Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экономические интересы и их классификация. Альтернативная стоимость. Проблема экономического выбора





Интерес это реальная причина деятельности социальных

с у б ъ е к т о в, н а п р а в л е н н а я н а у д о в л е т в о р е н и е

о п р е д е л е н н ы х п о т р е б н о с т е й; о с н о в а н н а я н а непосредственных побуждениях и мотивах, определяемая положением и ролью этих субъектов в системе общественных отношений.

Экономические интересы это побудительные мотивы хозяйственной деятельности людей, обусловленные их м е с то м в с и с те м е от н о ш е н и й с о бс т ве н н о с т и и общественного разделения труда.

Различают две большие группы экономических интересов:

1) интересы потребителя;

2) интересы производителя.

Потребитель - это физическое или юридическое лицо, потребляющее, использующее продукт чьего-либо производства, обладающий потребительной ценностью, включая и свой собственный продукт.

Потребительная ценность продукта - совокупность свойств, связанных непосредственно как с самим товаром, так и сопутствующими услугами.

П от р е б и т ел ь н а я ц е н н о с т ь п р од у к т а о п р ед ел я ет намерение потребителя купить товар и формирует его потребительское поведение.

Потребительское поведение - характерная совокупность действий потребителей, раскрывающая их цели и задачи в потреблении, величину спроса на определенные товары и услуги, принципы использования личных доходов в соответствии с их потребительскими предпочтениями.

П от р е б и т ел ь с к и е п р ед п оч т е н и я - п р ед п оч т е н и я

потребителей в отношении тех или иных товаров и услуг, составляющих потребительскую корзину.

Потребительская корзина - набор продуктов и предметов потребления, рассчитанный на одного человека или на семью. Используется для анализа и оценки качественных и количественных показателей потребления, а также для расчета индекса роста цен.

Потребительская корзина формируется в соответствии с границей потребительского бюджета.

Граница потребительского бюджета - предел способности приобретать товары и услуги, ограниченный величиной дохода потребителя и уровнем цен.

В процессе реализации экономических интересов потребитель несет определенные риски.

Потребительский риск - риск приобретения товара низкого качества.

П р о и з в о д и т ел ь - к о м п а н и я, ф и р м а и л и л и ц о,

и з го т а вл и в а ю щ и е т о в а р ы, п р о д у к ц и ю, а т а к ж е оказывающие услуги.

Следовательно, к числу производителей относятся товаропроизводители.

Товаропроизводитель - юридическое или физическое лицо, производящее товар.

Экономические интересы потребителей и производителей пересекаются на рынке потребительских товаров.

Рынок потребительских товаров - сфера купли-продажи потребительских товаров индивидуального назначения: продовольствия, одежды, бытовой техники и др.

Экономические блага - средства, удовлетворяющие потребности и существующие в ограниченном количестве. Экономические блага включают две категории:

1) товары;

2) услуги.

Экономические блага классифицируют по различным признакам.

Основными видами экономических благ являются:

1) долговременные (предполагают многоразовое использование);

2) недолговременные (прекращают существование в процессе разового потребления);

3) взаимозаменяемые (субституты);

4) дополняемые (комплиментарные);

5) материальные (вещественные);

6) нематериальные (не имеющие вещественной основы);

7) прямые (потребительские);

8) косвенные (производственные).

Основными характеристиками экономического блага являются:

1) ценность блага;

2) потребительная стоимость;

3) меновая стоимость.

Существует два подхода к определению ценности экономических благ:

1) марксистский - подход, в основе которого лежат следующие принципы:

а) с т о и м о с т ь (ц е н н о с т ь) э к о н о м и ч е с к о го бл а га определяется затратами общественно-необходимого труда;

б) о б щ е с т в е н н о - н е о бх од и м ы м п р и з н а ет с я т р уд, совершаемый при средних общественно-нормальных условиях производства и средней интенсивности труда;

2) неоклассический - подход, основу которого составляют следующие убеждения:

а) ценность экономического блага зависит от их редкости, прежде всего от интенсивности потребности и количества благ, способных данную потребность удовлетворить;

б) любая потребность может быть удовлетворена несколькими благами, а любое экономическое благо может

и с п о л ь з о в а т ь с я д л я у д о в л е т в о р е н и я р а з н ы х потребностей.

Потребительная и меновая стоимость находятся в тесной вз а и м о с вя з и и вз а и м оз а в и с и м о с т и, н а ход я щ и м и выражение в следующем:

1) свойства благ часто изменяются так, что их меновая стоимость, становится ниже их потребительной стоимости для обладающего ими хозяйствующего субъекта;

2) увеличение количества блага, находящегося в распоряжении лица, уменьшает почти всегда при прочих равных условиях потребительную стоимость конкретной части его для владельца; так что преобладающее значение приобретает ценность (стоимость) меновая;

3) у м е н ь ш е н и е н а х о д я щ е г о с я в р а с п о р я ж е н и и хозяйствующего субъекта количества блага ведет по большей части к увеличению потребительной ценности (стоимости) его для владельца, и, таким образом, преобладающую потребительную ценность (стоимость) получают конкретные части блага, которые в противном случае были бы предназначены для продажи.

Альтернативная стоимость - понятие, объединяющее воедино закон спроса и принципы, управляющие предложением.

Альтернативная стоимость - ценность наилучшей из

и с т р а ч е н н ы х в о з м о ж н о с т е й в и с п о л ь з о в а н и и определенных ресурсов.

Суть данной категории состоит в том, что покупатель определяет стоимость блага своими затратами.

Понятие альтернативной стоимости тесно связано с действием принципа отвергнутых возможностей.

Принцип отвергнутых возможностей состоит в том, что потребитель, приобретая какой-либо товар, тем самым отвергает возможность альтернативного использования ресурсов, которые находятся в его распоряжении.

Действие принципа отвергнутых возможностей носит субъективный характер.

Закон стоимости - экономический закон, отражающий объективную потребность, определяющую стоимость товара как затраты общественно необходимого рабочего времени.

Общественно необходимое рабочее время, которое затрачивается на создание экономического блага при условии:

1) общественно нормального состояния производства;

2) средней квалификации работников;

3) средней интенсивности труда.

Таким образом, рыночная стоимость общественных благ равна затратам общественно необходимого труда (рабочего времени).

Закон стоимости призван выполнять такие функции, как:

1) регулирующая - закон стоимости регулирует пропорции производства, способствуя распределению труда по различным отраслям народного хозяйства;

2) стимулирующая функция - закон стоимости стимулирует рост производительности труда.

Данное обстоятельство находит выражение в следующих утверждениях.

1. С т о и м о с т ь о б щ е с т в е н н о г о б л а г а о б р а т н о пропорциональна уровню производительности труда. Производительность труда - выработка продукции одним работником в единицу времени;

2. В рамках отдельных предприятий происходит сокращение затрат труда и индивидуальной стоимости товаров до такого уровня, который является ниже среднерыночного. Это достигается за счет внедрения передовых технологий, повышения квалифик ации р а б о т н и к о в и м е р о п р и я т и й, н а п р а в л е н н ы х н а оптимизацию организационной структуры производства. П р о и з вод и тел и то ва р о в (р а б от, ус л у г), ур о ве н ь

с е б е с т о и м о с т и к от о р ы х н и ж е с р ед н е р ы н оч н о го, осуществляют реализацию своей продукции по ценам, сложившимся в данный момент на рынке на аналогичные блага.

3. Дифференцирующая функция.

Закон стоимости способствует социально-экономической дифференциации (расслоению) товаропроизводителей. Товаропроизводитель - это юридическое или физическое лицо, осуществляющее производство товаров, оказание услуг.

Выбор оптимального решения - управленческая задача, направленная на достижение компромисса между величиной затрат и суммой, ожидаемой к получению прибыли при допустимом уровне риска.

При выборе оптимального решения возникают две основные проблемы:

1) максимизация прибыли;

2) минимизация уровня экономического риска. Максимизация прибыли - совокупность организационно- технических мероприятий, направленных на получение самой высокой суммы прибыли из возможных для данного предприятия в релевантный период.

В экономической науке различают следующие виды прибыли:

1) балансовую (валовую) - общую сумму прибыли, полученную предприятием в рассматриваемый период;

2) маржинальную - сумму прибыли, образованную как разность между выручкой (нетто) от реализации и прямыми производственными затратами по проданной продукции;

3) налогооблагаемую - сумму прибыли, образованную как разность между величиной балансовой прибыли и суммой прибыли, облагаемой налогом на доход, а также суммой льгот по налогу на прибыль;

4) чистую (нераспределенную) - сумму прибыли,

остающуюся в распоряжении хозяйствующего субъекта после уплаты всех налогов, сборов, экономических санкций;

5) капитализированную (реинвестированную) - сумму прибыли, остающуюся в распоряжении организации,

н а п р а в л я е м у ю в ф о н д н а к о п л е н и я с ц е л ь ю финансирования прироста активов предприятия;

6) потребляемую - сумму прибыли, которая направляется на выплату дивидендов учредителям предприятия, персоналу организации или на реализацию социальных программ.

Минимизация экономического риска - совокупность м е р о п р и я т и й, н а п р а в л е н н ы х н а п р е д в и д е н и е экономических событий ближайшего будущего.

Различают следующие виды экономических рисков:

1) фискально-монетарный - это риск, который обусловлен экономикой со стороны государственных органов;

2) социально-политический - это риск, который обусловлен

и з м е н е н и я м и п ол и т и ч е с к о й с и т уа ц и и в с т р а н е, пересмотром действующего законодательства и т.д.;

3) промышленный (отраслевой) - это риск, который обусловлен изменениями в экономике отрасли, а также в ее взаимосвязи с экономикой других отраслей, ее способностью функционировать и развиваться;

4) предпринимательский - это риск, который обусловлен результатами хозяйствования конкретного предприятия;

5) производственный - это риск, который обусловлен непосредственно процессом производства продукции, товаров и услуг;

6) финансовый - это риск, причиной возникновения

к от о р о го я вл я ет с я о с у щ е с т вл е н и е ф и н а н с о в о го предпринимательства или финансовых сделок.

Date: 2015-11-15; view: 413; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию