Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Реформирование центрального военного управления в 1905-1912 гг





Повышение внимания к вооруженным силам в России привело к качественному улучшению системы военного управления, значительному повышению специализации управленческой деятельности и профессионализма командных кадров.

Однако, в конце XIX - начале XX века система военного управления в России стала постепенно отставать от требований современной войны, обрастая громоздким штатом со многими, в том числе и несвойственными функциями.

После поражения в русско-японской войне, вскрывшего недостатки военного аппарата, правительство предприняло ряд

мер по реорганизации высшего военного управления, в недостатках которого общество видело "корень всех наших бед и неудач". Однако эта политика больше походила на "латание дыр".

Для объединения деятельности военного и морского ведомств и согласования их работы с другими министерствами в 1905 г. создается высший орган - Совет государственной обороны. В состав Совета вошли военный и морской министры, начальник Морского генерального штаба, начальники Главного и Главного морского штабов, генерал-инспекторы всех родов войск. Председателем был назначен Великий князь Николай Николаевич. Совет разработал программу военного строительства для восстановления боеспособности вооруженных сил.

Для обновления и омоложения старшего командного состава при нем в 1906 г. создается Высшая аттестационная комиссия, на которую возложено всестороннее рассмотрение аттестаций на генеральских чинов, выяснение степени пригодности этих чинов к службе и представление достойных к зачислению в кандидаты на высшие командные должности до начальников отдельных бригад включительно.

В середине 1905г. вводятся должности генерал-инспекторов родов войск при Совете государственной обороны. Ими стали либо великие князья, либо лица, лично им близкие. Фактически подчиняясь лишь императору, они смело вмешивались в распоряжения командующих войсками, зачастую не считаясь с их мнением и не согласовывая свои действия с Военным министерством.

Стремление к усилению контроля и улучшению военно-оперативного руководства войсками привело к дальнейшей децентрализации военного управления. В 1905 г. Главное управление Генерального штаба выводится из состава Военного министерства и становится самостоятельным органом. Введена должность Начальника Генерального штаба, подчинявшегося непосредственно верховной власти. Высказавший свое несогласие с подобной реорганизацией военный министр генерал от инфантерии В.В. Сахаров был "уволен от должности министра".

Военное ведомство вновь оказалось расчлененным. Военное министерство под руководством генерала от инфантерии А.Ф. Редигера занималось административно-хозяйственными вопросами, а Главное управление Генерального штаба во главе с генералом от инфантерии Ф.Ф. Палицыным - подготовкой страны к войне в стратегическом отношении. В армии создалось многовластие, еще более дезорганизовавшее и без того расстроенную армию, "армия, – по оценкам современников, – имела две головы, долженствовавшие вскоре превратиться в полюсы, между которыми неминуемо должны были возникать на петербургской почве интриги политического и личного характера". Так и произошло. Вновь необходимы были кардинальные меры по реорганизации.

Совет государственной обороны из-за острых разногласий с царем по вопросам военного строительства и последовавшей в 1908 г. отставки его главы утратил свое значение, а через год, так и неутвержденный Государственной Думой, был упразднен. Власть военного министра значительно усилилась. Он возглавил Высшую аттестационную комиссию, руководил генерал-инспекторами.

В конце 1908 г. Главное управление Генерального штаба было возвращено в состав Военного министерства, начальник Генерального штаба перешел в подчинение министру и превратился в его ближайшего помощника по военно-оперативным делам. Единство центрального военного управления вновь было восстановлено.

В годы первой мировой войны в составе Военного министерства были образованы новые управления, в т.ч. военно-воздушного флота (1916), по заграничному снабжению (1917). С 1914 г. наряду с Военным министерством действовала Ставка Верховного главнокомандующего. Во главе фронтов стояли главнокомандующие, флотов - командующие со своими штабами. С 1915 г. для контроля над снабжением армии и флота и координации усилий различных ведомств под руководством военного министра действовало Особое совещание по обороне.

В морском ведомстве также произошли изменения. Была учреждена должность морского министра. В 1906 г. создан Морской генеральный штаб, руководивший стратегической подготовкой флота. Начальник Генерального штаба флота подчинялся морскому министру. Тогда же была поставлена задача: первая священная обязанность морского министерства – безотлагательное обеспечение морской обороны отечественных берегов во всех наших водах, а затем уже, в зависимости от средств, – постепенное воссоздание боевых эскадр".

Структура местного и полевого военных управлений серьезных изменений не претерпела.

После позорной русско-японской войны значительное внимание было уделено положению офицерского состава. Особая подготовительная комиссия по реорганизации армии отмечала, что "все усилия должны быть направлены к удержанию на службе младших офицеров, ибо в них будущность армии. Старослужащие и сами не уйдут: во-первых, свыклись, а во вторых, им гораздо труднее устроиться на стороне... Через 3-4 года, много через 5 лет, все способнейшие лучшие молодые офицеры уже покидают службу. Для командования ротами и эскадронами остаются лишь те, кому не удалось выбраться из строя. Удивительно ли, что общий качественный уровень не только не повышается, но даже понижается с повышением служебного положения. Эта опасность вопиющая..." Правительство повысило офицерское содержание и приняло меры к улучшению прохождения службы. Продемонстрировав свое отношение к армии, оно показало, что "главная опора государства, армия, должна получать осязательное доказательство правительственной заботливости о тех, кем она держится...".

Опыт реформ 1905-1912 гг. подтвердил опасность излишней децентрализации системы управления. Российское правительство повторило ошибку столетней давности. В начале XIX в., также как и в начале XX в. в армии сложилось двоевластие: военное министерство превращалось в хозяйственно-административное ведомство, а войсками управлял Генеральный штаб (в XIX в. – Главный штаб). Недостатки подобной системы еще раз доказали необходимость сосредоточения высшего военного управления в одних руках – в руках Военного министерства.

Date: 2015-11-15; view: 613; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию