Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Исида и семь скорпионов
а) Текст написан на так называемой «Стеле Гора на крокодилах» из бывшей коллекции Меттерниха (ныне в Метрополитенском музее в Нью-Йорке). Текст издан В.Голенищевым [Golenischeff, 1877, recto, 48—70]; См. также [Scott, 1951, с. 201—218]. Такие стелы представляют собой плиты большего или меньшего размера, на которых в центре изображен Гор-младенец, попирающий ногами крокодилов и сжимающий в обеих руках скорпионов, змей, гиппопотамов и пр. Тексты, написанные на подобных стелах, содержат заклинания и заговоры против укусов змей, скорпионов и т.п. (см. библиографию о таких стелах: [Seele, 1945, с. 43— 51; Walle, 1953, с. 228—246]. Стелы обливали водой, которая после этого считалась целебной, и ее давали пить людям, укушенным змеями или скорпионами (см. [Lacau, 1921—1922, с. 190—209; Lefebure, 1930, с. 89—96]). Среди заговоров, написанных на таких стелах, встречаются мифы, в которых содержатся упоминания об исцелении ужаленных богов и людей, причем в конце добавляются уверения о том, что, подобно тому как произошло рассказанное в мифе исцеление, точно так же исцелится и тот больной, над которым произносится данный заговор. Стела Меттерниха — самая большая из известных памятников подобного рода и содержит наибольшее количество изображений и текстов. Среди последних, помимо данного мифа, имеется и текст сказания о пребывании Исиды и Гора в болотах Дельты. Содержание мифа «Исида и семь скорпионов» является один из эпизодов осирического цикла, а именно бегство Исиды после смерти Осириса. Спасаясь от преследований Сета, Исида спешит укрыться в болотистых зарослях Дельты, что ей и удается сделать. Там она рождает Гора. Как указывает В.С.Голенищев в комментариях в упомянутой публикации (с. 8), миф об «Исиде и семи скорпионах» известен еще в двух вариантах: в тексте папируса № 9965 Британского музея и на «Стеле Гора на крокодилах» № А-1053 Лейденского музея. Этьен Дриотон в своей работе о египетском театре рассматривает данный текст как религиозную драму [Drioton, 1942, с. 82 и cл.], что мне представляется неубедительным. б) Данная строчка имеется в папирусе № 9965 Британского музея, на стеле же коллекции Меттерниха она отсутствует [Golenischeff, 1877, с. 8, примеч. 1]. в) Под «Черным» и «Красным» Дриотон предлагает понимать Осириса и Сета. Всей своей речью Исида убеждает скорпионов итти очень осторожно, чтобы не привлечь к ней внимания и тем самым дать ей возможность беспрепятственно достигнуть Дельты. г) Болота Дельты являлись для Исиды спасением от Сета. В этом смысле она и называет их «концом клетки». д) Под небом Исида подразумевает себя. е) «Яйцо гуся, вышедшее из сикоморы» — намек на яйцо, снесенное Великим Гоготуном. Сикомора — священное дерево, дерево жизни. ж) Намек на миф об исцелении Гора от укуса скорпиона (см. перевод сказания «Исида и Гор в болотах Дельты»). Появление этого намека в данном мифе неуместно, так как Гор еще не рожден и эпизод с его исцелением относится к более позднему времени, но подобного рода несогласованности встречаются в мифах неоднократно. з) Указание на то, что при произнесении заговора одновременно следовало дать больному съесть ячменный хлеб с солью, явно подчеркивает заговорный характер текста. В тексте стелы Меттерниха оно отсутствует и взято из папируса № 9965 Британского музея.
|