Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кубики Косса





Субтест).

Для детей младше 8 лет и для детей с легкой умственной отсталостью.

 

Цель исследования:

Исследование наглядно-образных форм мышления. Выявление уровня сформированности перцептивного моделирования. Диагностика невербального интеллекта. Диагностика аналитико – синтетических способностей испытуемого, зрительного анализа, синтеза, зрительного восприятия, пространственное воображение.

Материал:

1. Набор кубиков, стороны которых окрашены в два цвета: белый и красный; граница между цветами проходит по диагонали.

2. Набор чертежей.

3. Часы с секундной стрелкой.

 

Инструкция:

Объяснить и показать окраску кубиков.

Начинать с фигуры А.

Возьмите четыре кубика в руку и скажите: “Ты видишь, что у этих кубиков разные стороны раскрашены по- разному. Я сложу их вместе, и у меня получиться узор. Следи за моими действиями” (построить показ так, чтобы испытуемый смотрел на кубики сверху вниз).

Затем дайте ребенку четыре других кубика и скажите: “Сделай так, как я”. Если у ребенка не получается – повторите показ. Затем кубики перемешайте, образец оставьте и предложите ребенку попробовать еще раз.

Если при выполнении заданий испытуемому предоставляется вторая попытка, то время фиксируется заново.

Задание считается невыполненным, если испытуемый вообще не может сложить орнамент за отведенное время. Если выполняя задания, испытуемый не уложится в лимит времени, то работу следует прервать и предоставить вторую попытку.

Вариант В.

За ширмой составьте орнамент и покажите испытуемому. “Сделай так как здесь”. Если ребенок не справился – оставьте образец, кубиками ребенка продемонстрируйте как надо выполнить. Затем верните кубики в исходное положение и предложите ребенку выполнить самостоятельно.

Оценки:

2 балла – за выполнение с первой попытки, 1 балл – за выполнение со второй попытки.

Выполнение прекращается, если испытуемый не справился с заданием даже со второй попытки.

Вариант С.

Если испытуемый справился с заданием В, уберите кубики, которые служили образцом, и на их место положите карточку с заданием С.

“Попытайся так собрать кубики, как на этой картинке. Сначала посмотри как это буду делать я”. Затем, верните кубики, которые использовали во время показа в исходное положение и скажите: “А теперь посмотри на картинку и сам составь этот орнамент из кубиков. Начинай”.

Если ребенок не справляется – “Посмотри как я это делаю”. Составьте орнамент снова. Затем верните кубики в исходное положение и скажите: “Начинай. Посмотрим, получиться ли у тебя на этот раз”.

Оценки:

2 балла – за выполнение задания с первой попытки, 1 балл – со второй.

Испытание прекращается, если испытуемый не справился с заданием даже со второй попытки.

Если испытуемый справился с заданием С, продолжайте тестирование, начиная с орнамента 1 и проводите до тех пор, пока не будет две неудачи подряд.

Для орнаментов 1 – 7.

Инструкция: Сделай так, как на картинке (без предварительного показа). Для орнаментов 1 – 7 повторных попыток не предусмотрено.

Оценивание: за правильное выполнение орнаментов 1 – 7 дается по 4 балла.

 

№ орнамента Оценки (в баллах) в зависимости от скорости выполнения заданий, сек
2-1-0        
  Лимит времени        
А, В, С          
           
    21-75 16-20 11-15 1-10
    21-75 16-20 11-15 1-10
    26-75 21-25 16-20 1-15
    21-75 16-20 11-15 1-10
    66-150 46-65 36-45 1-35
    81-150 66-80 56-65 1-55
    91-150 66-90 56-65 1-55

 

Баллы переводятся в стеновые баллы (см. таблицу).

 

Уровни развития Кубики Косса Шифровка Лабиринты
       
Выше среднего >14 >12 >11
Средний 9-14 10-12 9-11
Ниже среднего <9 <10 <9
Погранич-ные значения ≤7 ≤7 ≤7

 

Очень важной и сложной является интерпретация ответов детей по приведенному комплексу методик. В. И. Лубовский и И. А. Коробейников', указывая на необходимость качественно-количественной оценки ре­зультатов деятельности детей, выделяют следующие ее параметры. Особенности аффективно-личностной сферы:

1. Контакт.

2. Интерес.

3. Аффективный компонент продуктивности.

4. Активность.

5. Критика. Особенности работоспособности:

6. Динамика продуктивности.

7. Истощаемость.

8. Переключаемость.

9. Внимание

10. Общая характеристика деятельности:

Ориентировочная деятельность.

11. Понимание обращенной речи.

12. Вербализация.

13. Целенаправленность.

14. Частные показатели интеллектуально-мнестической деятельности:

Кратковременная, долговременная память. Простое кодирование. Качество опосредованного запоминания. Доступность опосредования. Динамика обучения (обучающий эксперимент). Качество переноса (обучающий эксперимент). Конструктивный праксис. Логические построения. Простые обобщения. Усложненные обобщения.

По каждому из перечисленных параметров начисля­ются соответственно баллы, которые затем суммируются по группам показателей.

Большое внимание уделяют органы образования и здравоохранения профилактике неуспеваемости и свое­временному выявлению детей с отклонениями в развитии.

Наряду с уже указанными выше методическими ре­комендациями по изучению детей в период предшкольной диспансеризации в 1972 г. вышли “Методические рекомендации по определению функциональной готов­ности детей к поступлению в школу”. С помощью меди­цинского и психофизиологического обследования выяв­ляются дети “группы риска”, которые не готовы к школьному обучению по состоянию здоровья (с отста­ванием физического развития, с функциональными от­клонениями, с хроническими заболеваниями). Этим де­тям оказывается своевременная медицинская помощь. При психофизиологическом исследовании устанавливаются способность анализировать и синтезировать полу­ченную информацию, уровень развития второй сигналь­ной системы, состояние двигательной сферы.

Дети, не готовые к школьному обучению по психофизиологиче­ским показателям, подлежат временному отводу от по­ступления в школу. С ними проводятся специальные пе­дагогические занятия, родителям даются необходимые рекомендации.

В тех случаях, когда устанавливается явная умственная отсталость, дети направляются на ме­дико-педагогические комиссии и ПМПК, комплектующие специальные коррекционные учреждения для этих де­тей.

Добавить варианты развития (интернет)

Варианты развития.

По данным Е.Е. и Г.Г.Кравцовых, примерно треть 7-ми летних первоклассников недостаточно готова к школе. С 6-ти летними детьми ситуация еще более сложная. Среди них есть дети, готовые к школьному обучению, но их меньшинство.

Психологическая готовность к школе, связанная с успешным началом обучения, определяет наиболее благоприятные варианты развития, требующие большей или меньшей коррекционной работы.

При поступлении детей в школу часто выявляется недостаточная сформированность какого-либо одного компонента психологической готовности. Многие педагоги считают, что в процессе обучения легче развить интеллектуальные механизмы, чем личностные.

Ученики с личностной неготовностью к обучению, проявляя детскую непосредственность, на уроке отвечают одновременно, не поднимая руки и перебивая друг друга, делятся с учителем своими соображениями и чувствами. Они обычно включаются в работу только при непосредственном обращении к ним учителя, а в остальное время отвлекаются, не следя за происходящим в классе, нарушают дисциплину. Имея завышенную самооценку они обижаются на замечания когда учитель и родители выражают недовольство их поведением, они жалуются на то, что уроки неинтересные, школа плохая или учительница злая. Мотивационная незрелость, присущая этим детям, часто влечет за собой проблемы в знаниях, низкую продуктивность учебной деятельности.

Преобладающая интеллектуальная неготовность к обучению непосредственно приводит к не успешности учебных действий, невозможности понять и выполнить требования учителя и, следовательно, к низким оценкам. При интеллектуальной неготовности возможны разные варианты развития детей. Своеобразным вариантом является вербализм.

Вербализм связан с высоким уровнем речевого развития, хорошим развитием памяти на фоне недостаточного развития восприятия и мышления. У таких детей речь развивается рано и интенсивно. Они владеют сложными грамматическими конструкциями, богатым словарным запасом. В то же время, предпочитая чисто вербальное общение со взрослыми, дети недостаточно включаются в практическую деятельность, деловое сотрудничество с родителями и игры с другими детьми. Вербализм приводит к односторонности в развитии мышления, неумению работать по образцу, соотносить свои действия с заданными способами и некоторым другим особенностям, что не позволяет успешно учиться в школе. Коррекционная работа с этими детьми требует возврата к видам деятельности, характерным для дошкольного возраста - игре, конструированию, рисованию т.е. тем которые способствуют развитию образного мышления.

Психологическая готовность к школе - целостное образование. Отставание в развитии одного компонента рано или поздно влечет за собой отставание или искажение в развитии других. Комплексные отклонения наблюдаются и в тех случаях, когда исходная психологическая готовность к школьному обучению может быть достаточно высокой, но в силу некоторых личностных особенностей дети испытывают значительные трудности в учении.

А.Л.Венгер описал 3 варианта развития 6-7-ми летних детей:

1. Тревожность. Она бывает ситуативной, но может стать и личностной особенностью. Высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянном недовольстве учебной работой ребенка со стороны учителя и родителей - обилие замечаний, упреков. Тревожность возникает из-за страха что-то сделать плохо, неправильно. Такой же результат достигается в ситуации, когда ребенок учится хорошо, но родители ожидают от него большего и предъявляют завышенные требования, подчас нереальные.

Из-за нарастания тревожности и связанной с ней низкой самооценкой снижаются учебные достижения, закрепляется неуспех. Неуверенность в себе приводит к ряду других особенностей - желанию бездумно следовать указаниям взрослого, действовать только по образцам и шаблонам, боязни проявить инициативу, формальному усвоению знаний и способов действий.

Взрослые, недовольные низкой продуктивностью учебной работы ребенка, все больше и больше сосредотачиваются в общении с ними на этих вопросах, что усиливает эмоциональный дискомфорт. Получается замкнутый круг: неблагоприятные личностные особенности ребенка отражаются на качестве его учебной деятельности, низкая результативность деятельности вызывает соответствующую реакцию окружающих, а это отрицательная реакция, в свою очередь, усиливает сложившиеся у ребенка особенности. Разорвать этот порочный круг можно, изменив установки оценки и родителя и учителя. Близкие взрослые, концентрируя внимание на малейших достижениях ребенка, не порицая его за отдельные недочеты, снижают уровень его тревожности и этим способствуют успешному выполнению учебных заданий.

2. “Негативистическая демонстративность”. Демонстративность - особенность личности, связанная с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих. Ребенок, обладающий этим свойством, ведет себя манерно. Его утрированные эмоциональные реакции служат средством достижения главной цели - обратить на себя внимание, получить ободрение. Если для ребенка с высокой тревожностью основная проблема - постоянное неодобрение взрослых, то для демонстративного ребенка - недостаток похвалы. Негативизм распространяется не только на нормы школьной дисциплины, но и на учебные требования учителя. Не принимая учебные задачи периодически “выпадая” из процесса обучения, ребенок не может овладеть необходимыми знаниями и способами действий, успешно учиться.

Источником демонстративности, ярко проявляющейся уже в дошкольном возрасте, обычно становится недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье заброшенными, “недолюбленными”. Бывает, что ребенку оказывается достаточное внимание, а оно его не удовлетворяет в силу гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах. Завышенные требования проявляются, как правило избалованными детьми.

Дети с негативистической демонстративностью, нарушая правила поведения, добиваются необходимого им внимания. Это может быть даже недоброжелательное внимание, все равно оно служит подкреплением демонстративности. Ребенок, действуя по принципу: “лучше пусть ругают, чем не замечают”, - извращенно реагирует на понимание и продолжает делать то, за что его наказывают.

Таким детям желательно найти возможность самореализации. Лучшее место для проявления демонстративности - сцена. Помимо участия в утренниках, концертах, спектаклях детям подходят другие виды художественной деятельности, в том числе и изобразительная. Но самое главное - снять или хотя бы ослабить подкрепление неприемлемых форм поведения. Задача взрослых - обходиться без нотаций и назиданий, не обращать внимания на легкие проступки, как можно менее эмоционально делать замечания и наказывать.

3. “Уход от реальности”. Уход от реальности - еще один вариант неблагоприятного развития. Это когда у детей демонстративность сочетается с тревожностью. Эти дети тоже имеют сильную потребность во внимании к себе, но реализовать ее в резкой театрализованной форме не могут из-за своей тревожности. Они мало заметны, опасаются вызвать неодобрение, стремятся к выполнению требований взрослых. Неудовлетворенная потребность во внимании приводит к нарастанию тревожности и еще большей пассивности, незаметности, что затрудняет и так недостаточные контакты. Эти особенности, усиливающиеся со временем, обычно сочетаются с инфантильностью, отсутствием самоконтроля.

Не достигая существенных успехов в учении, такие дети так же, как и чисто демонстративные, “выпадают” из процесса обучения на уроке. Но выглядит это иначе: не нарушая дисциплины, не мешая работать учителю и одноклассникам, они “витают в облаках”.

Дети любят фантазировать. В мечтах, разнообразных фантазиях ребенок получает возможность стать главным действующим лицом, добиться недостающего ему признания. В некоторых случаях фантазия проявляется в художественном или литературном творчестве. Но всегда в фантазировании, в отстраненности от учебной работы отражается стремление к успеху и вниманию. В этом же заключается и уход от не удовлетворяющей ребенка реальности. При поощрении взрослыми активности детей, проявление внимания к результатам их учебной деятельности и поисках путей творческой самореализации достигается относительно легкая коррекция их развития.

Психологическая готовность к школьному обучению - целостное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы производительности. Отставание в развитии одного из компонентов психологической готовности влечет за собой отставание развития других, что определяет своеобразные варианты перехода от дошкольного детства к младшему школьному возрасту.

 

Date: 2015-11-14; view: 679; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию