Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЗАКЛЮЧЕНИЕ 10 page





Э.Бернштейн подверг критике вывод К.Маркса об относительном и абсолютном обнищании пролетариата как следствии обострения противоречия между развитием производительных сил и устареванием производственных отношений. Он считал, что в марксовой теории прибавочной стоимости абсолютизируется значение производственной сферы в ущерб распределительным отношениям, а в создании прибавочной стоимости преувеличивается значение живого труда по сравнению с трудом накопленным. По мнению Э.Бернштейна, в условиях роста общественного богатства и благосостояния распределительные отношения превалируют над производственными.

Э.Бернштейн выразил несогласие с тезисом К.Маркса о растущей концентрации производства как определяющей тенденции в экономике. Он отмечал, что степень концентрации производства в различных отраслях неодинакова, а в условиях рынка все формы предприятий жизнеспособны, поскольку существует потребность в различных видах хозяйствования. Многообразие форм собственности и видов экономической деятельности обусловливают чрезвычайно высокую степень социальной дифференцированности буржуазного общества, возникновение новых социальных групп и многочисленного среднего класса как основы стабильности.

Следовательно, по мнению Э.Бернштейна, интегрированное буржуазное общество может быть преобразовано в социалистическое эволюционным путем, на основе демократии, солидарности и самоопределения, без революций и вооруженной борьбы, лишь нарушающих процесс естественного развития. В вопросе о собственности он исходил из необходимости обобществления лишь крупных предприятий при сохранении мелких и средних в частных руках, распространения акций как средства совладения собственностью для широких слоев населения.

Э.Бернштейн выступил против некоей целостной модели социализма, обрисованной К.Марксом в «Критике Готской программы». Социализм представлялся ему как идеал справедливого общественного устройства и как процесс постоянного роста благосостояния и свободы индивидов, связанный с ограничением эксплуатации наемных работников, расширением контроля общества над производством и государством. Этот процесс будет продолжаться бесконечно в соответствии с формулой «движение – это все, конечная цель – ничто».

Исходной формой социалистических общественных отношений Э.Бернштейн считал кооперацию. Классовая борьба при капитализме им не отрицалась, однако предполагалось, что по мере распространения демократии она приобретет исключительно мирные формы. Взаимоотношения между эксплуататорами и эксплуатируемыми, согласно Э.Бернштейну, должны формироваться на основе компромиссов. Приход рабочего класса к власти мыслился по мере роста его численности в капиталистическом обществе.

Такое понимание социализма означало отказ от выводов классического марксизма о классовой борьбе как движущей силе развития общества, о революции как способе устранения господства буржуазии, о пролетариате как авангарде общественных преобразований и о диктатуре пролетариата как новой форме власти трудящихся. Вместо них были выдвинуты положения о реформе как единственно возможном и целесообразном способе преобразования западного общества и демократии как основе социального переустройства.

Взгляды Э.Бернштейна встретили неприятие со стороны главных теоретиков 11 Интернационала К.Каутского и Г.В.Плеханова, но особенно резкой критике их подвергла Роза Люксембург. В брошюре «Реформа или революция» она утверждала, что выводы Э.Бернштейна о перспективах развития капитализма основываются на отдельных фактах. На самом же деле новые явления в мировой экономике подготавливают условия для еще более масштабных и разрушительных кризисов капитализма и в конечном счете его краха. Реформистскую деятельность социал-демократов Р.Люксембург оценивала негативно, полагая, что такая деятельность воспитывает у рабочих корпоративные настроения и не является социалистической.

Многие десятилетия теоретическая деятельность Э.Бернштейна расценивалась как «ревизионистская», и его «реабилизация» состоялась только в Годесбергской программе, принятой германскими социал-демократами в 1959 г. Именно в этой программе они признали реалии рыночной экономики и отказались от понимания социализма как некоей модели, основывающейся на обобществлении средств производства.

В основу позднейших разработок социал-демократии легли также идеи К.Каутского после его разрыва с марксизмом. Для него характерно отрицание возможности революционных перемен в странах западной Европы, предпочтение парламентской демократии, акцентирование роли массовых выступлений трудящихся.

В 20-х годах К.Каутский солидаризировался с разработанной видным деятелем германской социал-демократии Р.Гильфердингом теорией «организованного капитализма», мирно врастающего в социализм. Согласно этой теории, в результате преодоления анархии производства смягчаются экономические кризисы, становится более устойчивым положение наемных работников. Переход частной собственности под контроль рабочего класса и профсоюзов, управление ею методами «хозяйственной демократии» (т.е. с участием трудящихся в управлении производством) ликвидируют саму основу для революций и приведут к трансформации капиталистического общества в «демократический социализм». Политической формой перехода к социализму явится коалиция рабочих и буржуазных партий.

В опубликованной в 1930 г. работе «Большевизм в тупике» К.Каутский критиковал теоретическую деятельность В.И.Ленина за упрощенческий и облегченный подход к стоявшим перед страной грандиозным проблемам. Анализируя процессы, происходившие в СССР, он высказал суждения и оценки, которые предваряли сформулированные впоследствии политической наукой отличительные признаки тоталитарных режимов. Он был одним из первых теоретиков, обнаруживших сходство между большевизмом и фашизмом, и предрекал провал большевистского эксперимента.

После краха 11 Интернационала в годы Первой мировой войны произошло размежевание двух потоков международного социалистического движения – коммунистов и социал-демократов. Первые взяли курс на революционный переход к социализму, вторые – на эволюционное преобразование общества.

Большинство лидеров социал-демократических партий выступило с критикой идеи мировой социалистической революции и политики большевиков. В связи с этим В.И.Ленин назвал их «прямыми классовыми врагами пролетариата»1.

С замедлением революционного процесса коммунисты назвали социал-демократию «главной опорой капитализма в промышленно развитых… странах»2 и выступили за ее полное изгнание из рабочего движения.

Под давлением И.В.Сталина десятый Пленум Коминтерна в июне 1929 г. назвал все социал-демократические партии «социал-фашизмом» и объявил их главным врагом коммунистических партий. Лидеры социал-демократии не оставались в долгу и нередко заявляли о тождестве фашизма и большевизма, призывали к либерализации СССР.

Определенный пересмотр отношения к социал-демократии произошел в 1935 г. на У11 Конгрессе Коминтерна, взявшего курс на создание единого антифашистского фронта. Однако после осуждения социал-демократией советско-германского пакта 23 августа 1939 г. Коминтерн вновь потребовал решительной борьбы против социал-демократии.

Отношения между коммунистами и социал-демократами носили достаточно конфликтный характер вплоть до ХХУ11 съезда КПСС, взявшего курс на перестройку.

Социал-демократы задолго до коммунистических партий осознали, что капитализм обладает большими ресурсами выживания и приспособляемости, способен удовлетворить широкий круг потребностей людей, причем не только первичных, но и потребностей более высокого порядка. Они давно призывали коммунистов отказаться от иллюзий о загнивании и скорой гибели капитализма, о замене его социализмом советского образца.

Социал-демократия фиксировала следующие изменения при капитализме: расширение регулирующей функции государства во всех сферах общественной жизни, особенно в экономике; возрастание роли наемных работников в управлении производством; развитие процессов обобществления и социализации в основных сферах общественной жизни; существенный подъем жизненного уровня населения.

 

3.Идейно-политическая концепция «демократического социализма» и ее эволюция

 

Новации Э.Бернштейна и К.Каутского во многом определили содержание идейно-политической доктрины социал-демократии – концепции «демократического социализма». Эта концепция сформулирована в декларации учредительного конгресса Социалистического интернационала, состоявшегося в 1951 г. во Франкфурте-на-Майне. Известная модернизация концепции была предпринята в программных документах социал-демократии 70-80-х гг., в частности в «Декларации принципов» (1989 г.).

Термин «демократический социализм» впервые был использован в 1888 г. известным английским драматургом Бернардом Шоу. До первой мировой войны его использовали Э.Бернштейн и О.Бауэр, а в межвоенный период – также К.Каутский и Р.Гильфердинг.

В дальнейшем идеи «демократического социализма» развивались и реализовывались партиями-членами Социнтерна, являющегося сегодня крупнейшим международно-политическим объединением. В его состав входит более 150 партий, а их число за последние два десятилетия ХХ века возросло в два раза.

«Демократический социализм» трактуется одновременно и как длительный процесс реализации ценностей свободы, справедливости и демократии, и как общество будущего. Четкого определения «демократического социализма» и временных рамок его осуществления не существует. Социал-демократия подчеркивает, что такое общество не может быть создано в отдельно взятой стране, а возникнет лишь как новая ступень цивилизации.

Таким образом, для социал-демократов социализм – это не жесткая социальная конструкция, как у коммунистов, а скорее вдохновляющая гуманистическая идея, содержание которой постоянно обогащается. Такое понимание социализма предполагает возможность и необходимость корректировки этой идеи по мере изменения условий. Не случайно на учредительном конгрессе социал-демократия отказалась от единой идеологии как идейной основы своего движения, что позволило ей избежать доктринальной узости, свойственной коммунистам и приведшей к сокращению их влияния в мире. Некоторые социал-демократические партии, в частности, германская, вообще не употребляют понятие «идеология» в своих программных документах.

Концепция «демократического социализма» представляет собой отрицание советского варианта социализма как в содержательном отношении, так и по форме практической реализации социалистических принципов. Практика советской власти и просоветских режимов рассматривается как классический образец тоталитаризма.

Достижение «демократического социализма» мыслится через осуществление политической и экономической демократии и создание «государства благосостояния».

Политическая демократия предполагает прежде всего многопартийность, свободу действий для оппозиции, возможность пребывания у власти разных партий, их сменяемость в результате выборов. Однопартийное правление несовместимо с политической демократией. Ее составной частью являются права человека. свобода печати, самостоятельность профсоюзного движения, существование правового государства.

Экономическая (промышленная) демократия предполагает на микроуровне – непосредственное участие трудящихся в управлении предприятиями (как частными, так и государственными), на макроуровне – создание органов «социального партнерства» в масштабах экономики в целом, приобщение профсоюзов к совладению предприятиями.

И, наконец, под «государством благосостояния» понимается совокупность институтов, регулирующих экономику, социальную сферу с целью повышения благосостояния населения. Деятельность «государства благосостояния» касается прежде всего социального обеспечения, жилищного строительства, образования, охраны труда, обеспечения занятости, политики в области культуры.

В качестве последней стадии приближения к обществу «демократического социализма» рассматривается установление социальной демократии. Под таковой подразумевается наполнение демократическим содержанием всех сфер общественной и личной жизни, прежде всего эмансипация женщин.

Ныне европейские социал-демократы предпочитают говорить не о социализме, а об обществе социальной демократии. Но суть их мировоззренческих позиций остается неизменной.

Политическая система обществ, исповедующих идеологию социал-демократии (Швеция, Австрия, Норвегия, Швейцария и т.д.), основывается на принципах общественного консенсуса, разделения властей, социального партнерства и компромисса политических сил. Принцип общественного консенсуса, т.е. согласия социальных групп по базовым ценностям, ориентирует систему на представительство интересов всех социальных групп и слоев общества. Действие этого принципа обусловлено высокой степенью культурной однородности общества, приверженностью населения идеалам демократии, солидарности и справедливости.

Функционально политическая система строится на сочетании, во-первых, сильной централизованной власти в лице институтов парламентской демократии и, во-вторых, эффективных структур общественного самоуправления с высоким уровнем финансовой и юридической самостоятельности.

Стабильность политической жизни основана на социальном партнерстве социал-демократии и буржуазных партий, на практике политического компромисса между ними. Партия, проигравшая на выборах, выступает в качестве конструктивной оппозиции, заставляя правящую партию выполнять взятые предвыборные обещания. В результате даже после поражения социал-демократов на выборах, приходящие к власти буржуазные партии в целом сохраняют приверженность важнейшим принципам демократии – социальной защиты, солидарности и справедливости.

 

 

4. Система «социального государства»

 

 

Важный вклад социал-демократии в развитие мировой цивилизации – создание системы «социального государства». Эта система в основном функционирует и тогда, когда социал-демократию сменяют у власти партии консервативной или либеральной ориентации.

Система «социального государства» строится с учетом того, что общественный прогресс может обеспечиваться лишь через сотрудничество и партнерство между предпринимателями и наемными работниками. При этом каждой из сторон следует учитывать интересы друг друга. Наемные работники в своем стремлении улучшить экономическое положение не должны переходить границу, за которой у предпринимателей исчезает стимул к хозяйственной деятельности. В свою очередь, предпринимателям следует создавать благоприятные условия (социальные, технологические, образовательные) для оптимального воспроизводства рабочей силы, без которой невозможен экономический прогресс.

Государство координирует отношения между предпринимателями и наемными работниками, обеспечивает социальную защиту всех членов общества, осуществляет функцию обучения граждан новым профессиям, необходимым производству.

Система «социального государства» предотвращает возникновение резкой дифференциации в доходах населения, обеспечивая тем самым социальную стабильность и гармонию в общественных отношениях.

Под воздействием экологических движений социал-демократия в отличие от прежних времен уделяет значительное внимание охране окружающей среды. Многие партии сочетают социально-экономическую деятельность с обеспечением экологических основ существования человека.

О практике западной социал-демократии наглядное представление дает ее «шведская модель». Основные компоненты этой модели таковы.

Первый - это равновесие между трудом и капиталом, исключающее возможность расширения контроля за частной собственностью, будь то в виде национализации или дирижистского макропланирования.

Второй - это гармонизация производственных отношений, благодаря которой профсоюзы оказываются заинтересованными не столько в государственных субсидиях в те или иные отрасли производства, сколько в эффективной системе переподготовки и перемещения кадров.

Третий компонент модели – эффективные инструменты проведения экономической политики, включающие прогрессивную налоговую систему, поощрение высокой мобильности рабочей силы и стимулирование производства, ориентированных на экспорт.

Четвертый компонент – укоренённость в политической культуре общества таких качеств, как социальный консенсус в отношении существующего строя, прагматизм и конструктивный эгалитаризм1.

В рамках общего социально-либерального подхода просматриваются две основные модели развития общества - германская и англосаксонская (британская). Они частично являются объектом дискуссий, частично отражают существующие реалии и определяют пути развития социал-демократии.

Первая из этих моделей ориентирована на обеспечение участия в управленческих структурах и в принятии решений на всех уровнях не только собственников, но и лиц наемного труда, местных сообществ, потребителей и других заинтересованных групп и организаций. Она основывается на максимально возможном согласовании интересов различных групп населения и отдельных граждан. Такой алгоритм гораздо перспективнее демократического принципа подчинения меньшинства большинству.

Германская модель предполагает более существенную роль государства, чем это допускают британские лейбористы. Для нее характерна целенаправленная промышленная политика, ориентированная на всемерное использование финансовых ресурсов в интересах хозяйства всей страны. В сфере социальных отношений акцент делается на обеспечении конструктивной роли разных общественных сил в развитии экономики, в системе выработки и принятия общественно значимых решений. Перспектива германской модели – «общество участия» с элементами корпоративизма.

Англосаксонская модель предполагает доминирующую роль индивида и индивидуализма в системе общественных отношений. Именно с их эволюцией идеологи этой модели связывают перспективы предстоящих системных изменений как в национально-государственных, так и в глобальных масштабах.

Следует отметить, что идеологи данной модели не отождествляют индивидуализм только с сугубо личным интересом, считают, что он должен носить и во многом уже носит институциональный характер. Индивидуализм как бы вписан в систему правовых, экономических и социальных отношений и наполняет их реальным содержанием.

Идеологи англосаксонской модели отвергают коллективизм, отдают предпочтение отношениям между индивидами и территориальными сообществами, начиная с «соседских» и кончая региональными. Большое значение придается неполитическим общественным организациям социальной, правозащитной, экологической направленности.

Либеральная идея равенства возможностей индивидов трактуется как «всеобщая включенность», которая позволит создать «общество ответственных, нацеленных на риск индивидов». Идея институционального индивидуализма органически сочетается в англосаксонской модели с решительной поддержкой процессов глобализации, рассматриваемых как залог общественного прогресса и дальнейшего совершенствования демократии.

В начале 90-х годов выявилась ограниченность представлений социал-демократии в вопросе о путях достижения социальной справедливости. Придавая первостепенное значение сфере распределения, они нередко добивались ее расширения за счет эффективности производства и, прежде всего, новых технологий. Оказались преувеличенными надежды на государственное регулирование как фактор перехода к постиндустриальному обществу. В качестве стимулов развития экономики неоправданно акцентировалась роль общественных интересов и собственности, недооценивалось значение индивидуального интереса. Все это снижало уровень обеспеченности населения и ослабляло влияние социал-демократии.

По инициативе ряда видных деятелей социал-демократии – бывшего канцлера ФРГ и многолетнего председателя Социнтерна В.Брандта, премьер министра Франции Ф.Миттерана, премьер министра Швеции У.Пальме, премьер-министра Испании Ф.Гонсалеса и др. теория и практика этого идейно-политического течения были обогащены новыми подходами. Основное содержание новаций сводится к следующему.

Преодолена недооценка фактора эффективности производства. Осуществляется поиск оптимального для каждой страны соотношения роста эффективности производства, уровня социальной защищенности и благосостояния населения. Значительное внимание уделяется проблеме путей и форм укрепления демократии – децентрализации власти, повышения роли самоуправления, использования методов непосредственной демократии, демократизации производства. Социал-демократы отказались от преувеличения роли государственного сектора экономики в обеспечении социальной справедливости. Разрабатываются меры для обеспечения социальной ориентации рыночной экономики.

Прежние установки социал-демократии корректируются с учетом изменившихся условий, опыта неоконсерваторов и либералов. Стремление к реалистичной политике в некоторых аспектах сближают социал-демократов с неоконсерваторами и неолибералами.

К концу 90-х годов западная социал-демократия в основном преодолела кризис, связанный с износом традиционных идей и наступлением неоконсервативной волны. Она вновь обрела политический вес и в ряде демократических стран является ведущей политической силой, возглавляя правительства или в качестве влиятельной оппозиции.

Используя новые возможности, социал-демократы прилагают значительные усилия для пересмотра и обновления своих программных и политических установок. Их главная цель – максимально четко и убедительно сформулировать свое новое кредо и подвести под него основательную идейно-теоретическую базу.

Особое внимание уделяется анализу процессов глобализации и их влияния на социумы. На своих последних конгрессах социал-демократы заявляли о своей решимости воздействовать на эти процессы таким образом. чтобы они развивались на благо человечества.

В связи с эрозией суверенитета государств подчеркивается необходимость обеспечения новых гарантий личности на межгосударственном, региональном и глобальном уровнях. Концепция «государства благосостояния» модифицируется в концепцию «государства социальных инвестиций» с акцентом на системе образования применительно к нуждам «информационного общества». Первостепенное значение придается разработке путей и способов укрепления солидаристских начал в обществе, обеспечения культурного многообразия

Перспективным направлением деятельности западной социал-демократии является стимулирование частной инициативы и активности граждан не только в экономической, но и в других сферах – социальной и политической. Социал-демократы намерены содействовать развитию гибкой системы трудовых отношений, способствующей профессиональной и территориальной мобильности населения на национальном и международном уровнях, координировать усилия по сохранению окружающей среды. Ведется интенсивный поиск путей адаптации мигрантов, особенно выходцев из стран Африки и Ближнего Востока, в европейский социум.

Решая социальные задачи, социал-демократия самим ходом событий поставлена перед необходимостью поддерживать благоприятный нравственный климат в обществе, содействовать возвышению отдельного человека как личности и, следовательно, формированию качественно нового состояния общества в масштабах отдельных стран и человечества в целом1.

Ценностными ориентирами социал-демократов обусловлена и их внешняя политика. Значителен практический вклад социал-демократии в борьбу за ослабление международной напряженности, в ограничение влияния милитаризма на общественную жизнь. Именно социал-демократы ФРГ в начале 70-х годов выступили с инициативой проведения «новой восточной политики», которая во многом способствовала проведению в Хельсинки летом 1975 г. конференции по безопасности и сотрудничеству в Европе, установлению зоны мира на всем пространстве от французского Бреста до российского Владивостока.

В 80-е годы приоритетной целью внешнеполитической деятельности социал-демократов были разоружение и развитие. Они исходили из того, что «демократический социализм» невозможен без прочного и длительного мира, без радикального перевода средств с гонки вооружений на реформы. С разрядкой увязывались и процессы демократизации политических институтов в странах Запада, утверждения нового международного экономического порядка, решения неотложных проблем развивающихся государств. В настоящее время обсуждается возможность создания социально ориентированного мирового порядка.

Будущее человечества социал-демократы связывают со следующей дилеммой: либо демократия, нравственные ценности, требования социальной справедливости станут общечеловеческой нормой поведения, либо мир обречен на социальные и национально-религиозные катаклизмы с непредсказуемыми последствиями. Мысль Вилли Брандта (будущее социал-демократии только начинается), высказанная еще в 1970 г. на съезде СДПГ, вполне актуальна.

Социал-демократы активно поддерживают преобразования в России, оказывают ей всемерное содействие в проведении рыночных реформ и создании современных властных структур. В интеграции России и других государств постсоветского пространства в сообщество цивилизованных государств они видят важнейший фактор утверждения ценностей «демократического социализма».

Самобытная социал-демократическая традиция существовала и в России, где была представлена прежде всего партией меньшевиков, опиравшихся в рабочей среде в основном на квалифицированных и культурных пролетариев, которые не принимали большевистского максимализма и экстремизма, но достаточно четко ориентировались на идеалы демократии и социализма и цивилизованные методы их достижения. Эта традиция сохранялась и в советский период, несмотря на гонения и репрессии.

Тем не менее даже в деятельности правящей партии (за исключением сталинского правления) просматриваются социал-демократические подходы. При жизни В.И.Ленина – это новая экономическая политика, совмещавшая разные хозяйственные уклады и способствовавшая подъему жизненного уровня населения. В 50 – 70 – е годы – это поворот от конфронтационного соперничества двух социально-экономических систем к мирному сосуществованию и разрядке, выдвижение концепции общенародного государства, обязательство руководства СССР соблюдать права человека, взятое на себя в подписанном в Хельсинки (1975 г.) Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.

В 70 - 80 –е гг. постепенно расширялось научно-информационное поле, связанное с социал-демократической проблематикой. Это обстоятельство косвенно влияло на развитие социал-реформистских настроений в КПСС, причем в разных эшелонах.

«Ренессанс» социал-демократии в СССР произошел лишь в годы перестройки. В конце 80-х – начале 90-х гг. предпринимались попытки превратить КПСС (или ее часть) в партию социал-демократического типа. Обсуждался вопрос о возможности создания двух конкурирующих партий. Однако такой сценарий остался нереализованным. К настоящему времени социал-демократическое движение в России не стало реальной силой.

В силу сложившейся ментальности и в связи с резким социальным расслоением общества, вытеснением значительной части населения в зону бедности растет интерес к фундаментальным идеям социал-демократии, особенно к идее сочетания эффективной рыночной экономики с социальной справедливостью и защищенностью. Формируется и соответствующий вектор политического развития.

Программные документы основных политических партий и движений в явной или неявной форме содержат в себе элементы социал-демократической идеологии – ориентацию на правомерность различных форм собственности, государственное воздействие на экономические и социальные процессы, социальную солидарность, эволюционный реформизм, политический прагматизм и т.д.

Многие политические деятели различной ориентации признают актуальность для России идей и опыта социал-демократии, их способность консолидировать общество для создания устойчивой политической системы и эффективной экономики. Идет поиск организационных форм становления российской социал-демократии.

Процесс превращения российской социал-демократии в массовую и влиятельную силу будет продолжительным. В настоящее время для неё отсутствует широкая социальная база. Она появится тогда, когда завершится формирование рыночной экономики и основных социальных групп – предпринимателей и наемных работников, когда возникнет необходимость выражать интересы всех, работающих по найму, а также представителей малого и среднего бизнеса. Для того, чтобы социал-демократия стала заметным явлением в политической, социальной и духовной жизни России необходима и активная просветительская деятельность.

Появление в России сильной социал-демократии, по своей природе ориентированной на ценности консенсусной политической культуры, могло бы способствовать преодолению в обществе традиций конфронтационности, решению проблем модернизации одновременно в социальном и нравственном контексте.

Наличие в России мощной и влиятельной социал-демократической партии явится одним из главных условий вхождения ее в сообщество цивилизованных стран, где разумно сбалансированы интересы различных социальных групп в условиях рынка и частной собственности.

Подытоживая вышеизложенное, можно выделить следующие характерные особенности социал-демократии.

Во-первых, это неприятие идеи революционной ломки общества, приверженность принципу социального партнерства.

Во-вторых, открытость идеологии, т.е. возможность ее формирования на основе различных, порой противоположных по своему содержанию идей, взглядов и представлений о социальной действительности.

В-третьих, ориентация на «демократический социализм», трактуемый не только как идея, но и как процесс длительных, неограниченных во времени общественных преобразований.

Date: 2015-11-14; view: 238; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию