Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Охарактеризуйте современную парадигму и принципы управления, раскройте характерные черты менеджера 21 века ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Контроллинг – новое явление в теории и практике современного управления, возникшее на стыке экономического анализа, планирования, управленческого учета и менеджмента. Контроллинг переводит управление предприятием на качественно новый уровень, интегрируя, координируя и направляя деятельность различных служб и подразделений предприятия на достижение оперативных и стратегических целей. Под контроллингом понимается система учета, планирования, контроля, анализа данных о затратах и результатах хозяйственной деятельности в разрезе необходимых для управления объектов и оперативного принятия на этой основе управленческих решений в целях оптимизации финансовых результатов деятельности предприятия. Контроллинг – это система управления процессом достижения конечных целей и результатов деятельности фирмы. Контроллинг как целостная концепция экономического управления предприятием в условиях рынка опирается на действующую систему экономических расчетов. Она включает четыре подсистемы: финансовая бухгалтерия, расчеты производственных затрат и результатов, плановые расчеты, статистические расчеты. Каждая из подсистем решает свои задачи, оперирует собственными методами и инструментами. Кроме выполнения собственных задач каждая подсистема предоставляет информацию для других подсистем, поэтому все подсистемы должны быть организационно согласованы.Основная цель контроллинга – ориентация управленческого процесса на достижение всех целей, стоящих перед предприятием. Для этого контроллинг обеспечивает выполнение следующих функций: - координация управленческой деятельности по достижению целей предприятия; - информационная и консультационная поддержка принятия управленческих решений; - создание и обеспечение функционирования общей информационной системы управления предприятием; - обеспечение рациональности управленческого процесса. Необходимость появления на современных предприятиях контроллинга можно объяснить следующими причинами: - повышение нестабильности внешней среды выдвигает дополнительные требования к системе управления предприятием: смещение акцента с контроля прошлого на анализ будущего; увеличение скорости реакции на изменения внешней среды, повышение гибкости предприятия; необходимость в непрерывном отслеживании изменений, происходящих во внешней и внутренней средах предприятия; необходимость продуманной системы действий по обеспечению выживаемости предприятия и избежанию кризисных ситуаций; - усложнение систем управления предприятием требует механизма координации внутри системы управления; - информационный бум при недостатке релевантной (существенной, значимой) информации требует построения специальной системы информационного обеспечения управления; - общекультурное стремление к синтезу, интеграции различных областей знания и человеческой деятельности. Менеджер и его функции Менеджер – руководитель, управл, занимающий постоянн должность и наделенн полномочиями в области принятия реш по конкретн видам деят фирмы, функционир в рын усл. Организатор конкретн видов работ, руководитель предпр в целом и подразделений, администратор любого уровня упр. Риск и неопредел-ть требуют самостоят-ти и ответств-ти за принимаем реш, способств поиску оптим организационн и научно-технич решений относительно нововведений. Требования: наличие общ знаний в области упр-я и технологии произв-ва; владение навыками администрир, предпринимат-ва; принятие компетентн реш, согласованн с нижестоящ руководит; наличие практич опыта; умение анализир деят конкурентов; умение предвидеть тенденции развития хоз конъюнкт etc. Умение упр людьми (знание подчиненных и их способн, знание условий, защита интересов, устранение неспособных). Творч отношение, информированность, умение исп ресурсы и инф.. Качества мен- Основные кач-ва м-ра: -инициативность и постоянный поиск новых деловых возможностей – видит раньше других и использ. в практике нов. деловые возм-ти раньше, чем его вынудят обстоят-ва; -целеустремленность – имеет долгосрочное видение, ясно выражает цели, четко формулирует тактические задачи и постоянно их корректирует; -упорство и настойчивость – меняет стратегию и тактику, чтобы достичь цели; готов к неоднократным усилиям, чтобы преодолеть препятствия; -готовность к взвешенному (оправданному) риску; -ориентация на эф-ть и кач-во – м-т всегда стремится к совершенству, должен стремится к миним. затратам, но не за счет качества товара; -ответственность – всегда готов принять на себе отв-ть за удовлетворит. решение какой-то проблемы; -систематич. планирование и эффективный контроль; -стремление быть информированным; -способность убеждать; -независимость и уверенность в себе Охарактеризуйте содержание и основные этапы развития управленческой мысли в России.
. В первые годы Советской власти получают большую известность труды таких ученых, как А.А. Богданов, А.К. Гастев, О.А. Ерманский, П.М. Керженцев, Н.А. Амосов. Известный советский ученый А.К. Гастев занимался вопросами совершенствования теории и практики организации труда. Им сформулирована и обоснованаконцепция, получившая название «трудовые установки». Внедрением методики трудовых установок в практическую деятельность занимался Центральный институт труда (ЦИТ), созданный осенью 1920 г. Важнейшее место в осуществлении методики трудовых движений отводилось инструктажу. Недостатком концепции трудовых установок. Гастева является слабая разработка самой методики трудовых установок, выбор слишком узкой базы исследования, ориентация на индивидуальность рабочего.Важная роль в развитии научной организации труда и управления в СССР принадлежит видному экономисту О.А. Ерманскому, который внес значительный вклад всоздание теории социалистической рационализации. Концепция Ерманского была подвергнута резкой критике, но несмотря на критику, вклад Ерманского в развитие теории и практики организации труда значителен. Им обобщен большой практический материал хозяйственного строительства в СССР. Проблемы научной организации труда получили широкое освещение в трудах П.М. Керженцева. Керженцев распространил понимание научной организации труда на все сферы человеческой деятельности.Особого внимания заслуживает дискуссия, развернувшаяся по проблемам развития научной организации труда и управления в СССР в период подготовки ко II Всесоюзной конференции по НОТ, За несколько недель до конференции были опубликованы две платформы по НОТ. Одна — от группы «Семнадцати» во главе с Керженцевым, другая — от ЦИТ во главе с Гастевым. Полемика между двумя течениями закончилась созданием центральной платформы, принятой на II Всесоюзной конференции по НОТ, в которую вошли положительные моменты обеих дискутировавших платформ. Крупный вклад в развитие теоретических основ социалистической организации производственных процессов был внесен О.И. Непорентом. Все операции он классифицировал по признаку их сочетания в производственном процессе на три вида: последовательное, параллельное и параллельно-последовательное, показал их влияние на длительность производственного цикла.В 30-е гг. была проделана большая научная и практическая работа по созданию науки об организации производства, труда и управления, результатом которой был выход в свет первого советского учебника по организации производства. В эти же годы было положено начало формированию системы подготовки кадров с высшим и средним специальным экономическим образованием для предприятий и органов управления. Кроме того, была введена новая для того времени специальность — инженер-экономист отраслевого профиля, которая вскоре стала ведущей среди экономических специальностей.В годы Великой Отечественной войны система управления промышленностью, сложившаяся в предшествующие годы, не претерпела принципиальных изменений. Основным принципом управления продолжал оставаться хозрасчет при усилении административно-командных методов руководства. Научная работа велась по проблемам внутризаводского планирования и диспетчирования.В послевоенный период времени возобновилась научная и практическая работа в области организации и управления производством. Вместе с тем, имело место сокращение исследований в области управления производством. К концу 50-х гг. тематика исследований по проблемам организации и управления предприятиями начала постепенно расширяться. Начиная с 1957 г. был осуществлен переход к управлению промышленностью и строительством по территориальному принципу через Советы народного хозяйства (совнархозы) экономических административных районов.Главным назначением совнархозов было пресечение ведомственных тенденций в развитии промышленности.К этому же времени относится рождение такой важной самостоятельной ветви экономики, как экономическая кибернетика, тесно связанной с использованием на практике экономико-математических методов. Создание этой науки в нашей стране осуществлялось под руководством академиков А.И. Берга и В.М. Глушкова. Кибернетика сыграла важную роль в развитии теории управления производством.Дискуссия, развернувшаяся в стране в период с 1962 по 1965 гг., по вопросам совершенствования системы и методов управления народным хозяйством, предшествовала проведению хозяйственной реформы.Период времени, начиная с 1965 г. по настоящее время, характеризуется проведением в стране трех реформ, направленных на совершенствование системы управления народным хозяйством. К ним относятся:1.Реформа системы управления экономикой 1965 г.2.реформа системы управления 1979 г.3.Ускорение социально-экономического развития (1986 г.) и переход к рыночным отношениям (с 1991 г. и по настоящее время). В связи с произошедшими серьезными изменениями в политической системе управления, в стране развернулась дискуссия о механизме перехода к рынку. Специальная комиссии, возглавляемая академиком А. Г. Аганбегяном, предложила три альтернативных варианта перехода к рыночным отношениям:1.внесение отдельных элементов рынка в существующую командно-административную систему управления;2.быстрый переход к рынку без какого-либо государственного регулирования;3.создание системы управления на основе регулируемой рыночной экономики. Этот вариант совершенствования системы управления соответствовал предложениям правительства. Другая комиссия под руководством академика С. Шаталина подготовила программу, получившую название «500 дней», в которой был намечен целый комплекс мероприятий, необходимых для перехода к регулируемому рынку. Эта программа многими учеными рассматривалась как «шоковая терапия».По итогам дискуссии был принят компромиссный вариант перехода от плановой системы управления к регулируемому рынку. В его основу была положена программа «500 дней», основной целью которой было полное разрушение административно-командной системы управления. С ноября 1991 г. начался процесс формирования рыночных отношений в России.Однако, несмотря на принятые меры, не удалось приостановить развала экономики России. Социально-экономическая ситуация в стране продолжает ухудшаться. Было принято много ошибочных решений. Одной из причин сложившегося положения является начатая с 1992 г. политика невмешательства правительства в экономику регионов и импортно-экспортные операции. Неуправляемого рынка нет ни в одной развитой стране мира. Рынок требует управления, руководства, регулирования со стороны государства.
В СССР Административно-командная система управления сложилась в начале 30-х годов и просуществовала с некоторыми изменениями до конца 80-х годов. Эта система основывалась на двух важнейших принципах: 1. тотальном огосударствлении экономики 2. централизованном государственном планировании всех сторон хозяйственной деятельности. АКС сформировалась как под влиянием социалистической экономики, так и под воз0действием экстремальных условий Первой мировой и Гражданской войн. Поэтому АКС даже в мирное время носила характер мобилизационной экономики. Историческая роль АКС в нашей стране определяется тем обстоятельством, что в период расцвета – в 50-60е годы – были решены грандиозные задачи модернизации общества:- формирование индустриальной экономики и социальной структуры – урбанизация - обеспечение всеобщей грамотности.В то же время тотальная монополизация и почти полное искоренение конкуренции вели к подавлению хозяйственной инициативы, незаинтересованности производителей. Так, из-за игнорирования реальных потребностей и спроса объем материальных ценностей, не имеющих потребителей, в 80е годы превышал половину ВНП. Крах АКС проявился в нарастании инфляции и развале государственных финансов в следствии распада СССР. На рубеже 90-х годов в России начался переход от плановой системы к рыночной экономике. Как показал опыт, он оказался чрезвычайно тяжелым и, по – видимому, продлится не одно десятилетие. В течение переходного периода происходит более или менее продолжительная ликвидация административно-командной системы и складывается система основных рыночных институтов. Началом переходного периода принято считать смену политического строя, которая открывает путь для глубоких социально-экономических преобразований. В России коренное изменение политической системы произошло в результате подавления августовского путча 1991г. и последовавшего за ним распада СССР. Наиболее общими условиями завершения переходного периода являются формирование целостной системы рыночных институтов, начало устойчивого экономического подъема, активное включение национальной экономики в мирохозяйственные связи, преобладание среднего класса в социальной структуре общества. По сути, речь идет о коренном преобразовании всех сторон жизни общества.Основные задачи, решаемые в ходе формирования рыночной экономики в России, следующие. 1.Либерализация. Означает ликвидацию системы центрального директивного планирования и распределения ресурсов, устранение ли существенное ограничение государственного контроля во всех сферах хозяйственной деятельности. При этом важнейшую роль играет отмена ограничений на частное предпринимательство, переход в к формированию оптовых и розничных цен в основном в соответствии со спросом и предложением, разрешение всем хозяйствующим субъектам заниматься внешнеэкономической деятельностью. 2.Перестройка отношений собственности. Осуществлялась как за счет создания новых частных и коллективных предприятий, так и в результате приватизации, т.е. изменения характера собственности посредством передачи или продажи на различных условиях государственной собственности экономическим субъектам. В ходе указанных процессов удельный вес государственной собственности неизбежно сокращается за счет расширения доли других секторов экономики.3.Формирование рыночной инфраструктуры. Создание адекватных рыночной экономике механизмов установления хозяйственных связей. Данный процесс включает в себя формирование рынков товаров, рабочей силы, капитала, недвижимости.4.Демонополизация экономики и поощрение конкуренции. Достигается снятием ограничений на движение товаров на внутреннем рынке, а также государственным регулированием естественных монополий.5.Реформа социальной сферы. Проводилась посредством перехода от системы социального обеспечения к системе социальной защиты.6.Перестройка отраслевой структуры экономики. Была организована в направлении опережающего развития производства продукции, пользующейся платежеспособным спросом на внутреннем и внешнем рынках, а также свертывания неэффективных отраслей.7.Формирование открытой экономики. Предполагается активное использование имеющихся у страны конкурентных преимуществ в целях повышения эффективности всего народного хозяйства, а также привлечение внешних финансовых ресурсов.8.Преодоление трансформационного спада и возобновление устойчивого экономического роса.9.Макроэкономическая специализация. Предполагает подавлении инфляции посредством проведения жесткой денежно-кредитной политики. Строго говоря, макроэкономическая стабилизация не входит в число мер. Необходимых для перехода к рыночной экономике, но на практике высокая инфляция, возникающая в период распада и крушения АКС, может блокировать или тормозить формирование рыночных механизмов.Российская модель рыночной экономики еще окончательно не сформировалась. Но при этом она включает как ряд черт, заимствованных у исторического прошлого, так и характеристики переходной экономики, в том числе: сохранение сильных позиций государства в экономике, крайне неустойчивым остаются права собственности; опасных размеров достигло социальное расслоение, практически отсутствует средний класс как массовая социальная категория, сохраняется высокая криминализация хозяйственной жизни.Переход к рыночным отношениям происходит крайне неравномерно в различных отраслях российской экономики и отдельных регионах страны.
|