Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности стиля автора, пребывающего в иноязычной среде





Афанасия Никитина грабят в районе Астрахани, а в Твери его ждет долговая тюрьма. Поэтому АН идет поперёк всех торговых путей, почти наугад. АН не предполагал оказаться в Индии. АН застаёт Индию в период мусульманской оккупации (1468-74гг.). АН умирает на обратном пути, под Смоленском. «Хождение за три моря» - первое знакомство русского читателя с реальной Индией.

Часть дневника написана на персидском и тюркском (кириллицей). К финалу иноязычный текст увеличивается - дневник заканчивается молитвой на персидском. Автор делает намеренные замены русского текста на персидский и тюркский. Например, в размышлениях политического характера.

Автор меняется в инокультурной среде. Сначала – примитивные рассуждения (АН называет индийцев «кафары», что по-арабски означает «неверные». Кафары – исконно индийское население Индии, индуисты. Знать - мусульмане). Сначала АН видит индийцев глазами мусульман, с которыми общается вначале. Позже АН сам начинает разбираться с топонимами. Сначала Индия кажется АН негостеприимной страной.

Поначалу АН принимает за правду всё, что рассказывают ему окружающие (местное поверье о птице гугук и обезьяньем царе). Позднее мы встречаем любопытные заметки об индуистских обычаях, о храме Шивы.

Оказавшись в среде, где другая религия, АН готов принять наличие в мире разных религий как свершившийся факт и даже сопоставить их. В описаниях АН нет набора нелестных эпитетов, которыми обыкновенно награждали персонажей-иноверцев древнерусские книжники. В своих записках АН сокрушается только о себе и своих грехах, а так же о том, что не может вычислить время постов и великих праздников. Поэтому АН определяет для себя религиозный минимум: верить в единого бога и молиться. Очевидно, что это вынужденная позиция. Герой старается вычислять, когда Пасха, Рождество и т.п. Возможно, автор вёл торговые дела (записи о ценах, жалобы на дороговизну).

 

25. Заволжские старцы и иосифляне. Ересь жидовствующих. Социальная сущность борьбы церковных и антицерковных группировок II половины XV в.

В конце XV – начале XVI века в Русской церкви продолжились поиски в области устроения монастырской жизни, в ходе которых сформировалось несколько группировок, чьи представители высказывали различные мнения о злободневных вопросах.

Так последователи Иосифа Волоцкого (в миру Иван Санин, ум. 1515) получили наименование «иосифлян». И.В. долгое время был монахом в Пафнутьевом Боровском монастыре и даже стал его игуменом. Затем ему пришлось покинуть монастырь из-за конфликта с великим князем Иваном III по поводу монастырских крестьян, которых князь забирал. Недалеко от Волоколамска И.В. основывает монастырь Успения Богородицы (чаще называемый Иосифо-Волоколамским). В свой монастырь И.В. первый на Руси стал принимать всех. Начало обустройства монашеской жизни совпало с появлением северорусских ересей (см. предыдущий билет!), и это нашло отражение в ее уставе. Ранняя редакция правил (начало 90-х годов XV в.) предписывала полный запрет на всякую личную собственность, вплоть до личных икон и книг (во избежание распространения ересей). Основную часть дня занимало участие в общем богослужении. Храм становился центром монастырской жизни и в нём допускались обильная роспись и украшения, драгоценная утварь. Источниками существования монастыря были пожертвования, а также доходы с монастырских земель и сёл.

Заволжские старцы — иноки Белозерских и Вологодских монастырей, не соединённые никакой внешней связью.

В конце XV и начале XVI в. они становятся известными, как отдельная партия, по своим гуманным воззрениям, образованности и критицизму, резко проявившимися в борьбе с противоположной партией Иосифа Волоцкого.

Основываясь на евангельском учении о любви и милостыне, заволжские старцы требовали на соборе 1490 г. а затем в двух посланиях (1504 и 1505 гг.), из которых второе до нас не дошло (первое напечатано в «Древней российской вивлиофике, ч. XVI»), гуманного отношения к еретикам (жидовствующим): они предлагали лишь упорных еретиков отлучать от церкви, а раскаявшихся прощать совершенно.

Старец Герман доказывал даже, что о еретиках нужно только молиться, а не судить их или наказывать. Это заступничество, а также некоторые другие черты сходства между жидовствующими и старцами — критицизм, обличение пороков монашества, сравнительная образованность — навлекли на старцев обвинение в еретичестве.

Таким же образом истолковано было заявление, сделанное старцами на соборе 1503 г. о неприличии монастырям владеть землями и крестьянами.

По их мнению, обладание землями ставило духовенство в зависимость от мирской власти, лишало его самостоятельности в столкновениях с последней, не позволяло обличать и сдерживать сильных мира, деморализировало монашество.

Они считали такой порядок вещей противоречащим Евангелию, не согласующимся с жизнью древних русских подвижников.

Лучше раздавать богатство нищим, учили они, чем украшать храмы. Вообще, внешняя, обрядовая сторона религии не играла у них никакой роли. Их монастыри резко отличались по своей бедной, простой обстановке от богатых церквей сторонников Иосифа Волоцкого.

Несмотря на то, что старцы встречали полное несочувствие, даже вражду со стороны большинства, они открыто и резко высказывали свои мнения. Так, они протестовали против постановления собора 1503 г., лишавшего всех вдовых диаконов и священников права совершать богослужение.

Развод Василия III с женой и новый брак его вызвали смелое осуждение со стороны заволжцев.

В 1523 г. один из заволжцев, троицкий игумен Порфирий, был посажен в тюрьму за то, что вступился за кн. Василия Шемячича, вызванного в Москву и заключённого в тюрьму, несмотря на клятвы и «опасные» грамоты великого князя и митрополита Даниила.

Во главе заволжских старцев стоял Нил Сорский, около которого группировались учитель его Паисий Ярославов, Вассиан Патрикеев (см.), старец Герман († 1533), Гурий Тушин († 1526), Кассиан, епископ Рязанский, троицкий игумен Порфирий и другие старцы заволжских монастырей.

Руководимые Нилом Сорским, старцы стремились к нравственному совершенствованию путём критического, сознательного изучения Священного Писания. Убеждённые, что каждый, духовный или мирянин, должен учительствовать, старцы энергично пропагандировали своё учение.

Страстные, живо изложенные послания Вассиана Патрикеева, вышедшие из школы заволжских старцев, распространяли гуманные начала этого учения, давали религиозной жизни современного русского человека внутреннее содержание и возрождали духовные, идеальные интересы, задавленные формализмом.

_____________________

  Иосифляне Иосифляне, осифляне, представители церковно-политического течения в Русском государстве в конца 15 — 16 вв., выражавшие интересы воинствующей церкви. Своё название получили как последователи Иосифа Волоцкого. Экономической основой влияния И. являлось крупное монастырское землевладение. Вначале И. блокировались с удельно-княжеской оппозицией и выступали против великокняжеской власти, стремившейся к секуляризации церковных земель. На соборе 1503 выступили против проекта ликвидации монастырского землевладения, который выдвигали так называемые нестяжатели, вначале поддержанные Иваном III. На соборе 1504 И. добились осуждения еретиков и расправы над ними. И. создали и затем поддерживали теорию о божественном происхождении царской власти, выдвинутую их идейным вождём Иосифом Волоцким. Иосифлянин Филофей создал теорию "Москва — третий Рим", сыгравшую важную роль в формировании официальной идеологии русского самодержавия. Из среды И. вышли многие высшие церковные иерархи 16 в. [митрополит Даниил, ростовский архиепископ Вассиан (брат Иосифа Волоцкого), епископы Савва Слепушкин, Вассиан Топорков (племянник Иосифа Волоцкого), Акакий, Савва Чёрный и др.]. Близко примыкал к И. митрополит Макарий. И., обладая большинством, отвергли на Стоглавом соборе нестяжательскую программу, предложенную Сильвестром и его окружением. В середине 16 в. по инициативе И. были созваны церковные соборы против еретиков, осудившие Матвея Башкина и Феодосия Косого. И. приняли активное участие в учреждении опричнины. К 17 в. иосифлянство как церковно-политическое течение прекращает свое существование.

Иосифля́не (Осифля́не) — последователи Иосифа Волоцкого, представители церковно-политического течения в Русском государстве в конце XV — середине XVI веков, отстаивавшие крайне консервативную позицию по отношению к группам и течениям, требовавшим реформирования официальной церкви. Выражали интересы крупного монастырского землевладения.

Иосиф Волоцкий — обличитель ереси жидовствующих, автор «душеполезного сочинения», называющегося «Просветитель» и ряда посланий, в которых он, споря с другим подвижником — Нилом Сорским, доказывал полезность монастырского землевладения, отстаивал необходимость украшать храмы красивыми росписями, богатыми иконостасами и образами.

Главным оппонентом иосифлян в церкви было возглавляемое Нилом Сорским движение нестяжателей, требовавшее возвращения к коллективизму и аскетизму раннего христианства и соответственного отказа от церковного имущества в общем и феодального землевладения монастырей в частности. На соборе 1503 года иосифляне выступили с резким осуждением нестяжателей и временно поддержавшего их князя Ивана III Васильевича, отстаивая монастырское землевладение. В результате, Иван III перешёл на позиции Иосифа Волоцкого и созвал собор 1504, на котором нестяжатели и «жидовствующие» были осуждены как еретики и преданы анафеме, после чего последовали расправы над видными представителями нестяжательского движения.

Иосифляне доминировали и на Стоглавом соборе 1551 года, на котором вновь отвергли программу ограничения церковно-монастырского землевладения, выдвинутую приближённым к Ивану IV Грозному протопопом Сильвестром. В дальнейшем иосифляне инициировали осуждение Матвея Башкина и Феодосия Косого и гонения на их последователей, а также поддержали учреждение опричнины.

Иосифляне выступали в качестве официальных идеологов православной церкви и монархической власти. Доктрина иосифлян строилась на теологическом обосновании возникновения государства и «божественного происхождения» царской власти, а также на утверждении преемственности Русского государства, оставшегося единственным оплотом православия после падения Константинополя в 1453. На этом основании иосифляне требовали предоставления Московской митрополии статуса патриархии (это произошло только в 1589).

Иосифляне выступали за открытость монастырей. Главной задачей монастырей являлась миссионерская деятельность и обеспечение населения продовольствием во время неурожая.

К иосифлянам принадлежал псковский монах Филофей, популяризатор концепции московского митрополита Зосимы «Москва — Третий Рим», на которой строилась официальная идеология русских царей.

 

26. Расцвет русской публицистики в XVI в. Максим Грек и митрополит Даниил

Максим Грек (греч. Μάξιμος ο Γραικός; в миру — Михаил Триволис, греч. Μιχαήλ Τριβώλης. 1470, Арта, Греция — 21 января 1556, Троицкий монастырь, Сергиев Посад) — русский религиозный публицист, автор и переводчик. Канонизирован Русской церковью в лике преподобных, память совершается 21 января (3 февраля) и 21 июня (4 июля) (обретение мощей в 1996 г.).

Date: 2015-11-15; view: 310; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию