Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Слово и образ





 

Однако формой выражения образного содержания в художественной литературе является слово, система слов, текст. Художественная литература – словесное искусство.

Итак, с одной стороны художественный образ – общая форма всех видов искусства, а с другой – слово, составляющее литературный текст. Что же, в конце концов, является языком художественной литературы? Образ или слово? И как эти категории соотносятся в словесном искусстве?

В последние годы среди отечественных ученых выявились две основные точки зрения по этому вопросу.

Сторонники одной из них («литературоведческой») исходят из того, что формой словесного искусства является образ, язык же выступает как «форма формы», как средство реализации, средство создания характеров и образов. Сам по себе, взятый вне образа, вне искусства, язык, так сказать, эстетически нейтрален. Становясь же фактом искусства, язык приобретает эстетические функции и становится предметом изучения литературоведения.

Сторонники другой («лингвистической») точки зрения, не отрицая специфической функции слова в словесном искусстве, исходят из того, что «языком» словесного искусства является не образ, а слово. Они считают, что язык – единственная форма словесного искусства, что, не обладая собственной формой, содержание художественной литературы реализуется в формах языка. Язык в данном случае выступает как форма двух содержаний – мышления и искусства. Исходя из положения о «двуединой» (коммуникативно‑эстетической) природе слова, представители «лингвистической» точки зрения полагают, что художественно‑словесное произведение не может быть проанализировано с помощью категории «поэтической речи» и что изучение поэтического языка – дело специальной лингвистической дисциплины.

Ученые, придерживающиеся «лингвистической» точки зрения, утверждают, что художественная литература не может выразить более того, на что способно слово; «литературоведы» же утверждают, что образ существует вне формы, до формы, как чисто психологическое явление и затем уже «переводится» в материальную, объективную словесную структуру.

По мнению академика В.В. Виноградова, «образ рождается из слова, фразы, абзаца».

Думается, дело не в том, чтó возникает раньше – представление или слово, а в том, что слово есть внешняя оболочка и средство закрепления образа.

Образ может явиться результатом как психологических, так и словесных ассоциаций и сравнений. Мы уже не помним рядов фраз и слов, из которых сотканы образы Коробочки и Плюшкина, мы «представляем» себе их в их живой конкретности.

С другой стороны, безусловно важна работа писателя над словом, чтобы зримее и четче воссоздать образ. Пример воссоздания и закрепления образа – портрета в слове – «дубинноголовая» (Коробочка) у Гоголя.

Что же изучать в литературно‑художественном произведении? Образы или язык? И то и другое.

Академик Виноградов предлагает так дифференцировать изучение литературы: «…Пусть литературоведы изучают идеи и образы (теоретическая и историческая поэтика), теория литературы пусть занимается “человековедением”, а лингвисты пусть изучают поэтическую стилистику, “теорию и историю поэтической речи”». Думается, что художественное произведение как целое может быть изучено и понято лишь в результате комплексного, единого подхода с использованием ряда наук, в том числе лингвистики, философии, психологии. Только такая методология может дать положительные результаты.

Начиная с 1960‑х годов в литературоведении прошел целый ряд дискуссий по вопросам специфики художественной литературы как искусства, и в особенности как искусства словесного. Академик В.В. Виноградов утверждает, что «в явлении словесного искусства нет ничего такого, чего не было бы в явлении языка как коммуникации». Ученые, придерживающиеся этой («лингвистической») точки зрения, рассматривают вопрос о специфике художественной литературы только на уровне «образной речи». Ученые, опирающиеся на продуктивное учение А.А. Потебни о внутренней и внешней форме слова, ставят вопрос о возможности иного, дополнительного качества слова, за пределами его коммуникативного значения. Речь идет об эстетическом (образном) качестве. Смысловое и коммуникативное качество – это внешняя форма, образное качество – внутренняя форма. Потебня делил слова на «образные» и «необразные». От степени насыщенности произведения «образными» словами зависело его качество. Изначально «слова‑образы» – тропы. Но были ведь и «словапред – ставления», имеющие образное качество, т. е. передающее общее в индивидуальном, в отличие от представлений, несущих в себе обычную информацию или иллюстрацию. Однако, будучи поставленными в эстетический контекст, любые слова приобретают образное значение. Роман Л. Толстого «Анна Каренина» начинается совсем «необразными» словами: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по‑своему. Все смешалось в доме Облонских». Но эти фразы нельзя исключить из художественного текста. Именно здесь – источник сомнений в специфически‑образном характере искусства, а потому и в «образном мышлении» художника. Но содержание художественного произведения, его смысл выражаются именно в системе образов, зафиксированных в тексте. Крайняя «литературоведческая» точка зрения – признание возможности внетекстового («внесловесного») функционирования образа.

Возникновение литературного образа вне слова едва ли возможно. Зато его последующее функционирование – многозначно. Попробуйте представить себе образ гоголевского Плюшкина, выраженный словом «заплатанный»: какое многообразие образной фантазии при этом возможно!

 

 

Date: 2015-11-15; view: 697; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию