное сосредоточение, появляющееся на 3-5-й неделе, внешне проявляется так же: ребенок замирает и задерживает взгляд (разумеется, недолго) на ярком предмете.

Новорожденный, приобретя способность реагировать на голос ухажи­вающей за ним матери, видеть ее лицо, устанавливает с ней новые тонкие эмоциональные связи. Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останав­ливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться. Эта бурная эмоциональная реакция была названа комплексом оживления. Комплекс оживления служит грани­цей критического периода новорожденности, а сроки его появления - ос­новным критерием нормальности психического развития ребенка. Ком­плекс оживления появляется раньше у тех детей, матери которых не только удовлетворяют витальные потребности ребенка (вовремя кормят, меняют пеленки и т.п.), но и общаются и играют с ним.

Комплекс оживления, включающий истинно человеческую особен­ность - улыбку, знаменует собой появление первой социальной потребно­сти - потребности в общении. А становление у ребенка потребности в об­щении означает, что он в своем психическом развитии переходит в новый период. Заканчивается переходный этап новорожденности. Начинается собственно младенчество.

Младенец интенсивно растет. Рост здорового ребенка за первый год его жизни увеличивается примерно в 1,5 раза, а вес - почти в 2 раза. Ребе­нок начинает все более интенсивно и успешно двигаться и, значит, приоб­ретает большие возможности познания окружающего мира. Основные вехи в физическом развитии младенца и примерные (среднестатистические) сроки их появления отражены в табл. 1. Что касается познавательного раз­вития ребенка, то здесь нужно рассмотреть в первую очередь развитие восприятия и тонких ручных движений. Восприятие. Зрительное сосредо­точение, появившееся еще на этапе новорожденности, совершенствуется. После второго месяца сосредоточение становится достаточно длительным, к 3 месяцам его продолжительность достигает 7-8 секунд. Становится возможным прослеживание движущихся предметов. В 4 месяца ребенок не просто видит, но уже смотрит: активно реагирует на увиденное, двигается и издает радостные звуки.

К 2-3 месяцам младенцы обычно проявляют интерес к объектам, ко­торые в какой-то мере отличаются от тех, что наблюдались ими раньше.

Ребенок различает зрительно воспринимаемые объекты по форме, сложности и цвету. На цвет он может реагировать уже в 3—4 месяца: если его кор­мить только из красной бутылочки, он безошибочно выберет ее среди бу­тылочек других цветов. Эта реакция вырабатывается по типу условно-рефлекторных связей. Активный же интерес к цвету появляется позже, с 6 месяцев.

Таблица 1 Физическое развитие младенца

 

Время появления движений Развитие моторики
1 месяц Поднимает подборок
2 месяца Поднимает грудь
3 месяца Тянется за предметом, но, как правило, промахивается
4 месяца Сидит с поддержкой
5-6 месяцев Хватает рукой предметы
7 месяцев Сидит без поддержки
8 месяцев Садится без посторонней помощи
9 месяцев Стоит с поддержкой; ползает на животе
10 месяцев Ползает, опираясь на руки и колени; ходит, держась двумя руками
11 месяцев Стоит без поддержки
12 месяцев Ходит, держась одной рукой  

Движения рук младенца, направленные к предмету, ощупывание предмета появляются примерно на четвертом месяце жизни. В 5-6 месяцев ребенок уже может схватить предмет, что требует сложных зрительно-двигательных координации. Значение этого момента для дальнейшего раз­вития велико: хватание- первое целенаправленное действие ребенка, оно является обязательным условием, основой освоения манипуляций с пред­метами.

Во втором полугодии движения рук и соответствующие действия ин­тенсивно развиваются. Развертываются цепи одинаковых, повторяющихся действий, которые Жан Пиаже назвал круговыми реакциями. После 7 меся­цев встречаются «соотносящие» действия: ребенок вкладывает маленькие предметы в большие, открывает и закрывает крышки коробочек. После 10 месяцев появляются первые функциональные действия, позволяющие отно­сительно верно использовать предметы, подражая действиям взрослых. Ре­бенок катает машинку, бьет по барабану, подносит ко рту чашку с соком.

Интересно то, что эти функциональные действия не становятся еще предметными: они связаны с теми отдельными объектами, с которыми действовал взрослый, показывая ребенку, как укачивать куклу, как кор­мить ее с ложки и т.п. Переноса действий на другие предметы в этот пери­од еще не происходит.

Восприятие и действие - та основа, которая позволяет судить о пер­воначальных формах наглядно-действенного мышления в младенческом возрасте. В течение года усложняются познавательные задачи, которые способен решить ребенок, сначала только в плане восприятия, затем ис­пользуя двигательную активность. Добиваясь успеха, ребенок действует методом проб и ошибок. Скажем, отыскивая спрятанную под подушкой игрушку, он сначала переворачивает все подушки, попадающиеся ему на глаза.

На протяжении младенческого возраста наблюдается, наряду с позна­вательным, и эмоциональное развитие. Эта линия развития тоже непосред­ственно зависит от общения с близкими взрослыми. Ведущий тип деятель­ности в младенчестве - непосредственно-эмоциональное общение со взрослым. В первые 3—4 месяца у детей проявляются разнообразные эмо­циональные состояния: удивление в ответ на неожиданность (торможение движений, снижение сердечного ритма), тревожность при физическом дискомфорте (усиление движений, повышение сердечного ритма, зажму­ривание глаз, плач), расслабление при удовлетворении потребности. После того как ребенок научился узнавать и бурно радоваться маме (с этого, соб­ственно, и начинается младенчество как возрастной период), он доброже­лательно реагирует на любого человека. После 3—4 месяцев он улыбается знакомым, но несколько теряется при виде незнакомого взрослого челове­ка. Однако, если тот демонстрирует свое доброе отношение, разговаривает с ребенком и улыбается ему, настороженное внимание сменяется радо­стью. В 7-8 месяцев беспокойство при появлении незнакомых резко уси­ливается. Особенно боятся дети остаться наедине с незнакомым челове­ком. Примерно в это же время, между 7 и 11 месяцами, появляется так на­зываемый «страх расставания» - грусть или острый испуг при исчезнове­нии мамы.

Начинается в младенческом возрасте и речевое развитие. В первом полугодии формируется речевой слух, а сам ребенок при радостном ожив­лении издает звуки, называемые обычно гулением. Во втором полугодии возникает лепет, в котором можно различить некоторые повторяющиеся звуковые сочетания, связанные чаще всего с действиями ребенка. Лепет обычно сочетается с выразительной жестикуляцией. К концу 1 года ребе­нок понимает 10-20 слов, произносимых взрослыми, и сам произносит одно или несколько своих первых слов, сходных по звучанию со словами взрослой речи. Первые слова - это слова-действия с целью изменения ком­муникативной ситуации («дай!»). Хотя по форме первые слова в большин­стве случаев являются существительными, по сути они глаголы.

С появлением первых слов начинается новый этап в психическом раз­витии ребенка.

Переходный период между младенчеством и ранним детством обычно называют кризисом 1 года. Как всякий кризис, он связан со всплеском само­стоятельности, появлением аффективных реакций. Аффективные вспышки у ребенка обычно возникают, когда взрослые не понимают его желаний, его слов, его жестов и мимики или понимают, но не выполняют то, что он хо­чет. Поскольку ребенок уже ходит или активно ползает по дому, в это время резко увеличивается круг досягаемых для него предметов. Взрослые выну­ждены убирать острые вещи, закрывать электрические розетки, ставить по­выше электроприборы, посуду и книги. Не все желания ребенка выполни­мы, потому что его действия могут причинить вред ему самому или окру­жающим. Разумеется, ребенок и раньше был знаком со словом «нельзя», но в кризисный период оно приобретает особую актуальность.

Главное приобретение переходного периода - своеобразная детская речь, называемая Л.С. Выготским автономной. Она значительно отличает­ся от взрослой речи и по звуковой форме (фонетическому строению), и по смыслу (семантической стороне). Детские слова по своему звучанию ино­гда напоминают «взрослые», иногда резко отличаются от них. Еще более интересны семантические различия. Ребенок не может так обобщать пред­меты. У него своя логика, и его слова становятся многозначными и ситуа­тивными.

Поскольку автономная детская речь фонетически и семантически от­личается от взрослой, она понятна только самым близким людям, постоян­но находящимся рядом с ребенком и понимающим значения его слов. 06щение с другими взрослыми с помощью такой речи невозможно, хотя здесь могут помочь неязыковые средства - жесты и выразительная мимика ребенка, сопровождающая непонятные слова. Следовательно, автономная речь допускает общение, но в других формах и другого характера, чем-то общение, которое станет возможным для ребенка позднее.

Подводя итоги психического развития в младенчестве, необходимо еще раз сказать о том, что базовая потребность возраста - потребность в безопасности, защищенности. Она должна быть удовлетворена. В этом главная функция взрослого человека. Если ребенок чувствует себя в безо­пасности, то он открыт окружающему миру, доверят ему и осваивает его смелее. Если нет - ограничивает взаимодействие с миром замкнутой си­туацией. Э. Эриксон говорит о том, что в младшем возрасте у человека формируется чувство доверия или недоверия к окружающему миру (лю­дям, вещам, явлениям), которое человек пронесет через всю жизнь. Чувст­во отчужденности возникает при дефиците внимания, любви, ласки, при жестоком обращении с детьми.

В этом же возрасте формируется чувство привязанности. Привязан­ность - это особая эмоциональная связь, возникающая между ребенком и заботящимся о нем взрослым. Выделяют 3 фазы процесса формирования детской привязанности: (1) малыш ищет близости с любым человеком; (2) учится отличать знакомых людей от незнакомых; (3) чувство привязанно­сти возникает к тем людям, которые особо значимы для ребенка. Социаль­ное общение, ощущение комфорта способствует формированию детской привязанности больше, чем своевременное кормление, так как придают этому чувству сугубо человеческий характер.

Date: 2015-11-15; view: 952; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию