Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






—--———— ———— -~хчгт-т .* тт 1ГГЧ





«идентичность» и др.

Например, Р. Берне, рассматривая понятие «Я-концепция», отмечает, что «это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой». При этом «описательная со-

lVnrLCl/i Ч/ *l/v v*^-...--— - 4 Я-концепции» часто называется связанную с ---———., „ „„*
ставляющая ставляющую

часто называется «образом Я», а со­
отношением к себе или к отдельным
' «самооценкой» или «принятием себя»
" ——-—- "'•'^тттт'п.гтэ-цчгю до-

своим качествам, называют «самооценкой» или «ирипли-^™ ~~~„. [там же, с. 333]. В целом Р. Берне выделяет: 1) когнитивную со­ставляющую Я-концепции; 2) оценочную составляющую и 3) по­веденческую составляющую.

В. В. Столин, рассматривая самосознание личности, отмечает, что «различные процессы самосознания, так же как различные


аспекты «Я-образа», оказывается возможным соотнести с уро§ нями активности человека как организма, индивида и личности» При этом «выявление своей социальной ценности и смысла свое-го бытия, формирование и изменение представлений о своем бу-дущем, прошлом и настоящем характеризуют самосознание лич­ности», — пишет В. В. Столин, и задает важный для психологии самосознания вопрос: «Какие же среди перечисленных образова­ний самосознания являются ключевыми, выполняющими роль основных единиц самосознания на уровнях индивида и лично-сти?» [цит. по: 23, с. 133—134].

В качестве такой «единицы самосознания» В. В. Столин пре* лагает «не образы сами по себе, и не самооценки в когнитивной! эмоциональной формах, и не образы + самооценки», а «конфлик­тный личностный смысл, отражающий столкновение различных жизненных отношений субъекта, столкновение его мотивов и де­ятельности». Это столкновение «осуществляется путем поступков» которые таким образом, являются пусковым моментом образова! ния противоречивого отношения к себе». В свою очередь, «смысл "Я" запускает дальнейшую работу самосознания, проходящую в когнитивной и эмоциональной сферах», — рассуждает дал В. В. Столин о механизмах самосознания [там же, с. 155].

Рассматривая самосознание «как отношение к себе, опосред ванное отношениями с другими людьми», В. В. Столин пишет i том, что «самосознание трехголосо: оно предполагает переживае­мое отношение к себе, отношение к другому человеку и воспри­нимаемое (или ожидаемое) отношение другого» [27, с. 165—166]. Рассматривая понятие «самоотношение», С. Р. Пантелеев bos многом опирается на представления В. В. Столика о самосозн; нии как о «конфликтном личностном смысле». Самоотношени по мнению С. Р. Пантилеева, не является ни следствием знания себе, ни реакцией на определенные аспекты образа «Я», наоборот «знание о себе и самоотношение есть следствие одних и тех ж общих причин, лежащих вне субъекта, в его деятельности, — лишь вторично, в феноменологически превращенных формах, от дельные самооценки могут восприниматься самим субъектом кш способные порождать его истинное отношение к себе». Отсюда «са моотношение может быть понято как лежащее на поверхности со­знания, как непосредственно-феноменологическое выражение (или представленность) личностного смысла "Я" для самого субъек та, — продолжает свои рассуждения С. Р. Пантилеев. — При это! специфика переживания смысла "Я" производна от реальног бытия субъекта, его объективной позиции в социуме» [цит. п 23, с. 222].

Интересны рассуждения К. Роджерса о «Я-концепции», кот рую он считает «центральным конструктом для теории психо рапии и личности» [там же, с. 456]. К. Роджерс выделяет «Яреаль


ое» (каким человек видит себя реально) и «Я идеальное» (каким gbi человек хотел себя видеть) и считает, что рассогласование меЖДУ представлением человека о себе «реальном» и «идеальном» часто и является энергетической основой для его саморазвития.

Понятие «идентичность», предложенное Э. Эриксоном, лучше позволяет понять сам процесс нахождения человеком самого себя («эго-идентичность») и своего места в окружающем мире («груп­повая идентичность»). По сравнению с взрослым человеком подро­сток еще не целостен, его терзают противоречия поиска осознания себя как самобытного существа и как представителя общества (или какой-то группы общества). «Кризис в жизни такого молодого че­ловека может наступить именно тогда, когда он наполовину осоз­нает, что фатально и излишне старался быть тем, чем на деле он не был, — пишет Э. Эриксон. — Чувство идентичности, в котором у большинства взрослых нет недостатка, предупреждает такие со­стояния паники. Быть взрослым означает, помимо прочего, спо­собность видеть свою жизнь в контексте непрерывности как рет­роспективно, так и в перспективе» [цит по: 23, с. 522].

И поскольку такие процессы достаточно сложны, общество (естественно, цивилизованное общество) не торопит молодого человека с этим, предоставляя ему своеобразный «психосоциаль­ный мораторий». Но тогда трудно говорить и о полноценной иден­тичности, и тем более о состоявшейся профессиональной иден­тичности. Заметим, что в последнее время все чаще высказывает­ся мнение, что и профессиональное самоопределение, и профес­сиональное самосознание формируются много позже подростко­вого возраста. Частично с этим можно согласиться, но важно по­нять и то, что сами по себе профессиональное самоопределение и профессиональное самосознание, проходят разные этапы в своем раз­вития, и, естественно, более зрелые уровни развития мы можем наблюдать лишь во взрослой жизни человека.

Связывая идентичность с чувством собственной значимости, Э. Эриксон отмечает, что «мы можем быть причиной причин, если воспринимаем неизбежное таким образом, что оно облагоражи­вается какой-то особой гордостью, — гордостью за нашу способ­ность самим выйти из игры или гордостью за неизбежное как нечто настолько надежно благое, что мы, конечно же, избрали бы его, если бы оно уже не выбрало нас» [там же, с. 523]. При этом Э. Эриксон специально подчеркивает, что главная проблема са­моопределяющегося подростка — найти для себя достойный об­разец для подражания, чтобы в итоге обрести и собственную иден­тичность.

Многие авторы, рассматривающие периодизации профессио­нального развития [16; 18; 28 и др.], выделяют такой важный кри­терий перехода к каждой последующей стадии профессионально­го развития — изменение «ценностного отношения к самому себе»


как представителю профессии и члену общества вообще. Напри А. К. Маркова в качестве высшего этапа развития профессио выделяет «этап творческого самоопределения себя как лич» профессионала», где важную роль играют «самостроительств! «самосозидание» [18, с. 52]. А это, в свою очередь, предпола!: развитое представление о себе как о реальном профессионал! как о желаемом профессионале, что чем-то напоминает «Яре ное» и «Яидеальное» у К. Роджерса (см. выше).

Переходя к рассмотрению собственно профессионального мосознания, можно было бы просто конкретизировать все, • говорилось о самосознании вообще применительно к конкр! ным видам деятельности. Но профессиональное самосозна имеет одну важную общую характеристику — это самосозна: человека, активно участвующего в производительном труде и i. самым через такой труд утверждающим себя в качестве полн ценного члена данного общества. Иными словами, професа нальное самосознание — это самосознание человека, для ко рого конкретная трудовая деятельность — главное средство верждения чувства собственного достоинства как состоявше личности.

Можно обозначить принципиальное соотношение (и различие) мосознания вообще и профессионального самосознания в частносп

Как отмечалось ранее, самосознание определяется через «кон ликтный личностный смысл», отражающий «столкновение ра^ личных жизненных отношений субъекта, столкновение его мотй; bob и деятельностеи» — по В. В. Столину [27, с. 122], со взглядам! которого солидарны многие отечественные авторы, исследующм самосознание. Поскольку профессиональное самосознание прея| де всего связано с трудовой деятельностью (а также с трудов мотивацией и трудовыми отношениями), логично предположи что и профессиональное самосознание должно определяться рез «профессиональный конфликтный личностный смысл».

В этой связи уместно напомнить о том, как Е. А. Климов ра сматривает «эргатическую функцию» (близкую к трудовой фун ции): «под эргатической функцией мы будем понимать люб' уменьшение неопределенности связи элементов внутри эргат) ческой системы и ее связей с внешними обстоятельствами, ра сматриваемое с точки зрения тех целей, ради достижения кот рых эта система создана» [13, с. 52—53]. Иными словами, смьп деятельности любого профессионала сводится к тому, чтобы w стоянно обеспечивать соответствие («уменьшать неопределенное связей») между целями, предметами и средствами труда, но са? обеспечение соответствия — это фактически преодоление прот: воречия между различными элементами эргатической систем) например противоречия между особенностями предмета труда используемыми средствами и т. п. Естественно, преодоление эт


ротиворечий должно осознаваться и переживаться субъектом руда, что уже само по себе предполагает его развитое професси-

нальное самосознание.

Таким образом, идея «конфликтного личностного смысла», рас­сматриваемого как «единица самосознания» вообще (по В. В, Сто­гну), конкретизируется в профессиональной деятельности как кон­фликт между профессиональными целями, мотивами и отношения­ми, выражающийся в столкновении различных деятельностеи по вы­полнению производственных задач, или «достижения тех целей, ради которых эргатическая система существует» (по Е. А. Климову).

Рассуждая о соотношении «личностного» и «профессиональ-юго», А. К. Маркова считает, что «личностное пространство шире фофессионального, личностное лежит в основе профессиональ­ного, личностное определяет начало, ход и завершение профес­сионального» [18, с. 66]. Хотя скорее всего наиболее «широким» и всеобъемлющим можно было бы назвать жизненное самоопреде­ление, а что касается личностного самоопределения, то вряд ли о каждом «состоявшемся» профессионале можно сказать, что он является Личностью именно потому, что личностное самоопре­деление «шире» профессионального. Например, «узкий специа­лист», который кроме своей работы ничем не интересуется, ско­рее всего слишком примитивен, чтобы считаться полноценной Личностью. Сказанное относится и к самосознанию. Нельзя, на­пример, утверждать, что самосознание вообще обеспечивает (или лежит в основе) профессионального самосознания. Например, человек с несложившейся идентичностью вполне может проде­монстрировать определенный успех в какой-либо профессиональ­ной деятельности. Такие случаи Э. Фромм обозначает термином «отчужденный характер»: человек и его дело разъединены, «от­чуждены» друг от друга, или же это могут быть разного рода «аван­тюристы», главная характеристика которых — «разорванные био­графии» (по Л. Г. Ионину), или об этом можно сказать словами В. Франкла: это люди с потерянным (или не найденным) смыс­лом при внешне вполне успешной профессиональной деятельно­сти, что может быть обозначено как «отчаяние» и т. п.

Специально обращаясь к проблеме профессионального само­сознания, Е.А.Климов пишет: «По сути дела, центральная зада­ча психологии труда как науки состоит в изучении фактов и зако­номерностей психической регуляции функционирования и фор­мирования человека как субъекта труда, в создании информаци­онных условий... для практики формирования должной системы соответствующих психических регуляторов» [13, с. 35]. В качестве таких основных психических регуляторов труда Е. А. Климов выде­ляет следующие:

образ объекта труда: чувственный образ (перцептивный, сен-с°рный); репрезентативный конкретный образ (представления


которая включает в себя следующие компо-ценностные ориентации, профессиональную по-, профессиональное самоопределение. При этом «на разных 'пах становления эти компоненты имеют различное психологи-содержание, обусловленное характером ведущей деятель-профессионального развития личности» [6, с. 36]. •""•топни профессионализма, А. К. Маркова среди прочих выделяет и шкш,: стремление развивать себя как профес- -—- — -—•"•«"wurnrmCT т ft ПО-
<е„ность личности, " мотивы е
еское

ности и уровнем ^^—„_..___. Рассматривая критерии профессионализма, выделяет и такие: стремление развива^ [утренний локус профессионального контроля, т. е. по-- —„„„„ чА^ттр.уя Tt себе самом и внутри профес-
L

 

памяти, воображения); репрезентативный отвлеченный образ
нятия, схемы, усвоенные алгоритмы действий); _
образ субъекта труда: актуальный «.Я-образ» (знание о сво'
состоянии в данный момент, о своем реальном месте среди дш,
гих людей, о своих возможностях и ограничениях); обобщении
«#-образ» («JtT-концепция», включающая представления о себе;
прошлом, настоящем и будущем; «Я» как представитель профес
сиональной общности, «Я» как организм; «Я» как представите^!
данной профессии, «Я» как член общества); ;
образ субъектно-объектных и субъектно-субъектных отношении
осознание своих потребностей; осознание своих эмоций и эмовд
ональных отношений; осознание своего характера; осознание свое]
личностной направленности и мировоззрения в ходе взаимодей
ствия с другими людьми в трудовом процессе.

Как отмечает Е. А. Климов, все названные выше регуляторы подводятся под категорию «субъективный образ».

«Образы самосознания человека (наряду с образами окружаю­щего мира) — необходимая основа целесообразной регуляции, саморегуляции его трудовой деятельности и взаимодействия с ок­ружающими людьми, — пишет далее Е. А. Климов, — ибо это вза­имодействие существенно определяются тем, как человек понимз* ет свое место среди людей, "за кого себя принимает", что думаете том, как он выглядит "в глазах" окружающих» [там же, с. 41]. * «Развитое самосознание — одно из условий формирования ин­дивидуального стиля... одно из необходимых условий нахождения человеком наиболее подходящего для него места, в частности! профессиональной общности, а также условие планирования и построения личных профессиональных планов на этапе выбор профессии, — пишет Е. А. Климов, — это также важный Крите* рий подготовленности специалиста. Профессионал — это не про­сто тот, кто хорошо обучен делу, но кто с гордостью причисляя себя к определенной общности трудящихся: "Мы, швейники, всей одеваем!", "Мы, слесари, будем нужны и при самом высоком уровне автоматизации производства", "Мы, экскурсоводы, по­могаем людям увидеть удивительное рядом" и т. п. Одна из глав­ных задач психологии труда — изучение структуры и динамики (развития) профессионального самосознания как важнейшего ре­гулятора труда и построения профессиональных жизненных пу­тей, "карьер", "трудовых судеб" людей» [там же, с. 43]».

Примечательно, что важнейшей составляющей и важнейшим регулятором трудовой деятельности является «образ мира» про­фессионалов, который у представителей разных профессий скла­дывается по-разному и по-разному влияет на мироощущение про­фессионалов, а также на образ своего места в мире [10].

В качестве важнейших («системообразующих») факторов лич­ности профессионала является, по мнению Э. Ф. Зеера, напра


т

сяонала; вну^сппии л^^«^^^^...

1-ск причин успеха — неуспеха в себе самом и внутри профес­сии; осознание в полном объеме черт и признаков профессиона-13, развитое профессиональное сознание, целостное видение об­лика себя как будущего профессионала; развитие себя средства­ми профессии, самокомпенсация недостающих качеств и др. [18,

с. 40-41].

Интересным является вопрос о том, каким образом происхо­дит становление профессионала и его профессионального самосоз­нанияпутем естественного развития или в большей степени благодаря целенаправленному формированию (трудовому обучению и воспитанию). Вероятно, можно говорить и о развитии, и о фор­мировании, и о саморазвитии себя как профессионала, что у разных людей в разные периоды их развития проявляется по-разному. К этому можно добавить и определенные социокуль-турные традиции формирования профессионалов, которые по-разному проявляются в разные исторические эпохи и у разных

народов.

 
 

Если обратиться к онтогенезу человека, то первое знакомство с профессией начинается в раннем дошкольном детстве, на этапе детской сюжетно-ролевой игры. На данном этапе происходит ов­ладение ребенком «основных смыслов» человеческой деятельно­сти, формируется соподчинение мотивов, развивается способность достигать намеченные цели, а также «развивается способность к самооценке», что важно для последующего развития и самосоз­нания будущего субъекта труда [13, с. 166]. Д. Б. Эльконин, рас­сматривая особенности раннего развития ребенка в игре, отмеча­ет, что ребенок, играя с игрушкой (например, с куклой), спосо­бен не только называть куклу именем дей'~гп говорить от лица этой куклы, т.е. способен с ней [29, с. 166]. Само развитие детской таково, что со временем она преобразуется в «игры с пр Ми>, где на первый план выходят взаимоотношения между никами игры, а сама роль все больше наделяется индивидуаль­ным содержанием, т. е. выполняется по-своему, а следовательно,

ю-своему.

за

сь к проблеме возникновении детской сюжетно-роле-истории культуры, Д. Б. Эльконин отмечает вслед за


. рофессиональной идеологии». — Авт.) и в нашей книге» с-119]. Примечательно, что само упоминание о «профессиона ной идеологии» — это уже начало научного анализа, ведь явле­ние-то существует! А. Менегетти описывает близкое к профессиональной идеоло­гии явление — «стереотип профессионального объединения», кото­рый «конфигурирует и предписывает поведение и отношения в Рамках какого-либо общественного института, закона, религии, любой общественной группы» и который касается в основном представителей «свободных профессий» [19, с. 43]. При этом отме­чается, что «величие» или «ничтожество» человека часто опреде­ляется тем, насколько «велика» или «ничтожна» социально-про­фессиональная группа или партия, с которой он себя соотносит,

В. Вундтом, что сама «игра — это дитя труда» [там же, с. 17]. И возникла в связи с «усложнением орудий труда», а также «в с; того, что возникшее разделение труда создает возможности вы! ра будущей деятельности, не определяемой однозначно деят< ностью родителей». При этом «появляется своеобразный период когда дети предоставлены самим себе» и «возникают детские со­общества», в которых «и начинает господствовать игра». Сам Д. Б. Эльконин предполагает, что «своеобразная игровая техн ка не могла быть результатом самостоятельной творческой изобр» ъ- тельности детей» и что «скорее всего они заимствовали эту тех и-ку из драматического искусства взрослых». Важную роль в э эм играли «обрядовые драматизированные танцы, в которых yd ib-hoc изобразительное действие было широко представлено»,! о-этому «игровая техника была воспринята детьми из первобьпй ых форм драматического искусства», непосредственно связанно! > с трудом [там же, с. 63—64].

Если обратиться к культурно-исторической традиции развт ия
и специального формирования профессионального самосознания,
то
можно выделить следующие важные моменты. Уже в детской и])е,
отражающей в условной форме элементы трудовой деятельно ти
взрослых, ребенок начинал приобщаться к будущему труду.; 1о
наиболее полно чувство сопричастности с конкретными вищ ми
трудовой деятельности происходило в специальных обрядах из и-
циации, т. е. посвящения во взрослые члены общества. При э')м
нередко такие обряды сопровождались болевыми ощущения] и,
для того чтобы этот обряд запомнился на всю жизнь, чтобьшн
вошел в память и сознание будущего члена общества, т. е. с; ал
основой его самосознания вообще.:

Как отмечают Е. А. Климов и О. Г. Носкова, «возникнове! ие
культовых ритуалов закрепляло именно те постепенно найдет) >к
формы воздействия на людей, которые позволяли более эфф к-
тивно создавать у них восприимчивое состояние сознания, упр в-
лять их памятью и вниманием, направленно воспитывать в лку ях
требуемые полезные для коллективной жизни в условиях посто­
янной борьбы со стихией личные качества... магический тафи
оказывался средством общественного воспитания всех участ^и-
ков — воспитания физического, профессионального и эстетич|с-
кого» [14, с. 25]. I

Важно также и то, что инициации древности приобщали «ie-ловека не только к конкретному виду деятельности (профессий)) но и к данному сообществу, делая его полноценным членом |а-кого сообщества. Человек, осознавая себя полезным и зрелйм членом своего племени или общины, осознавал себя и как но­сителя определенной конкретной трудовой функции, которая еше больше повышала его значимость как в собственных глазах, так и в глазах своих соплеменников. Отсюда успех или неуспех в конк-'


виде деятельности (то, для чего человек был «предназна-ен») в° многом предопределяло и его ценность как члена общества вообще- А это, в свою очередь, формировало у него чувство личного достоинства, проявляющегося через конкретное профессиональное ^осознание, делающее такого человека достойным участником общего процесса жизнедеятельности своего сообщества.

Впоследствии эти ритуалы посвящения все больше специали­зировались и демократизировались. Причем по многим професси­ям посвящение проводилось не только в профессионалы, но и в ученики и студенты. Все большее значение придавалось каждому существенному изменению в жизни работника (повышение в долж­ности, увеличение оклада, награда или премия и т. п.), что также обычно по-своему «отмечалось», т. е. как бы формально фиксиро­валось новое положение данного человека в профессиональной среде и в обществе в целом. Все это тоже можно рассматривать как важные элементы (или факторы) профессионального самосозна­ния. Заметим, что в данном случае существенное повышение ок­лада или изменение в должностном статусе может воспринимать­ся работником (и его окружением) как более значимое событие, чем предшествующее профессиональное образование и приобще­ние к самой профессии.

Важную роль в понимании профессионального самосознания играет явление, названное Е. А. Климовым «профессиональной идеологией». «Профессиональная идеология» — это «система утвер­ждений, находящихся вне категорий истины и направленных на обоснование общественного положения, статуса, профессиональ­ной или внутрипрофессиональной группировки, или даже отдель­ного лица». Е. А. Климов отмечает далее, что такого рода утверж­дения «не должны включаться в систему научного знания», хотя «часто оказываются в нее вписанными без оговорок». Например, утверждения, что психические явления «гораздо более сложные», чем явления, изучаемые геологией и геодезией. Тем не менее Е. А. Климов признается: «Не исключено, что есть они (явления

л -... \ „ т, -иготтт^й vwwre.» [8


и что «наша изначальная сила, способность структурировать самозащиты, самоопределения безвозвратно уничтожается, ко мы связаны рамками стереотипа, образующего вокруг нас свое: рода клетку» [там же, с. 44].

Все это близко и к другому понятию — «социально-профессц налъная идентификация» (от лат. identificacio — отождествление В психоанализе это «процесс, в результате которого индивид бес сознательно или частично бессознательно, благодаря эмоционащ,. ным связям ведет себя (или воображает себя ведущим) так, к» если бы он был тем человеком, с которым данная связь существу. ет»; в социальной психологии это «отождествление индивидов себя с другим человеком, непосредственное переживание субъек­том той или иной степени своей тождественности с объектом. [22, с. 122].

Можно обозначить и другую линию анализа проблемы про­фессионального самосознания. Применительно к конкретному человеку (работнику) важно еще разобраться, о чем идет речь: с его соотнесенности себя с представителями конкретной профессии (или конкретного трудового коллектива) или о соотнесенности cefa с данной социально-профессиональной группой. Дело в том, что со­отнесенность себя с социальной группой предполагает видение себя в качестве носителя определенных ценностей и образа жиз­ни, не всегда связанных с самой профессиональной деятельнос­тью. Например, человек «по блату» устраивается в престижную организацию на престижную должность. Этому человеку данная работа может быть совсем неинтересна, но для него очень зна­чимо само пребывание в данной организации и должности, что и составляет основу для его самосознания и чувства собственно­го достоинства. И наоборот, человек, выполняя конкретную про­фессиональную деятельность, может быть очень не доволен орга­низацией труда и взаимоотношениями в организации (или не­доволен оплатой труда и общественным статусом своей профес­сии), но при этом он не хочет бросать свою работу, а всеми силами стремится усовершенствовать свой труд, изменить отно­шение к своей работе со стороны окружающих и т. п. В данном случае он вполне осознает себя представителем этой профессии и даже гордится этим, т. е. у него явно выраженное и развитое про­фессиональное самосознание как раз потому, что он стремится развивать свою профессию, т. е. подходит к ситуации крайне за­интересованно и творчески.

Наконец, можно выделить еще одну линию анализа проблемы Важно разобраться, чем в большей степени обусловлено развитие профессионального самосознания — особенностями предшествую­щего обучения (и тогда уместнее было бы говорить об учебно-профвС' сионалъном самосознании) или особенностями самой работы, что бли~ же к собственно профессиональному самосознанию. Иными словами,


в большей степени осознает себя человек — выпускником та-^го-то учебного заведения или профессионалом, работающим в К°кой-то организации и выполняющим такие-то профессиональ-J!ie и общественные функции. Например, если самосознание больше пределяется предшествующим обучением, то это может выражаться таких позициях, как «бывший студент» (или «вечный» в душе студент) или в ПОЗИЧИИ «бывший отличник» учебы в таком-то за­ведении (известно, что не всегда отличники становятся потом от­данными профессионалами). И тогда вся его реальная профессио­нальная деятельность воспринимается (и осознается) как нечто внешнее, постороннее по отношению к бывшей учебе.

Можно было бы выделить и другие интересные линии анализа данной проблемы. Например, определить соотношение профес­сионального самосознания с выполняемой профессиональной ролью (или ролями). Или же определить соотношение профессио­нального самосознания и целей, условий, предмета труда (на­пример, в какой степени сам работник отождествляется с теми клиентами, с которыми он работает, что в итоге лучше позволяет понять и причины многих профессиональных деструкции в «чело-вековедческих» профессиях). Или же рассмотреть, в какой степе­ни работник осознает себя в качестве деградирующего субъекта труда (или деградирующей личности), ведь это также важный-ас­пект профессионального самосознания, поскольку давно призна­но, что не каждый труд способствует развитию личности и т. п. Гак или иначе проблема профессионального самосознания ока­зывается достаточно комплексной (многоаспектной), что не по­зволяет решить ее вне рассмотрения других проблем, связанных с развитием субъекта труда.

Можно также увязать профессиональное самосознание с развити­ем профессионализма. Среди прочих условий, влияющих на ста­новление профессионала, А. К. Маркова выделяет и такие, как «адекватная самооценка и готовность к дифференцированной оцен­ке своего уровня профессионализма», «представления человека о профессии, критерии оценки человеком самой профессии, про­фессионализма в ней, а также критерии оценки профессионала в себе» [18, с. 254].

А. К. Маркова выделяет также противоречивые (амбивалентные) тенденции, влияющие на становление профессионала [там же, с. 259— 262]:

• противоречие между саморазвитием и самосохранением в про­фессии;

• противостояние порой результатов и процесса труда (напри-МеР, несовпадение объективного результата и его «психологичес-к°й цены»);

• несовпадение в ряде случаев предметных, социальных этало-Чов, норм труда с индивидуальными нормами и критериями;

5-7И 129


• несогласованность становления разных видов компетентйос. ти (специальной, социальной, личностной, индивидуальной). на. пример, профессиональная компетентность может у кого-то силЦ опережать социальную;

• рассогласование темпов развития у отдельных людей мот|
ционной и операциональной сфер профессиональной деятельно-
сти; '-]

• разная роль и степень выраженности процессов развит компенсации у разных людей, а также у одного человека на ных этапах развития;

• неравномерность освоения отдельных действий и целостной
структуры профессиональной деятельности; \

противоречие в сознании человека между стремлением к
кой специализации и потребностью узнать что-то о смежных прф.
фессиях, быть «универсалом»; *

• несовпадение порой проявлений у одного и того же человека
психических качеств в профессиональной и в непрофессионал^
ной сферах; в

«несогласованность «ценностного отношения к себе в труде i
к труду в себе» (например, «любить искусство в себе или себя в
искусстве»); '"'

• расхождение между усиливающейся конкурентностью на рый* ке труда, безработицей и умением части людей делать самостоя!-тельный выбор в профессиональной сфере, быть готовым к ошиб­кам, уметь предложить себя как профессионала (имеется в виду; что «профессиональная квалификация человека — это его част­ная собственность, и ее надо уметь предложить на рынке тру да»);

• неквалифицированное использование способов профессио­нальной деятельности некоторыми специалистами и учреждения­ми идет вразрез с запросами общества, приводит к выпуску про­дукции низкого сорта.

«Неучет подобных противоречивых тенденций в развитии отдель-ного человека может привести к профессиональным кризисам, сбо­ям, остановкам в развитии, — отмечает А. К. Маркова. — Каждому человеку также желательно осознавать противоречия, рассогласо­вания в своем профессиональном развитии, чтобы вовремя найти из них конструктивный выход» [18, с. 262].

В психологии разными авторами выделены различные механиз­мы и условия, осложняющие полноценное формирование и раз-витие самосознания [25]. Применительно к психологии професси­онального самосознания эти механизмы еще должны быть адап­тированы, а может быть, и несколько переосмыслены с учетом того, что часто именно в профессиональной деятельности в наи­большей степени проявляется стремление человека реализовать свои лучшие качества и в целом состояться как личность.


Date: 2015-11-14; view: 279; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию