Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. По своей форме Введениев научно-исследовательской работе имеет довольно жесткую предзаданную структуру и обычно занимает от двух до пяти страниц





По своей форме Введениев научно-исследовательской работе имеет довольно жесткую предзаданную структуру и обычно занимает от двух до пяти страниц. Элементы Введения могут иногда меняться местами, однако все пункты в итоге должны быть обязательно освещены и логически между собою связаны.

Вначале Введения принято давать собственно введение в проблематику (т.н. «шапку»). В этом разделе необходимо подвести читателя к теме, заинтересовать его ею. Если студент выбрал монографическую тему, можно кратко обозначить фигуру, чье творчество студент собирается анализировать, обозначается фронт работ мастера и пр. Наряду с напоминанием читателю уже известных фактов целесообразно обозначить «белые пятна» в творчестве данного дизайнера, или же интересные новые вопросы, еще недостаточно проанализированные в науке. Если же в центре исследования находится некий исторический процесс, например, эволюция того или иного объекта окружающее среды, или история решений определенной функциональной зоны (рабочего кабинета или офиса, спальни, кухни и пр.) – необходимо обязательно в общих словах очертить феномен, возможно суммарно обозначить (пока еще подробно не анализируя) основные вехи его развития, т.е. так или иначе ввести читателя в тему.

Объем введения в проблематику обычно составляет 1-3 абзаца, но не должен превышать 1,5 - 2 страниц.

 

После введения в тему необходимо обозначить Цель исследования. Как правило, это всего одно предложение, очень близко соотносящееся с названием курсовой работы. Например, если выбрана тема: «Творчество А. Родченко», то цель работы может быть обозначена как «Анализ творчества А. Родченко»; если тема курсовой работы - «Эволюция стола», то и цель должна звучать примерно следующим образом: «Проанализировать основные этапы и решения в эволюции стола», желательно указав временные и территориальные ограничения, например «Проанализировать эволюцию стола в европейской культуре V в. до н.э. – ХХ в. н.э.».

Нередко при выборе темы студент желает охватить довольно большой материал, однако по мере работы все больше начинает понимать, что лучше сосредоточиться на каком-то более конкретном и узком аспекте. Это разумное желание, поскольку лучше проанализировать меньший объем, но сделать это более глубоко, детально и самостоятельно, а не оставаться в рамках поверхностной описательности и констатации уже известных фактов.

В этом случае необходимо обязательно откорректировать и название, и цель работы. Например, вместо темы «Творчество А.Родченко» на титульном листе может появиться тема «Особенности графического дизайна обложек А. Родченко в изданиях 1920-х годов». Соответственным образом необходимо трансформировать и цель исследования, которая почти дословно будет повторять название работы.

При формулировании цели и итогового названия работы имеет смысл придерживаться следующего правила: выбранная тема должна быть раскрыта, соответственно лучше заузить и название темы, и поставленную цель, чтобы в итоге не последовал очень неприятный вердикт комиссии или проверяющего педагога «тема не раскрыта» или «тема раскрыта не полностью».

 

После обозначения цели исследования необходимо обозначить границы исследования. Для этого вводятся рубрики «Предмет исследования» и «Объект исследования».

Под предметом исследования понимается тот материал, на основе которого будет вестись исследование; а под объектом исследования понимается тот аспект (аспекты), которым будет придаваться самое главное значение, тот ракурс, та точка зрения с которой будет анализироваться данный предмет.

Рассмотрим вопрос о разделении предмета и объекта на примере кошки. Кошка может стать предметом сразу множества исследований в разных дисциплинах, но при этом в этом животном будут изучаться разные аспекты. Ветеринар будет изучать проблемы анатомии и правильной работы кошачьего организма, а также проблемы кошачьих болезней (Предмет изучения – организм кошки, объект изучения – проявление определенных заболеваний и способы их лечения). Медик-инфекционист будет изучать кошку как носителя определенных болезней, которые могут быть заразными и опасными для человека (Предмет изучения – кошка, объект изучения – инфекции, представляющие опасность для человека). Специалист по корму для животных будет изучать влияние тех иных кормов на здоровье животного, его активность, длину и блеск шерсти (предмет изучения – кошка, объект изучения – влияние определенного корма на здоровье кошки). А художник в том же предмете (кошка) увидит совсем другой объект: мягкость ее пластики, характерные кошачьи повадки и «гримасы»и т.д.

Точно так же в одном и том же предмете исследования – яблоке – специалисты разного профиля будут изучать разные объекты. Специалист по сельскому хозяйству будет изучать яблоко на предмет содержания в нем сахара, витаминов, его размеров, устойчивости к хранению и пр. Медик будет изучать яблоко на предмет содержания в нем витаминов и особенностей их усвоения. Культуролог будет изучать яблоко как важнейший символ, который получил многократное преломление в перспективе мифологических воззрений разных народов. Т.е. на один и тот же предмет можно взглянуть с совершенно разных позиций и в итоге увидеть в нем разное. Предмет исследования – один и тот же, а объекты исследования – разные.

Приведем примеры смыслового разведения понятий Предмет и Объект исследования в курсовых работах по Истории дизайна. Если тема работы - «Творчество А. Мухи» (или любая иная тема – персональная монография), значит предметом исследования будет являться графическое, живописное и ювелирное наследие художника. А на основе этого материала будет изучаться специфику художественного и дизайнерского мышления данного мастера на фоне других работ той эпохи, и это – объект исследования.

Если студент выбрал тему «Влияние панк-культуры на дизайн костюма», значит предметом исследования станет костюм 1970-х годов (возможно и более позднего времени, но необходимо определиться с границами исследования), а объектом исследования – преломление влияния панк-культуры в дизайне этой одежды.

 

Четко сформулировав Цель, Предмет и Объект исследования необходимо осмыслить – как же можно достичь поставленной цели. Отражением этого понимания является формулировка задач и методологии исследования.

Формулировка задач может происходить двумя способами.

Первый способ: большая задача (цель исследования) делится на меньшие задачи, и соответственно структура работы строится таким образом, что последовательно анализируется раздел за разделом, чтобы в итоге свести все данные воедино. В этом случае задачи исследования бывают тесно связаны с главами или разделами работы.

Например, если работа посвящена анализу творчества определенного мастера, то этот анализ можно вести либо по областям дизайна (проекты в области графического дизайна, затем работы в области мебельного дизайна, дизайна средств автотранспорта и пр.); либо по хронологическому принципу (проекты раннего периода творчества, зрелого, позднего). Соответственно в первом случае формулировка задач может выглядеть так:

· «Систематизировать доступный вербальный и визуальный материал по творчеству N (И.О.Фамилия дизайнера);

· Проанализировать проекты N в области графического дизайна;

· Проанализировать мебельные проекты мастера;

· Проанализировать разработки в области дизайна средств автотранспорта».

Во втором случае формулировка задач примет следующий вид:

· «Систематизировать доступный вербальный и визуальный материал по творчеству N;

· Проанализировать проекты N раннего периода творчества (или указываются конкретные годы); и т.д.

Как правило, при таком подходе названия глав (разделов) и формулировки задач тесно связаны между собой, т.о. каждая глава (раздел) призвана решить одну из поставленных задач.

 

2-й способ предполагает формулировку задач по типу проведенной работы и может быть не прямо связан с названиями глав. Например, если тема курсовой работы - «Ренессансные шрифты», то для достижения поставленной цели студенту, вероятно, придется решить следующие задачи:

· Собрать и систематизировать доступный вербальный и визуальный материал по шрифтам эпохи Ренессанса;

· Проанализировать формальные и стилистические особенности шрифтов данной эпохи;

· Попытаться выявить связи между развитием определенных типов шрифтов и особенностями типографского производства;

· Проанализировать взаимосвязь выбранных типов шрифтов и содержания текста, жанра книги; и т.д.

При этом сама структура работы может быть подчинена территориальному или хронологическому принципу.

 

Обычно студенты выбирают первый путь формулировки задач, тесно соотнося их с разделами работы. Однако в обоих случаях они должны указать отдельной строкой Метод исследования.

В большинство работ по истории дизайна основными методами являются описательный и сравнительный анализ, в ходе которого разбирается и описывается определенное дизайн-решение, по возможности анализируется ход его создания, делаются сопоставления с иными решениями данной задачи в других проектах.

Предварительным, но необходимым методом работы являются сбор и систематизация информации.

В некоторых случаях целесообразно провести небольшое социологическое исследование.

 

Чрезвычайно важным разделом Введения является анализ литературы по теме. Цель этого раздела, показать ту источниковую базу, на которую опирался студент, и вписать изыскания студента в общее русло развития науки о дизайне.

Если разделы «Цель», «Предмет и объект исследования», «Задачи», «Методология» каждый занимает по одному или нескольким предложениям, в итоге укладываясь в половину или две трети страницы, то обзор литературы всегда занимает не менее одной страницы (но, желательно, не более трех). Это связано с тем, что необходимо не только указать, какие были изданы труды, связанные с выбранной темой курсовой работы, но и кратко охарактеризовать (в одном - пяти предложениях) каждый труд, точнее тот вклад, который этот труд внес в постижение определенного феномена в истории дизайна.

Поскольку количество привлеченных источников должно быть не менее 10 (а лучше 15-30 источников), то допустимо и желательно не просто дать последовательный хронологический анализ, но и сгруппировать источники по темам и вести дальнейший анализ литературы именно по данному признаку, вытягивая внутри каждой группы источники по хронологической прямой.

Как правило, начинается обзор литературы с работ общего плана, например, учебников по истории и теории дизайна. Это связано с тем, что в таких обобщающих трудах (к которым относятся и учебники) задается общая методология анализа, очерчиваются общие векторы развития дизайна и методов проектирования и пр., а абсолютно любой работе необходимо вписать анализируемый объект в эту общую линию развития дизайна.

Работая с данными типами источников, необходимо выявить, насколько они полезны (или бесполезны) для раскрытия выбранной темы, какая важная информация по теме в них содержится, упоминается ли вообще та проблема и тот материал, который привлек внимание студента и лег в основу курсовой. Соответственно, характеристика такого источника может иметь, например, следующий вид: «В учебнике С.Михайлова «История дизайна» (199…) дана общая характеристика эпохи, подчеркнуто значение <мастера N> как ведущего дизайнера своего времени, очерчены основные сферы дизайна, к которым обращался N. Однако в работе не дается аналитика творческого метода дизайнера, объекты дизайн-проектирования упоминаются, но отсутствует их подробный анализ».

После указания источника необходимо в скобках указать год его издания, и вести обзор литературы, начиная с более ранних изданий к более свежим.

Следующий важный блок источников – это специализированные статьи и монографии, близко связанные с поставленной темой. Это могут быть монографии, посвященные творчеству того или иного дизайнера, архитектора, художника, чье творческое наследие (или его фрагмент) выбраны для анализа в курсовой. Это могут быть и тематические монографии, посвященные анализу того или иного периода в истории дизайна, учебного центра или творческой мастерской и пр. В этих источниках, как правило, гораздо больше ценного материала, способного обогатить курсовую. Каждый источник должен быть охарактеризован как с позиции его вклада в развитие науки о дизайне, так и его недостатков – либо реальных, либо просто нераскрытых вопросов, которые не попали в орбиту анализа автора. Анализ источника при этом может приобрести, например, следующие формы: «Статья А.А. Стригалева «Искусство конструктивистов: от выставки к выставке (1914-1932)»[1] (1991) стала одним из первых опытов анализа ранее полузапретной темы наследия конструктивистов. Как явствует из названия, в статье основное внимание уделено выставочной деятельности, что позволяет наметить вехи развития конструктивистской эстетики. Среди анализируемых видов искусства акцент сделан на живописи и абстрактной скульптуре (объектах), тогда как конструктивистская архитектура фактически не затрагивается». Обратим внимание на то, что внизу страницы должны находиться ссылки к каждому источнику, в которых указываются полные выходные данные (подробнее об этом – смотри раздел «Оформление списка литературы»).

После анализа печатных источников приходит пора для анализа Интернет-ресурсов. Использование их в курсовой работе по «Истории дизайна, науки и техники», как правило, неизбежно, в частности потому, что именно в интернете можно найти визуальный материал, который иными путями в провинциальных городах иногда просто недоступен.

Однако нужно с большой осторожностью использовать текстовые источники из Интернета. Очень многие из них безымянны, во многих из них встречаются подчас грубейшие ошибки. Поэтому привлечение текстовых Интернет-материалов – это, как правило, некая крайняя мера. Общее правило здесь таково: можно использовать только те материалы, где присутствует авторство, и соответственно есть возможность ссылки на авторскую позицию.

Если в процессе написания работы было использовано очень много литературы, то закономерно объединение родственных источников во время обзора литературы. Например, это может выглядеть следующим образом: «Искусству эпохи модерна посвящено уже довольно много литературы. Это и альбомы ….. (год), ….. (год), позволяющие читателю наглядно представить визуальные образы эпохи модерна. Однако ни в одном из них не представлены ранние работы А. Кассандра. Это и различные монографии, в том числе книга В.С. Горюнова и М.П. Тубли «Архитектура эпохи модерна. Концепции. Направления. Мастера»[2] (1992), исследование С.А. Стерноу «Арт-Нуво. Дух прекрасной эпохи»[3] (1997), …. Оба издания содержат хорошие подробные анализы целого ряда аспектов, связанных с эпохой модерна, но вновь творчество Кассандра не попадает в поле зрения авторов».

 

Заключительная часть Введения – краткая характеристика структуры работы. Обычно этот раздел небольшой (занимает 1-2 абзаца) и может выглядеть следующим образом: «В соответствии с поставленными целью и задачами работа приобрела следующую структуру. Основная часть состоит из … глав (разделов). Первый называется «…….» и посвящен ……

Во второй главе (разделе) «…полное название главы» основное внимание уделено …. <таким-то вопросам, анализу таких-то объектов и проблем>» и т.д. Таким образом, даются не только полные названия глав и разделов, но и кратко характеризуется каждый раздел работы, чтобы любой читатель, обратившийся к данной курсовой работе уже из Введения смог понять, что же ожидает его на страницах этого исследования.

После характеристики основной части должны идти предложения, посвященные Введению, Заключению и Приложению (например, «Работа обрамлена Введением и Заключением и дополнена <одним или несколькими> Приложением, содержащим … <количество> иллюстраций, видеоматериал с выставки «…» и т.д.).

Date: 2015-11-15; view: 314; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию