Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Закономерности формирования личности в онтогенезе





Личность — это человек, который достиг определен­ного, достаточно высокого уровня своего психического раз­вития, он способен господствовать над случайностями и изме­нять обстоятельства жизни в соответствии со своими целя­ми и задачами; он способен также сознательно управлять и самим собой. Конечно, эта характеристика относится к развитой личности взрослого человека (да и то не всякого), но фор­мирование личности начинается очень рано и продолжает­ся всю жизнь.

Формирование личности со­вершается под определяющим воздействием социальных условий жизни и воспитания. Но вместе с тем,следует учитывать тот факт, что биологические особенности организма все же не могут игнорироваться вовсе, но что они действуют не сами по себе, а входят в состав возникающих в процессе разви­тия психологических новообразований В настоящее время име­ются данные, позволяю­щие утверждать существование врожденных (и даже гене­тически обусловленных) предпосылок, имеющих огромное значение в процессе формирования индивидуальных осо­бенностей психики людей (такие природные свойства нервной сис­темы, от которых зависят быстрота и легкость замыкания связей, что имеет значение для развития способности к обучению, от врожденных свойств нервной системы (уров­ня активации) в известной мере зависит развитие интел­лектуальной активности ребенка). Не существует ни одной врож­денной особенности организма, которая была бы полно­стью нейтральной для психического развития ребенка. Да­же то, что ребенок рождается красивым или некрасивым, физически сильным или слабым, сказывает­ся на формировании его личности. Конечно, это влияние не прямое и не однозначное. Оно может приводить к совер­шенно разным (иногда даже противоположным) результа­там, в зависимости от того, какое место эта особенность занимает в общем ходе формирования личности ребенка и какую функцию она в нем выполняет(внешность ребенка будет сравнительно мало значить для его психического развития в младенческом возрасте и большее влияние будет оказывать в дальнейшем).

не­которые общие закономерности(био­логических предпосылок) в псих. развитии:

1. Чем резче выражена та или иная врожденная предпо­сылка, тем большее значение она будет иметь при равных условиях.(ребенка с недоразвитием больших полушарий мозга ни при каких условиях воспи­тания и обучения нельзя сделать интеллектуально полно­ценным).

2. на каждом.новом уровне развития появля­ются дополнительные социальные и психические факторы, которые, вступая во взаимоотношения с тем или иным природным задатком, все более и более опосредствуют его влияние(генетики утверждают, что количест­во вариаций, которые может дает одна и та же биолог.предпосылка на каждом новом уровне опосредствова-ния, растет в геометрической прогрессии).

3. наследств. задатки оказывают тем меньшее влияние, чем сложнее соответствующее пси­хическое образование (элементарные формы простой зрительной памяти связаны с генетич. особенно­стями ребенка, а ее более высокие, сложные формы (на­пример, формы логической памяти) зависят прежде всего от среды, в которой растет и обучается ребенок).

4. любая биоло­гическая предпосылка, в процессе развития сама претерпевает изменения, (мозг по-разному запечатлевает предъявленный чело­веку материал в зависимости от того, сформировалась ли у него логическая память или же его мнемическая актив­ность находится на уровне механического запоминания).

Зависимость формирования лич­ности от условий среды: Результат воздействия среды, согласно мысли Л.С.Выготского, будет зависеть прежде всего от того, через какие индивидуаль­ные особенности ребенка они преломляются и какие переживания у него возникают. Один и тот же «образец» для одного ребенка может стать притягательным: в то время как для другого — резко отрицательным.

Центральным звеном в формировании личности явля­ется развитие мотивационной сферы человека: его потреб­ностей, желаний, стремлений и намерений. В процессе жизни у ребенка возникают и развиваются новые социальные потребности, что приводит к обогащению и усложнению его мотивационной сферы. Здесь можно выделить два ос­новных пути. Во-первых, путь изменения положения ре­бенка в жизни, в его взаимоотношениях с окружающими людьми. Это порождает потребности, специфичные для каждого возрастного этапа (у детей младшего школь­ного возраста возникает потребность свя­занная с новым положением школьника; у подростков — с их положением в коллективе сверстников; у старших школьников — их будущим положением как членов обще­ства). Потребности взрослого также пре­терпевают изменения в связи с изменениями, происходя­щими в его образе жизни и в нем самом.

Date: 2015-11-15; view: 918; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию