Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды рыночных структур. Несовершенная конкуренция и ее характеристика





Монополистическая, несовершенная, конкуренция возникла в конце XIX-на-чале XX в. в связи с образованием монополий. Монополистическая конкуренция пришла на смену свободной конкуренции. В этот период происходила концентрация капитала, возникали акционерные общества. Монополии устанавливали контроль над природными, материальными и финансовыми ресурсами.

Термин «монополия» в буквальном смысле слова означает единственного продавца товара. В современных условиях употребление этого термина вышло за рамки буквального понимания. В настоящее время он используется для обозначения различных разновидностей рыночных ситуаций, характерных для несовершенной конкуренции. Основными признаками монополизма являются монопольные цены и монопольные прибыли. Монопольное положение фирмы может быть «естественным» (когда фирма владеет редкими, уникальными, не воспроизводимыми ресурсами), но может быть создано и искусственно (когда фирма использует организационные приемы). В конце XIX в. сферы возникновения монополий были ограничены, но постепенно процессы монополизации приобретают характер закономерности, что было обусловлено условиями производства, конкуренции, усилением организующего начала. Анализируя проблему монополистической конкуренции, следует иметь в виду, что в условиях монополии существуют несколько видов конкуренции: монопсония, олигополия, олигопсония, дуополия, билатеральная монополия.

Монопсония. Тип рыночной структуры, когда существует монополия единственного покупателя определенного товара. Ограничивая свои закупки, покупатель обеспечивает монопольную прибыль, поскольку продавец теряет часть доходов продавца. Монопсония рассматривается как составная часть несовершенной конкуренции.

Олигопсония. Тип рыночной структуры, при которой существует группа покупателей определенного товара. Ограничивая закупки товара, покупатели обеспечивают себе монопольную прибыль за счет потери части доходов продавцами.

Олигополия. Тип рыночной структуры, при которой несколько крупных фирм монополизируют производство и сбыт основной массы продукции и ведут между собой преимущественно неценовую конкуренцию. В условиях олигополии могут иметь место три вида рынков:

рыночная структура, в которой действуют одноотраслевые торгово-промышленные фирмы;

рыночная структура, в которой конкурируют несколько не связанных никакими соглашениями крупных поставщиков;

рынок, на котором господствует группа корпораций типа «производственной пирамиды», скрепляемой производственными взаимосвязями (подетальная специализация).

Обычно термин «олигополия» используется при характеристике рынка, на котором функционируют крупнейшие диверсифицированные корпорации.

Дуополия. Тип рыночной структуры, при которой имеется только два поставщика определенного товара и между ними полностью отсутствуют монополистические соглашения о ценах, рынках сбыта, квотах производства. Дуополия – наиболее простой случай олигополии.

Билатеральная монополия (двухсторонняя монополия) – тип рыночной структуры, при которой возникает противоборство единого поставщика и единого (объединенного) потребителя (потребление электроэнергии, водоснабжение, газоснабжение).

Различные виды рынков представлены в табл. 6.2.

В условиях монополистической формы хозяйствования конкуренция имеет весьма сложный характер. Во-первых, в современных условиях монополия обладает довольно точной информацией о потребителях и потенциальных конкурентах. Во-вторых, с помощью рекламы монополия оказывает существенное влияние на формирование спроса потребителей. Это обусловлено тем, что для крупных монополий реклама является более доступной. В-третьих, монополия через каналы финансовых и политических связей оказывает воздействие на заказчика в лице государственных учреждений или на компанию-контрагента. Эти моменты, как правило, снижают уровень риска в процессе конкуренции и обеспечивают получение монопольной прибыли.

Торговое сoпeрничество основано на использовании цен, которые формируются в результате трехстороннего соперничества: во-первых, между продавцами за сбыт по более высоким ценам; во-вторых, между покупателями за приобретение товаров по более низким ценам; в-третьих, между продавцами и покупателями за сбыт по более высоким и за приобретение товаров по более низким ценам.

В этой связи различают ценовую и неценовую конкуренцию.

Ценовая конкуренция происходит, как правило, путем искусственного сбивания цен на данную продукцию. При этом широко используется ценовая дискриминация, которая имеет место тогда, когда данный продукт продается по разным ценам, причем ценовые различия не оправданы величиной издержек. Ценовая дискриминация возможна при трех условиях:

продавец должен быть монополистом или обладать некоторой степенью монопольной власти;

продавец должен быть способен выделять покупателей в группы, которые имеют разную способность платить за продукт;

первоначальный покупатель не может перепродавать товар или услугу.

Ценовая дискриминация наиболее часто применяется при оказании услуг (услуги врачей, адвокатов, владельцев гостиниц); при оказании услуг по транспортировке продукции; при реализации товара, который не поддается перераспределению с одного рынка на другой (транспортировка скоропортящихся продуктов с одного рынка на другой).

Неценовая конкуренция осуществляется главным образом посредством совершенствования качества продукции и условий ее продажи, «сервизации» сбыта. Повышение качества может осуществляться по двум основным направлениям: первое – совершенствование технических характеристик товара; второе – улучшение приспособляемости товара к нуждам потребителя. Неценовая конкуренция посредством совершенствования качества продукции получила название конкуренции по продукту. Конкуренция, основанная на совершенствовании качества, имеет противоречивый характер. С одной стороны, повышение качества служит способом скрытого снижения цен и расширения сбыта; с другой – качество – это субъективная оценка, которая открывает возможности его «фальсификации» (использование недобросовестной рекламы, красивой упаковки).

Неценовая конкуренция путем совершенствования сбыта продукции получила название конкуренции по условиям продаж. Этот вид конкуренции основывается на улучшении обслуживания покупателей. Сюда входит воздействие на потребителя через рекламу, совершенствование торговли, установление ценовых льгот постоянным покупателям, установление льгот по обслуживанию покупателей после приобретения товара, т. е. в процессе его эксплуатации.

Date: 2015-11-15; view: 559; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию