Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Закономерности формирования личности в онтогенезеЛичность — это человек, который достиг определенного, достаточно высокого уровня своего психического развития, он способен господствовать над случайностями и изменять обстоятельства жизни в соответствии со своими целями и задачами; он способен также сознательно управлять и самим собой. Конечно, эта характеристика относится к развитой личности взрослого человека (да и то не всякого), но формирование личности начинается очень рано и продолжается всю жизнь. Формирование личности совершается под определяющим воздействием социальных условий жизни и воспитания. Но вместе с тем,следует учитывать тот факт, что биологические особенности организма все же не могут игнорироваться вовсе, но что они действуют не сами по себе, а входят в состав возникающих в процессе развития психологических новообразований В настоящее время имеются данные, позволяющие утверждать существование врожденных (и даже генетически обусловленных) предпосылок, имеющих огромное значение в процессе формирования индивидуальных особенностей психики людей (такие природные свойства нервной системы, от которых зависят быстрота и легкость замыкания связей, что имеет значение для развития способности к обучению, от врожденных свойств нервной системы (уровня активации) в известной мере зависит развитие интеллектуальной активности ребенка). Не существует ни одной врожденной особенности организма, которая была бы полностью нейтральной для психического развития ребенка. Даже то, что ребенок рождается красивым или некрасивым, физически сильным или слабым, сказывается на формировании его личности. Конечно, это влияние не прямое и не однозначное. Оно может приводить к совершенно разным (иногда даже противоположным) результатам, в зависимости от того, какое место эта особенность занимает в общем ходе формирования личности ребенка и какую функцию она в нем выполняет(внешность ребенка будет сравнительно мало значить для его психического развития в младенческом возрасте и большее влияние будет оказывать в дальнейшем). некоторые общие закономерности(биологических предпосылок) в псих. развитии: 1. Чем резче выражена та или иная врожденная предпосылка, тем большее значение она будет иметь при равных условиях.(ребенка с недоразвитием больших полушарий мозга ни при каких условиях воспитания и обучения нельзя сделать интеллектуально полноценным). 2. на каждом.новом уровне развития появляются дополнительные социальные и психические факторы, которые, вступая во взаимоотношения с тем или иным природным задатком, все более и более опосредствуют его влияние(генетики утверждают, что количество вариаций, которые может дает одна и та же биолог.предпосылка на каждом новом уровне опосредствова-ния, растет в геометрической прогрессии). 3. наследств. задатки оказывают тем меньшее влияние, чем сложнее соответствующее психическое образование (элементарные формы простой зрительной памяти связаны с генетич. особенностями ребенка, а ее более высокие, сложные формы (например, формы логической памяти) зависят прежде всего от среды, в которой растет и обучается ребенок). 4. любая биологическая предпосылка, в процессе развития сама претерпевает изменения, (мозг по-разному запечатлевает предъявленный человеку материал в зависимости от того, сформировалась ли у него логическая память или же его мнемическая активность находится на уровне механического запоминания). Зависимость формирования личности от условий среды: Результат воздействия среды, согласно мысли Л.С.Выготского, будет зависеть прежде всего от того, через какие индивидуальные особенности ребенка они преломляются и какие переживания у него возникают. Один и тот же «образец» для одного ребенка может стать притягательным: в то время как для другого — резко отрицательным. Центральным звеном в формировании личности является развитие мотивационной сферы человека: его потребностей, желаний, стремлений и намерений. В процессе жизни у ребенка возникают и развиваются новые социальные потребности, что приводит к обогащению и усложнению его мотивационной сферы. Здесь можно выделить два основных пути. Во-первых, путь изменения положения ребенка в жизни, в его взаимоотношениях с окружающими людьми. Это порождает потребности, специфичные для каждого возрастного этапа (у детей младшего школьного возраста возникает потребность связанная с новым положением школьника; у подростков — с их положением в коллективе сверстников; у старших школьников — их будущим положением как членов общества). Потребности взрослого также претерпевают изменения в связи с изменениями, происходящими в его образе жизни и в нем самом.
|