Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблемы интеграции социально-психологического знания





 

В настоящее время актуальной является проблема интеграции отечественной социальной психологии в мировую систему социально-психологического знания. При этом важно учитывать методологические основания развития отечественной социальной психологии. Актуальность обозначенной проблемной области определяется ситуацией, сложившейся в отечественной социальной психологии в связи с интеграцией постсоветских стран в мировое сообщество. Не владение отечественными исследователями зарубежной современной научной терминологией, ограниченность представлений в области актуальных направлений и проблемных областей социально-психологических исследований, слабая разработанность методологических оснований интеграции, ограниченность ориентации в существующих информационных ресурсах и контактов с наиболее передовыми исследователями, ориентированными на сотрудничество создают многочисленные сложности в ряде вопросов, определяющие дальнейшее развитие отечественной социально-психологической науки и практики: искаженное представление и понимание системы базовых категорий современной зарубежной социальной психологии, приводящее к недопониманию сторон и некорректной представленности их в отечественной культуре; не владение информационными ресурсами, позволяющими как углубить собственные представления в области актуальных направлений исследований, так и налаживанию продуктивной научной коммуникации, способствующей развитию науки; ограниченность научно-методического обеспечения, направленного на способствование ин- и аккультурации отечественных социальных психологов в международную социально-психологическую культуру посредством овладения технологическими особенностями перевода и адаптации зарубежного знания.

2008 год ознаменовался юбилеем социальной психологии. Прошли конференции, посвященные столетию социальной психологии, появились публикации, в которых отмечалось, что социальная психология отметила 100-летие своего существования. Основанием для подобного заключения послужил тот факт, что в 1908 году одновременно были опубликованы две книги, посвященные социальной психологии: в Лондоне была опубликована работа Уильяма Мак-Дауголла «Введение в социальную психологию» (McDaugall W., 1908), а в Нью-Йорке книга Эдварда Росса «Социальная психология» (Ross E.A., 1908).

Такая позиция является достаточно распространенной, хотя и не единственной. Некоторые исследователи связывают возникновение социальной психологии с основанием Хейманом Штейнталем и Морисом Лацарусом известного журнала “Zeitschrift für Völkerpsychologie und Sprachwissenschaft” в 1859 году. Другие авторы указывают, что есть основания связывать возникновение социальной психологии с появлением социологического направления в социологии и, соответственно, датируют 90-ми годами XIX столетия. Основателем этого направления можно считать французского социолога Густава Лебона (в 1895 году он опубликовал известный труд «Психология толпы» («Psychologie des foules»). Между тем некоторые историки психологии полагают, что говорить о социальной психологии как науке можно лишь тогда, когда она начинает использовать экспериментальные методы. В этом случае датировка меняется и датой возниконовения социальной психологии становится середина 20-х годов XX столетия, когда экспериментальные исследования в этой области развертываются достаточно широко. Как справедливо указывает Б.Д.Парыгин, «по критерию оформления социальной психологии в качестве целостной системы научного знания с развитой структурой прикладных функций этот процесс может быть отнесен даже к 70-м годам XX столетия» (Парыгин, 2003, с. 76). Таким образом, мы видим, что существует известное разнообразие мнений о времени возникновения социальной психологии как науки. К сказанному стоит добавить, что существует «тенденция, связанная с поиском более удаленного от наших дней времени становления социально-психологического знания» (Парыгин, 2003, с. 76).

В данной связи можно указать на мнение Гордона Олпорта, связывавшего возникновение социальной психологии с творениями выдающегося философа Платона. А немецкие исследователи Ганс Гибш и Манфред Форверг полагали, что «с тех пор как существуют люди, которые вместе трудятся и живут, с того момента, когда они осознали необходимость осмыслить общественное бытие человека, существует без сомнения «социально-психологиеское» мышление как один из аспектов всеобъемлющей работы мысли – с целью понять и сформулировать отношение человека к более крупным социальным структурам. С развитием человечества это мышление находит выражение в исторически существующих объективациях: в социальных и общественных институтах, в мифах и сказаниях, в философских концепциях и, наконец, в постепенно формирующихся специальных научных дисциплинах» (Гибш, Форверг, 1972, с. 13). Впрочем, сами Гибш и Форверг по сути повторяют известный афоризм Эббингауза (психология “имеет длинное прошлое, но краткую историю”) по отношению к социальной психологии: «Насколько древней представляется история социально-психологического мышления, настолько коротка история социальной психологиикак относительно самостоятельной научной дисциплины в рамках психологической науки. Если первая насчитывает столетия, то вторая немногим более полувека» (Гибш, Форверг, 1972, с. 13).

Отметим, кстати, что немецкие авторы называют следующие источники возникновения социальной психологии: «Мы полагаем, что три истока социальной психологии составляют следующие теории: психологии народов – течение, возникшее преимущественно в Германии, психология масс – теория, которая в основном развивалась в романских странах (Италия, Франция), и различные теории об инстинктах социального поведения, которые были сформулированы в Англии и США в начале XX столетия» (Гибш, Форверг, 1972, с. 19).

Таким образом, еще раз отметим, что существует значительное многообразие взглядов по поводу датировки появления социальной психологии как научной дисциплины. Обычно такая ситуация связана с недостаточной разработкой методологических вопросов. Обратимся к рассотрению этих обстоятельств более подробно. Глубокий анализ этого вопроса содержится в фундаментальной работе Б.Д.Парыгина (2003). Парыгин отмечает, что различие во взглядах «вызваны прежде всего склонностью ряда исследователей к видению ее генезиса в качестве одноактного и однозначного феномена, что особенно очевидно в случаях фиксирования даты рождения науки подобно тому, как мы говорим о рождении ребенка. Сказывается при этом недостаточная договоренность о предмете науки, разнобой в критериях при определении ее истоков в лоне различных научных дисциплин» (Парыгин Б.Д., 2003, с.77).

Таким образом, позиция, согласно которой социальная психология ныне отмечает столетний юбилей, имеет право на существование, хотя более оправданной представляется точка зрения классика отечественной социльной психологии Б.Д.Парыгина, согласно которой «становление мировой социально-психологической мысли и науки – многоактный, многозначный и протяженный во времени процесс перехода от очень удаленных и первоначально научно неосознаваемых предпосылок, практического опыта общения к попыткам его осмысления и анализа, постепенно перерастающим в течение социально психологической мысли, а затем и в систему научного знания» (Парыгин Б.Д., 2003, с.94). Основными моментами в этом процессе (Парыгин Б.Д., 2003, с.94-95) являются:

- эмпирические предпосылки социальной психологии как опыта практических действий;

- философские истоки социально-психологической мысли;

- непосредственные исторические условия;

- формирование социаотно-психологического направления в человекознании;

- становление социальной психологии как экспериментальной науки;

- оформление социальной психологии в систему научного знания.

Для решения этих проблемных задач необходимо выявление реальных методологических оснований развития отечественной социальной психологии и на этой основе на решение проблемы интеграции научного социально-психологического знания: во-первых, интеграции научного знания в рамках отечественной социальной психологии, во-вторых, интеграции отечественной социальной психологии в мировую социально-психологическую науку.

Как ни удивительно, история отечественной социальной психологии в полном объеме еще не составлена, хотя изучению развития социальной психологии в России посвящены известные историко-психологические и методологические исследования К.А.Абульхановой, Г.М.Андреевой, Н.Н.Богомоловой, Е.А.Будиловой, И.П.Волкова, А.И.Донцова, А.Л.Журавлева, В.А.Кольцовой, Е.С.Кузьмина, В.В.Новикова, Н.Н.Обозова, Ю.Н.Олейника, Б.Д.Парыгина, Л.А.Петровской, А.Л.Свенцицкого, В.Е.Семенова, Л.И.Уманского, Н.П.Фетискина, П.Н.Шихирева, Е.В.Шороховой, А.С.Чернышева, В.А.Янчука и др.

Остановимся чуть подробнее на втором аспекте обозначенной проблемы – интеграции отечественной социальной психологии в мировую социально-психологическую науку. Б.Д.Парыгин справедливо отмечал: «К числу актуальных методологических проблем всемирной истории социальной психологии следует отнести и вопросы, связанные с соотношением общечеловеческих и национально-специфических тенденций, с особенностями становления и развития различных национальных школ, направлений и течений в этой области» (Парыгин, 2003, с.98). «Есть все основания говорить не только об общих тенденциях процесса становления социальной психологии в качестве мировой науки, но и об особенностях формированияи развития национальных школ и направлений в различных странах» (Парыгин, 2003, с.98).

Характеризуя различия между американской и европейской социальной психологией, Б.Д.Парыгин отмечает: «Для европейской социальной психологии, в отличие от американской, характерен более высокий интерес к теоретической социальной психологии, но вместе с тем она обладает меньшим потенциалом экспериментальной, эмпирической и особенно прикладной сферы данной науки. У американских же исследователей, наоборот, повышенный интерес к проблемам социального контроля поведения личности в группе, применению этой науки в промышленности, рекламе, торговле, управлении и других сферах социальной жизнедеятельности человека» (Парыгин, 2003, с.99). Б.Д.Парыгин останавливается также на различии социально-психологических подходов в зарубежной и в отечественной науке: «Но если для представителей западноевропейских школ характерен интерес к детальному анализу отдельных составляющих и элементов социальной психологии…, то для социально-психологического направления в России характерным оказывается внимание не к тем или иным явлениям, а к глобальным социально-психологическим проблемам» (Парыгин, 2003, с.99). Б.Д.Парыгин продолжает: «Об этом говорит прежде всего повышенный интерес отечественных ученых к социально-психологическим факторам российской истории, к психологии различных массовых социальных движений, духовной жизни общества, политической борьбы и революционного движения» (Парыгин, 2003, с.99). По мнению Б.Д.Парыгина, «отличается подход российских исследователей к феномену психологии народа и от подхода немецких или французских коллег. Если у западноевропейцев он носит достаточно общий характер, то у русских социальных психологов это прежде всего интерес к психологии собственного народа, сопряженной с психологическими факторами русской судьбы. Отсюда и сильная традиция обращенности к философско-социологическим аспектам социальной психологии, озабоченность судьбой страны и народа, активное участие в идейной борьбе за идеалы свободы и демократии против самодержавно-крепостнической системы» (Парыгин, 2003, с.100). Б.Д.Парыгин подчеркивает, что специфика стартовых позиций исследователей не исчерпывает национальных особенностей процесса формирования социально-психологического направления вы России: «в полной мере они могли бы быть выявлены лишь в результате сравнения всей истории отечественной и зарубежной психологии…» (Парыгин, 2003, с.100). Отметим также, что эта задача сравнения истории отечественной и зарубежной социальной психологии – важнейшая методологическая задача – до сих пор фактически не решена. Более того, многие авторы не уделяют этому вопросу должного внимания.

Как мы полагаем, проблема интеграции социально-психологического знания может быть успешно решена только в случае учета национально-культурной специфики развития социальной психологии в разных странах.

Остановимся несколько подробнее на становлении методологических оснований отечественной социальной психологии.

Б.Д.Парыгин выделяет следующие этапы развития отечественной социальной психологии (Парыгин, 2003):

1. Становление социально-психологического направления в России (вторая половина XIX – начало XX века).

2. Развитие социальной психологии в период 1920-х годов.

3. Перерыв в развитии (1930-50-е годы).

4. Возрождение отечественной социальной психологии (1960-е годы).

5. Оформление современной отечественной социальной психологии в систему научного знания (1970-80-е годы).

В настоящей работе мы будем говорить только о первых двух этапах.

Как справедливо отмечается многими авторами, пионером социально-психологической мысли в России был Н.К.Михайловский. Вместе с тем нельзя не согласиться с Б.Д.Парыгиным, отмечающим, что ряд отдельных высказываний о различных социально-психологических явлениях можно обнаружить в трудах русских философов, революционных демократов В.Г.Белинского, А.И.Герцена, Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова, Д.И.Писарева и социологов П.Л.Лаврова, М.М.Ковалевского и др.

Н.К.Михайловский, известный социолог, идеолог русского народничества, по праву считается основоположником отечественной социально-психологической мысли (Свенцицкий, 2000). «Н.К.Михайловскому принадлежит неоспоримая заслуга в постановке и разработке ряда важных проблем социальной психологии применительно к пониманию социально-политических условий функционирования и развития общества» (Парыгин, 2003, с.101). Н.К.Михайловский подчеркивал значение психологического фактора в историческом процессе, призывал исследовать социально-психологические явления. Специально подчеркнем, что Михайловский, по сути, призывал к созданию науки, которая бы специально исследовала массовую психологию и ее роль в социальных движениях. Как отмечал Б.Д.Парыгин, Михайловский «убедительно аргументировал роль социальной психологии в изучении именно массовых социальных движений» (Парыгин, 2003, с.102). В работах Михайловского содержатся первые попытки описания механизмов изменения психического состояния и поведения больших групп. Большую популярность имела концепция «героя и толпы» Михайловского. По Михайловскому, герой является порождением толпы, которая выдавливает его в определенные моменты истории. Механизмом поведения людей в толпе является подражание толпы герою и взаимоподражание людей. Эта теория оказала существенное влияние на развитие отечественной социальной психологии.

Большой вклад в становление отечественной социальной психологии внес Г.В.Плеханов, видный теоретик марксизма. Плеханов дал «глубокий анализ психологии демократического движения в России, психологических эпох или духа времени. Ему принадлежит опыт глубокого социально-психологического анализа различных форм общественного сознания – литературы, искусства, философии» (Парыгин, 2003, с. 104). Подчеркнем, что Плеханов как марксист, утверждая первичность экономики, настаивал на том, что без понимания общественной психологии нельзя сделать ни шагу в истории искусства, философии и т.д. Г.В.Плеханову принадлежит известное определение общественной психологии как преобладающего настроения чувств и умов в данном классе в данное время. Плеханова по праву можно считать основателем марксистской традиции в отечественной социальной психологии.

Важное место в формировании основ отечественной социальной психологии принадлежит трудам Н.А.Бердяева. Известный отечественный мыслитель предпринял попытку рассмотрения многочисленных социально-психологических явлений через призму характера русского народа. Как отмечал Б.Д.Парыгин, «Н.А.Бердяев исторические повороты в судьбе России, противоречия ее бытия стремится осмыслить через противоречивый характер русского народа» (Парыгин, 2003, с.110). «Н.А.Бердяев остро и бескомпромиссно ставит вопрос о зависимости судьбы России от превратностей и противоречий русского характера, о необходимости развития русского национального самосознания как способа постижения и преодоления этих противоречий, о предстоящем духовном перерождении и перевоспитании русского народа» (Парыгин, 2003, с. 111).

Нельзя не отметить роль В.М.Бехтерева в становлении отечественной социальной психологии. К разработке вопросов социальной психологии Бехтерев обратился еще в 90-е годы XIX столетия, когда опубликовал работу о роли внушения в общественной жизни. Будучи сторонником объективных методов, Бехтерев рассматривает групповую психику как совокупность сочетательных рефлексов («Коллективная рефлексология». Пг, 1921). Объясняя социально-психологические явления, Бехтерев обращается к законам физики, полагая что они имеют универсальный характер. Как отмечает А.Л.Свенцицкий, «законы психологии масс сводятся к физическим законам. Неудивительно, что концепция «коллективной рефлексологии» сразу же вполне обоснованно подверглась критике за «механический материализм» (Свенцицкий, 2000, с.36).

Отметим также, что Бехтерев первым в отечественной науке обратился к социально-психологическому эксперименту. Эксперименты, осуществленные В.М.Бехтеревым и М.В.Ланге, были направлены на выявление влияния группы на психические процессы индивида. Было обнаружено, что в присутствии других людей появляются существенные изменения в восприятии, памяти, мышлении. Таким образом, в работах В.М.Бехтерева впервые в отечественной социальной психологии с успехом использовался метод эксперимента.

Отметим, что вклад в социальную психологию внес и другой выдающийся русский физиолог – И.П.Павлов. В его докладе 1918 года «О русском уме» содержится глубокий и не утративший своего значения до сегодняшнего дня анализ особенностей мышления русского народа (Павлов, 1999).

Как отмечает Б.Д.Парыгин, «при всем многообразии и различии подходов к пониманию тех или иных изучаемых явлений всех пионеров отечественной социально-психологической мысли объединяет интерес прежде всего к судьбе и духовным факторам истории своей страны» (Парыгин, 2003, с.115).

Подведем некоторые итоги. К началу XX столетия происходит становление социальной психологии в России. Определяется основополагающая проблематика исследований. Как справедливо отмечалось Б.Д.Парыгиным, для отечественной социально-психологической науки характерен интерес в первую очередь к социально-психологическим факторам общественно-исторического процесса. На этом этапе предмет социально-психологической науки как таковой еще не определяется, происходит уточнение ее объекта. Предпринимаются первые попытки определения методов социальной психологии, идет поиск объяснительных принципов.

В 20-е годы XX столетия в отечественной социальной психологии проходили многочисленные методологические дискуссии, в которых обсуждалось какой должна быть социальная психология, как она должна соотноситься с марксизмом.

 

 

Впрочем, вернемся к процессам интеграции в современной социальной психологии.

Ранее нами был осуществлен методологический анализ развития социально-психологических идей в отечественной науке. В качестве рабочей использовалась периодизация развития отечественной социальной психологии, предложенная Б.Д.Парыгиным (2003). Были использованы историко-психологические и методологические исследования Е.А.Будиловой, Е.В.Шороховой, В.А.Кольцовой, Ю.Н.Олейника, К.А.Абульхановой, Б.Д.Парыгина, Г.М.Андреевой, Л.А.Петровской, А.И.Донцова, Н.Н.Богомоловой и др. Были проанализированы методологические взгляды основателей отечественной социальной психологии (Н.К.Михайловский, Г.В.Плеханов, Н.А.Бердяев, В.М.Бехтерев). Проведен методологический анализ становления социальной психологии в СССР в 20-е годы XX столетия (Г.И.Челпанов, В.А.Вагнер, В.М.Бехтерев, Л.Н.Войтоловский, К.Н.Корнилов, В.А.Артемов, П.П.Блонский, В.М.Боровский, М.А.Рейснер, А.Б.Залкинд, Г.Малис и др.). В анализе дискуссий по проблемам социальной психологии, проходивших в 20-е годы особенное внимание уделено дифференциации идеологического, философского и собственно социально- психологического уровней методологии. Проведен анализ общепсихологических и философских работ периода т.н. «перерыва» в развитии отечественной социальной психологии (30-е - 50-е гг. XX столетия). Особое внимание уделено возрождению социальной психологии в СССР (60-е гг.). Проведен анализ метологических оснований социально- психологических программ в новых идеологических условиях (Б.Д.Парыгин, Е.С.Кузьмин, Б.Г.Ананьев, А.Г.Ковалев, Б.Ф.Поршнев, А.А.Бодалев, Г.М.Андреева, и др.). Также проведен методологический анализ направлений в современной отечественной социальной психологии. Общий вывод, сформулированный в результате историко-методологического анализа, подтвердил исходную гипотезу: в отечественной социальной психологии выражены и все нарастают тенденции к интеграции социально-психологического знания и интеграции различных направлений и подходов, но темпы реальной интеграции являются крайне низкими по причине отсутствия специальной целенаправленной деятельности психологов по осуществлению интеграции, с одной стороны, и отсутствия специального методологического аппарата и разработанных средств осуществления интеграции, с другой.

В самое последнее время появились методологические исследования, отмечающие перспективные направления разработок в области методологии современной отечественной социальной психологии. А.Л.Журавлев (2008) отмечает в качестве таковых: 1) развитие представлений о предмете социально-психологических исследований, 2) развитие представлений об объекте социально-психологических исследований, 3) развитие представлений о методе, 4) о тезаурусе основных понятий социальной психологии, 5) о междисциплинарном статусе социально-психологических исследований. Представляется, что требуется новое обобщение методологической ситуации, сложившейся в отечественной социальной психологии.

Было проведено выделение ключевых социально-психологических понятий, получивших широкое распространение в отечественной социальной психологии советского периода. К базовым понятиям социальной психологии советского периода были отнесены следующие понятия: личность, деятельность, общность, общение, социальное отношение, заражение, внушение, убеждение, подражание, мода, состояние социальной психики, общественное настроение, социально-психологический климат, группа, коллектив). Было осуществлено определение реального и мнимого спектров значений (Мазилов, 2002) основных социально-психологических понятий в свете разрабатываемого уровневого подхода. Представляется чрезвычайно интересным и полезным сопоставить перечень базовых категорий отечественной социальной психологии советского периода с тезаурусом современной российской социальной психологии. А.Л.Журавлев отмечает: «Изменение тезауруса современной социальной психологии происходит достаточно интенсивно благодаря формулированию новых научных проблем, формированию новых научных направлений, обоснованию новых парадигм и т.д. Развитие системы понятий происходит в самых разных формах, как:

- новое (или уточненное) содержание традиционных понятий;

- новые по названию понятия, но близкие по смыслу и содержанию старым;

- реально новые понятия, отражающие соответствующие явления, хотя при этом степень их новизны тоже может быть различной» (Журавлев, 2008, с.10).

А.Л.Журавлев в только что цитированной статье отмечает: «В отечественной социальной психологии за последние примерно 10 лет стали интенсивно использоваться следующие термины и понятия: коллективный (групповой) субъект, совместная жизнедеятельность, групповая саморефлексия, дискурс, социальное и экономическое самоопределение личности и группы, совладающее поведение, коллективный коупинг, нравственно-психологическая регуляция поведения, психологическая дистанция, социально-психологическое пространство, социально–психологические сети, социальный капитал, корпоративная (организационная) культура, межличностное и межгрупповое доверие, социально-психологическая зрелость, межличностный и межгрупповой обмен знаниями, субъективное качество жизни, субъективное благополучие, отношение группы ко времени, дистинктивное поведение» (Журавлев, 2008, с.10). Таким образом, на повестку дня выходит определение реального и мнимого спектров значений новых социально-психологических понятий. Необходимо установить, какие из новых социально-психологических понятий могут претендовать на статус базовых.

Было проведено исследование, направленное на интеграцию психологического знания в рамках основных парадигм (в первую очередь был предпринят сопоставительный анализ работ, выполняемых в русле естественнонаучной ориентации (парадигмы) и гуманистической, а также синергетической, претендующей на то, чтобы стать самостоятельной парадигмой психологической науки). Проведенный анализ позволил сделать выводы об основных направлениях интеграции психологического знания в научной психологии начала двадцать первого века. Выделены основные виды интеграции (стихийная, целенаправленная). В целенаправленной интеграции проанализированы такие разновидности как осуществление «синтеза», разработка многомерных теорий, разработка общей методологии, коммуникативная методология, интегративная методология (Мазилов, 2007).

Оказалось возможным производить соотнесение концепций не только в рамках научной академической психологии, но и за ее пределами. Для этого небходимо дополнительное соотнесение предмета научной психологии и того, что полагается в качестве предмета в концепциях, продуцирующих ненаучное и вненаучное знание. Особенно важным представляется установление соотношений между научной психологией и практико-ориентированными концепциями, получившими в современной социальной психологии достаточно широкое распространение.

Была предложена конкретная модель, позволяющая осуществлять реальную интеграцию социально-психологического знания. Она разработана на основе концепции коммуникативной методологии, ориентированной на соотнесение различных психологических концепций и тем самым способствующей решению проблемы интеграции психологического знания. В основе концепции коммуникативной методологии лежит модель соотношения теории и метода в психологии. Данная модель представляет собой структурный инвариант, поэтому может быть использована в качестве основы для осуществления соотнесения психологических концепций. Предложен и описан вспомогательный аппарат коммуникативной методологии, представлена конкретная технология интеграции психологического знания, разработанная на основе коммуникативной методологии (Мазилов, 2007).

 

Список литературы

Андреева Г.М. К истории становления социальной психологии в России // Социальная психология в трудах отечественных психологов / Составитель А.Л.Свенцицкий. СПб, 2000

Гибш Г., Форверг М. Введение в марксистскую социальную психологию. М,: Прогресс, 1972

Журавлев А.Л. Тенденции развития отечественной социальной психологии // Социальный мир человека. Вып. 2. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции «Человек и мир: социальные миры изменяющейся России» 25-26 июня 2008 г. / Под ред. Н.И.Леонова. Ижевск: Ergo, 2008, с. 9-10

Журавлев А.Л. Предмет и структура социальной психологии // Социальная психология. М.: Per Se, 2002, с. 5-9.

Мазилов В.А. Актуальные методологические проблемы современной психологии. Ярославль: МАПН, 2002
Мазилов В.А. Интеграция научного знания в психологии // Теория и методология психологии: постнеклассическая перспектива / Под ред. А.Л.Журавлева, А.В.Юревича. М.: Изд-во ИПРАН, 2007, с.427-459

Мазилов В.А. Век социальной психологии // Психология XXI столетия. Том 1 / Под ред. В.В.Козлова. Ярославль: МАПН, 2008, с.36-45

Новиков В.В. Психология и экономика. Избранные сочинения в 11 тт. Ярославль, 2004-2005

Павлов И.П. О русском уме // И.П.Павлов: pro et contra. СПб: РХГИ, 1999, с.130-147

Парыгин Б.Д. Социальная психология в России: тенденции и парадоксы // Человеческий фактор: Социальный психолог, № 1, 2004, с.5-6.

Парыгин Б.Д. Социальная психология: Учебное пособие. СПб: СПбГУП, 2003

Свенцицкий А.Л. История формирования научного социально-психологического знания // Социальная психология в трудах отечественных психологов / Составитель А.Л.Свенцицкий. СПб, 2000

Социальная психология в трудах отечественных психологов / Составитель А.Л.Свенцицкий. СПб, 2000

Ярошевский М.Г. История психологии. 3-е изд., дораб. М.:Мысль, 1985.

Le Bon G. Psychologie des foules. P.: Alcan, 1895

McDaugall W. Introduction to Social Psychology. L.: Methuen, 1908

Ross E.A. Social Psychology. N.Y.: Macmillan, 1908

 

 

Заключение

 

В настоящей книге были кратко рассмотрены вопросы, связанные с интеграцией психологического знания. Очевидно, что в настоящее время существует выраженная потребность в интеграции знания, которая осознается большинством психологов. Поскольку стихийной интеграции явно недостаточно, необходима помощь со стороны методологии. Коммуникативная методология, подробно охарактеризованная в этой работе, – один из возможных способов интеграции психологического знания. Могут существовать и другие. На их анализе мы остановимся в следующей работе, которая находится в печати (Янчук В.А., Мазилов В.А. Интеграция отечественной социальной психологии в мировую систему социально-психологического знания. Ярославль: МАПН, 2008).

В этой работе мы также значительно более подробно и широко рассматриваем проблемы интеграции социально-психологического знания как в отечественной, так и в мировой социальной психологии.

 

Содержание

Введение. 4

1. МЕТОДОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ 5

2. Когнитивная методология. 21

2.1. Проблема парадигмального статуса психологии 21

2.2. Проблема предмета 31

2.3. Проблема метода 49

2.4. Проблема объяснения в психологии 76

3. КОММУНИКАТИВНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ И ПРОБЛЕМА ИНТЕГРАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ 95

4. ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ 117

Заключение. 129

Содержание. 131

 

На­уч­ное из­да­ние

Date: 2015-11-15; view: 448; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию