Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методики





1. Три метода: индивидуальное расследование, (например, полирефлексивное интервью Н.А.Носова), изучение статистики, моделирование.

2. Метод фреймов М.А. Котика и А.М.Емельянова.

3. Анонимное информирование об ошибках. Накопление, расшифровка и представление данных (на примере географических ошибок).

4. Батарея методик отбора на операторские должности. Данные Фланагана об ошибках прогноза успешности профессиональной деятельности. Как оценить ошибку психолога?

5. Центры ассесмента: организация и содержание мероприятий, точность прогноза.

6. Метод критических инцидентов.

7. Методы регистрации действий экипажа при заходе на посадку. Ошибка дублера в летном экипаже.

8. Методики изучения пространственного мышления: модели профессиональных задач. Простые и сложные средства исследования. Средства регистрации: карандаш- бумага, компьютер и прочее. Для построения тестовой задачи рекомендуется использовать несколько разных систем отсчета.

9. Применение биполярных шкал для сбора данных. Обработка.

10. Многоэкранные компьютерные системы обучения пилотов. Специализированные тренажеры.

11. Тест спрятанной фигуры (EFT). Зависимость от поля: восприятие и интеллект.

12. Индивидуальное и групповое интервью. Организация. Пространственные и временные условия.

13. Модели на карточках и на макетах. Регистрация методом "карандаш и бумага". Применение видеокамеры.

14. Обучение специалистов со стажем принятию решения: тренажерные и компьютерные методики. Организация, средства, программы, общий объем часов. Оценка результатов. Провоцирующие ситуации. Обучение экзаменаторов.

15. Профессиональное консультирование по принятию решения. Устройство " балансной ведомости": оценка полезности и вредности решения для субъекта и для других, социальное одобрение и самоодобрение

16. Вопросник, обработка и граф-схемы движений, коммуникации и контроля.

17. Построение и воспроизведение маршрута по речевым командам, по памяти.

18. Бланковый метод исследования памяти и мышления операторов.

19. Действия летного экипажа в экстремальной ситуации (на тренажере). Наблюдение за деятельностью по категориям: фиксация сторон речевого обмена - деловая и оценочная.

20. Методика изучения социальной среды: как и что наблюдать? Как и о чем спрашивать?

21. Программы профессионального тренинга: CRM.(управления ресурсами кабины)

22. LOFT (трудовой процесс воспроизводится на тренажере в реальном масштабе времени).

23. Метод регистрации количества переходов: анализ связей, построение графов на основе информации о частотах.

24. Методики “гомеостат“ и “интегратор“.

25. "Цветовое зеркало" Фрилинга и "Несуществующее животное" в процедуре построения личностного портрета (психологического типа по Юнгу) с обратной связью.

26. Набор методик для оценки образной, эмоциональной, волевой, мотивационной сторон личности авиадиспетчера; корреляционная модель устойчивости личности профессионала.

27. Контент-анализ рассказа профессионала о сложной ситуации.

28. Регистрация переживаний летчиков при решении опасных ситуаций на тренажере.

29. Групповое обсуждение тревожных и вызывающих страх ситуаций.

30. Восстановление после аварии - дыхательная гимнастика, имаготерапия, психодрама

31. Методика обучения по ситуациям. Применение тренажеров.

32. Тестирование в провоцирующих ситуациях.

33. Образ полета. Эксперименты в полете и на тренажере. Методика. Результаты.

34. Этапы проектирования кабин. Моделирование. Эксперименты на макетах. Испытания. Опрос.

35. Проектирование трудового пространства: внекабинный обзор и условия коммуникации.

36. Методика оценки информационной модели. Процедура, приборы, результаты. Требования к информационным моделям и рабочему пространству.

 

Тексты, которые следует изучить:

1. Дж.Расмуссен Что можно узнать, изучая ошибки людей?

2. Пол Фиттс. Инженерная психология и конструирование машин.

3. Дженсен Р. Профессиональная мыслительная способность пилота. Ошибка пилота. Человеческий фактор. М.:Транспорт,1986,с.81-104.(Также для разделов “Задача”и“Принятие решения”).

4. М.А. Котик, Емельянов А.М. Природа ошибок человека-оператора.

5. В.А. Бодров и др. О методах психологического отбора летчиков.

6. Гордеева Н.Д., Зинченко В.П. Функциональная структура действия. М.: МГУ, 1982. С.45-53, 61-63,89-90,170-196.

7. М.Монмоллен Системы человек и машина, 1973, с.35-60

8. Голиков Ю.Я., Костин А.Н. Психология автоматизации управления техникой ИП РАН,М,1996 с74-79, 92-106..

9. Корнилов Ю.К. Мышление в производственной деятельности. ЯрГУ, 1984.

10. Человеческий фактор. М.: Мир, 1991, т. 4.с.

11. Практическое мышление. Сборник науч. тр. ИПАН, (Д.Н. Завалишина, отв.ред.) М.:1990. с.5-68, 123-138.

12. Шкуратова И.П. Когнитивный стиль и общение, 1994 с.6-37

13. Котик М.А., Емельянов А.М. с.

14. Солнцева Г.Н. Психологический анализ проблемы принятия решения. М.:МГУ, 1985.

15. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность М.: Педагогика, 1986,т.1, с.215-242.

16. Конопкин О.А. Психологические проблемы регуляции деятельности. М.:Наука,1980,С.201-239

17. Плотников Н.И. Социальная экология летного труда. М.: ЦНТИГА, 1990.

18. А.Зигель и Дж.Вольф Модель группового поведения в системе человек- машина с учетом психосоциальных и производственных факторов с.29-91.

19. Зигерт В., Л.Ланг Руководить без конфликта, М: Экономика, 1989, с.43-52

20. Новиков М.А. Психофизиологические и экопсихологические аспекты межличностного взаимодействия. Проблема общения в психологии, М.: Наука, 1981, с.178-184

21. Общение и оптимизация совместной деятельности М.: МГУ, 1986 c.6-29.

22. Ханин Ю.Л. Психология общения в спорте М.:Физкультура и спорт, с.53-101

23. Горбов Ф.Д., Лебедев В.И. Психо-неврологические аспекты труда операторов. М.: Медицина, 1975. 2.Лебедев В..И. Личность в экстремальных условиях. М.: Политиздат, 1989

24. Колодзин Б. Как жить после психической травмы, М.:1994 с.8-48.

25. Гнев, отвращение, презрение и их отношение к враждебности и агрессии. Страх и тревожность. К. Изард Эмоции человека, М.: МГУ, 1980, с. 290-338.

26. Завалова Н.Д., Ломов Б.Ф., Пономаренко В.А. Образ в системе психической регуляции деятельности. М.: Наука, 1986, с.35-62.

27. Зинченко В.П., Мунипов В.М. Введение в эргономику, М.:МГУ,1979, с.

28. Ошанин Д.А. Концепция оперативности отражения в инженерной и общей психологии. В сб. ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, М.: Наука, 1977, с.134-148.

29. Эргономика. Принципы и рекомендации. Методическое руководство. М.:ВНИИТЭ, 1983.

 


[1] Результаты были собраны А.Якушкиной, В.Воробьевым, В.Кононовой.

[2] Всместе с С. В. Фоломеевой.

[3] На языке пилотов "векторение" -особый режим полета, когда авиадиспетчер в определенных пунктах подает команды о том, с какой скоростью и в каком направлении двигаться.

[4] Ю. К. Стрелков, К. В. Сизов

[5] Здесь и далее значимые вопросы отмечены звездочкой

[6] НВУ - навигационное вычислительное устройство.

[7] РСБН - радиосистема ближней навигации поставляет летчику цифровые данные об азимуте маяка и удалении самолета от маяка.

[8] См. текст Рудольфа Фабри Когнитивные стили и зависимость от поля в конце главы.

[9] А. Терентьев: Дипломная работа 1992 года

[10] Содружественный эксперимент.

[11] Ирвинг Джанис — американский ученый, который принимал участие в разработке важных решений правительства США. Он описал феномен, получивший название “groupthink”, и разработал оригинальную систему психологических консультаций по принятию решения. Леон Манн - австралийский ученый.

[12] Н. А. Бернтшейн пришел к выводу, что целенаправленный двигательный акт при каждом повторном исполнении строится заново. Однако нельзя отвергать значение подлинного воспроизведения. Два процесса, определенным образом связанные между собой, идут параллельно: повторение прежнего и выполнение нового действия. В новом действии используются элементы старого действия, которые могут быть скомпонованы по-новому.

 

[13] Кант говорил о схеме в связи с функционированием, употреблением категорий: накладываясь на чувственные многообразия, схемы формуют их, организуют их в пространстве и во времени. Схема — это не результат формирования и не сама форма, а применение, функционирование категории (Молчанов, 1988).

[14] Понятие встречи очень важно, просто необходимо. Это пространственно-временной контакт, который предполагает воспринимающего и воспринимаемое (воспринимаемого), а не только акт восприятия.

[15] ППМ — промежуточный пункт маршрута; АРК — автоматический радиокомпас (имеется в виду самолетный пеленгатор углов радиостанции; РСБН — радиосистема ближней навигации; БУ — боковое уклонение; НВ ПБ — навигационный вычислитель; ЛЗП — линия заданного пути; ЛУР — линейое упреждение разворота, синус ЛУР — синус линейного упреждения разворота; УШ — указатель штурмана.

[16] Методика была разработана Л.Н.Лучко.

[17] В нашем анализе времени мы использовали идеи А.Бергсона, П.Жане. В.Вернадского, А.Ф.Лосева. Наша позиция идет от Августина, Канта, Молчанова, Гуссерля, Хайдеггера и Мамардашвили.

[18] Особенно в самолетах с центральным расположением бортинженера, лицом по направлению полета.

[19] Для расчета нагрузок при выполнении дальних рейсов используются аддитивные и мультипликативные соотношения, содержащие коэффициенты, определяемые дальностью и направлением полета, временем вылета, прилета, длительностью полета, числом пересеченных временных поясов, количеством транзитных посадок и другими факторами.

[20] На приборной доске большого реактивного самолета летчику подается несколько типов данных о скорости: относительно земли — путевая, относительно воздушных масс — воздушная, иначе “приборная”, при околозвуковой скорости: коэффициент, измеряемый по “Маху” - вертикальная скорость. Приборы, которые поставляют эту информацию, отличаются по принцип действия и форме шкал и по расположению. Данные разных типов используются на разных этапах полета. Показания приборов летчик сравнивает с требованиями руководства по летной эксплуатации. Скоростной режим полета зависит от массы самолета, погоды, типа

самолета, двигателей и многого другого. В полете штурман с помощью приборов и расчетов определяет нужный скоростной режим и дает рекомендации пилоту. Пилот старается выдержать рекомендованный режим, по крайней мере, не выйти за пределы, заданные руководящими документами.

[21] Согласно В.И.Бехтереву, Мах сообщил о том, что ощущение движения притупляется у пассажира поезда.

[22]К этому заключению приводит представление об автоматичности процессов деятельности. Параллельная работа сознания позволит подогнать, ввести действие, отработанное отдельно, в систему множества связей текущей деятельности.

[23] Статья написана в соавторстве с Е.Ю.Артемьевой и В.П.Серкиным

[24] см.: Артемьева Е. Ю.. Стрелков Ю. К., Серкин В. П. Описание структур субъективного опыта - контекст и задачи Мышление. Общение. Опыт. Ярославль, 1983 С. 99-107.

[25] СД - семантический дифференциал

[26] Л. В. Слепова, Ю. К. Стрелков

[27] Деловые игры для подготовки судоводителей разработал В.А.Леонтьев(1987).

[28] Н.Ю. Воинкова, дипломная работа 1990г.

[29] — см. Е.Кузнецова, дипломная работа 1990г.

[30] В ходе навигационной подготовки проводится расчет времени полета и количества топлива, выбор высоты и скорости полета, определение путевых углов на основе данных о скорости и направлении ветра, изучение карты с целью выделить ориентиры и площадки для аварийной посадки, изучение погодных сводок, составление плана полета и общего представления о навигационной обстановке на маршруте.

 

[31]Об ошибках потери географической ориентации сообщают в своем уникальном исследовании Антуньяно, Молер и Госби (1989).

[32] Îá èìïðåññèè è ôàíòàçìå ñð. Ïðèëîæåíèå II. ñ. Ошибка! Закладка не определена..

Date: 2015-11-14; view: 492; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию