Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Искусство периода Чжаньго (Борющиеся Царства) V по III в. до н. э

Время с середины I тысячелетия до н. э. вплоть до III века до н. э., когда в расчлененной на многие мелкие царства стране нарастает тяга к объединению,— важнейший этап в истории древней китайской цивилизации. Вместе с крупными сдвигами в хозяйственной жизни, развитием ремесел на протяжении периода Чжаньго произошли заметные перемены в характере образного мышления.

Активно стала развиваться торговля между отдалёнными районами Китая, чему способствовало строительство каналов. Древние китайцы открыли месторождения железа, что позволило им перейти к железным орудиям труда и улучшить технику земледелия. В обращение вошли одинаковые по форме круглые монеты, заменившие деньги в форме суживающейся лопаты — заступа, меча или раковины. Значительно расширился круг ремёсел, вошедших в обиход.

Города Китая стали центрами не только торговли, но и науки. Так, в столице царства Ци было создано первое в Китае высшее учебное заведение — Академия Цзися.

Изменился стиль бронзовых сосудов, постепенно утративших свой всеобъемлющий магический смысл. Их формы упростились, стали более обтекаемыми, целесообразными, скульптурный орнамент сменился тонкой инкрустацией драгоценными камнями и металлами. Круг сюжетов и тем расширился, в него включились мотивы, фиксирующие важнейшие моменты общения человека с природой. Фантастика раннего зооморфизма переплеталась с показом земледельческих циклов и приуроченных к ним жертвенных обрядов.

Наряду с бронзовыми сосудами появилось и множество других изысканных ритуальных и бытовых предметов: бронзовые зеркала, инкрустированные с оборотной стороны серебром и золотом, украшенные росписью, музыкальные инструменты и мебель, яркая расписная лаковая утварь, предметы из резного дерева и камня. В гибких плетениях их узоров отразилось более многоплановое, чем прежде, осмысление мироздания. Другими стали принципы ориентации, отличающейся от прошлого значительно большей свободой и живописностью. Изменились ритмы тонкого рисунка, отмеченного легкостью и стремительностью, повысилась выразительность незаполненного пространства фона.

Для живописи, выделившейся к этому времени в самостоятельный вид искусства (о чем свидетельствует обнаруженная в погребении близ г. Чанша картина), впервые используются тушь, шелковая ткань.

Искусство период. Цинь и Хань (III в. до н. э. —III в. н. э.)

 

Расцвет художественной культуры связан с первым объединением разрозненных царств в единую империю под властью династии Цинь (221—207 гг. до н. э.), а затем Хань (206 г. до н. э. — 220 г. н. э.).

Новые стилистические черты в искусстве Древнего Китая окончательно формируются на рубеже нашей эры.

Упрочение позиций конфуцианства, ставшего опорой крепнущей рабовладельческой империи, опирающегося на культ предков и придающего искусству важное воспитательное значение, выдвинуло на первый план те его виды, в которых господствовало повествовательное начало.

Наиболее важное место заняли настенный рельеф и живопись, оформляющие погребения, иллюстрирующие мифы и исторические легенды. Значительное внимание уделяется также градостроительству. Архитектуре и скульптуре времени объединения в централизованную империю соответствует и создание монументальных памятников древнего китайского зодчества.

Была создана также единая письменность, что позволило людям разных областей общаться друг с другом, несмотря на различие диалектов.

Торжественный и парадный облик приобрела циньская столица Сяньян. Город обнесли мощной крепостной стеной со множеством ворот и башен. По свидетельству летописцев, в нём насчитывалось около трёхсот дворцовых комплексов, а широкие улицы завершались массивными воротами.

По приказу императора на севере страны из остатков оборонительных сооружений отдельных царств было создано самое мощное крепостное сооружение времени — Великая китайская стена, олицетворяющая своей мощью силу утверждающей себя централизованной державы. Достигающая в высоту до 10 м и в ширину до 5—8 м, она представляла собой одновременно и суровую глинобитную крепость с множеством сигнальных башен и дорогу, протянувшуюся на 750 км по уступам горных хребтов. На множестве сигнальных башен при малейшей опасности вспыхивали огни. Стена защищала Китай от кочевников.От укреплённой таким образом северной границы к столице империи была проложена дорога.

С не меньшим размахом сооружали и гробницу императора Цинь Ши-хуанди. Её возводили в пятидесяти километрах от Сяньяна в течение десяти лет после восшествия императора на престол. В строительстве участвовало более семисот тысяч человек Гробница была окружена двумя рядами высоких стен, образующих в плане квадрат (символ земли). Конусообразный высокий могильный холм, расположенный в центре, был круглым в плане (символ неба). Стены подземной усыпальницы облицованы отшлифованными мраморными плитами и нефритом, пол устлан огромными полированными камнями с нарисованной на них картой девяти областей Китайской империи. На полу стояли скульптурные изображения пяти священных гор, а потолок имел вид небосвода с сияющими светилами. После того как саркофаг с телом императора Цинь Ши-хуанди перенесли в подземный дворец, вокруг него расположили огромное количество драгоценных предметов — сосуды, ювелирные изделия, музыкальные инструменты, — сопровождавших его при жизни.

Однако подземное царство не ограничивалось только самим погребением. В 1974 г. на расстоянии полутора километров от него археологи обнаружили одиннадцать глубоких, расположенных параллельно друг другу подземных туннелей, выложенных керамической плиткой и вместивших в себя гигантское, разделённое на несколько шеренг глиняное войско (терракотовое войско), где каждый воин, наделённый индивидуальными чертами, был выполнен в натуральную величину и раскрашен. Войско сопровождали кони и колесницы, также вылепленные из глины. Построенное в боевом порядке глиняное войско охраняло покой своего повелителя.

В период длительного четырёхсотлетнего царствования династии Хань, пришедшей к власти после долгой междуусобной войны и падения государства Цинь, начался новый расцвет культуры и искусства. В Китае зародилась историческая наука. Её основоположник учёный Сы-ма Цянь создал пятитомный трактат, где подробно изложил историю Китая с древнейших времён. Китайские учёные приложили огромные усилия, чтобы переписать древние сочинения с ветхих бамбуковых пластинок, которые служили книгами, на шёлковые свитки. Важным открытием стало изобретение в I в. н. э. бумаги.

Караванные пути связали Китай с другими странами. Например, по Великому Шёлковому пути китайцы везли на запад шёлк и тончайшие ручные вышивки, которые славились на весь мир. В письменных источниках сохранились сведения об оживлённой торговле Ханьской империи с Индией и далёким Римом, в котором Китай издавна называли Страной Шёлка.

Главные центры Ханьской империи Лоян и Чанъань. Четкость и упорядоченность структуры характеризуют и главные центры Хань-ского государств — Лоян и Чанъань, выстроенные по установленным в трактатах правилам, обнесенные стенами с высокими деревянными дозорными башнями и крепостными воротами. План богатых усадеб повторял в миниатюре очертания столицы. Эта отчетливость и регулярность любого архитектурного комплекса стала важнейшей особенностью всего китайского градостроительства.

Не менее продуманными по своей структуре были и погребальные склепы знати. Ритуал погребения и культ усопшего, ставшие одними из важнейших священнодействий, требовали, чтобы покойника и после смерти окружали все почести и оберегающие его знамения, что и при жизни. Погребения составляли целые комплексы, ориентированные по странам света, благоприятному расположению светил.

Богатые люди хоронились по обычаям древности в подземных сооружениях, к которым подводила так называемая Аллея духов — охранителей могилы, обрамленная скульптурами зверей и каменными пилонами. Зачастую в комплекс входили и небольшие наземные святилища — цытаны. Культ объединял все виды искусства — архитектуру, скульптуру, живопись и драгоценную утварь в единый ансамбль.

Знатных людей хоронили в просторных гробницах, стены которых были выложены керамическими или каменными плитами, а потолки поддерживали каменные колонны, которые завершались, как правило, парой драконов. Снаружи к погребальному холму вела Аллея Духов — охранителей могил, обрамлённая статуями зверей.

В погребениях обнаружено множество расписных глиняных моделей усадеб, домов и башен, зеркала, бронзовые и глиняные сосуды, и также глиняные фигурки танцовщиц и музыкантов, слуг, полные живой непосредственности. Ведущая роль принадлежала заполняющим стены гробниц до самого потолка рельефам, вырезанным по кирпичу и камню, идущим длинными ленточными фризами.

Мир легенд, впервые получивший в ханьское время свое развернутое сюжетное оформление, предстает в рельефах погребений в своем новом двойственном конфуцианско-даосском аспекте. В них соединилось дидактическое начало перетолкованных в духе конфуцианской этики мифов, с фантастикой древних культов природы.

Погребения обнаружены в разных провинциях Китая. Но наиболее богаты по содержанию рельефы Шаньдуна и Сы-чуани. Они отражают тот круг изменений, который произошел в представлении древних китайцев о Миропорядке.

Многообразные по темам и многозначные по символике рельефы погребения знатной семьи У в Шаньдуне гораздо более широко, чем прежде, повествовали о соотношении жизни людей со светилами, странами света, царствами воды и воздуха. Развивая ряд тем, намеченных в узорах древней бронзы, они включили их в новые, более сложные многофигурные композиции, соединили их с неведомыми ранее образами духов и божеств.

Природа, показанная в своем мифологическом аспекте, осознается как извечное противоборство стихий воды и воздуха, представленных в виде мчащихся в клубах облаков чудовищ, подчиненных неистовому ритму движения. Но в осмысление ее законов уже проникают новые идеи иерархии и порядка. Вселенная уподобляется структуре государства, разделенного на сферы Запада и Востока.

Четыре страны света, созвездия и планеты отождествляются уже не только с фантастическими существами, но и с конкретными животными, воплощаются в облике антропоморфных духов и божеств, подчас сплетающихся с зооморфными мотивами, а порой образующие полные жизни жанровые сценки.

Так, бог грома изображен высекающим молотом гром из змеи-радуги, небесный дух, сидящий на ней, выливает из кувшина на землю дождь, божество Большой Медведицы выезжает на небо в повозке-ковше из семи звезд. Легендарные первопредки Нюйва и Фуси изображаются полулюдьми-полузмеями, но наделяются атрибутами установления земных порядков — циркулем и угольником.

Назидательные сцены отличаются еще большей повествовательностью. Здесь представлены целые серии рассказов о верных женах, сыновних добродетелях, императорах Китая.

В каждом погребении канонизируются не только темы, но и ритмические приемы, помогающие усилить эмоциональное впечатление. Выразительной четкости линейного графического узора в ханьское время придавался особенно важный смысл. Красота и завершенность контура, найденность позы, жеста как бы помогали выявить основные законы гармонии мира, способствовали их обобщению.

Искусство обработки каменных плит достигало в ханьское время большой виртуозности. Оно находилось на грани разных видов творчества, решая одновременно и графические и пластические задачи. Орнаментация зеркал, росписи погребений находились в полном соответствии со стилем рельефов, отличаясь в то же время иными темами и композиционными приемами.

Древний период, завершившийся в Китае вместе с падением Ханьского государства, сметенного в III веке н. э., грандиозным восстанием рабов, положил начало длительной художественной традиции китайского искусства, создав ту мифологическую основу, из которой долгое время черпали свои образы и темы мастера средневековья.

Искусство средневекового Китая (IV—середина XIX века)

Эпоха Средневековья в Китае продолжалась гораздо дольше, чем в европейских странах. Она охватила период с конца III в. до середины XIX в. Средневековье — пора духовного подъёма Китая, время строительства больших городов, великолепных садово-парковых ансамблей. В первых веках новой эры в Китае появилась пейзажная живопись, которая стала главной выразительницей чувств и настроений людей. Средние века прославились в Китае и многими другими открытиями: был изобретён фарфор, книгопечатание, появилась каллиграфия.

Искусство IV—VI веков н. э. (период Южных и Северных династий)

Раннее средневековье ознаменовалось в Китае рядом крупных социальных и идеологических преобразований. Ставшая добычей кочевых племен страна утратила единство. На несколько столетий юг и север оказались разобщенными. Одним из важнейших новых государственных объединений в это время стало царство Северная Вэй, с главными городами Лояном и Пинчэном (Датун), давшее название значительному этапу раннего средневековья.

Китай стал местом скрещения многих восточных культур, переплетающихся с его собственными древними традициями. Из этого сложного сплава постепенно сложился обогащенный новым опытом единый художественный стиль китайского средневековья.

Укреплению власти молодого феодального государства способствовала новая идеология — буддизм, пришедший в Китай из Индии через Центральную Азию в виде доступного массам простых верующих учения махаяна (широкий путь спасения). Легко приспосабливающийся к местным условиям буддизм впитал в себя многие положения местных верований, религиозно-философских течений.


<== предыдущая | следующая ==>
Искусство Китая | Архитектура и скульптура

Date: 2015-11-15; view: 660; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию