Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 9. Структура производственных систем в отрасли





Предприятие относится к числу управляемых систем, обладающих свойством изменять свое поведение под влиянием внешних воздействий.

При решении задач управления выделяют два типа внешних воздействий: управляющие и возмущающие воздействия. Управляющие воздействия разрабатываются органом управления с целью изменения поведения предприятия в желаемом направлении и координации деятельности людей в процессе производства. Возмущающие воздействия формируются средой предприятия и учитываются при выработке управляющих воздействий.

Самое общее представление о предприятии можно получить, имея информацию о его назначении (миссии), правовой основе, истории создания и развития, ресурсах, составе подразделений, структуре управления, имидже в деловых кругах и у потребителей.

Понятие структуры управления предприятием

Организационная структура управления представляет собой состав и соподчиненность органов управления и работников, занятых решением задач управления. В рамках структуры управления между участниками управленческого процесса строго распределены функции и задачи управления, права и ответственность за их выполнение.

Полномочия — это ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия подчиненных на выполнение определенных задач.

Ответственность — это обязанность выполнять задачи и отвечать за их решение.

Делегирование — это передача полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.

Принципы построения организационной структуры управления

Общие исходные положения, определяющие процесс проектирования структур управления, рассматриваются как принципы их формирования или построения.

Основными принципами построения организационной структуры управления являются:

1) классические принципы управления:

• разделение труда при условии признания границ его экономической целесообразности;

- единство командования и единоначалия в случаях, когда строгое соблюдение этого принципа не препятствует гибкому решению срочных проблем;

• формирование системы полномочий и ответственности с учетом широкого участия в принятии и реализации решений менеджеров разных уровней.

2) принципы формирования структуры управления:

• соответствие структуры управления целям и задачам организации;

• соответствие структуры управления функциональному разделению задач и объему полномочий работников управления;

• соблюдение масштаба управляемости, т. е. числа подчиненных руководителю звеньев;

• соответствие между функциями и полномочиями работников, с одной стороны, и их квалификацией и уровнем культуры с другой.

Содержание процесса создания новой продукции

Выделяют четыре основные фазы создания нового про• исследовательская фаза или разработка концепции продукта;

• планирование создания продукта;

• проектирование продукта;

- освоение производства нового продукта и продвижение его на рынок.

На первой фазе производится сбор и анализ информации о технических характеристиках имеющихся на рынке продуктов, научных и технических возможностях и ограничениях в развитии проектируемого продукта, прогнозируется спрос на новую продукцию, оценивается инновационный потенциал предприятия и воздействие продукта на окружающую среду. Основными методами такого аналитического исследования выступают методы инновационного маркетинга и научно-технического прогнозирования. Результатом первой фазы создания новой продукции является концепция продукта, содержащая требования, предъявляемые к новому продукту, технико-экономическое обоснование идеи его создания и выводы об экономической целесообразности и технической возможности создания нового продукта.

Вторая фаза предполагает планирование создания новой продукции. Планирование осуществляется в двух направлениях:

1. Определение перспектив развития рынка товара.

Составление программы выполнения работ по созданию нового продукта. В процессе планирования устанавливаются емкость рынка, инвестиционные требования к проекту и финансовые последствия вывода на рынок нового товара, производится взаимная увязка всех видов работ по созданию новой продукции и установление их рациональной последовательности. Кроме того, планирование продукта включает тестирование рынка, или пробную продажу новой продукции. Основной формой планирования продукта является календарный план-график, разрабатываемый по каждому виду продукции.

График обеспечивает правильное распределение общего объема работ по календарным периодам, определение целесообразной последовательности выполнения различных этапов работы, равномерную загрузку подразделений, участвующих в создании нового продукта.

На третьей фазе процесса создания новой продукции осуществляется детальная инженерная проработка нового изделия. Она включает весь комплекс работ по конструкторской и технологической подготовке производства: проведение опытно-конструкторских работ, разработку технологического процесса нового продукта, проектирование и изготовление средств технологического оснащения производственного процесса и др. Основная задача этой фазы заключается в подготовке рабочей документации для промышленного изготовления и эксплуатации нового изделия. На данном этапе концепция продукта воплощается в рабочую модель — действующий опытный образец, испытание которого позволяет внести необходимые уточнения в проектную документацию и устранить недостатки.

Четвертая фаза создания новой продукции заключается в проведении комплекса работ по организационной подготовке производства и освоению нового изделия.

Организационная подготовка направлена на разработку и реализацию проекта организации производственного процесса изготовления нового изделия, системы организации и оплаты труда, материального обеспечения и др. в целях создания необходимых условий для ускоренного освоения новой продукции. Производство нового продукта начинается с выпуска установочной серии, которая изготовляется по документации серийного производства в целях подтверждения готовности производства к выпуску продукции в заданных объемах и с установленными требованиями. Окончанием освоения является достижение проектного уровня экономических показателей новой продукции и планируемого объема продаж

Тема 10. Содержание и порядок проектирования организации основных производств на предприятиях отрасли.

Виды структур управления

Самым распространенным видом структуры является линейно-функциональная. В основу ее построения положены: линейная вертикаль управления и специализация управленческого труда по функциональным подсистемам организации (маркетинг, производство, персонал и т. д.).

Достоинства и недостатки линейно-функциональной структуры:

• централизованный контроль и единство в решении задач организации;

• использование преимуществ функциональной специализации и опыта;

• возникновение проблем межфункциональной координации;

• сосредоточение ответственности организации на высшем уровне управления.

Дивизиональная структура предполагает выделение в составе организации производственных отделений как самостоятельных объектов управления при условии централизации стратегических функций. Отделение представляет собой группу взаимосвязанных предприятий, сбытовых организаций, исследовательских центров, характеризующихся как правило территориальной обособленностью.

Отделение обладает большой свободой планирования и распоряжения ресурсами.

Достоинства и недостатки дивизиональной структуры:

• усиление межфункциональной координации по продукту, рынку, региону;

• быстрая реакция на изменение требований потребителя;

• дополнительные уровни управления;

• дублирование ресурсов и функций в аппарате управления головной организации и отделениях.

Программно-целевые управленческие структуры, ориентированы на разработку и реализацию крупных межфункциональных программ, имеют две разновидности: проектная и матричная структуры.

Проектная структура основана на обособлении деятельности по выполнению программы. Проектом считается любой процесс целенаправленных изменений в организации (например, модернизация производства, освоение новых видов продукции или технологий и т. п.), обладающий следующими характерными чертами:

• целостный характер деятельности;

• участие в работе различных специалистов, между которыми устанавливаются отношения кооперации;

• четко сформулированный конечный результат деятельности;

• ограничения во времени и ресурсах, выделяемых для достижения целей проектирования.

Основными звеньями проектной структуры являются специальные подразделения — проектные команды (или группы), работающие на временной основе. В ее состав включают необходимых специалистов, в том числе и по управлению.

Проектная структура обладает большой гибкостью, но при проведении нескольких проектов приводит к необходимости распределения ресурсов между ними.

Матричная структура представляет собой решетчатую организацию, построенную в отличие от проектной организации на принципе двойного подчинения исполнителей: с одной стороны — непосредственному руководителю базового подразделения (службы), которое выделяет ресурсы (в том числе персонал); с другой — руководителю временной целевой группы, который наделен необходимыми полномочиями для организации работ по конкретной программе.

Организация, построенная по матричному принципу, сочетает достоинства простой и проектной структуры: для успешной реализации проекта назначается одно конкретное лицо; более гибко и эффективно используются сотрудники; появляется возможность быстро реагировать на нужды проекта и заказчиков, стимулируется групповая организация работ.

Сетевая структура означает, что организация дезагригирует свои основные функции (производство, продажи, финансы, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) между отдельными, работающими по контрактам компаниями, в качестве брокера (посредника) которых выступает небольшая головная организация.

Тема 11. Инвестиционное проектирование вспомогательных производственных процессов и обслуживающих производств.

Решая проблемы повышения жизненного уровня населения, нельзя обойтись без достижения устойчивых темпов экономического роста ВВП (и его среднедушевого значения) до уровня мировых стандартов. В свою очередь, данная задача может быть решена при помощи инвестиционного процесса вызванного, с одной стороны, постоянными инновационными процессами, а с другой — изменяющимися структурными сдвигами в хозяйстве.

Поставленная Президентом РФ В. Путиным задача по укреплению экономики России предусматривает существенную реструктуризацию ин-вестиционного процесса. Этому должно предшествовать решение ряда проблем, а именно:

• государство должно создать благоприятные инвестиционные условия для менее капиталоемкой сферы;

• перелив капитала, т. е. его диверсификации, из электроэнергетической, топливной, металлургической промышленности в обрабатывающие отрасли, поскольку в обрабатывающих отраслях фондоемкость в 4-5 раз ниже, чем в добывающих;

• пересмотреть потенциал ВПК, где практически сосредоточены все инновации России;

• сопоставить размер финансирования в инновационный процесс в ВПК и его отдачу за 50-70 лет;

• использование научных разработок ВПК в отраслях хозяйства;

• увеличить долю частного сектора в ВПК и довести его к 2010 г. До 50% с 25 (2003 г.);

• разработать инвестиционные программы для государства и конкретно в бизнесе по реализации совместных амбициозных проектов;

• разработать механизм востребования инновационного ресурса, ресурса знаний, заключенного в человеческом факторе (капитале), способствующего сокращению использования минерально-сырьевых ресурсов;

- рассмотреть роль промышленности и влияние ее отдельных секторов в воспроизводстве продукта и эффективном использовании ресурсов труда и капитала;

разработать механизм сокращения инвестиций в добывающую промышленность и увеличить их поступление в высокоинновационную обрабатывающую промышленность; разработать механизм сбалансированного распределения между энергосырьевым и инновационным секторами промышленности; разработать механизм эффективного использования ресурсов и распределения сверхприбыли в интересах общества; создать национальную инновационную систему с целью создания новых товаров и услуг, эффективных машин и высоких технологий с воплощением инвестиций в данные направления; сделать Россию инновационно активной страной с увеличением инвестиций в промышленность и машиностроение; создать механизм обмена финансовых ресурсов на современные высокие технологии, лучшие машины и оборудование на отечественном рынке с увеличением ВВП на душу населения в 4-5 раз, доведя его до уровня развитых стран; решить на уровне президента страны проблему механизма аккумулирования и использования сверхприбыли; разработать поэтапную политику обновления основных средств и основных фондов промышленности с соблюдением закона воспроизводства основного капитала;

- создать нормативно-правовой акт, регулирующий использование амортизации и фонд накопления из прибыли на инновационную и инвестиционную деятельность хозяйствующего субъекта;

- всем участникам экономического процесса выявить инвестиционные потребности на возмещение устаревшего и морально изношенного оборудования;

- увеличить инвестиции в модернизированные машины и обору-дование;

-разработать экономически обоснованную инвестиционную программу на уровне государства по закупке оборудования на отечественном и зарубежном рынках;

-разработать механизм использования вторичного рынка оборудования через совместные предприятия и лизинг; хотя импортная техника и устаревшая, но она более эффективная, чем отечественная. Передовые бизнесмены пошли именно по этому пути, и как следствие инвестиции в это направление составили 25% от общего объема инвестиций в 2002 г., или 32,5 млрд руб.;

• изменить концепцию оценки эффективности инвестиционного процесса на макроуровне через показатели роста объема производства и сопутствующих им показателей. Так, индекс физического объема промышленного производства за 1990-2001 гг. составил 60%, индекс инвестиций — 25%, что означает сокращение объема производства на 40% при уменьшении инвестиций на 75%.'

Рекомендуется сохранить показатели рентабельности активов и ин-тегральный коэффициент использования капитала.

Следует отметить, что интегральный коэффициент эффективности использования капитала в отраслях промышленности за 2001 г. отражает эффективность инвестиций в следующие отрасли, а именно:

• 1-е место принадлежит топливной промышленности;

• 2-е место — цветной металлургии;

• 3-е место — пищевой промышленности;

• 4-е место — черной металлургии.

В инвестиционном процессе рекомендуется обратить внимание на то, что для крупнейших корпораций, принимающих участие в установлении котировок акций на фондовом рынке, все большее значение приобретает показатель капитализации, а также производительности труда и капитала.

Инвестиционный процесс в российской металлургии направлен на экспорт продукции из-за резкого падения внутреннего рынка, что приводит к дополнительным затратам, обусловленных консолидацей активов и концентрацией мощностей ведущих предприятий, привлекая для этой цели иностранный капитал, т. е. неся дополнительные затраты на интеграцию отрасли. Начало реструктуризации положила девальвация рубля (1998) и корпоративное законодательство, направленное на стабилизацию прав собственности. Формированию интегрированных бизнес-групп (ИБГ) в российской металлургии способствовали вышеописанные факторы, а также государственная политика, в частности:

• введение Налогового кодекса;

• снижение банковской кредитной ставки;

• регулирование экспортных тарифов.

Следует отметить, что при всем несовершенстве законов РФ о банк-ротстве, о холдингах, об акционерных обществах и других корпоративная реорганизация российской металлургии в основном соответствует мировым тенденциям. Данные тенденции характеризуются следующими элементами:

• завершение передела собственности;

• первичное накопление капитала;

• создание ИБГ (интегральных бизнес-групп);

• формирование эффективного менеджмента;

• укрепление позиции на мировых рынках;

• развитие партнерских отношений с ведущими мировыми корпорациями;

• транснационализация бизнеса.

Главным недостатком российских ИБГ по сравнению с зарубежными является слабая роль рынка ценных бумаг в привлечении инвестиций. Низкая капитализация компаний отрасли связана с тем, что собственность многих ИБГ размыта между малоизвестными оффшорными компаниями, номинальными держателями акций, предприятиями и физическими лицами, которые стремятся использовать эмиссию акций в основном как инструмент перераспределения или сохранения собственности.

В малом бизнесе инвестиционный процесс затруднен доступом к внешним источникам финансирования. Важнейшими факторами ин-вестиционного процесса в малом бизнесе в РФ являются:

• административные барьеры;

• отсутствие доступа к пригодным для размещения площадям;

• ограниченность платежеспособного спроса;

• коррупция.

В 2004 г., по сравнению с 1997 г., число малых предприятий составило 891 тыс., или увеличилось на 48 тыс. Рост составил 5,7%. В РФ малые предприятия функционируют не более четырех лет с численностью 7-8 человек и, как правило, это в сфере торговли и общественном

Данный комплекс хозяйства занимает 25-30 % в ВВП.

Приватизация предполагает наличие всех прав частного сектора на собственность; противоречие государственного собственника и частного сектора заключается в том, что государство является собственником, но не является собственником инвестиционных ресурсов, а собственник инвестиций не является собственником инфраструктурных монополий. Данные противоречия легко устранить, используя мировой опыт институализации партнерства и частного сектора (ПЧГС).

Опыт такого партнерства имеется в Великобритании, где в 1992 г. создана программа «Private Finance Initiative» (PFI), в рамках которой за 1992-2001 гг. осуществлено более 400 проектов и вовлечено в государственный сектор инвестиций на сумму более 19 млрд. фунтов стерлингов. На основе полученного опыта Великобританией разработана дополнительная программа на 2000-2003 гг. с привлечением 20 млрд. фунтов стерлингов частных инвестиций в государственный сектор, что в 3 раза превышает реализацию программы PFI за предыдущие 10 лет.

Соответствующий опыт хорошо прослеживается в межгосударственных долгосрочных программах. Например, в Европе создана программа создания долгосрочных сетей транспорта, телекоммуникаций и энергетических инфраструктур. Данная программа рассчитана до 2020 г. с общим объемом финансирования в 400 млрд. евро с участием ПЧГС. В программе принимает участие и Россия в транспортной и энергетической инфраструктуре. Подобный подход инвестирования наблюдается и в развивающихся странах, а в целом более чем в 100 странах мира.

Основными задачами ПЧГС в России являются:

• создание нормативно-правовой и законодательной базы в области легализации концессии;

• обработка тактики и стратегии партнерских взаимоотношений

двух сегментов рынка, государственного и частного, в области

инвестиций, товаров, работ и услуг. В области инвестиций обеспечить инвесторам гарантию прибыльности на инвестируемый

капитал и обеспечение права инвесторов и общества на получение товаров и услуг;

• создание организационно-хозяйственного механизма управления партнерскими отношениями в части экономического и социального соответствия укладу Российской экономики;

Малые предприятия, как правило, привлекают инвестиции теневого характера или «серого» кредита, а также денежные средства родных и близких, т. е. частный капитал.

Помещение инвестиций в малые предприятия более выгодно, так как стоимость рабочего места в 6-50 раз ниже, чем на крупных предприятиях, где стоимость одного рабочего места колеблется до 3 млн. руб. одновременно следует отметить высокую степень оборачиваемости капитала на малых предприятиях за счет его мобильности, маневренности и высокой предприимчивости собственников малого бизнеса.

Прогнозируя прирост продукции в РФ до 10% в год, требуется при-влечение дополнительных инвестиций на создание 2 млн. рабочих мест дополнительно с инвестициями в $200 млрд. Это нереальная задача — ни по сути, ни по содержанию, если делать ставку на крупные предприятия. В этой связи упор должен быть на создании малых предприятий, которые создают дешевые рабочие места, требуя гораздо меньших размеров инвестиций за счет:

• самоорганизации предприятий;

• создания кредитных союзов и кооперативов;

• создания ремесленных сел, выпускающих продукцию, привлека-тельную для туризма;

• целенаправленной политики государства по решению ряда вопросов в области предоставления дополнительных помещений, зданий с необходимыми коммуникациями;

• выявления государством регионов, имеющих потребность в создании малых предприятий, и оказания им финансовой и организационной поддержки.

Следующим направлением инвестиционного процесса в РФ является более активная приватизация государственных монополий, а именно:

• автомобильных дорог;

• железных дорог;

• трубопроводного транспорта;

• морских и речных портов;

• аэропортов;

• жилищно-коммунального хозяйства.

Для привлечения иностранного капитала в Россию очень важно ис-пользовать новые методы и приемы. С этой целью должны активнее привлекаться иностранные крупные общественные инвестиционные компании и консалтинговые агентства для выявления рейтинга инвесторов и заемщика. Основной целью данных методов является выход России на фондовые биржи мира (Нью-Йорк, Лондон, Франкфурт).

Вторым моментом является создание благоприятного инвестиционного климата как в регионах, так и в общегосударственном масштабе и де-тального изучения зарубежного опыта по всем формам привлечения их в других государствах. В инвестиционной деятельности РФ важная роль принадлежит секторам экономики внедрения инвестиций. В последнее время наблюдается тенденция перелива капитала в сферу услуг более быстрыми темпами, чем в производственную сферу. Это обусловлено тем, что в РФ происходили структурные преобразования в экономике, развивался сектор торговли, общественного питания, частный бизнес, происходил процесс самоорганизации, появился класс эффективных собственников, строящих бизнес на эффективной основе, заимствовав зарубежный опыт управления капиталом. Система эффективного управления собственностью базируется на:

• современных стандартах корпоративного управления;

• финансовом менеджменте;

• отражении в учете прозрачности показателей деятельности;

• разработке стратегии развития;

• разработке стратегии инвестиционной политики;

• разработке налоговой политики;

• наличии маркетинговой службы;

• разработке научно-технической политики;

• выработке концепции конкурентоспособности.

Крупные зарубежные финансовые вложения в сферу услуг обусловлены высокой прибыльностью привлекаемого капитала, благоприятными перспективами рыночной экспансии. В результате этого иностранные инвестиции в торговле в 2002 г. составили около 44,5%, а в целом в сфере услуг они составили примерно 53%. Начиная с 2003-2005 гг. наблюдается тенденция к снижению.

Следует отметить, что при существенном подъеме инвестиционной деятельности (процесса) в частном секторе услуг бюджетное финанси-рование данного сегмента рынка незначительно. По данным ЮНКТАД, доля прямых иностранных инвестиций в формирование основного капитала достигла в Бразилии 28,4%, в Китае — 10,5, в странах Центральной и Восточной Европы — 18,2%. В России этот показатель составляет 6,7%. Неудовлетворительной остается и структура иностранных инвестиций. В 2003 г. на долю прямых иностранных инвестиций приходилось всего 22,8 % их общих поступлений. Вместе с тем следует обратить внимание на форму привлечения иностранных инвестиций, в основном кредиты, на долю которых приходится более 80%. При этом низка доля вложений в акции и паи — 1,2%, несущественна доля реинвестиций — 5-7%. Привлечение иностранных инвестиций в форме кредита вместо прямых обусловлено нежеланием отечественных заемщиков участвовать в управлении предприятием, инвестируемым объектом и контролировать финансовые потоки. Российские властные структуры зачастую предлагают иностранным инвесторам вкладывать средства в новое строительство, что является типичным для развивающихся стран.

Одновременно прослеживается репатриация капитала, ранее выве-зенного из России. Так, до 25-30% инвестиций поступает из Кипра и Виргинских островов. Преимущественно иностранные инвестиции вкладываются в торгово-финансовый сектор (торговлю, общественное питание, топливную, нефтедобывающую промышленность, финансовые и коммерческие услуги, а также пищевую промышленность).

Кроме того, иностранные средства вкладываются в сырьевые отрасли и производство промежуточных продуктов. Самые крупные проекты с участием иностранных инвесторов реализуются в Тюмени, Архангельской области, а также в приграничных зонах — Калининградской, Ленинградской и Сахалинской областях.

Ведущими инвесторами иностранных инвестиций являются 100 круп-нейших ТНК. К таким компаниям относятся: Exxon Mobile, Royal Dutch Shell, British Petroleum, Total, Ford Motor, Conaco, Philip Morris и др.

Для данных компаний не страшны существенные страновые риски Рос-сии. Они могут финансировать крупнейшие проекты.

 

К недостатку развития ЛПК (лесопромышленного комплекса) следует отнести желание решить все проблемы с помощью собственных средств (прибыли и амортизации) при недостаточной поддержке финансированием из бюджета. С другой стороны, недостаточность каитала не позволяет поглощать другие хозяйства, идти на укрупнение с целью внедрения современных технологий.

В зарубежных странах, напротив, заемный и привлеченный капитал вовлекается в исследуемую отрасль, в развитие сбытовой и произ-водственной инфраструктуры, завоевание зарубежных рынков, стро-ительство новых предприятий и поглощение других компаний. Заемный капитал привлекают через кредиты, привлеченный капитал — через выпуск акций, облигаций и других ценных бумаг. Таким образом, западные инвесторы вкладывают средства в лесопромышленный комплекс только в крупномасштабные проекты, а в России типичны мелкие (маломасштабные) проекты, не решающие проблемы ее развития. Иностранные инвестиции в ЛПК в 2003 г. составили всего 2% от общих иностранных инвестиций. Инвестиции в лесопромышленный комплекс также недостаточны, хотя экономически потенциал в стратегическом значении очень велик. На недостаточное привлечение инвестиционного капитала в лесопромышленный комплекс оказывает ряд факторов, а именно:

• неразвитость транспортной инфраструктуры;

• недостаточность энергетических ресурсов;

• отсутствие квалифицированных менеджеров;

• труднодоступность мест заготовки и переработки;

• отсутствие четкой государственной политики в области лесного

хозяйства;

• отсутствие нового строительства лесопромышленных комплексов;

• неразвитость отечественного машиностроения для лесной промышленности;

• зависимость лесопромышленных комплексов от импортного оборудования и техники;

• отсутствие заделов по НИОКР лесопромышленного комплекса;

• недостаточное привлечение иностранного капитала в деревообрабатывающую отрасль;

• запоздалое укрупнение в форме вертикально-интегрированных холдингов, таких как Братскокомплексхолдинг, Соликамский ЦБК, Котласский ЦБК и др.;

• недостаточность диверсифицированных структур и капитала, т. е. управляющих компаний, таких как «Илим палп энтерпрайз», «Гигант» и «Континвентальинвест», которые надстраиваются над крупными холдингами, разрабатывают и реализуют инвестиционную политику. Одновременно они включают в себя и банки.

Химическая промышленность как отрасль - перспективная и развивающаяся. В ней задействовано 8% внеоборотных активов, 9% обеспечивает промышленное производство, 7% налоговых сборов в бюджет и 6% общероссийского объема валовой выручки. В то же время отрасль испытывает большие затруднения с инвестициями. При потребности в $4 млрд. в год в 2003 г. капитальные вложения составили более $1 млрд., а бюджетное финансирование составляет менее 0,1% от общей суммы вложений. Таким образом, химическая отрасль лишена государственной поддержки. Стратегические инвесторы не вкладывают денежные средства или свой капитал в данную отрасль из-за систематического снижения внутреннего рынка, низкой конкурентоспособности, высокого роста цен на ресурсы, несбалансированности рынков сбыта с источниками сырья и материалов, а также высокого износа оборудования до 65% и низкой ликвидностью акций. Низкая ликвидность акций не дает возможность привлечь капитал путем продажи акций на фондовом рынке..

Следует обратить внимание на инвестиции в железнодорожном транспорте, имеющем большое экономическое, социальное, политическое и оборонное значение.

Основным приоритетным направлением вложения капитала в же-лезнодорожный транспорт является инфраструктура железных дорог, которая должна соответствовать подвижному составу. В свою очередь, следует отметить, что по вложениям капитала в инфраструктуру железных дорог Россия занимает последнее место в мире, а доля в подвижном составе в общемировых масштабах составляет менее 1%.

В 90-е гг. прошлого столетия объем инвестиций в железнодорожный транспорт снизился в 5 раз, а бюджетное финансирование уменьшилось в 50 раз. Инвестиционная программа железнодорожного транспорта осуществляется преимущественно за счет собственного капитала, доля которого составляет 92%.

Основными проблемами непривлекательности инвестиций в же-лезнодорожный транспорт являются:

• высокие эксплуатационные расходы;

• низкая доходность железнодорожного транспорта.

Методики расчёта экономического эффекта от внедрения инвестиционных проектов

Существуют две методики оценки и анализа эффективности инвестиционных проектов. Такие методики должны разрабатываться в зависимости от направленности различных инвестиционных проектов. Что понимается под «различными инвестиционными проектами»?

1. Инвестиционный проект реализуется в рамках вновь созданного юридического лица или обособленного подразделения. В этом случае методика оценки и анализа эффективности инвестиционного проекта является традиционной и основана На наш взгляд, на методах, изложенных в Методических рекомендациях по оценке эффективности инвестиционных проектов.

2. Инвестиционный проект реализуется в рамках существующего

предприятия. В этом случае целью инвестиционного проекта является внедрение научно-технических мероприятий:

* улучшение использования и применения новых видов сырья;

* замена морально изношенного оборудования на новое;

* совершенствование технологий.

В каждом случае нужны свои показатели и своя методика оценки и анализа эффективности инвестиционной деятельности, которые наиболее объективно могли бы помочь в принятии управленческих решений о реализации (отклонении) проекта.

Статические методы оценки эффективности инвестиционных проектов

Методы оценки эффективности инвестиционных проектов, не вклю-чающие дисконтирование, являются наиболее простыми и нетрудоемкими. При использовании данных методов для расчета показателей эффективности ИП нет необходимости обладать специальными знаниями в области инвестиций. Достаточно иметь информацию о затратах и результатах по инвестиционному проекту, необходимую для проведения расчетов.

К методам, не включающим дисконтирование, относятся следуюие:

* расчет срока окупаемости;

* расчет и сравнение чистого дохода;

* расчет и сравнение доходности;

* расчет и сравнение приведенной стоимости;

* расчет и сравнение массы прибыли.

Методы оценки эффективности инвестиционных проектов с учётом дисконтирования

Методы оценки эффективности инвестиционных проектов с учетом дисконтирования основаны на том, что в расчетах используются дис-контированные значения денежных потоков. На сегодняшний день известны следующие методы оценки:

* метод чистой приведенной стоимости (чистый дисконтированный доход);

* дисконтированный срок окупаемости;

* внутренняя норма доходности;

* индексы доходности дисконтированные;

- метод аннуитета.

Методы оценки эффективности инвестиционных проектов, направленных на внедрение прогрессивных технологий

К научно-техническим мероприятиям относятся мероприятия, осуще-ствляемые по следующим основным направлениям: внедрение прогрессивных технологий, улучшение использования и применение новых видов сырья, внедрение более совершенного оборудования, освоение производства усовершенствованных и новых видов продукции.

При оценке эффективности инвестиционных проектов, направленных на внедрение научно-технических мероприятий на предприятии, следует помнить, что изложенная ниже методика не предназначена для оценки ИП, где применяется новая техника, прогрессивные технологии и осваиваются новые виды продукции на вновь строящихся и вводимых в эксплуатацию производственных площадях и предприятиях. Рассматриваемая методика может быть использована только при оценке эффективности ИП, реализация которых предполагается на уже созданных производственных площадях. Подобные ИП направлены на модернизацию и усовершенствование технологических процессов на производстве.

Исходное методическое положение оценки экономической эффективности ИП, направленных на внедрение научно-технических мероприятий, — сравнение экономических результатов использования новой и старой техники. Количественный прирост результатов в денежном выражении, полученных при применении новой техники по сравнению с базовой, служит источником покрытия (возврата) капитальных затрат на приобретение, внедрение и освоение новых технологий и оборудования.

Следующее важное методическое положение оценки эффективности ИП, направленных на внедрение научно-технических мероприятий, является сопоставимость затрат и результатов нового и базового вариантов оборудования (технологий, продукции) по объему производимой продукции, фактору времени, факторам использования продукции. Для обеспечения сопоставимости сравниваемых вариантов затраты по базовой технике (технологии) приводятся к условиям производства с использованием новой техники (технологии). Например, если с использованием новых технологий и техники увеличивается объем производства за счет сэкономленных ресурсов или вовлекается дополнительное количество ресурсов, что приводит также к росту объема выпускаемой продукции, то при сравнении в базовом варианте для расчета принимается объем производства по новому варианту.

Система сравнительно-аналитических показателей для оценки эф-фективности инвестиционных проектов, направленных на внедрение научно-технических мероприятий, включает в себя:

1. Обобщающий показатель экономической эффективности научно-технических мероприятий, направленных на внедрение новых технологий, видов ресурсов, организационно-технических мероприятий с целью снижения затрат на производство и реализацию продукции.

2. Экономический эффект от реализации инвестиционного проека, направленного на внедрение новых технологий, видов ресуртов, организационно-технических мероприятий с целью снижения затрат на производство и реализацию продукции.

3. Обобщающий показатель экономической эффективности внедрения более совершенных видов оборудования (основных средств) взамен существующего оборудования.

4. Экономический эффект от реализации инвестиционного проекта, направленного на внедрение более совершенных видов оборудования (основных средств) взамен существующего оборудования.

5. Экономический эффект от реализации инвестиционного проекта по производству новой продукции или продукции повышенного качества (в том числе с более высокой ценой) взамен существующей продукции.

 

Date: 2015-11-13; view: 517; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.013 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию