Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Признаки, структура и развитие малой группы





Малая группа — это небольшое по размеру объединение людей, связанных непосредственным взаимодействием. За нижнюю границу размеров малой группы принимают три человека, поскольку в группе из двух человек — диаде — групповые социально-психологические феномены протекают особым образом. Верхняя граница не превышает 20-30 человек. Оптимальный размер малой группы зависит от характера выполняемой совместной деятельности и находится в пределах 5—12 человек. В меньших группах скорее возникает феномен социального пресыщения, группы большего размера легче распадаются на более мелкие микрогруппы, в рамках которых индивиды связаны более тесными контактами. В этой связи принято выделять группы первичные, то есть наименьшие по размеру и далее не делимые общности, и вторичные группы- единые общности, включающие в себя несколько первичных групп.

В концепции Л. И. Уманского (1980) поэтапное развитие группы характеризуеся последовательной сменой стадий, различающихся степенью психологической интегрированности в деловой и эмоциональной сферах. Номинальная группа характеризуется внешним, формальным объединением индивидов вокруг поставленных социальных задач. Модель развития малой группы, предложенная американским психологом Б. Такменом, основана на выделении двух основных сфер, или измерений, групповой жизнедеятельности: деловой, связанной с решением групповой задачи, и межличностной, связанной с развитием групповой структуры. Выделяют следующие психологические механизмы развития малой группы.

1. Разрешение внутригрупповых противоречий: между растущими потенциальными возможностями и реально выполняемой деятельностью, между растущим стремлением индивидов к самореализации и усиливающейся тенденцией интеграции с группой.

2. «Психологический обмен» — предоставление группой более высокого психологического статуса индивидам в ответ на более высокий вклад в ее жизнедеятельность.

3. «Идиосинкразический кредит» — предоставление группой высокостатусным ее членам возможности отклоняться от групповых норм, вносить изменения в жизнедеятельность группы при условии, что они будут способствовать более полному достижению ее целей.

Большинство эмпирических исследований в социальной психологии выполнены на малых группах, и этому есть несколько причин. Большая часть жизни человека протекает в малых группах: в семье, игровых компаниях сверстников, учебных и трудовых коллективах, соседских, приятельских и дружеских общностях. Именно в малых группах происходит формирование личности, проявляются ее качества, поэтому личность нельзя изучать вне группы. Через малые группы осуществляются связи личности с обществом: группа трансформирует воздействие общества на личность, личность воздействует на общество сильнее, если за ней стоит группа. Статус социальной психологии как науки, ее специфика во многом определяются тем, что малая группа и возникающие в ней психологические феномены являются центральными признаками в определении ее предмета. Наконец, проблемы формирования и развития малых групп, групповых методов обучения, тренинга и психокоррекционного воздействия, совместной трудовой деятельности и руководства деятельностью малых групп традиционно являются одним из главных направлений приложения теории и методов социальной психологии в практике.

Виды малых групп: Естественные (первичные, вторичные, формальные, неформальные, временные, стабильные); Группы социально-психологического тренинга; Лабораторные.

 

25. Индивид и личность. Основные свойства личности.

В понятии «индивид» воплощена родовая при­надлежность человека(биологическое понятие). Индивидом можно считать и новорожден­ного, и взрослого на стадии дикости, и высокообразованного жителя цивилизованной страны. Личность - новое качество индивида, приобретаемое им в общении и совместной деятельности с др. людьми, которое обнаруживает себя в качественно новом уровне саморегуляции, позволяющем человеку осознать собственную систему мотивационных образований и преднамеренно воздействовать на нее.

Первое зарождение личности- 5 лет(иерархия мотивов), к 13-16 годам – волевая регуляция, к16-18 годам –идентичность, окончание к 20-22.Личность присуща человеку как социальному существу и проявляется в пространстве межличностных отношений. Личность (фил.) – индивид с нал. социальных качеств, формирующихся в процессе исторически конкретных видов деятельности и общественных отношений (активность, способность осуществлять свободный выбор и нести за него ответственность, вести себя сознательно);непохожесть и индивидуальность; личность – развивающийся субъект.

Критерии сформировавшейся личности: -способность преодолевать собственные побуждения; -способность к сознательному руководству собственным поведением на основе осознанных мотивов.

Устойчивые св-ва личности:Темперамент— устойчивая совокупность индивидуальных психофизиологических особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития характера. С физиологической точки зрения он обусловлен типом высшей нервной деятельности человека, и проявляется в поведении человека в степени его жизненной активности. Характер,(греч. χαρακτηρ — примета, отличительная черта, знак) — структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. Способности — это свойства личности, являющиеся условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Мотивация(от лат. movere) — побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность,активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности. Мотив — это материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Мотив представлен субъекту в виде специфических переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения. Для осознания мотива требуется внутренняя работа. Впервые термин «мотивация» употребил в своей статье Шопенгауэр..(по Леонтьеву и С. Л. Рубинштейну). в рамках этой теории: «Мотив — это опредмеченная потребность» Например: жажда — это потребность, желание утолить жажду — это мотив, а бутылка с водой, к которой человек тянется — это цель.

Date: 2015-11-15; view: 647; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию