Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Психодиагностическое обследование ребенка дошкольного возраста по проблеме: развитие учебной деятельности и произвольности поведения ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Понимание готовности к школе как сформированности психологических предпосылок овладения учебной деятельностью представлена в работах отечественных психологов. Методы, определяющие сформированность психологических предпосылок к обучению, базируются в основном на положениях Д.Б. Эльконина о задачах диагностики психического развития ребенка в переходные периоды. Методики сформированности предпосылок овладения учебной деятельностью: «Узор» Л.И.Цеханской (1978), «Графический диктант» Д.Б. Эльконина, «Рисование по точкам» А.Л. Венгера (1981), «Почтальон» А.З. Зака (1985), комплекс етодик, предложенный Н.Г. Салминой и О.Г. Филимоновой (1999, 2000) и некоторые другие (2, с. 81-82). Методика «Образец и правило» Методика «Образец и правило» (разработана А.Л.Венгером) направлена на выявление умения руководствоваться системой условия задачи, преодолевая отвлекающее влияние посторонних факторов. Результаты ее выполнения также отражают уровень развития наглядно-образного мышления. Для проведения исследования потребуется лист с заданиями, которые раздаются детям (на обратной стороне указываются данные о ребенке — фамилия, имя, возраст). Психолог дает предварительные объяснения, держа в руке лист с заданиями: «У вас такие же листы, как и у меня. Видите, здесь были точки (указывает на вершины треугольника). Их соединили так, что получился такой рисунок (проводит указкой по сторонам треугольника). Рядом тоже есть точки (указываются точки справа от треугольника — образца). Вы сами соедините их так, чтобы получился точно такой же рисунок, как тут (снова указывает на образец). Здесь есть лишние точки — вы их оставите, не будете соединять. А теперь посмотрите, точки все одинаковые или нет?» Когда дети ответят, что точки разные, психолог говорит: «Правильно, они разные. Одни точки, как маленькие крестики, другие — как маленькие треугольники, есть точки, как маленькие кружки. Вам нужно запомнить правило: нельзя проводить линию между одинаковыми точками. Нельзя проводить линию между двумя кружками, или между двумя крестиками, или между двумя треугольниками. Линию можно проводить только между двумя разными точками. Если какую-то линию вы проведете неправильно, скажите мне, я сотру ее резинкой. Когда нарисуете эту фигурку, рисуйте следующую. Правило остается таким же. Нельзя проводить линию между двумя одинаковыми точками». После объяснения психолог предлагает детям приступить к выполнению задания. По ходу выполнения психолог стимулирует, подбадривает ребят, в случае необходимости повторяет инструкцию, но никакие дополнительные объяснения детям не дает. Оценка результатов За каждую из шести задач ставится оценка, которая может колебаться в пределах от 0 до 2 баллов. В случае, если в задаче нарушены правила и неправильно воспроизведен образец, ставится 0 баллов. В случае, если нарушено правило и правильно воспроизведен образец, ставится 1 балл. В случае, если не нарушено правило, но неправильно воспроизведен образец, также ставится 1 балл. В случае, если не нарушено правило и правильно воспроизведен образец, ставится 2 балла. Если при выполнении какой-либо задачи ребенок провел хотя бы одну линию не между заданными точками, ставится 0 баллов (за исключением тех случаев, когда имеется небольшая неточность, вызванная моторными или сенсорными трудностями). В случае, когда ребенок сам ставит дополнительные точки, а затем проводит между ними линию, выполнение задания также оценивается в 0 баллов. Погрешности в проведении линий не учитывают, они не снижают оценку (кривые, дрожащие линии и т.п.). Суммарный балл выводится путем суммирования баллов, полученных за все шесть задач. Он может колебаться в пределах от 0 до 12 баллов. Таким образом, данная методика направлена на выявление умения ориентироваться в условиях задачи, выявление предпочтений в ориентировке на наглядно-заданный образец или словесно-сформулированное правило. Процесс выполнения заданий также отражает особенности восприятия наглядно-образного мышления и уровень развития сенсорно-моторных способностей ребенка. Данная методика позволяет обнаружить важную особенность психологической готовности ребенка — это принадлежность его к «дошкольному» или «школьному» типу. Преобладание ориентировки на образец (когда ребенок старается воспроизвести форму треугольника или ромба и значительно меньше обращает внимание на правило соединения точек) характерно для «дошкольного» типа. Подчеркнутое старание выполнить правильно соединение точек, характерное для «школьного» типа, свидетельствует о готовности к школьному обучению. Если у ребенка «школьного» типа наблюдаются трудности в восприятии и изображении формы образца, это свидетельствует о провалах образного мышления и требует дополнительного исследования по другим методикам. В данном исследовании принимали участие 6 детей в возрасте 6 лет. По результатам исследования суммарный балл составил – 6. У 5 детей в каждой из 6 задач не было нарушено правило, но неправильно был произведен образец. У одного ребенка в каждой из 6 задач было нарушено правило, но правильно был произведен образец. Результаты методики показали, что дети справились с заданием, но результаты низкие. Дети плохо руководствуются условиями задачи. Изучение произвольного поведения (6, с.443). Проведение исследования: Подберите конструктор, привлекательные, интересные игрушки. Эксперимент проводится индивидуально с каждым ребенком (5-7 лет). Состоит из двух серий. Первая серия. «Не подглядывай». Экспериментатор сообщает ребенку, что принес интересную игру, но прежде чем начать, нужно подождать, пока он приготовит все необходимое. Главное – не подглядывать, что делает взрослый, «а то будет не интересно играть». Экспериментатор предлагает ребенку посидеть 3 минуты с закрытыми глазами, а сам в это время создает видимость активной подготовки к игре (перекладывает детали конструктора, роняет их, стучит). Через 3 минуты ребенок получает обещанную игру. Если дошкольник не выдерживает и открывает глаза раньше, экспериментатор делает вид, что не замечает нарушения правил, и дает ему игру. Если дети все 3 минуты не открывают глаза, можно продлить испытание до 4 минут, но не более. Вторая серия. «Дождись своей очереди». В опыте участвуют двое детей. Экспериментатор предлагает одному из них поиграть в новую игру, а другому (испытуемому) посидеть 3 минуты с закрытыми глазами и, не подглядывая, подождать своей очереди. В обеих сериях фиксируется время, которое ребенок может ждать с закрытыми глазами; количество подглядываний за 3 минуты эксперимента, поведение в процессе ожидания, число и репертуар самостоятельных действий ребенка (действия, совершаемые во время ожидания средства организации своего поведения: запрещающие – ограничение возможности видеть действия взрослого, создание внешнего запрета (дети закрывают лицо руками, поворачиваются лицом ко взрослому, закрывают глаза платком и т.д.); замещающие – ребенок переключает себя на другое занятие (внешние – завязывают шнурки, рисует что-то пальцем на столе, настукивает рукой или ногой какую-то мелодию и т.д.; внутренние – беззвучно шевелит губами, чуть слышно напевает, улыбается, как будто вспоминает что-то). Результаты оформляют в таблицу (см. Таблица 1). Обработка и интерпретация результатов. Сравнивают количественные показатели выполнения заданий. Устанавливают особенности произвольного поведения ребенка. В исследовании участвовал 1 ребенок (девочка) в возрасте 6 лет. Таблица 1 Протокол проведения методики «Изучение произвольного поведения»
По результатам исследования мы видим, что время ожидания в первой серии меньше, чем во 2 серии, а количество самостоятельных действий больше. Число подглядываний одинаково.
Список литературы 1. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. – М.: Педагогическое сообщество России, 2006. – 512с. 2. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. 4-е изд., перераб. и дополн. – СПб.: Питер, 2004. – 208с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»). 3. Детская практическая психология: Учебник/ Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2000. – 255с. 4. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. Пособие по практической психологии. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1997. – 176с.: ил. 5. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. — 2-е изд. — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 496 с. 6. Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие/ Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2002. – 694с.: ил. 7. Практическая психология образования; Учеб. пособие 4-е изд./ Под ред. И.В. Дубровиной – СПб.: Питер, 2004. – 592с.: ил. 8. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. – 384с.: ил. 9. Шмелев А.Г. основы психодиагностики – Учеб. пособие для студ. Педвузов. – Москва, Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. – 544с.
|