Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема IV. Культура и общество





 

1. Понятие культуры. Особенностью человеческой жизни и существования является то, что человек живет не в природной, естественной среде, а в среде, которую он сам создал и произвел. Его окружает материальный мир, состоящий из городских улиц и зданий, мостов, транспорта, обработанной земли. Даже леса не являются девственными, но каким-то образом уже размеченными, как-то обработанными, каждое дерево на учете у лесничества; и животные учтены, например, лоси обсчитаны и зарегистрированы, реки и ручьи нанесены на карты. Дети, рождаясь, сразу оказываются в родильных домах, под присмотром врачей, затем попадают в квартиру, их воспитывают, учат держать ложку, пользоваться постелью и т.д.

Таким образом, человек в течение своей жизни не имеет или почти не имеет непосредственного контакта с природой как таковой, он обязательно живет и существует в некотором искусственном мире, или в мире так называемой второй природы, или, по-другому, в мире человеческой культуры.

Слово “культура” появилось в Древнем Риме и первоначально имело значение возделывания земли, а также воспитания и образования, то есть речь идет о переработке того, что дано природой. И эту культуру каждый индивид должен освоить, чтобы стать полноправным членом общества. Теперь дадим современное определение культуры.

Культура – это все то, что производится, социально усваивается и разделяется членами общества.

Тут можно выделить два момента. Во-первых, культура – это то, что производится человеком: продукт, товар, идея, знание.

Во-вторых, культура – это то, что усваивается обществом и принимается членами общества.

Эти два условия должны присутствовать вместе, чтобы нечто могло стать частью культуры. Если то, что создается человеком – книга, материальная вещь, идея, – не будет принято обществом, то это и не станет частью культуры.

Поэтому многие изобретения целыми столетиями ждали своего часа, чтобы стать частью культуры. Например, еще в Древней Греции был открыт принцип паровой машины, но на эти устройства смотрели как на никому не нужные безделушки. И лишь в условиях капиталистического общества, когда начала развиваться промышленность и целью производства стала прибавочная стоимость, паровая машина была снова изобретена и пущена в ход, став неотъемлемым элементом культуры данного общества.

Культура представляет собой единство материальных и нематериальных элементов. Материальные элементы – это инструменты, орудия, мебель, автомобили, здания. В спортивных играх это – мяч, соответствующая одежда, спортивная площадка, соответствующее оборудование. В науке – это авторучка, компьютер, бумага, синхрофазотроны, другое оборудование. В искусстве – книги как особые вещи, произведения искусства в виде картин, состоящих из рамы, холста, определенным образом наложенных красок, инструменты и т.д.

Нематериальные элементы культуры – слова и их значения, идеи, привычки, традиции, обычаи, ценности и нормы, правила, знания и навыки, мастерство людей.

Принято считать, что главным богатством общества являются материальные ценности: полезные ископаемые – нефть, газ, лесные ресурсы, плодородные земли, а также различные строения – здания, мосты, дороги, оборудование, средства производства – станки, техника и т.д., так как первичным считается то, что можно потрогать, ощутить, осязать, то есть все материальное.

Но оказывается, что общество может потерять значительные материальные богатства в ходе разрушительной войны, могут быть уничтожены заводы, города, оборудование, мосты и т.д. Однако если обществу удалось сохранить знания и умения, а главное – людей, которые знают и умеют, обладают талантами и способностями, удалось сохранить хорошую систему образования, то такое общество может в короткое время все разрушенное восстановить и воссоздать в более лучшем виде. Если остались знания и умения, то все материальное можно воссоздать.

Но если в результате бездумной политики или репрессий исчезнут образованные люди, талантливые личности, то рано или поздно вся материальная культура начнет разрушаться, техника ржаветь и общество начнет деградировать.

Представим себе, что в порядке гуманитарной помощи в современную Россию завезли безвозмездно самую совершенную технику, компьютерную систему, охватывающую все общество, кто-то понастроил нам великолепные дороги и завалил нас едой и предметами ширпотреба – одеждой, бытовой техникой и т.п. Но население осталось прежним, и большая часть людей по-прежнему с утра ищет, где бы опохмелиться, а рабочие по-прежнему способны выполнять лишь одни и те же повторяющиеся операции на конвейере. И ясно, что вся великолепная техника начнет простаивать, устаревать, разрушаться, будет растащена и распродана. Какая-то часть ее вернется теми или иными путями в те страны, из которых она была вывезена. Известно, например, что неудачи с введением рыночной экономики в России в значительной степени связаны с особенностью русского менталитета, для которого характерным является коллективизм, умение не высовываться, отсутствие привычки действовать на свой страх и риск, опираться на собственные таланты, на личное мнение

А теперь представим, что в Японии вся материальная культура разрушена страшным землетрясением. И уже через полгода японцы снова все восстановят и, может быть, даже заменят то, что было, еще более современной техникой. Потому что есть люди, обладающие соответствующими талантами, знаниями и умениями.

Итак, можно сделать вывод, что нематериальные элементы культуры выступают определяющим началом по отношению к материальным элементам культуры.

Носителем определенной культуры является этнос или нация. Поэтому можно говорить о русской культуре, или французской, или немецкой, или калмыцкой. В то же время границы определенной культуры не всегда совпадают с границами определенного общества. Так, общей нормой европейских обществ, таких как Англия, Франция, Германия, является господство римского права как важного элемента культуры. Но основные идеи римского права были разработаны еще в античные времена в Римской империи. В то же время в рамках одного и того же общества могут сочетаться элементы разных культур. Например, в России сосуществуют и переплетаются культуры множества наций, можно говорить о соединении православной и исламской (Татарстан, Северный Кавказ) культур в одном социальном пространстве.

2. Культура как система норм. В своей социальной жизни индивиды создают определенные образцы поведения, которым достаточно большая часть общества постепенно начинает подчиняться и принимать эти образцы за нечто само собой разумеющееся. Например, может быть выдвинута в качестве детали одежды какая-то новая особенность, которая сначала воспринимается всеми как что-то даже раздражающее, или по крайней мере ни для кого необязательное. Но со временем все большее количество людей перенимает новинку в одежде, и на каком-то этапе эта новинка становится обычной и привычной нормой для большинства.

Так происходит с модой на определенные галстуки – узкие или широкие, на шляпы – с большими или малыми полями. В романе Стругацких “Трудно быть богом” герой, землянин, работает наблюдателем цивилизации на одной из далеких планет, он вращается в высшем свете того общества. И ему очень неудобно обходиться без носового платка, который еще не был изобретен в той цивилизации. И тогда герой вводит специально моду на носовой платок. На одном из светских раутов он небрежно достает небольшой кусок светлой ткани и касается им своего носа. Через некоторое время один из модников высшего общества, рыцарь такой-то, тоже достал из своей кольчуги кусок светлой ткани и победоносно в него высморкался. А спустя еще какое-то время многие дамы и рыцари таскали за собой огромные, волочащиеся по полу куски ткани, грациозно сморкаясь в них время от времени. Таким образом, герой-землянин специально ввел новую культурную норму – сморкаться не под ноги собеседнику, а в носовой платок.

В общем случае культурные нормы возникают как средство согласования поведения больших масс людей. Это согласование необходимо, чтобы было возможно общение и сотрудничество в обществе. И для этого вырабатываются общие представления о том, как действовать правильно и что значит действовать неправильно. Таким образом, в любом обществе необходимо создается множество общепринятых шаблонов поведения, избавляющих индивида от необходимости каждый раз думать, как поступить в том или ином случае.

То есть культурные нормы позволяют как бы автоматизировать поведение людей, делать это поведение в значительной степени машинальным. Можно сказать, что культурные нормы придумываются и изобретаются для облегчения жизни больших масс людей.

Например, при встрече мы обмениваемся рукопожатием, а придя в магазин, встаем в очередь, и это гораздо удобнее для совершения покупки, чем если бы каждый лез без очереди, надеясь на свои локти и кулаки. Люди даже могут и не знать историю происхождения той или иной нормы, но машинально ей следуют. Так, обычай при встрече протягивать правую руку возник в древние времена, он означал, что правая рука свободна от оружия и, следовательно, человек мирно настроен.

Дадим определение культурной норме. Такие нормы в литературе еще называют социальными.

Культурные, или социальные, нормы есть совокупность ожидаемых стандартизированных способов чувствования и действия, которым члены общества следуют более или менее точно.

Можно сказать, что культурные нормы основаны на молчаливом согласии людей действовать в определенных ситуациях именно так, а не иначе.

В связи с изменениями в обществе могут меняться и культурные нормы, если они становятся неудобными или бесполезными. Сейчас, например, женщины не носят больших платьев с корсетами, которые можно надеть только при помощи прислуги и в течение длительного промежутка времени. Дело в том, что ускорился ритм жизни, женщины участвуют в общественном производстве, в бизнесе, в политике и не могут тратить полдня на переодевания. Да и в автомобиле удобнее сидеть за рулем в одежде более спортивного типа, чем в той, в которой лучше присутствовать на балу.

Некоторые нормы меняются достаточно быстро и легко – если норма касается ежедневного поведения отдельных личностей, скажем, нормы этикета. Но если норма управляет важными и обширными сферами социальной жизни, например, речь идет о государственных законах, религиозных традициях, нормах языка и речи или нормах экономической деятельности, то изменение таких норм требует больших усилий, и принятие этих изменений членами общества может оказаться очень болезненным.

Например, для многих граждан России, привыкших в течение советских десятилетий полагаться на заботу партии и правительства, отказ государства гарантировать каждому члену общества работу, а затем и зарплату, жилье в обмен на длительный стаж работы на одном месте представляется как своего рода предательство. Ходил-ходил на один и тот же завод в течение двадцати лет, и вдруг завод оказался никому не нужен, его продукция, видите ли, не имеет спроса. Перешли, видите ли, к рынку, а там другие нормы и законы. И весь прежний стаж уже ни при чем.

Среди культурных норм можно выделить различные разновидности. Сначала перечислим их по возрастанию степени значимости, затем кратко охарактеризуем. Итак, культурные нормы – это привычки, манеры, этикет, обычаи, традиции, обряды, ритуалы, нравы, законы, ценности.

Привычка – установившаяся в результате регулярного повторения схема поведения в определенных ситуациях. Например, привычка рано вставать по утру, заниматься гимнастикой, пить чай с молоком по утрам, не курить натощак. Привычки бывают индивидуальные и коллективные; например, очень многие привычно закрывают за собой дверь, входя в помещение, а не хлопают ею, принято спать лежа, не выражаться грубо при женщинах и т.д. Часто привычки соблюдаются бессознательно. Большинство из них не вызывает ни одобрения, ни осуждения у окружающих. Они есть, так сказать, личное дело конкретного человека.

Но встречаются так называемые вредные привычки – грызть ногти, громко разговаривать, перебивать собеседника в разговоре. Часто достаточно помочь человеку посмотреть на себя со стороны, чтобы он смог побороть в себе вредную привычку. Одной девушке с обгрызенными ногтями предложили представить, что, возможно, кому-то из мужчин придет в голову поцеловать ей руку при встрече, и что он тогда увидит? И привычка грызть ногти исчезла сама собой.

Манеры – это формы поведения людей, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих. Манеры есть продолжение наших привычек. Они отличают воспитанных людей от невоспитанных, аристократов от простонародья. Можно, например, говорить о манере ходить всегда опрятно одетым. Рассказывают, что Чехов даже в домашней обстановке всегда был одет в костюм с белой рубашкой и галстуком. А у других есть манера читать газету за обедом. Другие примеры – целовать руку даме, говорить ей изысканные комплименты, приподнимать шляпу, здороваясь.

Манеры характеризуют обычно небольшие группы людей.

Обычай – это своего рода коллективные привычки, то есть порядок поведения, свойственный большим общностям людей. Например, обычай гостеприимства, празднование Рождества и Нового года, уважение к старшим. Обычай – это массовые образцы действий, одобренные обществом; это то, что рекомендуется выполнять, чтобы тебя признавали членом данного общества. Если человек нарушает обычаи, то к нему применяются санкции – неодобрение, порицание, бойкот. Роль обычаев как регуляторов общественной жизни является особенно существенной для так называемых традиционных обществ. В современном обществе, в котором жизнь индивидов становится все более независимой, обычаи теряют свою определяющую роль.

Традиции – это привычки и обычаи, которые переходят от одного поколения к другому. Это то, что считается законным и должным в силу того, что так было в прошлом. Говорят: не при нас заведено, не нам это и прекращать. Например, традиция русского хлебосольства.

Церемония – действия, наделенные символическим значением, призванные подчеркнуть социальный статус данного лица или обозначить изменение его социального статуса. Если церемония состоит из тщательно распланированных жестов и слов, которые нельзя произвольно менять, то речь идет о ритуале. Но часто церемония и ритуал рассматриваются как синонимы.

Например, ритуал, или церемония, бракосочетания, где есть символическое действие обмена кольцами. Данный ритуал обозначает изменение статуса двух людей: один из них превращается в мужа, другая в жену. Ритуал крещения ребенка – ряд символических действий, означающих принятие ребенка в христианскую веру.

Этикет – это принятая для определенного социального слоя людей система правил поведения. Этикет включает особые манеры, нормы, церемонии и ритуалы. Раньше этикет характеризовал высшие слои общества. Теперь он отличает воспитанного человека от невоспитанного. Это, например, умение вести себя за столом, поддерживать разговор, спорить с противником. Этикет – это не отдельный жест или отдельная привычка, но вся совокупность поведения в определенной ситуации. Например, вы пригласили симпатичного вам человека провести вместе вечер. Воспитанный человек все это время будет вести себя по определенным правилам: при встрече, во время нахождения за столиком в кафе, во время танца, при провожании домой, при прощании. В этом смысле поведение воспитанного человека вполне предсказуемо. Тут есть и отрицательные стороны: иногда рядом с таким человеком становится просто скучно. Но с другой стороны, ясно, что такой человек не выкинет внезапно ничего неподобающего, с ним спокойно и хорошо.

Нравственные нормы – обычаи, имеющие моральное значение. Это то, что считается должным с точки зрения жизненных интересов и сохранения данного социального порядка. Скажем, не очень важно, если человек неправильно использует за едой ложку или вилку, хотя, конечно, на него могут посмотреть с неодобрением. Но существенно важно для общества выполнение тех норм, на которых основано благополучие семьи как важнейшего социального института. Поэтому считается безнравственным, если женщина бросает семью, ребенка, уходит от мужа. Безнравственна трусость, непорядочность, лживость, так как разрушается основа самого существования общества.

В то же время и в нравственных нормах есть момент относительности и условности. В одних обществах безнравственным считается, если у женщины открыты на людях лицо, лодыжки и запястья. Быть одетым в купальник-бикини на пляже в европейских обществах не считается безнравственным, но точно также быть одетым на работе или в театре многие сочтут аморальным.

От нравственных норм нужно отличать законы. Законы – это такие нормы, исполнение которых регулируется принудительно с помощью государственных органов, таких как полиция, суд, колонии для преступников. Опыт показывает, что законы действуют эффективно, когда соответствуют нравственным нормам, обычаям и традициям данного общества. Например, безалкогольный указ в Советском Союзе продержался недолго и затем незаметно перестал действовать, хотя официально его не отменяли. Дело в том, что он вошел в противоречие с русскими обычаями, связанными с употреблением спиртных напитков.

Но с другой стороны, закон, даже вначале противоречащий традициям общества, может постепенно быть принятым обществом, если ведется соответствующая разъяснительная работа и общество начинает само ощущать выгоды от действия данного закона. Дело в том, что сами законы могут приводить к изменению противоречащих им нравственных норм. Скажем, принятие в России законов о введении частной собственности в известной степени противоречит традициям коллективности, принятым издавна на Руси. Но ясно, что все больше людей сейчас не согласилось бы на то, чтобы их приватизированные квартиры, садовые участки, гаражи снова стали общественной или государственной собственностью. И многие бы не захотели вернуться к запретам на свободное хождение валюты, к запрету на предпринимательскую деятельность и т.д.

Наконец, необходимо остановится на таком понятии, регулирующем жизнь определенной культуры и общества в целом, как ценности.

Ценности – это разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, честь, патриотизм, романтическая любовь, красота, дружба и т.п. Ценности – это то, по поводу чего бессмысленно спрашивать “для чего?”. Это то, что выступает целью само по себе. Например, бессмысленно спрашивать, для чего быть честным, или добрым, или порядочным. Необходимо быть честным ради честности, добрым ради самого добра.

Ценности не подвергаются сомнению, они служат идеалом для всех людей данного общества. В разных обществах ценности могут быть различными. Для одного общества ценностью может быть коллективизм, для другого – индивидуализм. В то же время человечество в ходе своей истории выработало так называемые универсальные ценности, выраженные в заповедях “не кради”, “не прелюбодействуй”, “чти родителей”, “не сотвори кумира”, “не убий” и т.д.

Человек может повести себя вопреки тому, что предписывает определенная ценность, но это означает, что он все же будет осмысливать свой поступок как нарушение того, что должно быть, то есть как грех. И потом может стремиться этот грех как-то искупить. Даже убийство в ходе необходимой самообороны, которое может быть не признано законом в качестве преступления, все же должно осмысливаться как грех, хотя и вынужденный. И поэтому все равно необходимо покаяние, искупление и т.д.

3. Структура культуры. Каждое общество имеет совокупность культурных норм, которые разделяют большинство или все члены данного общества. Такая совокупность культурных норм называется доминирующей культурой. В то же время общество состоит из слоев и групп, которые имеют свои образцы поведения, обычаи, традиции и ритуалы, не разделяемые другими слоями и группами.

Например, юношество вырабатывает свой специфический стиль поведения, который выражается в одежде, определенном языке общения, так называемом сленге, манере общаться, проводить свободное время. Принимаются ценности, отличные от ценностей других групп и слоев общества. Можно говорить об определенных ценностях и образцах поведения военных.

Каждая отдельная социальная группа создает свои ценности и стереотипы поведения, нормы, традиции, ритуалы. Таким образом, культура определенного общества не представляет монолитного единства, а выступает в качестве совокупности культур социальных групп и общностей, из которых состоит данное общество. Культура отдельной социальной группы называется субкультурой.

Можно говорить о субкультуре детства, молодежной субкультуре, субкультуре пожилых людей, города, деревни, определенных профессий, о женской и мужской субкультуре, субкультуре семьи, наконец, субкультуре определенной национальности. Жизнь отдельного индивида протекает главным образом в рамках определенной субкультуры или совокупности определенных субкультур.

Например, подросток живет в городе и является носителем ценностей и норм городской субкультуры, а также подростковой, а также субкультуры своего двора, где свои представления о чести, о том, что такое хорошо и что такое плохо, в то же время он живет в интеллигентной семье, в которой своя культурная среда, к тому же он именно юноша, а не девушка, а это предполагает определенные нормы и образцы поведения, учится в школе, где свои нормы и правила, а также он по национальности, например, украинец, хотя живет среди русских, и эта национальная принадлежность тоже накладывает определенный культурный отпечаток.

Эти субкультуры могут гармонично сочетаться в одном индивиде или, наоборот, сталкиваться между собой. Нормы дворовой компании могут противоречить нормам интеллигентной семьи, и не всегда очевидно, какие нормы возьмут верх. Но часто можно понять поведение, срывы и даже неврозы конкретной личности, если учесть, носителем каких субкультур он вынужден являться.

Есть особая группа населения, которая в силу объективных причин вышла из одной субкультуры и не вошла органично в другую субкультуру. Таким образом, она как бы повисла в воздухе. Такая группа называется маргинальной. И она вырабатывает свою, маргинальную субкультуру, которая в значительной степени характеризуется как раз отсутствием каких-либо устойчивых традиций, обычаев, норм поведения.

В 60-х годах колхозники получили, наконец, паспорта и стали полноценными гражданами своего общества. Это привело к тому, что многие начали уходить из деревни в город. Но, переехав в город, они еще не стали горожанами, то есть далеко не сразу освоили городскую культуру, но из деревенской уже выпали. И стали маргиналами. Появилась большая группа людей вне культуры, и это привело к распространению примитивных форм поведения, к распространению бытового алкоголизма, к упрощению языка, внедрению в него нецензурных выражений.

Маргиналы не имеют прочных культурных корней и часто оказываются социальной базой для преступников и революционеров.

Особым видом субкультуры является контркультура. Это поведение и нормы, вырабатываемые социальными группами, которые бросают сознательный вызов доминирующей культуре. Сюда относятся криминальные группы со своими собственными стандартами и норами, конфликтующими с культурой общества в целом. В определенные периоды среди молодежи появляются группы с контркультурой. Например, в 60-е годы в Европе появились так называемые хиппи, выдвинувшие в качестве главных ценностей и норм абсолютную сексуальную свободу, отказ от трудовой деятельности, от стремления к материальному благополучию. Так они выразили свой протест слишком уж упорядоченному, заорганизованному и лицемерному обществу взрослых.

Итак, в культуре общества можно выделить доминирующую культуру, различные субкультуры и контркультуру.

4. Об отношении личности к собственной культуре. Каждая личность с самого дня рождения оказывается погруженной в доминирующую культуру и в нормы и ценности целой совокупности субкультур. И каждая личность вырабатывает сознательно или бессознательно определенное отношение к той культуре, которой она принадлежит. Это отношение может быть двух видов: этноцентризм и культурный релятивизм.

Этноцентризм есть восприятие личностью культурных норм, традиций и ценностей собственной социальной группы или общности в качестве всеобщего эталона и образца, или, по-другому, этноцентризм есть предпочтение собственного образа жизни всем остальным.

Этноцентризм характерен как для членов примитивных обществ, так и для личности современных, так называемых развитых и цивилизованных обществ.

Например, члены какого-нибудь африканского племени, живущего сбором растений и личинок насекомых, убеждены, что их обычаи и правила жизни являются самыми лучшими и представляют собой воплощение добродетели, а вот правила и обычаи соседнего племени, живущие рыболовством, достойны презрения и осмеяния. И чем более ограничено общение одной культуры с другими, то есть чем более замкнута данная культура, тем с большим подозрением она относится к нормам других культур, а собственные нормы воспринимаются как универсальные и единственно возможные.

Но и в современном европейском обществе люди также считают, что, например, лучшей формой брака является моногамный брак, когда у мужчины всего одна жена, а полигамия представляется отклонением от нормы. И что гораздо правильнее, когда молодые люди сами на свой страх и риск, не имея еще достаточного житейского опыта, выбирают себе мужа или жену. И что неправильно, когда это делают за них их родители.

Европейцы считают, что их искусство прекрасно, гуманно и благородно, а искусство другой культуры является безнравственным и бесстыдным.

В описании жизни примитивных народов излагается обычай публичной, на деревенской площади, дефлорации девушек, которые достигли половой зрелости. Операция проводится особым мужчиной, выдающиеся физические данные которого позволяют ему зарабатывать на жизнь таким способом. И считается, что лишь после этого девушка вполне готова к замужеству. Но для европейского человека такой обычай покажется достойным осуждения.

Этноцентризмом является также, например, мнение мужчин, что они по природе чем-то лучше женщин, скажем, умнее и более способны к творчеству. Можно говорить, что, соответственно, и женщины считают себя в чем-то выше мужчин.

В некоторых крайних случаях этноцентризм выражается таким образом, что определенный народ начинает себя считать избранным, свое мировоззрение – единственно правильным, начинает называть себя сверхрасой и претендует на то, чтобы нести свою собственную культуру в так называемые отсталые народы.

Какой-то определенный класс или народ может решить, что на него возложена особая историческая миссия, и тогда он объявляет себя гегемоном, призванным господствовать над другими. Такие крайние случаи этноцентризма называются национализмом и шовинизмом.

Но в общем случае этноцентризм является нормальным явлением, он присущ в той или иной степени всем народам и каждой личности. Хотя и здесь возможны исключения: например, бывают аристократы-революционеры, негры, выступающие против ликвидации расизма, евреи-антисемиты и т.д.

В этноцентризме есть положительная сторона. Он помогает группам и обществам быть более жизнеспособными, он сплачивает народ, лежит в основе патриотизма. И в большинстве случаев этноцентризм выступает во вполне терпимом виде. Человек предпочитает обычаи своей страны или своей нации или своей субкультуры, хотя соглашается с тем, что какие-то обычаи и нравы другой культуры могут быть в чем-то лучше. Тут действует правило: конечно, моя страна, может быть, и не идеальна и тоже не всегда ведет себя правильно, но это моя страна, и я всегда готов ее защищать.

В то же время чувство гордости за свою страну или культуру или религию, законное чувство патриотизма может быть использовано политиками или правящей элитой, чтобы решать свои узкокорыстные цели. Например, начинается война, и сотни тысяч молодых людей отправляются воевать и гибнут, считая, что они это делают за священные интересы своей страны. Но на самом деле эта война может быть развязана группой политиков за передел нефтяных ресурсов, прибыль от эксплуатации которых в любом случае уйдет в карман этих политиков и той кучки людей, которых они обслуживают.

Так в первой и второй мировых войнах погибли миллионы людей только потому, что политики ведущих стран не могли договориться между собой. Но в результате кто-то на этом хорошо заработал. И все это сопровождалось разговорами про патриотизм и необходимость дать отпор агрессорам.

Второй вид отношения к собственной культуре называется культурным релятивизмом.

Культурный релятивизм состоит в признании за другими культурами права и возможности иных норм и образцов поведения; каждую культуру, в том числе и свою собственную, можно понять как нечто обусловленное конкретными условиями и обстоятельствами возникновения и развития.

Поясним на примере. Для европейской культуры, или по-другому, для христианской культуры свойственна моногамная семья, то есть состоящая из одного мужчины, одной женщины и детей. Для исламской культуры более типична полигамия, когда у мужчины несколько жен. И можно без конца выяснять, какая норма лучше, а какая хуже. Но если мы возьмем конкретные условия возникновения исламской культуры, то мы увидим, что она возникла у арабских кочевых племен, постоянно ведущих войны друг с другом. В результате этих войн мужчин было постоянно гораздо меньше, чем женщин. И полигамия явилась средством, обеспечивающим рождаемость, достаточную для выживания арабов как народа.

Или, скажем, нам может показаться странной минимальная одежда племен Тропической Африки. Но надо учитывать особенности климата, при которых была бы неуместна европейская одежда – смокинги, шубы, корсеты и т.д. Таким образом, можно показать, что культурные традиции отражают особенности жизни данного народа. И наша собственная культура не лучше других, но просто соответствует объективным условиям нашей жизни.

Или, скажем, деспотизм как форма правления в восточных странах отражает особенности взаимоотношений человека с природой, когда обработка земли и другая хозяйственная деятельность предполагает коллективный труд, следовательно, общину, в которой перестает быть значащей отдельная личность.

По-видимому, разумное отношение личности к своей собственной культуре и культуре других народов и общностей, или к другим субкультурам должно быть построено на сочетании как этноцентризма, так и культурного релятивизма. То есть наше чувство гордости за свою культуру и наша приверженность ее нормам должны соединяться со способностью понимать другие культуры и признавать их право на существование. Другие народы имеют право жить так, как они живут.

Но тут возникает вопрос. А все же можно ли говорить об объективном культурном прогрессе и можно ли делить народы на примитивные и более прогрессивные? Или все обычаи и нормы одинаково имеют право на существование, и здесь не может быть какого-либо развития?

Например, племя каннибалов считает, что хорошо и даже прекрасно варить несколько часов на слабом огне человека из другого племени, так, чтобы он как можно дольше оставался в сознании, потому что таким образом улучшаются его вкусовые качества. Так вот: эта норма также имеет право на существование, как и другие нормы, или все же каннибализм объективно зло и с ним нужно бороться?

Тут встают вопросы о критерии общественного прогресса, о прогрессивных и регрессивных изменениях в обществе. Но это вопросы другой темы.

 

Date: 2015-11-15; view: 306; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию