Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Ра и змей
а) Текст мифа написан на одном из иератических папирусов Туринского музея [Pteyte, Rossi, 1869—1877, табл. 31—77, с. 131—138]. Как видно по концу текста, он является заговором против укуса змей. Весь рассказ об укусе змеем солнечного бога Ра и исцелении последнего заклинаниями богини Исиды служит магическим прообразом для каждого, подвергшегося укусу змеи: как был исцелен Ра, так да исцелится и имярек от прочтенных заклятий. В последней фразе указывается даже, над изображениями каких именно божеств должен читаться текст. б) Исида считалась мудрейшей богиней, владычицей чар. в) Девятка богов гелиопольского цикла: Ра-Атум, Шу, Тефнут, Геб, Нут, Осирис, Исида, Сет и Нефтида. г) По представлениям египтян, в имени заключена часть сущности человека или божества. Знание имени кого-либо отдает его во власть узнавшего имя. Уничтожение имени на гробнице, храмовой надписи и т.п. влечет гибель души данного человека на том свете; см. [Матье, 1930, с. 33]. д) Ладья миллионов лет — обычное название ладьи бога солнца Ра. е) Эта фраза объясняет заговорное назначение всего текста.
Гимн Нилу (времени Среднего Царства)
а) Текст сохранился на папирусах Саллье II и Анастаси VII, на остраконе собрания В.С.Голенищева в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина и на фрагментах папирусов в Туринском музее [Maspero, 19126; Grapow, 1914]. б) Геб — бог земли. в) Непри — бог зерна. г) По мемфисскому сказанию о сотворении мира, Птах — творец вселенной, богов и людей. д) Ит-тауи — столица Египта XX— ХVIII вв. до н.э., находившаяся в Фаюме. е) Нейт — древняя богиня города Саиса; согласно легенде, Нейт во время разлива Нила рождает бога-крокодила Собека. ж) См. примеч. «в» к предыдущему мифу. з) Хапи — древнеегипетское имя Нила [de Buck, 1948].
Гимн Нилу (времени Нового царства)
а) Текст высечен на четырех стелах фараонов. Сети I, Рамсеса II, Мернепта и Рамсеса III на скалах около Сильсилэ, в том месте, где находится как бы естественная граница Египта и Нубии, и представляет собой первую часть официального царского указа о ежегодных приношениях Нилу. Сводный текст всех четырех стел см. [Barguet, 1952, табл. 1—3, с. 49—63]. б) Девятку, почитавшуюся на юге Египта, входило, по-видимому, шесть богов: Нум, Ниу, Хех, Шу, Тот и Птах [Barquet, 1952, с. 58, примеч. 1]. Эта Девятка упоминается в следующих местах: [Rochemonteix, 1897, с. 225; Chassinat, 1934, табл. 411—412; Синухет, В 209; Кн.м., гл. 149а; Naville, 1881, табл. 171; Legrain, 1903, с. 216—217]. в) Дома свитков — библиотеки (свитки-папирусы). г) Хени — ныне Сильсилэ [Gardiner, 1947, с. 6]. д) Далее следует указание, что так как благодаря разливам становятся доступными для земледелия новые земли, то царь повелевает приносить жертвы «Амону-Ра, царю богов, Хапи, отцу богов, и совету богов Юга, главенствующему на волнах», дважды в год: во время разлива и во время низкой воды, причем праздник продолжается сутки. Перед списком жертв стоит следующее интересное заглавие: «Список жертв, которые будут приноситься всем богам и Нуну в день, когда бросают в воду „книгу Хапи"». О книге Хапи, которую по обычаю фараон бросал в воду вначале разлива с приказанием Нилу начать разлив, см.: папирус Харрис I, 37в — о книгах Хапи и о ритуале в Пер-Хапи в Гелиополе [Gardiner, 1947, с. 127]; о дате этого «бросания» (I хойака) см. [Brugsch, Thes. II, с. 339; ср. Brugsch, 1877, 6—7; ID IV, 77]. «В 4-й месяц времени наводнения, 1 день... праздник „бросания книги Хапи" жертвы: жертвы Хапи хлебом, пивом, быками, птицей, вином, молоком, маслами, благовонием agy.t из Дельты, зелеными растениями, всякими вещами прекрасными, чистыми» [Barguet, 1952, с. 63, примеч. 1].
|