Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этапы работы над курсовым научно-исследовательским проектом





1 этап: Выбор темы и подбор литературы по теме

Ознакомившись со списком предлагаемых тем курсовых работ, нужно выбрать две-четыре темы, вызвавших наибольший интерес. Лучше, если этот интерес носит практический характер, т.е. связан с уже имеющейся или предполагаемой в дальнейшем профессиональной специализацией.

После этого необходимо проанализировать книжный фонд всех наиболее удобных для работы библиотек (прежде всего библиотеки Кировского филиала МГЭИ, областной научной библиотеки им. Герцена, а также городской юношеской библиотеки им. А.С. Пушкина) на предмет наличия литературы по данной конкретной теме. Даже если студент не имеет прописки в г. Кирове, он может прийти в библиотеку с паспортом и работать в читальном зале на основе временного читательского билета. То же самое касается работы в библиотеке других более крупных городов – Москвы, Санкт-Петербурга и других. Особое внимание не при этом следует уделять библиотеками профильных высших учебных заведений, таких как УРГАХА (Уральская государственная архитектурно-художественная академия в Екатеринбурге), Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. В. Мухиной в Санкт-Петербурге Государственная художественно-промышленная академия им. гр. Строганова в Москве. Попасть в эти библиотеки иногда трудно, однако именно там можно найти много интересного и трудно доступного материала.

Возвращаясь в Киров, отметим, что по ряду тем может оказаться полезной библиотека Вятского государственного гуманитарного университета, т.к. там хороший фонд литературы 1920-50-х гг., однако для работы в ней также необходимо приходить с паспортом и лучше выбирать для этого периоды, не связанные непосредственно с сессией, когда она особенно переполнена.

Также не следует пренебрегать возможностями межбиблиотечного абонемента. Однако следует учитывать, что заказанные через МБА книги обычно идут очень долго, поэтому выходя на ценные источники, необходимо как можно раньше заказывать их, чтобы успеть использовать данный материал в своей работе.

В отличие от других предметов немаловажную роль при выборе темы курсовой работы по Истории дизайна играют Интернет-ресурсы. Особое внимание надо уделить поиску в Интернете визуального ряда, т.к. профильных журналов и монографических альбомов (особенно по представителям современного этапа развития дизайна) в г. Кирове катастрофически не хватает, и именно Интернет в этих условиях позволяет сформировать визуальный ряд курсовой работы, увидеть те работы, которые иным способом нам недоступны для анализа. При работе в Интернете не нужно бояться иностранных сайтов. Нередко именно на них представлена информация по творчеству того иного дизайнера или художника, сопровождаемая хорошими иллюстрациями и дополнительной информацией. Перевести названия работ, место их нахождения, год создания не составляет труда, даже если студент изучает другой язык. Для этого можно использовать даже компьютерные программы типа «Promt», «Abbey» и многие другие, однако кране настоятельно после этого проконсультироваться с человеком знающим язык (с преподавателем требуемого языка в институте или непосредственно с руководителем курсовой работы, если он владеет данным языком) на предмет корректности своего перевода.

Очень хорошим источником самой свежей информации являются профессиональные выставки («Дизайн и реклама» для студентов, специализирующихся в области графического дизайна, «Арх-Москва» для студентов, специализирующихся в области дизайна среды), на которых свободно распространяются каталоги, аналитические издания в печатном и электронном вариантах. Однако нужно иметь в виду, что большинство таких изданий носят, во-первых, рекламный характер и освещают деятельность только одной организации (как правило), а во-вторых, требуют дальнейшей самостоятельной аналитики от студента. Тем не менее польза от таких изданий весьма велика. Они позволяют более подробно познакомиться со спектром продукции той или иной фирмы, выявить самые актуальные тенденции в развитии дизайна, к тому же некоторые издания содержат хорошие аналитические разделы, которые могут послужить образцом для собственной аналитики.

 

Работу с литературой целесообразно разделить на два этапа.

На первом этапе, цель которого – составить список источников, полезных для раскрытия темы, не нужно тратить время на чтение или анализ источника. Главные задачи этого этапа:

1. составить для себя карточку, на которой выписывается библиотечный номер книги, все выходные данные (см раздел Оформление литературы), своя краткая характеристика – для чего может быть полезен (или бесполезен) данный источник.

2. Для выполнения последнего требования нужно перелистать издание, чтобы понять – есть ли там иллюстрации, какого они качества, насколько велик объем самого текста, посвященного выбранной студентом проблеме и т.д.

Таким образом, уже при первом посещении библиотеки начнет формироваться список литературы, с которой студент работал.

Это позволит, во-первых, принять решение - какая же тема курсовой (из двух – четырех выбранных) лучше обеспечена литературой и иллюстрациями; а во-вторых, эти первые карточки позволят без труда вернуться к полезной литературе, и не брать второй раз уже ненужную литературу.

Второй этап работы с литературой совпадает с этапом сбора материалов и собственного анализа, т.е. предполагает внимательное чтение источников, поэтому речь о нем пойдет в следующем разделе.

 

Подытоживая данный раздел, еще раз подчеркнем, что необходимо уделить первому этапу подбора литературы и выбора темы особое внимание, т.к. литературы по истории и теории дизайна в Кирове по-прежнему недостаточно, а без наличия источниковой базы написание работы, проведение исследовательской части неизбежно вызовет серьезные трудности. Если литературы слишком мало, лучше отказаться от такой темы, либо обсудить с научным руководителем – как лучше развернуть тему, чтобы она была в большей степени обеспечена литературой.

 

2 этап: Работа над текстом

Второй этап начинается с параллельной работы в двух плоскостях: это вхождение в материал (начитывание литературы по теме, анализ визуальных источников и пр.), и одновременно попытка составить план своей будущей курсовой, увидеть ее предварительные очертания, общую логику изложения. Последнее особенно важно, так как позволит читать не все подряд, а прежде всего целенаправленно отбирать наиболее актуальный для данной темы материал.

На данном этапе мы переходим ко второму способу работы с литературой. Здесь уже целесообразно не только «подержать в руках» издание (все необходимые библиотечные данные должны быть выписаны на первом этапе), но тщательно ее проанализировать. Прежде всего нужно понять: нужно ли Вам прочитать издание целиком или достаточно освоения отдельных глав, статей и пр. В любом случае чтение должно быть вдумчивым, сопровождаться конспектированием, выделением главных мыслей и т.д. При выписывании цитат, составлении плана статьи (книги) обязательно отмечайте, с какой страницы взята цитата или на каких страницах анализируется та или иная проблема, объект и пр. Это понадобится и для грамотного оформления ссылок, и для быстрой ориентации в источниках по мере их накопления.

Другой очень важный момент связан с параллельным записыванием собственных размышлений, вызванных прочитанным. Для этого целесообразно выработать собственные обозначения, позволяющие четко различать «свой» и «чужой» текст. Это может быть паста в ручке разных цветов: цитаты и конспект – синей пастой, свои размышления – черной и пр., либо это может быть разделение тетради, листа на две части: слева – цитаты и конспекты, справа - собственная рефлексия. Многочисленные свидетельства подтверждают народную мысль «Куй железо, пока горячо»: записывай мысль сразу же, как она пришла, т.к. отложив ее «на потом», Вы рискуете потом мучиться невозможностью сформулировать ее так же легко и понятно, как это было при первом ее появлении в голове.

И в выписываемых цитатах, и в собственных размышлениях на темы желательно выделять цветом (красной, зеленой пастой или маркером) ключевые слова. Это позволит в дальнейшем быстро ориентироваться в многочисленных выписках и быстрее строить итоговую «ткань» каждого раздела.

 

Если на первых порах работы над курсовой основной время уходит на начитывание материала по теме и вхождение в материал, то по мере освоения этого этапа все больше внимания должно уделяться собственно прорисовыванию контуров работы, и постепенному составлению ее текста.

В наше время, когда мы окружены со всех сторон разносортной информацией, даже разобраться в том, какая из них заслуживает внимания, а какая является «байками», написанными для привлечения внимания любой ценой, - задача не простая. Поэтому многие студенты полагают, что если они связали в единое целое разнородную информацию (компилировали чужие тексты), - они тем самым «написали» курсовую работу.

Компиляция являлась протонаучным методом в эпоху Средневековья, но сейчас от студента требуется, как минимум, изложить своими словами необходимую (пусть и широко известную) информацию применительно к своей теме. Чтобы избежать неприятной ситуации повтора уже написанного (что является, как известно, плагиатом) не надо заучивать тексты наизусть, а достаточно, конспектируя в библиотеке тот или иной источник, отобрать из текста только то, что по-настоящему важно для данной курсовой. В противном случае научный руководитель вынужден «заворачивать» курсовые, в которых целые абзацы или даже страницы совпадают друг с другом. Это не значит, что нужно избегать таких необходимых вещей, как краткий рассказ о биографии художника или общая характеристика эпохи. Однако необходимо продемонстрировать освоение данной информации и умение написать необходимый фрагмент текста своими словами (что у очень многих студентов, работающих с визуальными образами, вызывает серьезные трудности, однако эти трудности преодолимы).

 

Умение четко структурировать текст является во многом половиной успеха работы. Для этого важно уже на начальных этапах работы постараться понять: как наиболее логично можно раскрыть поставленную тему. Это вдвойне важно для того, чтобы курсовая работа не превратилась в «поток подсознания», к которому подчас имеют склонность наиболее талантливые студенты.

Как показывает опыт, первым этапом работы над собственно текстом является составление студентом плана работы и самостоятельное формулирование своих собственных взглядов по пунктам плана, пока еще без оглядки на стиль высказывания, уровень аргументации и пр. Если на этом этапе студенту не удается придерживаться им же составленного плана, тогда необходимо чередовать разные формы работы: вначале написать текст или его фрагменты (размышления над теми или иными вопросами) так, как текст «идет изнутри», как он излагается. По мере их накопления данные фрагменты «вставляются» в нужные разделы работы и соединяются между собой «связками». Некоторые из таких в свободной манере написанных фрагментов могут уводить далеко от темы, являясь самостоятельным ответвлением, которое не имеет логического продолжения в теме. В таком случае подобные размышления либо оставляют «в столе» до следующих работ, самостоятельных статей для научных конференций и пр., либо отправляют в примечания к тексту, которые, однако, не будут мешать общему логичному изложению работы.

Хорошим, хотя и требующим серьезных усилий над собой является следующий метод[6].

Во-первых, необходимо весь (уже свой) текст разбить на абзацы.

В каждом абзаце надо выделить главную мысль, ключевые слова. В итоге уже эта последовательность ключевых слов (главных мыслей) должна образовать некий конспект раскрытия более общей идеи.

Письменно сформулировав такие конспективные тезисы необходимо проверить – нет ли смысловых повторов, с одной стороны, и пропущенных логических звеньев, - с другой.

Каждый малый фрагмент должен работать на более крупный раздел, выполняя в нем свою функцию: роль аргумента, или гипотезы, или аналитического описания и пр. Эти средние разделы (мелкие пункты оглавления) должны образовывать последовательные звенья в изложении уже более крупного раздела, например главы. В свою очередь главы должны работать на раскрытие основной темы курсовой работы.

Как ни просто это звучит, но часто текст кажется студенту «гладким», а на этапе определения «ключевых слов» становится понятно, что все абзацы, текстовые фрагменты на самом деле как бы из разных смысловых плоскостей, мысль прыгает с одного на другое, и никакой сквозной логики нет. Подобное изложение нередко объединено лишь объектом, вызвавшим подобный «поток сознания». В научном тексте обязательно должно быть внутреннее движении – от пункта к пункту. При этом можно использовать как дедуктивный метод – от частного к общему, так и индуктивный (от общего к частному). Найти место для каждого из таких малых фрагментов (абзацев, идей) – чрезвычайно важная задача. Не нужно бояться, что от текста ничего не останется.

Если не получается четко структурировать текст, переставляя фрагменты и вытягивая их в единую логическую цепь, то целесообразно пойти от плана к тексту, т.е. разобраться: какие звенья плана уже проанализированы, «закрыты» текстом, а какие, - возможно, неоднократно обдумывались студентом, но так и не получили вербального воплощения. Соответственно эти лакуны надо просто дописать.

Могут остаться фрагменты, размышления, попутные наблюдения, которые не связаны непосредственно с основной логикой изложения. Они могут отправлены в Примечания или даже в Приложение как отдельный и самостоятельный смысловой блок.

На всех этапах целесообразно обращаться к научному руководителю за консультациями. Это позволит провести работу более эффективно, т.е. с более высокой результативностью и в меньшие сроки.

 

Уже на этапах составления первого варианта текста курсовой крайне желательно следить за стилем высказывания. Как показывает опыт, именно «пишущие» и самостоятельно мыслящие студенты испытывают потребность не просто в реферировании чужих текстов, но и в высказывании собственных мыслей. Чаще всего к этим мыслям относится то, что особенно «наболело» у студента, что приводит к созданию высоко эмоционального текста, часто с преувеличенными (завышенными или заниженными) оценками тех или иных феноменов. Уже самим тоном такие работы провоцируют активное желание спорить, которое вдвойне усиливается если студенты не сопровождают высказывание своего мнения и своих оценок детальной аргументацией и (или) аналитикой (к сожалению, это характерно для большинства подобных работ).

В результате и научный руководитель, и студент попадают в своеобразную «западню»: студенту пишется тогда, когда его речь (и мышление) свободны от строгих рамок, и перестает писаться тогда, когда преподаватель предлагает студенту придерживаться более строгого научного стиля. В то же время, пускать на защиту подобные излишне эмоциональные работы, конечно, возможно, но они обречены на огромное количество вопросов и сомнений в справедливости высказываний студента, и ставят его «под перекрестный огонь» со стороны комиссии, принимающей защиту. Поэтому многие студенты желают пессимистичный вывод: не нужно писать самостоятельную работу и стараться высказать свои собственный идеи, гораздо выгоднее написать переделанный своими словами реферат и «гладко» защититься.

С другой стороны, именно по-настоящему самостоятельным работы, обладающие свежим взглядом на проблему, (а отнюдь не работы реферативного плана) являются потенциальными участниками разного рода конкурсов научно-исследовательских работ студентов. Поэтому очень важно поддержать студента в его идеях (однако как написание подобной независимой в своих суждениях работы, так и руководство ею требует гораздо больших усилий, а главное – времени).

По мере прояснения основной концепции работы и перехода к «чистке языка» необходимо избавляться от «слов-паразитов», от излишне эмоциональных высказываний, от часто повторяющихся слов. В науке существует негласное правило: одно и то же слово (широкого применения) не должно встречаться на странице А4 более 2-х, максимум 3-х раз.

Другой важный аспект стиля высказывания касается именных форм местоимения и глаголов. Существует знаменитое высказывание: «Искусство – это «Я», наука – это «Мы». Действительно, поскольку наука стремится к максимальной объективности и соответственно отказу от субъективности, постольку в научной речи не принято использовать местоимения первого лица единственного числа и соответствующие им формы глаголов. Поэтому в курсовой работе необходимо отказаться от использования местоимения «Я» («Я думаю», даже «Я считаю») и конструкций типа «Мне кажется» и прочих.

Вместо этого используется либо безличное «Мы» («Мы считаем», «Мы полагаем»), либо, что еще лучше, придерживаться безличных конструкций, типа «Как представляется…», «Можно предположить», «Пример/анализ показывает, что…» и т.д. Оговоримся, что использование местоимения «Я» допустимо при произнесении Защитного слова, но и там нужно использовать его с осторожностью.

Среди общих правил изложения материала напомним также следующие. Следует избегать излишне сложных и длинных предложений. Гораздо проще понять мысль, изложенную в нескольких коротких и четких предложениях, чем в сложном предложении, длиной в абзац. В качестве своеобразного норматива можно предложить следующий. Обычное предложение в работе должно включать в среднем 10 (от 7 до 13) слов, не считая предлогов, частиц, союзов.

С другой стороны, предложения не должны носить конспективный характер. Как и в устном изложении, каждое предложение должно содержать и подлежащее, и сказуемое. При всей очевидности, это довольно часто встречаемая ошибка, поэтому покажем на примере, кА следует исправить текст (пример взят из работы, посвященной развитию шрифта, речь идет о гарнитурах).

Было: «Журнальная. Создана в 1953 году коллективом художников по рисунку текстового шрифта эксельциор (США, 1936). Малоконстрастный шрифт с удлиненными, скругленными в углах засечками. Поучил распространение в периодических изданиях, печатаемых способом глубокой и плоской печати. Основное назначение – набор журналов и массовой агитационно-пропагандистской литературы; применяется также во многих других видах литературы и в газетах (Рис.9.)»

Следует изменить: «Гарнитура «Журнальная» была создана в 1953 году коллективом художников по рисунку текстового шрифта «Эксельциор» (США, 1936). Это малоконстрастный шрифт с удлиненными, скругленными в углах засечками (Рис.9.). Подтверждая свое название, он действительно получил распространение в периодических изданиях, печатаемых способом глубокой и плоской печати, а также в массовой агитационно-пропагандистской литературе. Применялся данный шрифт и в газетах, а также в других видах литературы».

В работе необходимо продемонстрировать умение анализировать объекты дизайна с использованием профессиональной лексики. Нередко это приводит к тому, что студенты стараются говорить нарочито сложно, витиевато. Это неправильный подход. При написании работы надо стремиться к максимально простому и четкому изложению мысли. «Высший пилотаж» любого научного исследования – рассказать просто и понятно и сложном и до того непонятном. Поэтому надо по возможности стремиться именно к такой умной простоте. Добиться ее непросто, для этого надо прежде всего самому разобраться со всеми терминами, вести изложение логично, придерживаться при анализе разных предметов одного и того же плана.

Противоположная крайность стиля высказывания – нарочитая простота (про которую русский народ говорит, что она «хуже воровства»), панибратский тон речи. Другая часто встречаемая погрешность – склонность к журналистскому, нарочито популистскому (только в лучшем случае научно-популярному) стилю изложения. В частности, это разнообразные восхищающиеся или недоумевающие восклицания, обильные риторические вопросы, излишне эмоциональные выводы или вообще слишком эмоциональный тон высказывания. Необходимо помнить, что наука сформировалась как социальный институт именно благодаря своей установке на максимальную объективность, и соответственно последовательный отказ от субъективизма. Как показывает опыт, дизайнеру гораздо ближе художественный тип и мышления, и высказывания. Однако при написании курсовой работы надо помнить о том, что здесь главная задача – освоить на практике научные методы исследования и далее – научный метод изложения.

Особое внимание надо уделить на термины и понятия, используемые в работе. Любой язык имеет сложную структуру, поэтому один и тот же термин может использоваться в разных отраслях по-разному. Поэтому часто научные работы начинаются с раздела, главной задачей которого является задача «определиться с терминами». Общее правило для всех многозначных терминов и понятий или слов с неустойчивым значением таково: когда возникает необходимость его использовать, необходимо ввести формулировку «под термином «….» договоримся понимать ……» (или ее аналог). Это позволит читающему адекватно понимать мысль автора.

В целом, обычно ход работы над курсовым проектом идет следующим порядком: вначале прорабатывается основная часть. Параллельно с ней составляется черновик Введения (обзор литературы, объект и предмет, план работы (структура), цель и задачи). Накапливающиеся по мере составления основного текста выводы целесообразно разделить на две группы: одни из них подытожат разделы и главы, а другие выводы-размышления лягут в основу Заключения. В итоге у студента накапливается материал для всех основных разделов работы, а также формируется список литературы. Перед подачей итогового чернового варианта текста необходимо проработать и Приложение, и внести эти ссылки в текст. Например, при анализе определенного дизайн-решения, в тексте в круглых скобках должно быть указано на какой иллюстрации изображен данный дизайн-объект. При этом можно обойтись пока без цифровой индексации, но обязательно указать, какого типа иллюстрации будут сопровождать тот или ной анализ.

 

После написания первого варианта главы (или даже всей работы) целесообразно сдать рабочий текст на первую проверку. Преподаватель вычитывает текст и формулирует вопросы по тексту, по затрагиваемым проблемам, выявляет наиболее уязвимые точки в работе, дает библиографические рекомендации для студента.

После этого проводится совместное обсуждение имеющегося состояния текста. Обычно уже на этой стадии студент либо прислушивается к мнению руководителя и убирает излишне жесткие или эмоциональные высказывания, либо остается при своем мнении, но в этом случае берет на себя задачу не просто констатировать свою точку зрения, но и более детально ее аргументировать. Очень часто пожеланием преподавателя на этой встрече является необходимость уточнения плана или составление более дробного рабочего плана, чтобы ход мысли не был слишком витиеватым и не ускользал от читающего.

 

Далее запускается следующий круг работ на новой более высокой стадии. Перед подачей текста на вторую проверку студенту необходимо проверить себя с двух точек зрения: во-первых, постараться взглянуть на свою работу «со стороны» и попытаться осознать, насколько хорошо выдержана структура работы, насколько логично раскрыта тема, а во-вторых, привести стиль высказывания к нормам не просто взвешенной, спокойно речи, но уже речи научной (однако повторим, нарочитая сложность речи может не украсить, а наоборот снизить впечатление от работы).

 

Поскольку на все руководство курсовым проектом студента ГОС ВПО выделяет всего 3 часа, включая утверждение темы, проверку работы и прием защиты курсовой, поэтому преподаватель не в состоянии проверять одну и ту же работу более трех раз и студенту нужно это учитывать при планировании своих промежуточных проверок текста.

 


Для достижения успешного результата студентам рекомендуется придерживаться следующего алгоритма работы:

Этап работы Дневная форма обучения Очно-заочная форма обучения
1. Выбор темы, составление списка литературы. 6 семестр, март-апрель 7 семестр, сентябрь
Форма проверки – сдать на утверждение название темы и список литературы к ней. Конец апреля- начало мая. Конец сентября- начало октября
2. Составление рабочего плана курсовой работы. Начитывание литературы, анализ визуальных источников, составление рабочего варианта текста курсовой. Апрель-май Сентябрь-октябрь
Форма проверки 1: сдать на проверку план курсовой и «сырой» материал к каждой главе, получение консультации преподавателя по сданному материалу. Конец мая – начало июня (допуск к экзамену по ИДНТ) -
Форма проверки 2: консультации с преподавателем по плану и примерному наполнению глав   Конец октября- ноябрь
3. Подготовка авторского варианта курсовой работы (текстовую часть можно распечатать на черновиках или серой бумаге, Приложения можно показать в электронном виде, но обязательно распечатать для проверки оформления список иллюстраций). Проверка преподавателем, итоговая правка перед чистовой распечаткой. 7 семестр: сентябрь-ноябрь ноябрь
4. Распечатка чистового варианта курсовой работы, сдача курсовой на проверку Первая декада декабря К середине декабря
5. Подготовка к устной защите курсового проекта. Консультации по защитному слову с преподавателем. Вторая декада декабря Вторая декада декабря
6. Публичная защита курсовой работы Третья декада декабря Третья декада декабря

 

 

Date: 2015-11-15; view: 492; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию