Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Российская модель франчайзинга





На экономическом форуме в Давосе в 2006 году отмечалось, что Россия превратилась в страну повышенного интереса со стороны крупнейших компаний западного мира. Указанные компании расценивают Россию как огромный постоянно увеличивающийся рынок в сфере потребления. За последние 10 лет на российский рынок вышли и успешно функционируют такие известные западные франшизные системы, как «Baskin Robbins», «English First», «Carlo Pazolini», «Kodak», «Sbarro» «Subway», «Xerox» и др. Наряду с развитием международного франчайзинга отечественные франшизные системы завоевывают все большую долю рынка. Такие российские компании, как «Мастерфайбр», «Эконика-обувь», «Ароматный мир», «Копейка», «Офиспринтсервис» и др. весьма динамично развивают свои франшизные предприятия.

Считается, что первая франшиза на российской территории была продана компанией «Баскин Роббинс», до сих пор успешно развивающейся здесь по схеме франчайзинга. Однако фактически пионером российского франчайзинга стал бизнесмен Владимир Довгань, основавший сразу две франшизные компании: «Дока-Хлеб» и «Дока-Пицца». Именно он взялся за популяризацию этого явления среди соотечественников, выпустил книгу и даже стал первым россиянином, вошедшим в состав Международной Ассоциации Франчайзинга.

Перспективы развития франчайзинга в России самые благоприятные. В последнее время намечается тенденция ускоренного развития и распространения франшизного метода ведения бизнеса. Так, согласно статистике, с 1995 по 1999 год, в течение первых четырех лет существования франчайзинга в России, на ее территории возникли 42 франчайзинговые системы, с 2000 по 2001 год, за 2 года - 37, а за один 2002 год - уже 29. При этом улучшается качество франшизных предложений, а технологии, которые предлагаются к передаче, становятся сильными и коммерчески выгодными, возникает все больше положительных примеров внедрения франчайзинга. На графике представлен рост российских франшизных компаний нарастающим итогом за период с 1995 года по 2004 год.

Рис.2. Динамика российских франшизных компаний нарастающим итогом за период 1995-2004 гг.

Тем не менее, к сожалению можно констатировать, что темпы развития франчайзинга в России относительно невелики по сравнению с развитыми странами.

Существует ряд сильных сдерживающих факторов: правовые проблемы, сверхбюрократизация федеральных административных структур, неэффективность российской налоговой системы. Но самое главное, в сознании самих предпринимателей еще не утвердилось понятие ценности и неприкосновенности чужой интеллектуальной собственности, которая является неотъемлемой составной частью франчайзинга. А русская национальная привычка работать «на глазок» и «на авось» порой не дает им четко и строго выполнять все требования старшего партнера по бизнесу. Поэтому по сравнению с развитыми странами, динамику развития российского рынка франчайзинга нельзя назвать высокой.

В силу объективных экономических причин население нашей страны тратит большую часть семейного бюджета на питание, одежду, обувь. Поэтому франчайзинг у нас наиболее активно развивается в розничной торговле и сфере общественного питания: здесь быстрее оборачиваемость денег, получение прибыли и возврат инвестиций. Сети мобильных киосков – такие как «Стоп-Топ», «Крошка-Картошка», «Теремок – Русские блины» – быстро выросли в Москве и Санкт-Петербурге, а затем устремились и в регионы. Уже более 25 лет бренду немецкого фаст-фуда Grillmaster. В России по франчайзингу развивается адаптированная под национальные особенности концепция этого ресторана.

Компания «Ростик Групп» занимает заметное место в ресторанном франчайзинге в России. «Ростик Групп» три года назад выделилась в самостоятельную структуру из компании «Росинтер Ресторантс», которая также владеет мастер-франшизой ресторанного бренда T.G.I.Friday`s.

В сетях кафе, кофеен, а также концептуальных ресторанов тоже действую франчайзинговые схемы. ЗАО «Ланч», владеющее сетью трактиров «Елки-Палки», реализует по франчайзингу концепцию русского ресторана. Компания «Галерея Алекс» предлагает франшизу сети кофеен «Шоколадница» (в 2005 фирма прекратила продавать франшизы на неопределенный срок).

В сфере продажи промышленных товаров франчайзинг также получил широкое распространение в России. Условно франчайзeров, действующих в этом сегменте торговли, можно разделить на две группы.

Отечественные и зарубежные ритэйлeрские сети, для которых торговля – единственный вид деятельности, образуют первую группу. В их число входит, например, компания «Красный Куб», выстраивающая сеть магазинов, торгующих подарками, предметами декора, бытовой техникой. Продажей подарков занимается и сеть магазинов «Bagatelle», в которую сегодня входит пять франчайзинговых магазинов. Отечественная сеть магазинов «Евромода», привлекая партнеров к сотрудничеству по франчайзингу, предлагает им готовый проект магазина, скидки на поставляемый товар, рекламную поддержку.

Осваивает российский рынок французская компания TATI, в фирменных магазинах которой представлены недорогие одежда, косметика и товары для дома. TATI планирует довести сеть своих магазинов у нас до 50, и половина из них будет открыта по франчайзингу. Аналогичную работу проводит в России немецкая компания Olsen, специализирующаяся на продаже женской одежды. Из зарубежных брендов, поставивших задачу развиваться в России по франчайзингу, можно назвать крупную европейскую сеть магазинов одежды Zara, которая принадлежит компании Industria de Diseсo Textil.

Производители, столкнувшиеся с проблемой оптимизации сбыта собственной продукции выстраивают вторую группу франчайзеров. Безусловным лидером в этой области является компания «Лавка Жизни», разбросавшая по всей стране с 1995 года более 2600 франчайзинговых торговых точек. Создать такую мощную партнерскую структуру «Лавке Жизни» помог хорошо раскрученный бренд, сверхнизкая цена и очень мягкие условия для партнеров - это самая свободная франшиза в России, построенная на принципе бесконфликтной экономики.

Ростовская швейная фабрика «Глория Джинс» создала собственную розничную сеть. Ее руководство поставило перед собой амбициозные планы: открыть в России за пять лет до 3000 магазинов, часть которых будет работать по франчайзингу.

Ведущие операторы российского топливного рынка считают расширение сетей АЗС под собственным брендом важным фактором повышения сбыта нефтепродуктов. Широкий размах получил торговый франчайзинг в бензиновом бизнесе. Так, ЛУКОЙЛ имеет сегодня 185 франчайзинговых автозаправок. Активно работают в этом направлении ЮКОС (этот игрок сошел с дистанции - 2005г.), ТНК, «Славнефть» и «Сибнефть».

В сфере производства и распространения продуктов есть свои лидеры. Компания «Вимм-Билль-Данн» предлагает сторонним фирмам проект по использованию собственных торговых марок «Био-Макс», J7, «Рыжий Ап», «Чудо», «100% Gold», а так же их логотипа и запатентованных изображений для производства новых серий продуктов.

Несмотря на довольно длительный период фрагментарного использования на российском рынке, франчайзинг по-прежнему остается для большинства отечественных компаний явлением относительно новым, использование которого, помимо административного аспекта, затрудняется рядом факторов. Основным из них является законодательный фактор, а именно отсутствие в России нормативно-правовой базы, способствующей развитию коммерческой концессии. Основу франчайзингового законодательства составляет гл. 54 ГК РФ «Коммерческая концессия».

Недостаточный уровень поддержки субъектов франчайзинга со стороны финансовых организаций является еще одним фактором, затрудняющим развитие франчайзинга в России.

Следующим важным фактором, ограничивающим развитие коммерческой концессии в России, является нежелание российских франчайзи выплачивать роялти в силу нематериальности получаемых услуг. Так, по свидетельству президента Российской ассоциации франчайзинга А. Майлера, российский предприниматель готов платить за какие-то конкретные услуги, связанные с получением материальных приобретений, а во франчайзинге существенным элементом является услуга интеллектуальная - нечто неосязаемое, что нельзя потрогать, а можно только приобрести и на протяжении длительного времени пользоваться. Кроме того, как показал анализ практики работы отечественных франчайзинговых структур, большинство российских франчайзеров не желают предоставлять франчайзи собственные бизнес-технологии в полном объеме, что ведет к нарушению устойчивости бизнеса франчайзи и ухудшению показателей его работы.

 

Date: 2015-11-15; view: 587; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию