Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Почувствовать себя понголо





 

В Кении есть племя, женщины которого называют себя «понголо», что означает «воин». Со временем они изменили свой статус, однако привычки сохранили. Легенда рассказывает, что поначалу все женщины племени были воинами наравне с мужчинами. Их звали понголо, жили они в женских военных поселениях, так называемых маньяти. Понголо особым образом заплетали волосы, чтобы во время вооруженного столкновения они не лезли в глаза. Африканские амазонки всегда носили оружие: пики, стрелы с луком и ножи. Служивые понголо обзаводились еще щитами из кожи буйвола. Они совершали набеги на соседние племена наравне с мужчинами своего племени и получали за это свою долю добычи. Чаще всего – скот.

 

Но однажды, возвращаясь с добычей, понголо остановились возле водоема, чтобы передохнуть. В тот момент, когда они наклонились, чтобы напиться, один воин‑мужчина заметил, что понголо – женщины! Он слегка задел луком грудь одной из них. Женщина, польщенная вниманием воина, сказала ему, что нужно «действовать» по‑другому и стала обучать его искусству любви. Их примеру последовали другие. Воины обмакивали в воду листья одурманивающего растения под названием «олойруре» и затем окропляли головы возлюбленных.

 

Африканские амазонки

 

Понголо же, привыкшие самостоятельно принимать решения, всегда быть на виду и не подчиняться мужчинам, утратили это право навсегда. Мужчины‑воины обрили понголо и женились на них, лишив при этом права на долю скота. Таким образом, из‑за той встречи у водоема женщины лишились не только красивых причесок, но и статуса воина.

Этнограф Жаклин Румегер‑Эберхард, проведшая в Кении 20 лет, назвала это племя «маазаэй» – «общество наизнанку», «порядок в беспорядке». Согласно легендам племени, женщина находится со стороны Луны и является полюсом беспорядка. Мужчина, напротив, – символ порядка, так как находится со стороны Солнца. Но полюс беспорядка – это полюс жизни. Однако порядок можно найти в беспорядке, при этом они не должны превалировать друг над другом.

Жизнь племени напрямую связана с положением Луны на небосводе, а значит, все‑таки женщина, находящаяся со стороны ночного светила, более привилегированна.

Интересны обычаи некоторых африканских племен, связанные как с космическими циклами, так и с циклическими процессами в организме человека. Например, у народов языковой общности банту во время месячных про женщин говорят, что они «теплые». В такой период им запрещено брать на руки маленьких детей, ухаживать за больными, готовить пищу. Женщин помещают в отдельную хижину за пределами деревни, где они какое‑то время находятся в уединении.

А вот у маазаэй таких ограничений нет. Они живут со всеми вместе, но и за ними в такой период особо ухаживают и дают возможность отдыхать. Женщину здесь уважают. Она остается «анкиток» – великой, ее почитают и побаиваются.

Женщины этого племени и сейчас остаются понголо. Они периодически объединяются в группы – «оломал» – и бродят по стране, требуя от местных жителей дань: коров, быков, коз и баранов. Если хозяев нет дома, понголо оставляют ему маленькую палочку в знак того, что вернутся и возьмут то, что им нужно!

Захватив богатую добычу, понголо отправляются к колдуньям, чтобы те принесли часть захваченных животных в жертву богам. Это делается для того, чтобы у женщин рождалось как можно больше детей. После этого понголо возвращаются домой и вновь становятся нежными женами и заботливыми матерями.

Именно во время набегов на соседние деревни и раскрывается истинное лицо женщин племени. «Превратившись» в понголо, они становятся очень воинственными, потому никогда не возвращаются домой с пустыми руками. Маазаэй – племя кочевников. Оно постоянно перемещается в поисках лучших пастбищ. Правительство Кении пытается привить им оседлый образ жизни, но все усилия заканчиваются безрезультатно.

В обычной жизни женщины племени веселые, кокетливые, любят пошутить, но при этом очень деликатны. Они сами выбирают себе возлюбленных. Любовь рассматривается как игра, не более. Но к браку отношение очень серьезное.

По сложившейся традиции будущего мужа девушке выбирает вся семья. В случае какого‑либо разногласия между супругами кто‑нибудь обязательно приходит на помощь и мирит их. При этом главное слово принадлежит отцу или тестю. Ведь именно мужчины ухаживают за скотом, который дает молоко. А потом молоко отдают женщине, и она распределяет его по своему усмотрению, угощает воинов племени.

Но почему молоко принадлежит женщинам?

Ответ дает легенда. Когда‑то скотом владели женщины. У них были стада антилоп и газелей. Однажды во время жертвоприношения антилопы они заспорили, кому отдать почки животного. Во время их ссоры скот разбежался. Стадо было потеряно. Но его нашел мужчина, который забил скот, принес мясо в деревню и распределил его между женщинами и детьми. В итоге мужчина и стал владельцем стада. Но если женщина просила мяса, а это был знак того, что она ждет ребенка, ее просьба всегда выполнялась мужчиной.

Мужчины, как и понголо, тоже периодически исчезают из деревни на несколько недель, чтобы… поесть мяса вдали от женских глаз. Перед такими «мальчишниками», которые приняты у всех пастушьих народов Африки, мужчины устраивают тайные совещания. Что это? Желание вырваться хоть на время из‑под власти жен? Возможно. Если женщины полностью отвечают за жилище, содержат его в чистоте и даже ремонтируют, заделывают дыры в крыше коровьим навозом, то мужчины ухаживают за домашним скотом и охотятся. Они и защищают племя во время стычек с другими племенами.

Интересен ритуал, когда воин женится. В такой день его мать приносит в жертву богам богатую шевелюру сына. Теперь наравне с женщинами‑понголо он всегда будет обритым наголо. Как правило, воин с большим сожалением относится к концу своей приключенческой жизни. Но взамен он получает другой статус – главы семейства. Когда «парикмахерские дела» заканчиваются, обритые головы бывших воинов украшаются перьями, а тела – яркой тканью, и все пускаются в пляс. После окончания танцев бывшие воины дарят ткань матерям или женам.

Другой ежегодный ритуал посвящен богу Анке, который, по легенде, и дал племени возможность иметь свои стада. Еще этот ритуал называют примиренческим не только потому, что стадами владеют только мужчины, а молоком – женщины, но и потому, что во время него прощают грехи неверным женам или подругам. Во время такой церемонии выстраивают в две «шеренги» – со стороны мужчин и со стороны женщин – по 49 животных. В шкуру же принесенного в жертву быка верные своим мужьям жены втыкают палочки из древесины оливкового дерева, а неверные втыкают палочки в песок. При этом последние клянутся никогда больше не изменять мужьям, иначе их ждет кара: они могут потерять своих сыновей.

 

По материалам Г. Алексеевой, В. Орлова

 

Лемба + Зимбабве – великие загадки Южной Африки

 

Тюдор Парфитт, профессор Лондонского университета, получивший прозвище «английский Индиана Джонс» за свою любовь к приключениям и путешествиям в опасных уголках земного шара, много поездил по Африке с целью изучения обычаев малоизвестных племен. Недавно исследователь выпустил книгу об африканских народах. Одна из ярких глав посвящена удивительному африканскому племени лемба, имеющему… еврейские корни.

 

Парфитт так рассказывает о своей первой встрече с этими людьми: «Я услышал о лемба, когда впервые приехал в Южную Африку с научной целью. Меня попросили выступить с лекцией об африканских евреях. Среди слушателей находились чернокожие люди с ермолками на головах. Я был очень заинтригован и после лекции подошел поговорить с ними. Собеседники сказали, что являются представителями племени лемба, прямыми потомками евреев, которые жили на берегах Средиземного моря много столетий назад».

Парфитт, являясь ведущим специалистом‑этнографом по еврейским племенам, сначала не поверил, тем более что во внешности рассказчиков никак не проявлялись еврейские черты. Чтобы убедить ученого, лемба пригласили его провести вместе с ними уик‑энд.

 

Представитель племени лемба

 

Так началось увлечение Парфитта племенем лемба. Он провел много месяцев среди этих людей, изучая их обычаи. Ученый выяснил, что лемба говорят на африканском языке из группы банту, хотя некоторые клановые имена звучат вполне по‑семитски. Племя практикует многие обычаи, характерные для евреев: употребление кошерной пищи, обряд обрезания, ритуальные жертвоприношения скота. Лемба имеют очень строгие ограничения по вступлению в брак родственников, даже дальних, в отличие от африканских народов.

Все это лишь косвенно указывало на семитское происхождение лемба. Многие обычаи племени носили чисто африканский характер. Парфитт решил докопаться до истины и объединил усилия со специалистами Центра генетической антропологии в Лондоне. Окончательное доказательство дало генетическое исследование. Были отобраны образцы Y‑хромосом представителей разных племен. Оказалось, что Y‑хромосомы лемба схожи с соответствующим хромосомным типом евреев.

Находясь среди лемба, Парфитт переходил из деревни в деревню, записывая легенды устной традиции племени. Черные евреи верят, что их предки пришли с севера, где жили в местности под названием Сена. Лемба не знают, где находится их родина. Упоминая Сену, они говорят о ней как о рае или обители богов. В языке черных евреев бытует выражение «встретимся в Сене». Они не теряют надежды вернуться когда‑нибудь в этот рай на земле, с которым утратили связь.

Другая поразительная вещь – это заявление лемба о том, что их предки участвовали в строительстве большого каменного города (Большого Зимбабве). Происхождение этого города, развалины которого были обнаружены в конце XIX столетия, до сих пор остается загадкой. Первые сообщения о каменном дворце в сердце Южной Африки просочились в порты Мозамбика еще в XVI в. Португальские хронисты писали о городе, который никто из европейцев никогда не видел, как о сооружении, построенном из камней, обработанных особым способом, в кладке которых не использовался строительный раствор.

Некоторые европейцы считали эту каменную крепость одним из городов царицы Савской. По слухам, город обладал сказочными богатствами, предполагалось, что это библейский Офир, из которого доставлялись золото и драгоценности царю Соломону.

Открыл развалины таинственного города в 1871 г. немецкий путешественник и исследователь Карл Маух, искавший библейский Офир. Посередине саванны недалеко от гранитных скал стоят каменные стены, огораживающие площадь около ста акров. В строительстве не был использован скрепляющий камни раствор, тем не менее толщина стен достигает 0,5 метра. Планировка сооружения выглядит совершенной, каменные стены естественным образом вписываются в окружающий пейзаж. По мнению первооткрывателя каменного города, строительство такого сложного инженерного сооружения было не по силам черным обитателям Африки. Помимо гранитных камней в строительстве города использовалось дерево, описанное Маухом как красноватое и пахучее, похожее на ливанский кедр.

Впоследствии выяснилось, что это было очень твердое сандаловое дерево.

Местное племя каранга называло крепость «мамбахуру», что значит «дом великой женщины». По легенде, когда‑то давным‑давно в каменном городе жили бедные белые люди.

Европейские исследователи, вслед за Маухом принявшиеся изучать древний город, признали версию, что построили его белые люди, пришедшие с севера.

Археолог Теодор Бент, проводивший раскопки, нашел фрагменты гончарных изделий, веретен, железные, бронзовые и медные наконечники для копий, топорики, мотыги, а также формы и тигли для ювелирных работ. По его мнению, город построили представители расы северных людей, похожие на египтян или финикийцев, пришедшие из Аравии.

В течение XX в. многие археологи исследовали развалины города. Некоторые из них не были достаточно квалифицированными и варварски обращались с обнаруженными артефактами. Не все ученые придерживались «неафриканской» теории происхождения каменного города. Во всяком случае, обнаруженные внутри стен остатки жилищ из глины, построенные в период Средневековья, многими специалистами были признаны африканскими до мельчайших деталей.

О происхождении самого названия Зимбабве существует несколько версий. По одной из них, оно обязано своим происхождением фразе «дзимба дза мабве», что на языке банту обозначает «дома из камня», по другой – выражению «дзимба войе», что значит «почитаемые дома». В любом случае, очевидно, речь идет о древнем каменном сооружении, загадка которого вот уже на протяжении века волнует умы археологов, историков и этнографов.

Археологические исследования показали, что материл для каменных стен добывался в близлежащих гранитных скалах. Каменные глыбы превращались каменотесами в огромные кубы. В кладке скал камни подогнаны с миллиметровой точностью, что делает ненужным использование скрепляющего строительного раствора. Технология строительства и методы обтесывания камней остаются нераскрытыми. Толщина стен колеблется от ста двадцати сантиметров до пяти метров, а высота почти вдвое превышает толщину.

В местах стыков нет соединительных блоков, стены примыкают друг к другу идеально, создавая исключительно прочную конструкцию. Камни тщательно отполированы и почти так же гладки, как современная кирпичная кладка. Инженерами сооружение оценивается как очень прочное и совершенное с технической точки зрения.

Вид сооружения свидетельствует о былом величии древнего города. Внешняя стена, с высоты птичьего полета похожая на гигантский браслет, имеет длину около двухсот пятидесяти метров и содержит около пяти тысяч кубических метров обтесанного камня. Внутри внешней стены находятся несколько меньших внутренних стен и удивительная коническая башня, формой напоминающей улей. Назначение башни остается одной из загадок Большого Зимбабве. Поистине сооружение напоминает королевскую резиденцию, может быть, благодаря этому и родилась легенда о таинственной «великой женщине», управлявшей городом (царице Савской). Внутри городских стен могли одновременно находиться от 12 до 20 тысяч людей.

Период расцвета Большого Зимбабве относится к XIV–XV вв., времени интенсивного развития торговых связей. Город находился на пересечении торговых путей между регионами, богатыми золотом, и портами побережья, где торговцы обменивалии африканские золото и слоновую кость на бусы, одежду и другие товары из Аравии, Европы и других регионов. Каменный город помимо прочего, вероятно, являлся крупным религиозным центром, о чем свидетельствуют каменные монолиты, служившие, по всей видимости, алтарями. На религиозную значимость города указывают также найденные удивительные фигурки птиц, вырезанные из мыльного камня (стеатита), которые, возможно, имели символическое или ритуальное значение.

К середине XV в. центр торговли переместился к северу, местные ресурсы, очевидно, истощились. Жители Большого Зимбабве покинули славный каменный город, руины которого через 400 лет нашел Маух.

Кто же построил Большой Зимбабве? Почему жители покинули город и куда они ушли?

Ответы на эти вопросы до сих пор не получены.

 

По материалам И. Рыбакова

 

Date: 2015-11-15; view: 403; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию