Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






К П Р М Н 5 page





Для характеристики мышления штурманов воспользуемся основной схемой: ”Субъект-действие-объект-окружающий мир”. Сложность штурманских задач может определяется отдельно по каждому элементу схемы. Окружающий мир становится сложным, когда велика степень его неопределенности, новизны, неожиданностиСложность возникает уже при восприятии: из-за замаскированности или зашумленности воспринимаемых объектов, сходства, влияющего на различение и идентификацию и т. д. Сложность порождается неточным и несвоевременным характером информации, поступающей к оператору от датчиков и систем. Здесь мы уже обращаемся к особенностям управляемого объекта, который также создает сложность из-за того, что его состояние не может быть точно определено, что при движении в воздушной среде он приобретает новые, неожиданные свойства. Сложность действия, выполняемого субъектом в определенном отрезке пространства-времени, определяется количеством и качеством преобразований, сложностью цели, соответствием средств, своевременностью и пространственной уместностью движений оператора. На стороне самого оператора сложность выступает как переживаемая, как трудность, как состояние субъекта при выполнении задачи. Это уже вопрос вовлеченности субъекта в процесс управления. Когда хотят определить влияние состояния субъекта на решение задачи при усложнении условий, ссылаются на закон Йеркса-Додсона,. Однако, самого по себе его еще недостаточно. Вообще говоря, на стороне субъекта характеристика сложности профессиональной задачи превращается в непростую проблему, поскольку сложность определяется опытом субъекта, его личными качествами и т.д.

Знакомясь с системой обучения штурманов и пилотов, прослеживая процесс формирования профессионального опыта, фиксируя трудности, с которыми сталкивается специалист, и способы их преодоления, нельзя не удивляться, сколь сложными являются операторские задачи. Решение любой операторской задачи — это сложный процесс развертывания значений, зафиксированных в условном кодовом языке. Для решения задач субъекту необходимы глубокие знания, которые формируются в длительном обучении и тренаже, а затем требуют специальной отработки в ходе реального исполнения. Оператор знает, как устроена система, умеет выполнять в системе определенные функции, знает, как функционирует система в окружающей среде, знает социальное назначение системы и ограничения на ее работу в различных условиях. Следовательно, оператор владеет внутренним языком системы. Характеризуя сложность профессионального опыта, нельзя не отметить условность и глубокую специфичность тех перцептивных объектов, с которыми приходится работать оператору, и тех средств, с помощью которых он выполняет свои двигательные задачи. Учитывая внутреннюю связность перцептивных, моторных, когнитивных и эмоциональных компонент профессионального опыта, целостность субъекта и его рабочего места, мы приходим к тому, что профессионал, овладевший в совершенстве своей профессией, выступает перед нами как совершенно иной, по сравнению с новичком, субъект, специалист, для которого сложность задачи должна определяться иначе, в соответствии с новым высоким уровнем его профессионального опыта. В профессиональном опыте властвует принцип исчезающей сложности. Возникают новые единицы, которые хорошо интегрированы и преобразование которых подчиняется новым соответствующим им простым правилам, но правила и единицы неразделимы: нельзя передать новичку только правила преобразований, не построив в его опыте новых единиц, соответствующим этим правилам.

С накоплением профессионального опыта меняется не только субъективная трудность задачи, но и её объективная сложность. В четверице, нашей основной схеме, все элементы связаны, они определяются друг через друга и свойства каждого оцениваются через другие блоки. Сложность окружающего мира, объекта, сложность действия, определенные через субъекта, будут разными, если профессиональный опыт субъекта и другие его характеристики будут меняться.

Важной характеристикой субъекта является его отношение к выполняемой задаче. Практические задачи отличаются особой вовлеченностью субъекта в процесс решения, особым принятием задачи, что и отличает исследования практического мышления от лабораторного и ставит серьёзные препятствия на пути построения теории мышления. Однако, нельзя считать, что вовлеченность всегда полная. Скорее это характерно только для этапов освоения профессии, при условии, что обучающийся заинтересован в работе. По мере совершенствования профессионального опыта отношение специалиста к выполняемым задачам меняется, возникает и закрепляется сочетание опасных установок или аттитюдов. К ним относятся: склонность к риску, уверенность в собственной неуязвимости, импульсивность, непокорность, безразличие. Эти свойства характерны для каждого человека, у каждого они все имеются, но в определенной степени. Объединяясь в целостное отношение к профессиональной задаче, они могут стать причиной повышения сложности решаемой задачи, а иногда — аварии или даже катастрофы. В то время как сам субъект считает задачу простой.

Анализируя мышление профессионала, необходимо дать характеристику самой мысли. Мысль может принимать форму абстрактной идеи, цели, сформулированной в знаковой форме. Это может быть план, образ, выделяемый из воспринимаемого, а может и совпадать с ним полностью. Мысль может целиком захватывать сознание субъекта, а может уходить на периферию и даже в область бессознательного, тогда она становится безобразной, не поддается самонаблюдению. Но когда субъекту удается её “поймать”, он сообщит о ней психологу (вербально или рисунком), что явится важным свидетельством мыслительного процесса.

 

При изучении операторского труда психологу не просто выделить проблему, которую решает оператор, поскольку перцептивные процессы, осуществляющиеся в ходе первичного анализа, чрезвычайно свернуты, затруднения оператор преодолевает почти незаметно, обращаясь к своему богатому внутреннему опыту, выбор средств и путей проводит, пользуясь самым простым и испытанным способом, управляющие движения также бывают быстрыми, а его эмоциональное состояние замаскировано тем высоким напряжением, которое характерно для наиболее сложных этапов операторского труда.

В таких случаях оказывается полезным метод “онтогенетической реконструкции”, с помощью которого можно установить, возникали ли в прошлом у данного оператора трудности при выполнении задачи и каким путями ему удалось их преодолеть. Обращение к формированию профессионального опыта позволяет выявить ту систему задач, которую освоил оператор наилучшим образом, установить, как они систематизированы, насколько велик их перечень, насколько хорошо удалось оператору освоить стратегии и приёмы их решения. Очень важно выяснить, какие самостоятельные шаги сделаны оператором для объединения задач в связную единую систему. Однако это становится трудным делом, поскольку операторский опыт формируется спонтанно, эпизодическими усилиями самого оператора и экипажа, в котором он работает. Профессиональное обучение ведется формально и не дает глубоких знаний. Оно пока не поставлено на мощный педагогический фундамент. Участие инженерных психологов способствовало бы построению классификации операторских задач, созданию методик обучения и выявлению путей формирования профессионального опыта, созданию банка приёмов, тактик, стратегий решения типичных задач.

Средства, используемые в операторском труде.

Высокоавтоматизированную систему управлению можно считать средством труда: например, при управлении современным самолетом — пилот использует автопилот и бортовой навигационный комплекс. Считается, что такая система может управлять процессом автоматически, без участия человека. Однако при нынешнем состоянии отечественной техники участие человека просто необходимо. Представляется более эффективным использование автоматизированной системы с качестве средства управления технологическим процессом. Автоматическое управление процессом ведется только при определенных, наиболее благоприятных условиях, в остальных случаях оператор решает задачу сам, используя те или иные особенности подсистем, устройств, приборов и механизмов, входящих в состав системы.

Технические средства можно разделить на информационные устройства (они служат для сбора, хранения и обработки информации) и силовые установки для выдачи управляющих воздействий. К средствам сбора информации относятся датчики и приборы, с помощью которых информация подается оператору: шкалы, циферблаты, экраны, сигнализаторы и прочее. Информация может поступать к оператору в “сыром” виде, прямо от объекта, либо после предварительной обработки (сравнения, интеграции, коррекции и пр.), осуществляемой различными устройствами, включая цифровые и аналоговые вычислительные устройства. Воздействие на объект возможно напрямую от оператора, через механические рычаги и тяги, но также и через различные усилительные устройства, отдельные двигатели, автоматы. Все технические средства более или менее связаны. Крайним случаем является их полная разделенность, когда различные виды информации объединяет только сам оператор. При ненадежных системах управления операторы предпочитают именно такой способ использования различных систем, когда они отключены друг от друга технически, но объединены в деятельности человека.

В процессе работы операторы используют более или менее сложные инструменты (калькуляторы, измерительные устройства, специализированные счетные линейки). Их широкое применение определяется именно простотой и понятностью принципа работы, надежностью действия, независимостью от других устройств системы. Такие инструменты используются в тех видах труда, которые существуют давно и где автоматизация шла постепенно. В штурманском труде авиаторы используют навигационную линейку, вертушки для определения направлений, часы. Многие технические средства, инструменты авиаторы разрабатывали самостоятельно. Штабс-капитан А.Н. Журавченко, артиллерист и штурман “Ильи Муромца”, изобрел устройство для точного самолетовождения. Оно состояло из линеек, соединенных легко фиксирующимися винтами, закреплялось основанием на жестких конструкциях самолета и позволяло вести самолет в облаках, ночью, а также обеспечивало точное бомбометание. Штурман Б.В.Стерлигов (1930) описывает ветрочет — простое и остроумное устройство, содержащее изготовленные из тонкого картона диск и раму. Помогают здесь и эргономисты. Так, Жюльен Кристенсен, известный авиационный эргономист, получив разрешение на участие в арктических полетах на самолете В-29, изучил труд авиационных штурманов и разработал устройство для прокладки курса, которое затем было внедрено.

В своем труде операторы используют другие средства — вахтенные журналы, которые они заполняют по ходу развития технологического процесса, таблицы, справочники, памятки с заранее рассчитанными наиболее общими характеристиками процесса. В качестве справочного материала особое место занимают схемы и карты. Их использование формирует особый тип операторского мышления, где важное место занимает образный компонент. Использование карт и схем различных масштабов, с разной степенью детализации требует развития умственных операций (таких, как сжатие и растяжение образа, поворот в плоскости или пространстве, сдвиг и т.д.)

Каждое средство предполагает наличие определенных двигательных навыков. Запуск, изменение режима, контроль, остановка требуют от оператора точного выполнения последовательности нажатий кнопок, переключений тумблеров, проверок показаний на экранах и циферблатах. Это внешние компоненты мыслительного процесса.

Для быстрого использования средств (линеек, таблиц, карт, схем)требуются высокоавтоматизированные перцептивные и умственные навыки.

 

Пожалуй, нет такого труда, где не требовалось бы учитывать и оценивать собственное положение среди других объектов, что и составляет суть пространственного ориентирования. В штурманском труде — это одна из основных задач.

Для её решения штурман снабжен целым рядом устройств, приборов и систем. Автоматический радиокомпас и радиосистемы ближней или дальней навигации позволяют определить место самолета относительно приводной радиостанции или радиомаяка; радиолокатор — относительно специально выделенного радиолокационного ориентира, магнитный компас — относительно полюса (северного или южного), астрономический компас — относительно светила (солнца или звезды). Для точного управления движением на самолете имеется курсовая система, допплеровский измеритель скорости и сноса, навигационный вычислитель аналогового или цифрового типа. Каждая система обладает своими особыми характеристиками по точности и по условиям применения. Для каждой из них имеется настроечное устройство (пульт управления) и индикационный прибор, где с помощью стрелок и цифр указывается положение движущегося объекта относительно ориентира (маяка, радиостанции). Для каждой характерна особая система установочных двигательных операций, особый принцип считывания и особая система умственных приемов. Они используются вместе с картами, схемами, справочными таблицами и инструментами. Все эти средства позволяют штурману решать в полете сложные задачи, среди которых основная заключается в том, чтобы осуществлять точное вождение самолета по трассам.

Штурман воздушного судна первого класса располагает избыточным количеством навигационной информации (при условии, что все устройства работают безотказно и дают точную информацию). Её рациональное, иначе, комплексное использование требует значительной практики и профессионального опыта.

Поскольку жестких инструкций по применению навигационной информации в различных условиях не имеется, то наиболее опытные штурманы вырабатывают свои методы комплексного применения навигационных средств.

По степени интегрированности данных эти методы делятся на две группы:

одни основаны на использовании отдельных элементарных источников навигационной информации,

другие — на использовании данных, которые уже интегрированы в структурно избыточной схеме навигационного комплекса.

Методы комплексного вождения самолета сложны и разнообразны. Мастера вождения рассказывают о них неохотно и скороговоркой. Они остаются малоизвестными. Комплексное вождение воздушных судов считается “своего рода искусством”.

В ходе полета штурман выполняет две основных задачи: контроль пути и ориентировка, т.е. определение места самолета. Они обеспечивают точное проведение самолета по маршруту. Две задачи близки по содержанию операций и по своему глубокому смыслу (Наставление по штурманской службе, 1973).

Визуальное и приборное ориентирование.

Визуальное ориентирование осуществляется по отношению к видимым предметам. Задача ориентирования заключается в опознании отдельных предметов, совокупности их как целостной структуры и в определении своего места внутри совокупности. Она решается различением внутри совокупности направлений и определением расстояний до ближайших, основных или граничных объектов. Например, для опознания ориентира недостаточно знать его отличительные признаки, т.к. вид ориентира существенно меняется в зависимости от времени суток, времени года и погоды. Условия визуального ориентирования ухудшаются в утренние и вечерние часы, когда косые лучи солнца окрашивают местность в красные тона; в сумерки экипажу приходится смотреть на затемненную земную поверхность из освещенного лучами заходящего солнца пространства. В переходное время года снеговые пятна создают пестрый ландшафт местности и затрудняют ориентирование. Конфигурация рек и озер изменяется при разливе и засухе. Существенное значение для характера перцептивного мира человека в полете имеет высота, поскольку от нее зависит площадь обзора и возможность восприятия ориентиров. При изменении высоты полета знакомая местность может приобрести совершенно новый вид, что может привести к ошибке в определении места. При увеличении скорости движения самолета, особенно при полетах на малых высотах, у летчика возникают трудности опознания ориентиров искажаются размеры местных предметов и промежутки между ними. Умение опознавать земные ориентиры важный элемент профессионального мастерства штурмана и пилота.

Приборная навигация.

Трассовое вождение воздушных судов означает, что штурман контролирует боковое уклонение самолета от намеченной трассы в километрах, вправо или влево. Трасса имеет определенную ширину(5, 10 или 20км) и выход за пределы трассы запрещен, а вблизи границы — карается по закону. Боковые уклонения штурман определяет с помощью измерений и вычислений. Полученные данные штурман сопоставляет с картой.

По мере автоматизации штурман освобождается от необходимости постоянно проводить измерения. Скорость (путевая) и угол сноса измеряется допплеровским прибором, информация о положении относительно заданных пунктов на земле поставляется системами ближней и дальней навигации, информация о курсах следования выдается инерциальными системами.

Содержание деятельности штурмана или пилота изеняется: он вводит данные в систему, ставит управление на автомат и переходит в режим ожидания, контролируя точность приборов. При частичных отказах штурман отключает навигационный комплекс от автопилота и использует его нормально работающие узлы и подсистемы, например, вычислитель, отдельные датчики навигационной информации. При отказах навигационного вычислителя штурман использует навигационную линейку, часы и другие простые средства. При автоматическом управлении человек пребывает в расслабленном состоянии пассивного ожидания появления контрольного ориентира или очередного пункта трассы, где он должен выполнить ряд настроечных и контрольных операций. Задача ведения ориентировки остается важной из-за опасности отказа автоматики.

Таким образом, для вождения самолетов используется комплекс сложных средств, и решение навигационных задач - сложный мыслительный процесс, требующий специального исследования.

Навигационный образ полета.

Решение навигационных задач включает в себя психологические процессы построения образа, выполнение умственных преобразований, переходы от одной системы отсчета к другой, согласование систем отсчета и проч. В данном разделе мы посвятим рассмотрению понятие навигационного образа полета.

В течение двух последних десятилетий понятие образ вошло и прочно закрепилось в работах по инженерной психологии. Вместо концепций информационной и концептуальной моделей разрабатываются понятия оперативного образа, динамического образа, образа полета, образа воздушной обстановки. Психологи говорят об образе производственной ситуации, образе системы газовых коммуникаций, о навигационном образе полета.

Понятие оперативного образа было введено Д.А. Ошаниным. Изучая образ у операторов различных профессий, Д.А. Ошанин определил его следующим образом: образ это психическое отражение, которое выступает как целое и отвечает практической задаче, адекватно задаче, специфично, лаконично и характеризуется свойством функциональной деформации. Д.А. Ошанин подчеркивал зависимость образа от профессионального опыта специалиста: субъект строит оперативный образ в соответствии со своим представлением об управляемом процессе и в соответствии с теми действиям, которые он должен выполнять. Оператор по-своему, особо видит даже ту информацию, которая представляется ему на мнемосхеме. Характеристика оперативного образа как целого позволяет глубже проникнуть в психологическое содержание операторского труда.

В работе В.Е. Андриановой рассматривался динамический образ воздушной обстановки, воображаемое пространство с некоторым количеством самолетов. При небольшом количестве самолетов операторам удается представить трехмерное пространство; когда число самолетов превышает 3, оператор решает задачи, работая с плоскими картинами. Т.В. Барлас и Е.А.Лапин изучали статическую составляющую образа пространства - когнитивную карту того сектора и зоны, в которой работает оператор.

Понятие образ полета было разработано Н.Д. Заваловой и В.А. Пономаренко при изучении феномена несоответствия между приборной информацией и ощущениями летчика. Н.Д. Завалова и В.А. Пономаренко различали в структуре образа: 1) инструментальную и неинструментальную информацию, 2) приборный образ и чувство самолета, 3) концептуальную модель, 4) цель действия и 5) образ несовпадения показаний приборов и ощущений летчика. Сопоставление модели Н.Д. Заваловой и В.А. Пономаренко с анализом образа другими авторами показывает, что модель структуры образа полета разработана в традициях анализа преобразований информации. Модель носит формальный характер: в ней фиксируется разница между тремя источниками информации, их уровневая организация. Модели недостает содержательного описания пространства и времени.

Авиационные психологи временно исключили навигационную составляющую из образа полета и строят его только для описания положения тела в вертикальной плоскости. Пилоты современных воздушных судов, выполняющих рейсы по трассам, считают навигацию делом второстепенным, а штурманов называют ”бухгалтерами в воздухе”. Сами штурманы связывают суть своей работы с расчетами и перерасчетами.

Означает ли это, что образы теряют свое значение в штурманском труде, а основное содержание труда составляет только работа с цифрами? Мы убеждены, что представления, восприятия, воспоминания, мыслительные образы при решении навигационных задач необходимы.

При обсуждении различных вопросов в авиационной психологии в качестве аргументов приводятся данные о катастрофах. Но это очень сильное средство, механизм действия которого никогда не бывает до конца ясен, поскольку все причины, обстоятельства установить не удается. Мы обратимся к наблюдениям за обычными полетами и, как кажется, неинтересным делом — подготовкой к полету и их разбору.

 

Перед первым выходом на трассу штурман тщательно изучает маршрут, последовательно, шаг за шагом, разрабатывает все его детали: расположение, координаты и визуальную форму радиолокационных ориентиров, характер местности в районе аэродромов, конфигурацию путей подхода и схем захода на посадку. Штурман делает расчеты, выписывает числа из справочников, составляет таблички, а конфигурации важных объектов он выделяет на карте и прорисовывает на чистом листе бумаги. Это хорошо известное средство работы с памятью. Штурман хорошо помнит все изгибы в линии пути и может легко их воспроизвести, что и свидетельствует об образном характере их памяти, а следовательно и мышления, поскольку именно образы становятся предметами умственных преобразований. Опытный штурман, выполнив несколько полетов по одной и той же трассе, при подготовке интересуется только числовыми данными, а к карте не прибегает даже в полете. Однако, это свидетельствует скорее о богатстве его образа пространства, чем о том, что содержание его мышления и памяти сводится только к цифрам.

При полете по трассе нет нужды при выполнении каждой операции обращаться к полному и детализированному представлению о географическом пространстве и когнитивным картам времени полета. Точное и полное представление о рельефе местности вокруг каждого коридора подхода и в районе круга, наложенное на карту скоростей полета по высотам и зонам, необходимо для выполнения наиболее сложной задачи снижения и захода на посадку на горном аэродроме, при нестандартных командах авиадиспетчера, при несигнализируемом отказе навигационных приборов и медленном уходе гироскопов от заданных значений, при потере ориентировки из-за засыпания или отвлечения внимания от контроля за ситуацией по приборам, по карте или по образу, в уме. Систематически сформированное представление о полете послужит летчику опорой в любых нестандартных ситуациях, когда информация оказывается недостаточно полной и определенной, а иногда даже и противоречивой, когда летчику трудно работать на основе приборной информации.

Под навигационной составляющей образа полета иногда понимают только представление о географическом пространстве. Даже эта статистическая составляющая должна быть гибкой, подвижной. Образ пространства должен иметь несколько “ входов” и быть инвариантным относительно расположения в плоскости входов. Образ должен легко распознаваться независимо от того, каким образом в него “входят”.

Он должен сохранять свою целостность, но при этом легко поддаваться преобразованиям (растяжению, сжатию, поворотам, декомпозициям и проч.)

На представление о географическом пространстве должно быть наложено пространство воздушных путей и схемы подходов. Совмещение представлений — не простая задача и требует особого внимания при обучении и подготовке к полету.

Проработка совмещенного пространства в терминах движения, которая характерна для опытных штурманов, означает, что образ полета— это уже не представление о карте или даже системе карт, а представление о группе воздушных судов, движущихся вместе с самолетом, в котором находится наш субъект, пилот или штурман. Одни суда входят в это подмножество, другие выходят из него, каждое воздушное судно движется в своем направлении (на параллельном или встречном, пересекающихся курсах, попутно или навстречу). Это подмножество образует ближайшую воздушную обстановку в районе, окружающем наше воздушное судно. Такое динамичное представление должно быть вложено в другое — представление о воздушной среде (скорость и направление ветра, распределение ветров по высотам, расположение фронтов и тенденции развития грозовой деятельности и т.д.). Динамические образы являются уже своего рода воплощением отдельных фрагментов сложной системы когнитивных карт времени, которая содержится в структурах профессионального опыта специалиста. Такой динамический образ будущего полета, создаваемый специалистом во время подготовки к предстоящему дальнему полету, хотя и в самых общих чертах, позволит предвидеть опасные сближения воздушных судов на “воздушных перекрестках”— в зонах с интенсивным воздушным движением, избежать столкновения с землей при подходе к аэродрому в горной местности, выбрать оптимальный путь спрямления или путь обходы грозы.

Здесь мы подходим к важнейшему тезису: психологическое содержание операторского труда представляет собой совместное функционирование устоявшихся, заранее сформированных структур профессионального опыта и текущих, наличных, “ свежих” восприятий, мыслей, переживаний и действий.

Поясняя этот тезис, отметим следующее. В полете, когда летчик напряжен, возбужден, или напротив, утомленный длительным ожиданием конца полета, опустошен, истощен, сложность решаемых задач возрастает. Она порождается самим состоянием летчика. В полете сложной становится задача, которая на земле казалась простой. Малые сложности в полете быстро суммируются и превращаются в сложности большие, а летчик не всегда успевает решать простые задачи. Только серьезная и основательная работа на земле, всестороннее изучение и проработка особенностей пространства, времени, информации, будущих действий, когда летчик представляет возможные ситуации и способы их решения, является условием быстрого и правильного понимания информации в полете: показаний приборов, цифр из справочников и табличек, содержания информации, содержащейся в картах. Структуры опыта, оживленные, обновленные, дополненные данными при подготовке к полету, будут функционировать в процессе полета, принимая и обрабатывая показания приборов, сведения, получаемые по радио и др. Наличие образа и операциональных структур опыта, их совместное функционирование делает возможным быстрое отыскание и прочтение нужной информации — смысловой поиск, интерпретацию и адекватное действие. Только структуры опыта делают возможной адекватную антиципацию мест и событий.

Актуальные восприятия и возникающие из них представления плавно переходят одно в другое и каждое из них сопоставляется, преобразуется функционированием структур опыта, актуализированных в ходе подготовки к полету. Если по той или иной причине (например, при засыпании, или из-за отказа навигационных приборов) возникает разрыв в плавной последовательности восприятия и представлений и оператор должен быстро построить новое, адекватное неожиданно возникшей ситуации, то при недостаточной подготовке к полету понимание ситуации может оказаться неполным, ошибочным. В представление с большей вероятностью будет включена неполноценная, бесполезная и даже мешающая информация. Для адекватного понимания нужна напряженная и интенсивная работа мысли специалиста.

Таким образом, в представлении о ситуации, складывающейся в полете, мы различаем несколько слоев: 1) Структуры пространства и времени, сложившиеся в ходе предыдущей деятельности; 2) система перцептивных миров (актуальное восприятие); 3) мысленный образ самой ситуации и ее развития.

Выполнение задачи предполагает преобразование этих структур. Такие преобразования специалист выполняет уже в процессе подготовки к полету — они позволяют согласовать пространственные и временные составляющие образа, наложить и заставить функционировать динамическую часть создаваемого образа будущего полета. Такие преобразования необходимы в полете, при выполнении задачи определения места или при выполнении специальных процедур контроля навигационных приборов. Штурману необходимо контролировать в умственном плане свое положение относительно нескольких ориентиров. Строить в уме линию пути и прослеживать движение вдоль нее.

Для решения навигационных задач необходимо выполнение умственных трансформаций перцептивных или умственных объектов: сдвига, наложения, вращения, сжатия, растяжения. Эти операции включены в содержание структур опыта. Опытные специалисты выполняют их автоматически. Эти операции не поддаются самонаблюдению, субъект о них даже не всегда знает. При специально построенном опросе можно выявит намеки на них. Так, если штурману приходится использовать в полете чужую карту, она кажется ему “как-то не так сложенной”. Умственные преобразования необходимы штурману для чтения показаний навигационных приборов. Именно сдвиги, повороты, растяжения и сжатия видны на рисунках штурманов при моделировании в лаборатории решения навигационных задач.

Date: 2015-11-14; view: 236; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию