Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие системы военного управления в России





Начало XVIII в. ознаменовалось в России крупномасштабными реформами, изменившими все стороны жизни государства. Завершение превращения постоянного войска в регулярную армию требовало создания единой системы военного управления. За выполнение этой задачи со свойственными ему энергией и бескомпромиссностью взялся Петр I. Его преобразовательная деятельность выразилась в дальнейшей централизации военного дела и решительном отказе от старых, уже изживших себя организационных форм и принципов.

В 1701 г. был создан Приказ военных дел, вместо упраздненных Иноземного и Рейтарского. Он занимался формированием и комплектованием полков, назначением командного состава. Снабжением войск всем необходимым (провиантом, фуражом) заведовал с 1701 г. Провиантский приказ. Приказ артиллерии вместо Пушкарского приказа занимался артиллерийскими и инженерными делами. Однако и такое деление между приказами не дало желаемых результатов.

В результате местной реформы 1708 г. комплектованием частей, снабжением расквартированных войск и содержанием крепостей стали заниматься губернаторы. Функции Приказа военных дел значительно сократились и в 1711 г. он был упразднен, возникло более гибкое и оперативное учреждение – Главная военная канцелярия.

Реформа 1718–1720 гг. упразднила большинство приказов и ввела 12 коллегий. Важнейшими "государственными" считались 3 из них: Иностранных дел, Военная и Адмиралтейств-коллегия. Коллегии отличались от приказов коллегиальным (совместным) обсуждением и решением дел, единообразным организационным устройством и делопроизводством, четкой компетенцией деятельности.

Военная коллегия занималась всеми военными делами государства, определяла штат полков, вела учет командного состава и представляла к присвоению офицерских чинов. Первым президентом Военной коллегии был ближайший соратник Петра I фельдмаршал А.Д. Меньшиков.

Военно-морскими силами государства первоначально управляли ряд учреждений: Приказ адмиралтейских дел, Военная морского флота канцелярия, Морской комиссариат и др. На смену им пришла Адмиралтейств-коллегия – единый орган управления всеми флотскими делами. В 1718 г. ее возглавил выдающийся флотоводец, сподвижник Петра Великого генерал-адмирал Ф.М. Апраксин.

Петр I неустанно заботился о повышении авторитета управленческих органов, во всем показывая личный пример. Так, он долго добивался чина вице-адмирала, получив предыдущий чин в 1709 г. И всякий раз, когда открывалась вакансия, он писал челобитную в Адмиралтейство, перечисляя все свои заслуги. Но долгое время ему отвечали, что хотя и признают его заслуги и надеются, что впредь он будет служить еще ревностнее, но в прошении ему отказывают, так как есть шаутбенахты (контр-адмиралы), которые более его служат и имеют перед ним преимущество. Петр I оставался доволен таким решением и терпеливо ждал своей очереди. Он получил долгожданный чин лишь после Гангутской победы в 1714 г.

Вместе с тем, Петр I строго спрашивал с руководителей за непорядки в подчиненных им ведомствах, не раз денежные штрафы платили А.Д. Меньшиков, Ф.М. Апраксин и др.

Благодаря активности Петра I и его постоянному контролю за работой коллегий, они в первые годы были довольно эффективны. Но уже начиная с 1725 года коллегии стали превращаться в бюрократические образования, тормозившие процесс выработки верных управленческих решений. Президенты коллегий утрачивали власть, а при дворе стали и возникать новые органы управления (советы, комитеты и т.д.).

Механический перенос шведской системы центральных органов государственного управления без учета традиций российской государственности затормозил на 100 лет переход к министерской форме исполнительной власти.

Во время Северной войны сложилась система полевого управления русской армией. При главнокомандующем имелся "полевой штаб армии" через который осуществлялось управление войсками. Штаб возглавлял генерал-квартирмейстер. В Уставе 1716 г. было определено: "Сей чин требует мудрого, разумного и искусного человека в географии и фортификации, понеже ему надлежит учреждать походы, лагери. Особо надлежит ему генерально оную землю знать, в которой находится свое и неприятельское войска, также какие реки, проходы, дефиле, горы, леса и болота находятся...". Первым генерал-квартирмейстером был князь А.Ф. Шаховской, назначенный указом Петра I в декабре 1701 г. при армии Б.П. Шереметева в Лифляндии. Созданием в 1711 г. квартирмейстерской службы заложены основы службы Генерального штаба.

Рода войск – пехота, кавалерия и артиллерия имели своих командующих, входивших вместе с главнокомандующим в состав Военного совета для коллегиального решения важнейших вопросов. Военный совет играл роль совещательного органа.

В дивизиях и бригадах, еще не имевших твердых штатов, штабов не имелось. Командовавшие ими генералы и бригадиры руководили через адъютантов и личную канцелярию. Дивизиям придавались чины квартирмейстерской службы. Полк стал основной тактической единицей. Командиром полка был полковник, имевший в своем распоряжении штаб части.

В армии и на флоте вводилась единая система воинских званий. Основы прохождения службы офицерами были закреплены в 1722 г. в "Табели о рангах", упорядочившей офицерскую службу и разделившей все военные и гражданские должности на 14 рангов.

В основу чинопроизводства легли личные качества офицера, а не знатность рода. Это обеспечило способным, но неродовитым дворянам возможность продвижения по службе, а также немного открыло возможность производства в офицеры представителям других слоев общества. Получение офицерского чина на службе означало для них причисление к потомственному дворянству.

В эпоху Петра Великого выдвинулась плеяда талантливых военачальников – "птенцов гнезда Петрова": Б.П. Шереметев, А.Д. Меньшиков, А.И. Репнин, М.М. Голицын; видных флотоводцев: Ф.М. Апраксин, Н.А. Сенявин, Ф.А. Головин. Петр I никогда не сковывал их инициативы, подчеркивая, что в Уставе "порядки писаны, а времени и случаев нет", стремясь развивать у офицеров самостоятельность, он наказывал за "нерассуждение" в бою. Этим система военного управления в русской армии выгодно отличалась от западноевропейских армий, где, например, такой выдающийся и известный полководец, как Фридрих II требовал: "От офицера до последнего рядового никто не должен рассуждать, но лишь исполнять то, что приказано".

В результате петровских военных реформ была усовершенствована система военного управления. Военная коллегия и Адмиралтейств-коллегия стали прообразом военного министерства, важнейшим государственным механизмом. В центральном государственном управлении произошло окончательное разделение функций военных и государственных учреждений, на уровне местного управления губернатор(воевода) продолжал объединять задачи военного и гражданского управления.

Большим достижением было учреждение должности главнокомандующего с созданием при нем квартирмейстерской части - прообраза Генерального штаба, что значительно улучшило управление войсками, подняв их боеспособность и организованность.

В 1763 г. особая воинская комиссия для рассмотрения всех штатов войск и учреждений, созданная по указанию Екатерины II, предложила учредить особый генеральный штаб "дабы оному, обще с генерал-квартирмейстерами, яко главными в том штабе классами во время мира способом того генерального штаба, собрало подробные известия и сочиняло, с примечаниями по воинскому искусству ланда-карты всем положениям и проходам, а при случаях отправления армии или корпусов на войну, чтобы из того генерального штаба и отряжало военное правительство, по числу отправляющегося войска, потребных к нему тех чинов".

Дальнейшая централизация военного управления привела к замене в 1802 г. Военной коллегии Военным министерством (до 1808 г. оно называлось Министерством военно-сухопутных сил). Военное министерство сосредоточило под своим началом все отрасли военного управления. По положению 1812 г. при министерстве были учреждены Совет, общая и особенная канцелярия и 7 департаментов: инспекторский (заведовал личным составом армии), аудиторский (распоряжался личным составом военных судов и проводил ревизию военно-судебных дел), артиллерийский, инженерный, провиантский, медицинский и комиссарский (ведал снабжением войск вещевым и денежным довольствием). В составе министерства были созданы Военно-ученый комитет и Военно-топографическое депо. Руководил министерством военный министр. Первым министром был назначен генерал от инфантерии С.К. Вязмитинов.

 

Date: 2015-11-15; view: 1398; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию