Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Искусство Китая





Китайская культура, насчитывающая около шести тысяч лет непрерывного развития, принадлежит к древнейшим. Подобно другим древним цивилизациям, прежде чем вступить в эпоху феодализма, Китай пережил весьма обширные по временной протяженности первобытнообщинный и рабовладельческий этапы, оставившие важный след в жизни страны.

В развитии феодальной культуры Китая можно выделить несколько этапов, наиболее значительных с точки зрения художественных преобразований. Это — ранний период (IV—VI вв. н. э.)— заложивший основы закономерностей китайской феодальной культуры. Период расцвета (VII—XIII вв.) — время утверждения. ведущих видов и жанров искусства. Поздний период (XIV — середина XIX в.), связанный с известной стабилизацией жанров и канонизацией прежних образов. Этот огромный и неоднородный этап выявляет противоречивую картину завершающих столетий китайской феодальной цивилизации, приобретающей все более замкнутый характер.

В периоды своего интенсивного развития китайская культура не была изолированной от общих процессов, протекавших в других феодальных государствах Востока. На разных этапах средневековья возникали контакты с искусством Кореи, Японии, Монголии, стран Юго-Восточной Азии. В свою очередь, китайской культурой многое было творчески воспринято от таких древних государств, как Индия, Иран, Афганистан.

Закономерности развития китайского, как и всего восточного средневековья, имеют целый ряд общих черт и со средневековьем западным. Стремление к синтезирующему охвату всех жизненных явлений, к установлению их взаимосвязей характеризует в равной мере западную и восточную культуру феодального этапа.

Как в любой другой стране, мир природы стал в Китае с глубокой древности объектом пристального наблюдения. Однако, в отличие от тех стран, где мерой всех вещей стал человек, через которого передавались ощущения жизни и представления о мире, подобным эталоном здесь стала сама природа. Она превратилась в предмет религиозного поклонения и философского осмысления. Именно через природу люди того времени пытались осмыслить главные законы бытия.

Открытие ее эстетической ценности обусловило здесь гораздо более раннее, чем в других странах, появление самостоятельного жанра пейзажной живописи, завоевавшего ведущее положение в художественной жизни общества. Естественно, что пейзаж не исчерпывал всего многообразия видов и жанров китайского искусства.

В поисках выражения представлений человека о мире разные поколения на разных этапах обращались к эстетическим возможностям пластики, каллиграфии, живописи в ее многочисленных аспектах. Но при всех изменениях в соотношении видов и жанров искусства отчетливее всего эстетический идеал развитого китайского средневековья воплотился в пейзажной живописи..

Глубокое родство связывало, например, живопись и зодчество средневекового Китая. Подобно китайскому художнику-пейзажисту китайские зодчие воспринимали свои дворцы и храмы как неотъемлемую часть необозримого природного ансамбля. И хотя традиции зодчества были более древними, чем традиции живописи, только в пору зрелого средневековья, одновременно с мастерством пространственной композиции в живописи, китайские зодчие овладели неповторимым искусством использования природных просторов как живописного, картинного фона в своих садово-парковых ансамблях.

Китайская средневековая живопись, обобщавшая высочайшие эстетические достижения своего времени, наряду с зодчеством принадлежит к сокровищам мирового искусства. В пору расцвета китайской средневековой культуры остальные виды искусства при всем своем многообразии дополняли и развивали основные тенденции этих ведущих областей искусства, составляющих в своем взаимодействии гармонический синтез.

Искусство Древнего Китая (IV—III тыс. до н. э.— III в. н. э.)

Древнейший период (культура расписной керамики). Истоки художественной культуры Китая восходят к IV—III тысячелетиям до н. э. К этому времени в плодородных долинах больших рек сложились первые земледельческие поселения и получили развитие ремесла.

Миропредставление древнейших обитателей Китая нашло свое яркое воплощение в искусно вылепленных от руки и на гончарном круге расписных и однотонных сосудах III —II тысячелетий до н. э., получивших наименование Яншао и Лун-шань по месту первых раскопок. Эти сосуды обнаружили многие черты сходства с образцами неолитической керамики других народов. Вместе с тем ромбы, сетки, треугольники, зигзаги и круги, нанесенные уверенно и точно черными, белыми, фиолетовыми красками на красноватый черепок сосудов типа Яншао, составили не только систему геометрических знаков, типичных для неолита в целом, но и явились преддверием собственно китайской, пиктографии.

Искусство II — середины I тысячелетия до н. э, (периоды Шань-Инь и Чжоу)

Более сложный и развитый мир символических образов, связанный с природой, предстает в произведениях изобразительного искусства уже следующего исторического этапа, получившего название Шань-Инь по имени племени, заселившего долину реки Хуанхэ во II тысячелетии до н. э. К этому времени относятся образование первого китайского раннерабовладельческого государства, сложение письменности, изобретение бронзового литья, зарождение градостроительных основ. В столице государства Шань-Инь — Аньяне, в отличие от неолитических поселений тяготеющей к регулярной планировке, среди других построек размерами и обликом выделялся дворец правителя, возведенный на прямоугольной глинобитной платформе с применением основ стоечно-балочной каркасной системы.

Изменившийся взгляд на мир нашел свое выражение и в многочисленных предметах, предназначенных для оформления ритуальных церемоний в честь духов предков и земледелия. Погребальная магия и украшение гробниц зооморфными мотивами приобрели в это время важный смысл. Крупные захоронения, достигающие подчас 340 м2, представляли собой расположенные друг над другом подземные залы, покрытые инкрустацией и росписью, тщательно замаскированные от врагов и охраняемые у входа мраморными приземистыми фигурами полулюдей-полухищников — тотемными стражами племени.

Выплавлявшиеся в большом количестве бронзовые сосуды, служившие для жертвенных возлияний духам — покровителям племени,— свидетельствуют о сложении самобытного стиля искусства. В них отразилась вся сумма сложившихся в этому времени представлений о действительности. Связанные с тотемистическими верованиями и фетишизацией природных сил, они являлись своеобразными комплексами, олицетворяли модель населенного сказочными существами, зверями и чудовищами мироздания, обобщая опыт наблюдения над закономерностями природы.

Характерные для неолита узоры утрачивают геометрическую ясность, вплетаясь в более изощренную систему орнамента. Важнейшими изобразительными мотивами становятся воплощающие стихию неба и воды птица и дракон, посылающий на землю дожди, цикада, предвещающая урожай, бык и баран, (сулящие людям благополучие. Подчас изображенные звери приобретают собирательный облик, обобщая, подобно условной маске «тао-те», черты важнейших животных-покровителей — тигра, барана, дракона.

Предназначенные для привлечения к человеку добрых знамений, сосуды зачастую принимали и форму зверей или птиц — оберегов, а вся их поверхность заполнялась выступами, многослойным магическим орнаментом, почти не оставляющим пустых мест. Функция охранительной магии во многом определяла эстетический облик этих бронзовых изделий. В них исчезла осязательная плавность. Они словно оскалились колючими зубьями, покрылись острыми плавниками и чешуей. Вместе с тем в основу их ритма наряду с представлениями о грозных стихийных силах вселенной легли и представления о господствующих в ней закономерностях. Это сочетание симметрии и асимметрии, фантастики и строгой упорядоченности форм определило многие стилистические закономерности китайского искусства последующих веков.

Период Шан-Инь (XVI—XI в. до н. э.)

Этот период истории Древнего Китая получил название Шан-Инь (XVI—XI в. до н. э.) по имени племени, заселившего долину реки Хуанхэ.Именно тогда образовалось первое китайское государство, во главе которого стоял правитель — ван, бывший одновременно и верховным жрецом. В то время во всех областях жизни обитателей Китая произошли значительные перемены: были изобретены шёлкопрядение, бронзолитейное дело, иероглифическая письменность, зародились основы градостроительства.

Столица государства — великий город Шан, расположенный недалеко от современного города Ань-ян, — в отличие от древнейших поселений имела отчётливый план. Среди других построек выделялся дворец правителя, возведённый на прямоугольной платформе, обложенной морской галькой. Высокая соломенная крыша дворца опиралась на три ряда деревянных колонн, основаниями которых служили бронзовые диски.

Многие изделия художественных ремёсел периода Шан-Инь предназначались для ритуальных церемоний в честь духов предков и божеств, управляющих силами природы.

Подземные захоронения знати представляли собой две расположенные друг над другом глубокие подземные камеры крестообразной или прямоугольной формы. Их площадь достигала иногда четырёхсот квадратных метров, стены и потолок были расписаны красными, чёрными и белыми красками или инкрустированы, т. е. украшены кусочками камня, металла и т. д. Входы в погребения охраняли каменные фигуры фантастических зверей. Узоры, украшавшие статуи, и все предметы, которые клали в захоронение, имели магический смысл и были связаны единой символикой.

Период Чжоу (XI—III вв. до н. э.)

Следующий этап, охватывающий время с XI по III век до н. э., получил название периода Чжоу по имени племени, завоевавшего государство Шань-Инь. Он отмечен целым рядом важнейших культурных преобразований. Особенно значительные изменения в социальной и духовной жизни страны произошли в середине I тысячелетия до н. э. и на протяжении завершающего историю Чжоу периода Чжаньго (Воюющих царств, V—III века до н. э.). Иньские культурные традиции к этому времени заметно уступили место новым веяниям.

Замена в середине I тысячелетия до н. э. каменных и бронзовых орудий железными открыла новые возможности для развития и усовершенствования земледелия и ремесел. Изменения, последовавшие за этим переворотом, коснулись самых разных областей жизни.

В древнекитайских государствах возникли новые города. Накопились и неразрывно сплетенные с мифологией и древнейшими культами научные сведения о мире. Возникли и первые философские системы, пытающиеся объяснить явления природы и обосновать общественные противоречия. Важнейшее среди них — конфуцианство и даосизм, впервые поставившие вопрос о назначении человека и его взаимодействии с миром природы, оказали существенное воздействие на весь дальнейший ход развития китайской культуры.

Конфуцианство, направляющее все свои силы на обоснование социальной иерархии, не касалось вопросов гносеологии. В противоположность ему даосизм, проявляющий активный интерес к области натурфилософии, отразил новые важные стороны мифо-поэтического восприятия мира. Центральное место в этом учении занимала теория о «дао» — вечной изменчивости мира, подчиненного естественной необходимости самой природы, гармоническое равновесие которой осуществляется путем взаимодействия мужского и женского начал — Ян и Инь.

Date: 2015-11-15; view: 350; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию