Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Заверши сказку





Упражнение используется в сказкотерапевтическом тренинге для детских психоло­гов либо в психологическом тренинге для учителей начальных классов, желающих на­учиться применять в своей педагогической работе элементы сказкотерапии. Во вводной инструкции на этапе информирования уча­стников ведущий опирается на типологию сказок, предложенную Т.Д. Зинкевич-Евсти-гнеевой и дополненную автором этого мате­риала.

При проведении упражнения можно ис­пользовать наборы сказочных зачинов, один из которых предлагается в приложении. Ве­дущий может предложить и собственный на­бор сказочных зачинов, если у него уже есть предыдущий сказкотерапевтический опыт.

Цели:

• знакомство с типологией сказок, используемой в сказкотерапии;

• формирование умений сочинять сказки;

• развитие навыков совместного творчества;

• развитие умений видеть психологические про­блемы за метафорой и конструктивно решать проблемы на метафорическом уровне.

Размер группы: не более 15 человек.

Ресурсы: карточки со сказочными зачинами (см. Приложение), 5 карточек, на каждой из которых на­писано название одного типа сказок, 5 листов фор­мата А4 для записи продолжений сказок, авторучки на каждого участника.

Время: примерно 100 минут.

Ход упражнения

1 этап - информирование участников о типах сказок (краткая теория)

Ведущий. В работе со сказками следует обязатель­но учитывать тип используемых сказок, посколь­ку у каждого типа имеются свои психологичес­кие цели. Все сказки, используемые психолога­ми и педагогами, можно разделить на 5 типов: дидактические, медитативные, психокоррекционные, психотерапевтические и психологические. Дидактические сказки имеют цель преподнести некоторые новые знания. Используется прием оду­шевления абстрактных символов и создается образ сказочного мира, в котором они живут. Такие сказ­ки раскрывают смысл и важность определенных зна­ний. Дидактические сказки могут содержать опреде­ленное задание учебного характера, которое должен выполнить ребенок.

Медитативные сказки нацелены прежде всего на создание определенного эмоционального состояния, иногда — состояния релаксации. Они могут не иметь четкого и ясного сюжета и представляют из себя не­которую зарисовку, визуализацию ярких сказочных образов. С помощью медитативных сказок происхо­дит глубокое погружение слушающего в сказочный процесс через обращение к своему внутреннему со­стоянию и пробуждение личностных потенциалов че­ловека. Эти сказки необходимо читать и слушать не походя, не между делом, а в специально созданных условиях. Медитативные сказки содержат в себе по­зитивные модели внутренних состояний, сообщаемые бессознательному. Такие сказки могут, кроме того, служить прологом, настроем к новой психотерапев­тической работе.

Психокоррекционные сказки создаются для мягко­го влияния на поведение ребенка; при этом под кор­рекцией понимается замещение неэффективного сти­ля поведения на более продуктивный, а также объяс­нение ребенку смысла происходящего. В психокоррекционных сказках слушателю (читателю) обычно преподносится модель поведения, которую он может использовать для преодоления имеющихся у него трудностей. При этом события, происходящие с геро­ем (героями), должны быть похожими на реальные ситуации из жизни детей. Ребенок через сказку обре­тает возможность осознать свои собственные пережи­вания, отдельные психологические характеристики. Альтернативные модели поведения, понятые благода­ря сказке, помогают ребенку увидеть разные грани возникающих ситуаций и найти в ней новые идеи.

Психотерапевтические сказки являются наиболее важными и глубокими, обладают самой большой си­лой воздействия. Они имеют следующие цели: обра­щение к глубинному Я ребенка, его важнейшим смыслообразующим содержаниям; стремление по­мочь в более осознанном отношении к самому себе, миру, другим людям, а при необходимости - в из­менении этого отношения; оказание психологичес­кой поддержки и избавление от страданий и нега­тивных переживаний, связанных с какой-либо про­блемной жизненной ситуацией или психоэмоцио­нальной травмой. Психотерапевтическая сказка час­то имеет форму притчи.

Психологические сказки - особый тип сказок. Психологическая сказка определяется как содержа­щая вымысел авторская история, содействующая оп­тимальному ходу естественного психического разви­тия детей через развитие самосознания и передаю­щая в метафорическом виде информацию о внутреннем мире человека. Основная цель психологической сказки - влияние на личностное развитие путем по­мощи в осознании своих особенностей. Таким обра­зом, это прежде всего развивающая сказка.

После информации об имеющихся в распоряже­нии сказкотерапии типах сказок ведущий отвечает на вопросы участников и - при необходимости - рас­сказывает по одной сказке каждого типа.

2 этап - сочинение сказок разных типов

Для проведения этого этапа ведущему необходимо приготовить набор карточек с написанными на них сказочными зачинами и пять карточек с надписями: Дидактическая сказка, Медитативная сказка, Психокоррекционная сказка, Психотерапевтическая сказка, Психологическая сказка. Группа разбивается на подгруппы по два-три человека. Ведущий. А теперь вам предстоит опробовать свои возможности в создании сказок. Для облегчения этой задачи вам будут предложены зачины ска­зок. Ваша задача - на его основе сочинить сказ­ку того типа, который будет указан на карточке из второго набора. Для этого вы должны выполнить следующее: во-первых, понять, в чем суть проблемы; во-вторых, представить, что за человек клиент и в каких жизненных ситуациях актуализировалась указанная проблема; в-третьих, придумать продолжение сказки, которое в мета­форической форме содержало бы информацию, которая могла бы помочь гипотетическому кли­енту справиться с его жизненными трудностями. Эта информация может быть изложена в форме дидактической, медитативной, психокоррекционной, психотерапевтической или психологической сказки.

Ведущий раздает подгруппам сначала карточки со сказочными зачинами, а затем просит вытянуть кар­точку с названием типа сказки.

3 этап - обсуждение созданных сказок

В течение 20 мин участники работают в подгруп­пах, после чего предлагают остальным свою сказку. По завершении каждого выступления обсуждается содержание сказок и найденные участниками спосо­бы решения проблемы. Высказываются предложения о других возможностях продолжения сюжета. Пред­положения о типе сочиненных сказок делается толь­ко после прослушивания всех сказок. Участники вы­сказывают мнения о том, какой подгруппе удалось лучше выполнить задание и сочинить сказку нужно­го типа.

 

Оуэн Н. Магические метафоры. 77 исто­рий для учителей, терапевтов и думающих людей. М.: Эксмо, 2002.

"Искусство установления рамок требует от рассказчика умения направить внимание слушателя к конкретному каналу понима­ния. Возможность интерпретации может быть ограничена довольно строго, а может остаться неоднозначной и неопределенной. То, какой выбор будет сделан - конкретное направление или полная неоднозначность, -зависит от намерений рассказчика, от ре­зультата, которого он или она хочет достиг­нуть, используя метафору" (с. 274).

 

Date: 2015-11-15; view: 496; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию