Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Архитектура





Отличительные особенности архитектуры Индии VII—VIII веков — связь ее со скульптурой, богатство и разнообразие типов. Эти качества сохраняются на юге страны на протяжении всего средневековья.

Сохранившиеся до нашего времени культовые сооружения посвящены божествам Вишну и Шиве.

В VII— VIII веках еще продолжается традиция создания скальных храмов, богато украшенных скульптурой и рельефами. Таковы храм Шивы на острове Элефанта, против гавани Бомбея (VII — VIII вв.), и храм Кайласанатха в Элуре (VIII в.).

К X—XI векам на юге складывается пространственно-космологическая планировка индуистского храма, отражающая систему мироздания. Ансамбли такого рода (Танджор, Мадура, XI—XVI вв.) состояли из нескольких прямоугольных, заключенных одна в другую оград, с возносящимися на взаимно-перпендикулярных осях квадвратными башнями- гонурам (рис. 10).

Храм XI века в Танджоре — грандиозный комплекс с открытыми дворами и оградами-галереями, где поддерживающие столбы украшены прямоугольными барельефами с изображениями человеческих фигур и целых сцен. Кадвратные башни имеют форму сплющенных и усеченных сверху пирамид, сплошь покрытых скульптурой. Многочисленные изображения божеств в канонических позах предназначались для наставления верующих в учении индуизма.

Северные храмы, несущие идею храма-горы, обители божества, тяготеют к вертикали. Состоящие из нескольких частей (1—2 преддверия, зал для молящихся, святилище), эти храмы достигают 35— 50 метров высоты за счет башни, расположенной над святилищем.

Башня храма Лингараджа комплекса Бхубанесвар ( около 1000 г. и, э.), сложенная из песчаника теплого тона, возвышается на 55 метров и по форме напоминает плод дыни с надетым на него ребристым валиком. К этой башне примыкают унизанные скульптурой перекрытия преддверий и зала для молящихся. План храма Лингараджа, состоящего из четырех смежных помещений, имеет выраженную протяженность. Сходным же образом построен храм Кандарья Махадэва в Каджурахо, близ Гвалиора (XI в.), знаменитый своими скульптурными панно (рис. 11).

Синтез искусств достигает своей кульминации в монументальных храмах севера и юга. Их башни опоясаны орнаментальными и сюжетными фризами, подчеркивающими ритм горизонтальных членений. Контрасты светотени на бесчисленных гибких фигурах придают пластичность и трепетность поверхности зданий.

Зодчество средневековой Индии, в особенности периода X—XIII веков, органично воплощает издревле существовавший «грубый культ природы», величие и разнообразие ее тропических форм. Грандиозность и образная насыщенность храмовой архитектуры соответствуют титаническим масштабам и событиям древнеиндийских эпических циклов «Махабхарата» и «Рамаяна».

Архитектура Северной и Центральной Индии XIII —XVII веков. Новый этап в искусстве Индии связан с периодом так называемых мусульманских вторжений, начавшихся с эпизодических набегов газневидов в XI веке, а затем сменившихся продолжительным владычеством таких династий, как Делийский султанат (XIII в.) и империя Великих Моголов (XIV— XVII вв.).

Мусульмане являлись феодальной господствующей верхушкой в центральных и северных областях государства и вели широкое строительство. Возникли новые задачи создания мечети, дворца, мавзолея, медресе.

Завоеватели принесли в индийское зодчество применение кладки на растворе, что позволило употреблять новые конструкции (арки и купола); ввели минарет и айван, применяли сталактиты, часто использовали орнамент, который занял место фигурных изображений, В областях Индии, где господствовал ислам, архитектура приобретает строгий, рациональный характер, оживляемый лишь цветом естественных пород камня.

Айван — открытая галерея с колоннами или портал с большой нишей, перекрытой сводом (в архитектуре средневекового Востока)

Медресе — мусульманская духовная школа

Мечеть — мусульманское культовое сооружение.

Минaрет — башня у мечети, служащая для призыва верующих на молитву

Михраб — ниша (алтарная) в мечети

Но неверно было бы отделять так называемое мусульманское искусство от до-мусульманского, считать, например, архитектуру Великих Моголов импортированной, созданной исключительно под влиянием религиозных задач.

Работавшие на строительстве индийские мастера приспосабливали к новым требованиям свои самобытные традиции, формы и приемы. Архитектура Индии XVI—XVII веков сильно отличается по характеру от зодчества Средней Азии, Ирана и Афганистана этого времени.

Так, например, в Индии в качестве конструктивного приема постоянно употреблялись постановка на платформе, окружение купольного святилища четырьмя павильонами (панч-ратна). Облицовка поливным изразцом не получила распространения, но широко применялись сочетания разных сортов материала (например, мрамора и песчаника), ажурная резьба по мрамору.

Согласно исконной индийской традиции зодчие большое внимание уделяли созданию искусственного пейзажа (цветников, водоемов), обладали умением связать архитектуру с природным окружением. Архитектура периода мусульманских династий в Северной и Центральной Индии отличается своей масштабностью, широким применением портально-купольных композиций, утонченностью и разнообразием форм. К числу выдающихся произведений времени Делийского султаната (XIII в.) относятся развалины мечети Куттуб ад-дина и минарет Кутб-минар в Дели.

Переделанная из храма Вишну мечеть Куттуб ад-дина выделяется высоким ай-ваном главного входа, обрамляющим стрельчатую арку. Индийские пластические традиции (старые колоннады с рельефами, вырезанными по мотивам индийской флоры) сочетаются в этом памятнике со строгими геометрическими членениями исламской архитектуры и надписями.

Семидесятидвухметровый минарет Кутб-минар, построенный в 1231 году, представляет собой башню пучкообразной формы с пятью ярусами балконов, украшенных сталактитами. Нижний диаметр минарета — 16 метров, верхний — 4 метра. Употребление разного строительного материала (желтый известняк и красный песчаник) привело к интересным цветовым сочетаниям. Цветовые эффекты усиливаются светотеневыми: нижний отрезок башни сложен из колонн, чередующихся с выступающими углами, второй состоит из одних полуколонн, третий — из выступающих углов.

О сооружении Кутб-минара существуют романтические предания, но, скорее всего, — это сторожевая башня. Уходящая далеко в голубое пространство неба, она покоряет своей простотой и величавой гармонией.

Зодчество Великих Моголов, династия которых воцарилась в Индии с приходом среднеазиатского тимурида Бабура в 1526 году, — период расцвета так называемой индо-мусульманской архитектуры.

Столицами Великих Моголов были Дели и резиденция в 204 километрах южнее по течению реки Джамны — Агра (Акбар-Абад).

При Великих Моголах воздвигают мечети и мавзолеи, применяя к ним формы, выработанные в староиндийской архитектуре. Так выполнена, например, поставленная на платформе усыпальница Шер-Шаха Сур в Сахсараме (1540 г.).

Венцом погребальной архитектуры Индии и одним из знаменитейших памятников мирового зодчества является мавзолей Тадж-Махал (1632—1650 гг.) (рис. 12), построенный в Агре императором Шахом Джеханом в память любимой жены. (Сам император похоронен там же.)

Здание, стоящее на платформе на берегу реки Джамны, в плане имеет вид квадрата со срезанными углами. Мавзолей сложен из белоснежного мрамора и перекрыт пятью куполами. Центральный луковичный купол значительно возвышается над остальными. Общая высота сооружения — 74 метра (от грунта).

Два здания из красного песчаника по сторонам и индийская разбивка кипарисового сада с водоемом, каналами и фонтанами завершают этот гармоничный ансамбль.

Интерьер Тадж-Махала поражает сочетанием строгости и изящества. Декоративное убранство — резьба и инкрустация самоцветами по белому мрамору; особенно хороша окружающая надгробные камни мраморная ширма тончайшей ажурной работы.

Одной из примечательностей интерьера усыпальницы является акустический эффект: слово или музыкальная фраза, произнесенные шепотом, но значительно усиленные, звучат под сводом на протяжении 16 секунд.

Стройный, гармоничный силуэт Тадж-Махала, отражающийся в воде, одинаково хорош и при свете солнца, и ночью, когда полированный мрамор стен и легкий купол мавзолея мерцают в лунном сиянии.

Построенная в 1644—1658 годах пятничная мечеть (Масджиди-джума) в Дели является крупнейшей в Индии. Поставленная на десятиметровой платформе, на самом высоком месте города, она импозантно доминирует над ним.

Айван мечети возвышается на 61,3 метра. Здание сложено из красного песчаника а три луковичных купола облицованы белоснежным мрамором с вертикальными черными перехватами.

С XVII века в архитектуре Великих Моголов большое распространение получает многолопастная фестончатая арка, которая находит применение и в культовом и в гражданском строительстве.

Стиль южноиндийских храмов XVII — XVIII веков развивается независимо от могольской архитектуры, продолжая традиции индуистских храмов типа Танджора.

Комплексы, где внутри нескольких прямоугольных концентрических оград помещается святилище, достигают колоссальных размеров (например, сторона внешней ограды тянется на 700—800 м). Над воротами подымаются грандиозные, в 50—60 метров, башин-гопурам, покрытые скульптурой из резного камня или раскрашенной терракоты. Наиболее знаменитые комплексы находятся в Шриран-гаме (XIII—XVIII вв.) и Мадуре (1632— 1645).

Красный форт в Дели. Из гражданских сооружений Великих Моголов большой интерес представляют крепости-форты Дели и Агры.

Ядро Красного форта (назван так по цвету строительного материала — красного песчаника) было заложено при делийских султанах в XIII веке. Великие Моголы расширили крепость, которая превратилась в комплекс общественных и интимных построек, расположенных среди парков и цветников, обнесенных крепостной стеной с башнями.

Главный вход оформлен башнями, перекрытыми своеобразными индийскими шлемовидными шатрами.

Основные павильоны Красного форта — краснопесчаниковый зал общественных приемов (диван-и-ом) и беломраморный зал частных приемов (диван-и-жхас) представляют одноэтажные здания, стены которых прорезаны многолопастной аркадой, ведущей во внутренние помещения.

По углам плоских крыш поставлены шатры, такие же, как над главным входом.

Комнаты в павильонах Красного форта щедро украшены резным и инкрустированным мрамором. В этом материале выполнены и бордюр вокруг бассейна с ароматической водой, и трон зала общественных приемов, и ажурная решетка, отделяющая официальную часть от интимной, и мраморные ложа ручейков, бегущих вдоль стен.

Дворцы резиденции форта Агры обладают теми же особенностями, что и делийские.

Date: 2015-11-15; view: 334; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию