Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типология экспертизы инновационной деятельности





Анализ различных педагогических источников позволяет взять за основу и рассмотреть достаточно интересную и отражающую сущность инновационной педагогической деятельности - классификацию четырех моделей экспертизы: нормоконтролирующую, квалифицирующую (интерпретирующую), дегустационную, понимающую экспертизу.

Нормоконтролирующая экспертиза. Применительно к инновационной деятельности нормокоитролирующую экспертизу целесообразно ис­пользовать, когда речь идет об экспертизе пакета документов при аттес­тации и аккредитации учебных заведений, экспертизе образовательных программ, экспертизе деятельности учебного заведения с целью при­суждения ему статуса (лицея, гимназии, колледжа) или открытия на его базе экспериментальной площадки, а соответственно, и определения не­обходимых составляющих (научных, кадровых, технических, материаль­ных и т. п.) и необходимой новизны для соответствия этому статусу.

Квалифицирующая (интерпретирующая) экспертиза. Ее появление связано с возникновением и развитием разнообразных образо­вательных инициатив. Новая целевая система требует и соответствую­щей критериально -оценочной базы.

Применительно к инновационным проектам и инновационной деятельности мы можем говорить о квалифицирующей экспертизе (ее при­менении), когда инновация заключается в переносе уже имеющегося опыта в новые условия, реанимации прошлого опыта, комплексном использовании различных апробированных методик (техник) или пере­носе разработок из других наук в педагогическую практику.

Дегустационная экспертиза - экспертиза инновационной деятельности (продукта), осуществляемая исходя из Суждения, вкуса эксперта, то есть исходной модели оценки педагогических явлений. Она строится на авторитете и опыте эксперта, на его ощущении, что это интересно или значимо, оригинально или в данном случае необходимо. Отсутствие эталона или его неэксплицированность ведут к возникновению эксперт­ной деятельности по типу «дегустации». Дегустационный тип эксперти­зы принципиально не формализуем и неотделим от личности носителя. В данном случае достаточно серьезное и большое внимание уделяется подбору опытного и квалифицированного специалиста.

Понимающая экспертиза. Основной функцией этой экспертизы становится не квалификация или оценка инновационное™ проекта, а его дора­ботка и доведение до уровня восприятия. При этом решающее значение приобретает не экспертная интерпретация, а помощь автору в самовыра­жении, становлении своего собственного уникального опыта. И здесь глав­ное - позволить себе понимать другого, уметь встать на его позицию.

Особенностью акта рождения инновации является ее недооформленность, фрагментарность, неадекватная выраженность. Эти особен­ности в значительной степени затрудняют экспозицию педагогическо­го опыта и, соответственно, объективный анализ. В результате, экс­перт оказывается перед необходимостью реконструкции замысла прак­тика, а иногда его исходной идеи. Описание ситуации должно быть представлено скорее субъективно, с позиции индивида, нежели объек­тивно, то есть с позиции наблюдателя.

Эксперт должен понять и воспроизвести замысел автора, понять, что значит замысел для самого автора, то есть стать на какое-то время им самим, понять его внутренний мир, отбросить свой опыт, свои знания, а не выступать в качестве инспектора или наблюдателя.

Задача обеспечения экспертом адекватного выражения новатором педагогической идеи диктует эксперту как бы позицию «непонимающего», которому автор вынужден объяснять те или иные тонкости своего замысла, используя при этом менее эзотерический язык.

Итак, мы рассмотрели четыре модели экспертной деятельности: нормоконтролирующую, квалифицирующую, дегустационную и понимающую. Каждая из них представляет собой идеальный тип, который в реальной практике экспертизы образует переплетения. Часто их не­возможно развести, вычленить. Их мысленное различие связано с за­дачей развития инновационных практик образования. Сложность и мно­говариантность педагогических проектов и практик должны быть обес­печены не менее дифференцированными экспертными процедурами. Совокупность представленных моделей (процедур) экспертизы позво­ляет в достаточной мере организовать научно обоснованную эксперт­ную оценку инновационных проектов (практик).

3.5. Экспертные оценки в инновационной педагогической деятельности

Экспертные оценки - количественные и/или порядковые оценки процессов или явлений, не поддающихся непосредственному измерению. Основываются они на суждениях специалистов.

Существенной составляющей экспертизы в педагогической деятельности является рассмотрение проблемы разработки стандарт он, мер и норм экспертизы, правил ее проведения, методологии и этики оцен­ки, границ многомерного оценивания.

Следовательно, для того, чтобы обеспечить достоверность результатов экспертизы инновационных проектов, практик и прочего, необходимо согласованное заключение группы экспертов (экспертного сове­та). Их количество может определяться в зависимости от разноплановости представленных в инновационном проекте вопросов, но при этом не должно быть единоличным, если инновационный проект по своему масштабу относится к модульным или системным инновациям.

3.6. Формы и этапы экспертизы инновационной деятельности

Процедура экспертизы в зависимости от ее объекта может проводиться в нескольких формах. Это: индивидуальная экспертиза, коллек­тивная, комплексная.

Индивидуальная экспертиза может проводиться отдельным специалистом-профессионалом по конкретному предметному направле­нию содержания в соответствии с уже существующими нормативами или специально разработанными критериями. Примером может слу­жить экспертиза образовательной программы учебного заведения, кон­цепции, учебного плана, программы.

Коллективная экспертиза предполагает коллективную оценку группой профессионалов представленных инновационных продуктов, ког­да требуется совместное обсуждение и оценка новых, спорных или вызывающих сомнение составляющих экспертируемого объекта.

Комплексная экспертиза - экспертиза миогопредметная или многопрофессиональная, когда инновационный продукт разработан на сты­ке различных наук и требует компетентной оценки специалистов раз­личных направлений. Эта экспертиза предполагает специально разра­ботанную технологию ее организации и проведения, требующую до­полнительного согласования специалистов различных направлений.

Этапы проведения экспертизы. Оценка любых инновационных процессов и объектов включает в себя несколько этапов:

целеполагающий, на котором необходимо сформировать и обо­
сновать задачу экспертизы, определить ее специфические особенности, выделить показатели экспертирования, выбрать тип экспертизы и критерии оценки;

проектирующий, на котором создается проект экспортирования в самом широком понимании этого слова. Как? Кто? Когда? Где? Зачем?;

статистический, на котором собираются сведения об объекте экспертизы и его окружении, проводится систематизация полученных
данных и их дальнейшая оценка;

оценочный, на котором выносятся и обсуждаются решения по рассматриваемому объекту, составляется и выносится экспертное заключение.

Date: 2015-11-15; view: 566; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию