Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЗАКЛЮЧЕНИЕ 4 page





Реакцией общества на высокую социальную цену радикальной модернизации явился кризис доверия не только к власти, но и либерализму как идеологии, олицетворявшей реформы в глазах граждан. Драматичным следствием курса радикал-либералов стал рост влияния коммунистических и национал-патриотических идей и движений, поставивших под угрозу процесс становления демократии.

Начиная с 1993 г. в российском либерализме происходит важная качественная перемена – усиление позиций социал-либерализма как демократической альтернативы радикал-либерализму. Это идейно течение представлено прежде всего партией «Яблоко», возглавляемой Г.А.Явлинским.

Социал-либералы считают необходимым пересмотр вульгарных подходов к реформам, учитывая масштабы социального расслоения и диспропорций регионального развития страны, угрожающих ее целостности. Цивилизованное распределение национального дохода должно быть таким же приоритетом государственной политики, как и его рост.

Черты социал-либерализма наличествуют в программах и лозунгах «Единой России», «Справедливой России» и некоторых других партий и движений. Социал-либерализм опирается на широкие слои городского и сельского предпринимательства, интеллигенцию.

По мере формирования в России конкурентной среды либерализм обретает материальную базу и перестает быть фактором главным образом духовного порядка. В настоящее время он представлен в разных сферах. В сфере экономики – это свобода предпринимательства, внутренней и внешней торговли. В сфере политики – это либеральная конституция, общественная система и многопартийность. В сфере мировоззренческой – это идейный плюрализм, свободное распространение философских и религиозных взглядов. Социальная база отечественного либерализма – прежде всего высокообразованные, востребованные люди, жители столиц и мегаполисов, обладающие большими адаптационными ресурсами.

В политическом спектре России функционируют две либеральные партии - Союз правых сил и «Яблоко». Они - сторонники социально-ориентированного рыночного хозяйства, минимизации государственного вмешательства в экономику. Для них характерны приверженность общечеловеческим принципам политической демократии – разделению властей, многопартийности, обеспечению прав личности, независимости СМИ и пр. Разделяя эти принципы, либералы убеждены, что их дальнейшее распространение и укоренение в России возможно лишь на основе собственного опыта развития либерализма. В сфере внешней политики они выступают против имперских традиций, изоляционизма и конфронтационности, за интеграцию России в сообщество цивилизованных государств.

В либеральной среде популярен консерватизм как антитеза социализму. Слово «консерватизм» широко используется в программных документах «Союза правых сил» и «Яблока», правоцентристской «партии власти» - «Единой России».

Свою первоочередную задачу политическая партия «Союз правых сил» видит в упрочении и развитии институтов демократии и свободного рынка, распространении либеральных идей и ценностей среди всех слоев населения России, и в особенности среди тех, которые представляют собой социальную базу отечественного либерализма.

В начале ХХ1 века СПС представляются наиболее значимыми следующие проблемы:

- воспитание нового демократического гражданского сознания, основанного на понимании государства лишь как инструмента для реализации права граждан на достойную жизнь;

- формирование нового образа российского государства и нового патриотизма, источником которого была бы не ностальгия по великодержавию, а осознание свободы граждан как основы истинного величия страны;

- утверждение прав собственности как священных и неприкосновенных, необратимости правовых гарантий на эффективное предпринимательство;

- создание компактного и максимально эффективного «государства профессионального управления» и борьба с коррупцией, разъедающей социальный организм России;

- обеспечение верховенства закона и действенных гарантий прав человека;

- создание представительной всероссийской либеральной партии;

- преодоление монополизма в системе информации и коммуникаций;

- проведение поэтапных федеративных реформ путем постепенного выравнивания прав и обязанностей субъектов РФ при сохранении их регионального и этнокультурного своеобразия;

- обеспечение прав всех народов и этнических групп России на сохранение своей самобытной культуры, своего языка и традиционного образа жизни;

- полномасштабная либерализация рынка труда, обеспеченная законодательно закрепленной свободой перемещения трудовых ресурсов, эффективная защита прав наемных работников;

- скорейшее построение конкурентоспособной рыночной экономики, способной генерировать средства как для создания новых рабочих мест, так и для внедрения в производство надежных природоохранительных технологий;

- проведение общенациональной реформы образования, подчиненной логике долгосрочной глобальной конкурентоспособности экономики.

Цель Российской демократической партии «Яблоко» - демократическая, процветающая Россия, сильная страна, способная:

- сохранить свою целостность и единство;

- создать общедоступные системы образования и здравоохранения мирового уровня;

- сохранить и приумножить свою великую культуру;

- преодолеть глубокий экологический и демографический кризис;

- на равных конкурировать с ведущими странами мира;

- войти в качестве полноправного члена в Европейский Союз и другие экономические и оборонные европейские организации.

Ориентир Российской демократической партии «Яблоко» - общество равных возможностей, основанное на принципах социальной справедливости и социальной солидарности сильных и слабых. Важнейшее условие существования свободного общества в России она видит не только в расширении частной инициативы, но и создании развитой системы социальной поддержки.

Партия ставит своей задачей реабилитацию демократических ценностей в глазах большинства населения, формирование стабильного демократического порядка, включающего в себя правовое государство, рыночную экономику, гражданское общество, современную систему безопасности и постиндустриальную стратегию в рамках европейского развития.

Рассматривая устойчивую демократию как обязательное условие динамичного развития в ХХ1 веке, жизненно необходимое России, РДП считает, что в отсутствие развитых демократических институтов попытки правящей элиты установить авторитарную систему, обслуживающую интересы узкой группы лиц, приведут Россию к бюрократическому застою, необратимому отставанию и окончательному превращению в страну третьего мира.

РДП предлагает широкий круг мер с целью защиты демократических институтов, реализации в полном объеме прав и свобод граждан, формирования среднего класса как гаранта демократии, создания социального рынка, поддержания общественного порядка и оздоровления нравственного облика общества, преодоления экологического неблагополучия, обеспечения безопасности и борьбы с терроризмом, постиндустриальной модернизации страны.

Социал-либералы заявляют о своем российском патриотизме, но не таком, который ставит государство выше личности, ведет к разжиганию национальной розни и способен разрушить целостность страны, вызвать ее международную изоляцию Национальные интересы России они считают несовместимыми с имперскими мифами и шовинистической истерикой. Для них быть патриотом – означает работать на благо страны и ее граждан, а не произносить «красивые» слова, заниматься поиском внутренних и внешних врагов. Сохранение целостности страны в ее нынешних границах рассматривается как стратегическая задача нации в ХХ1 веке.

Будущее России либералы связывают с Европой и европейским путем развития, поскольку она является европейской страной в силу своей исторической судьбы, культурных традиций и географического положения. Они считают, что потенциал российской нации может раскрыться через призму творческого освоения ценностей европейской цивилизации, в формировании которых существенный вклад внесла великая русская культура. Европейский путь означает рост благосостояния российских граждан, приближение его к европейским стандартам через формирование в нашей стране социально-экономической, политической и экологической модели европейского типа, развитие российского законодательства в соответствии с принципами Совета Европы, это мощный импульс, который получит Россия от интеграции с Европейским Союзом. Такой интеграции, по мнению либералов, требуют интересы национальной безопасности страны - в условиях глобальных вызовов Россия и Европа смогут выжить только вместе.

В контексте продолжающегося поиска Россией новой идентичности представляется реалистичной и конструктивной позиция тех отечественных ученых либеральной ориентации, которые под ее интеграцией в западное общество понимают не физическое присоединение к тем или иным международным институтам, а создание внутри страны современных институтов постиндустриального общества, обеспечивающих ее конкурентоспособность. Они видят проблему не столько в закреплении России в составе Запада, а в закреплении внутри ее современных институтов, технологий и практик, превращения в «новый Запад». Такая интеграция не только не приведет к потере Россией своей идентичности, уподоблению США и Европейскому Союзу, а явится едва ли не единственно надежным способом укрепления международного статуса России1.

Российские либералы заявляют о своей солидарности с международным либеральным сообществом в стремлении достойно встретить новые вызовы человечеству на пороге ХХ1 века. Они уверены в том, что выживание всех народов в наступившем столетии во многом зависит от того, насколько широкое распространение получат либеральные ценности.

Наиболее известные представители современного экспертного либерализма:

в области политической науки и международных отношений – А.Г.Арбатов, И.М.Бунин, Вл.Л.Иноземцев, А,А.Кара-Мурза, С.А.Караганов, И.М.Клямкин, С.А.Марков, А.Мигранян, В.А.Никонов, А.М.Салмин, Г.А.Сатаров, Д.В.Тренин, К.Г.Холодковский, Л.Ф.Шевцова, Ф.В.Шелов-Коведяев, В.Л.Шейнис;

экономики – Е.Т.Гайдар, А.Н.Илларионов, Г.А.Явлинский, Е.Г.Ясин;

правоведения – С.С.Алексеев, М.А.Краснов, А.В.Оболонский;

национальных отношений и федерализма – В.А.Тишков.

 

Развитие либеральной идеологии и обоснование принципов либеральной политики, соответствующей современным российским реалиям, является главной задачей созданного в 2000 г. фонда «Либеральная миссия». Фондом издаются публикации, проводятся обсуждения актуальных проблем российской и мировой политики, инициируются интернет-дискуссии с участием не только приверженцев либеральных взглядов, но и представителей иных политико-идеологических течений, в том числе открытых противников либерализма.

В публикациях «Либеральной миссии» отмечается, что диалог - неотъемлемая составляющая часть либерального дискурса, присущий именно ему способ публичного существования. Развитие диалогической культуры рассматривается фондом как одна из главных миссий либералов. При этом не ставится задача переубедить оппонентов, заставив их отказаться от своих убеждений. Проблема видится в ином: свои собственные идеалы и взгляды либералы могут осуществить лишь при условии укоренения в обществе диалогической культуры, позволяющей преодолеть непримиримость идеологических конфронтаций, достичь минимально необходимого общественного консенсуса в отношении базовых ценностей.

Наиболее известные исследования отечественных либералов, вышедшие в последнее годы, – работы Е.Т.Гайдара «Долгое время. Россия в современном мире: очерки экономической стратегии (М., 2005), Е.Г.Ясина «Новая эпоха – старые тревоги. Политическая экономия» (М., 2004) и «Приживется ли демократия в России» (М., 2006), Г.А.Явлинского «Перспективы России» (М.. 2006), «Стимулы и институты. Переход к рыночной экономике в России» (М., 2007), «После империи / Под общ. ред.И.М.Клямкина. М.,2007. Первая из этих книг претендует на роль своеобразного манифеста неолиберальной идеологии ХХ1 века. Исследования отечественных либералов представляют собой, на наш взгляд, важную часть интеллектуальной подготовки перехода России к правовому демократическому строю.

Мы разделяем точку зрения тех ученых, которые считают, что либерализм вновь становится актуальным для России в связи с необходимостью постиндустриальной модернизации страны, которая не может быть проведена авторитарным режимом1. Такая модернизация требует развитой инновационной сферы, свободы бизнеса и его правовой защищенности. Именно либерализм с его упором на институты собственности и конкуренции способен повести Россию по пути модернизационных реформ, обеспечить необходимый технологический рывок в постиндустриализм.

При всех сложностях в становлении российского либерализма его долговременные перспективы представляются благоприятными. По мере укрепления буржуазных и средних слоев – носителей либерального сознания, формирования в российском обществе конкурентной среды, превращения России в один из соперничающих центров силы многополярного мира можно ожидать усиления влияния либерализма, расширения электората либеральных партий и обретения ими реальных шансов на политическое будущее.

Будущее либерализма в России отечественные и зарубежные исследователи связывают с формированием его новой, жизнеспособной разновидности, соответствующей современным условиям. Вместе с тем подчеркивается уместность обращения к невостребованным идеям русских либералов, сохраняющим актуальность.

 

Контрольные вопросы

 

 

1. К какому времени относится зарождение либерализма в России и что вам известно о его социальной базе?

2. Раскройте содержание либеральных идей М.М.Сперанского.

3. Охарактеризуйте консервативный либерализм.

4. Изложите идеи ведущих представителей консервативного либерализма. В чем их актуальность для современной России?

5. В чем заключается своеобразие «нового» либерализма?

6. Раскройте содержание основных идей ведущих представителей «нового» либерализма.

7. Какие идеи «нового» либерализма, с вашей точки зрения» актуальны для современной России?

8. Изложите основные особенности либерального социализма С.И.Гессена.

9. Каким группам советского общества были свойственны либеральные ориентации?

10. Какую эволюцию претерпела идейно-политическая концепция перестройки?

11.Когда и по каким причинам либеральные идеи получили широкое распространение в России?

12. Какие особенности отечественного либерализма ослабили его влияние?

13. Какие уроки западного либерализма не были приняты во внимание радикальными реформаторами?

14. В чем сущность социал-либерализма как альтернативы радикал-либерализму?

15.Назовите основные приоритеты российского либерализма в начале ХХ1 века и раскройте их содержание.

16.Кто из ведущих российских экспертов либеральной ориентации вам известен?

17. Каковы, с вашей точки зрения, перспективы либерализма в России?

 

 

Рекомендуемая литература

 

Ахиезер А., Клямкин И., Яковенко И. История России. М.: Новое издательство. 2005 (Исследования Фонда «Либеральная миссия»)

Власкин А.Г. Русские либералы (социальная философия либерального направления первой половины ХХ века). СПб.Изд-во СПб ГУЭФ. 2007.

Гайдар Е.Т. Долгое время. Россия в современном мире: очерки экономической стратегии. М.: Дело. 2005.

Гайдар Е.Т. Гибель империи. Уроки для современной России. М.: РОССПЭН. 2006.

Гессен С.И. Правовое государство и социализм // Избранные сочинения. М.: РОССПЭН. 1999.

Западники и националисты: возможен ли диалог? М.: Объединенное гуманитарное издательство. 2003.

Зайцева Т.И. В защиту русского либерализма//Полис. 2006. №1.

Кара-Мурза А.А. Либерализм против хаоса (Основные интенции либеральной идеологии на Западе и в России) //Политическая наука в России: интеллектуальный поиск и реальность. Хрестоматия Отв. ред.-сост. А.Д.Воскресенский. М.: МОНФ ИЦН и УП. 2000.

Козин Н.Г. Искушение либерализмом //Вопросы философии. 2006. №9.

Кистяковский Б.А. Философия и социология права. СПб.: РХГИ. 1998.

Леонтович В.В. История либерализма в России. 1762 – 1914. М.: «Русский путь». 1995.

Либерализм в России. Сборник статей. М.: РАН. Институт философии. 1996.

Либеральный консерватизм. История и современность. Материалы всероссийской научно-практической конференции. М.: РОССПЭН. 2001.

Макаренко Борис, Макаркин Алексей. Либералы / Мыслящая Россия: картография современных интеллектуальных направлений.Антология. Под ред. В.Куренного. М.: «Наследие Евразии». 2006.

Новгородцев П.И. Об общественном идеале М.: УРСС. 1991.

Новгородцев П.И. Введение в философию права. Кризис современного правосознания. М.: Наука. 1996.

Опыт русского либерализма. Антология. М.: Канон. 1997.

Российский либерализм: идеи и люди/Под общ. ред.А.А.Кара-Мурзы. М.: Новое издательство. 2004.

Согрин В.В. Политическая история современной России. 1985 – 2001: от Горбачева до Путина. М.: ИНФРАН-М: Весь мир. 2001.

Соловьев Э.Г. Внешнеполитические приоритеты либеральной России//Полис. 2005. №2.

Струве П.Б.Дневник политика. М.: «Русский путь». 2004.

Струве П.Б. Избранные сочинения. М.: РОССПЭН. 1999.

Франк С. Л. Русское мировоззрение.Сборник. СПб.: Наука. 1996.

Холодковский К. Конфликт «западничества» и «почвенничества» в контексте других линий размежевания //Мировая экономика и международные отношения. 2004. №6.

Тренин Д. Интеграция и идентичность: Россия как «новый» Запад. М.: Изд-во «Европа». 2006.

Чичерин Б.Н. Философия права. СПб.: Наука. 1998.

Явлинский Г.А. Перспективы России. М.: «ГАЛЛЕЯ-ПРИНТ». 2006.

Явлинский Г.А. Стимулы и институты. Переход к рыночно экономике в России. М., 2007.

Ясин Е.Г. Новая эпоха – новые тревоги. Политическая экономия. М.: Новое издательство. 2006.

Ясин Е.Г. Приживется ли демократия в России. 2-е изд., испр. М.: Новое издательство. 2006.

 

 

1У. ИДЕОЛОГИЯ КОНСЕРВАТИЗМА

 

 

1. Понятие и сущность консерватизма как идейно-политического течения

 

 

Термин «консерватизм», который дал название одному из наиболее влиятельных идейно-политических течений, произошел от английского слова “conserve” (сохраняю, охраняю). Первоначально этот термин употреблялся как обозначение идеологии феодально-аристократической реакции на французскую буржуазную революцию конца ХУ111 века. В Англии он получил официальное признание в 20-30-х годах Х1Х в. применительно к сторонникам партии тори, приверженцам существующих устоев. Примерно в это же время им начали пользоваться в Соединенных Штатах.

В научных исследованиях консерватизм трактуется как политическая идеология, ориентированная на сохранение и поддержание исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни, в первую очередь ее морально-правовых основ, воплощенных в нации, религии, браке, семье, собственности1.

Следуя концепции, предложенной К.Мангеймом2, многие ученые понимают консерватизм как осознанный, теоретически аргументированный традиционализм. По мысли исследователя русского консерватизма В.А.Гусева, «консерватизм представляет собой тип политической мысли, политическую идеологию, главным систематизирующим принципом которых выступает принцип следования социальной традиции»3. Сторонники такого подхода не без оснований полагают, что идеология консерватизма основывается на психологическом типе личности, которому присущи подчинение авторитету, ригидность мышления, антирационализм4.

К числу основных ценностей консерватизма обычно относят необходимость социальной иерархии (ранжирование общества), признание несовершенства человеческой природы и вследствие этого обязательность цивилизующей роли церкви, семьи и школы; культ сильного государства; отрицание революционных переворотов и признание целесообразности осторожных изменений; приоритет целого (государства, народа, нации) над частью (сословием, индивидом); враждебность рационализму и индивидуализму1.

Трудности в определении основного содержания консервативной идеологии порождаются и причинами, связанными с эволюцией этого идейного течения.

Во-первых, с течением времени произошла инверсия значений либерализма и консерватизма. Так, принципиальные положения классического либерализма – требования свободы, рынка и ограничения государственного вмешательства в экономику – сегодня рассматриваются как консервативные. В то же время идея централизованной регулирующей власти государства, ранее выдвигавшаяся консерваторами, стала важным компонентом либерального сознания.

Во-вторых, имеет место внутренняя гетерогенность идеологии консерватизма. Она включает разные направления, объединенные общей функцией – оправдания и стабилизации устоявшихся общественных структур. Носителями идеологии консерватизма являются социальные группы, слои и классы, заинтересованные в сохранении традиционных общественных порядков или в их восстановлении.

В консерватизме обычно выделяют три течения – традиционалистское, либертаристское и неоконсервативное (или либерал-консервативное)2. Они взаимодействуют между собой, образуя сложноструктурное целое, обозначаемое понятием «современный консерватизм».

 

2.Традиционалистское течение

 

Традиционалистское течение было исторически первым, положившим начало консерватизму. Основатели этого идейного течения - англичанин Эдмунд Бёрк (1729-1797), французы Жозеф де Местр (1753-1821) и Луи де Бональд (1754-1840), по своей социально-классовой принадлежности выражавшие главным образом интересы феодально-аристократических кругов, потерпевших поражение во время Великой французской революции. Их труды и прежде всего вышедшая в 1790 г. книга Э.Бёрка «Размышления о революции во Франции» являлись реакцией вытесняемых с исторической арены классов и слоев на идеи Просвещения и французской буржуазной революции. Этим идеям противопоставлялись традиции, преемственность, эволюционность и порядок.

В трудах Э.Бёрка наличествуют две главные идеи, оказавшие влияние на развитие консерватизма: 1) традиционализм, в соответствии с которым политический строй понимается как продукт истории и передачи от поколения к поколению; 2) органицизм, согласно которому политическая мудрость состоит в постоянном изучении традиции и нравов.

Система воззрений основателей консерватизма основывалась, во-первых, на приоритете преемственности над инновациями; во-вторых, на признании незыблемости исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни, воплощенных в нации, религии, морали, семье, собственности; в-третьих, на культивировании идеи ранжирования общества в противовес идее равенства. Эти принципы отрицали либеральный дух индивидуальной свободы, который, по мнению консерваторов, разрушал целостность человеческого сообщества.

Важное место в трудах этих мыслителей занимало понятие «традиционализм». В противоположность идеям Просвещения традиция получает у них приоритет над разумом, поскольку подчинение ей означает действие в соответствии с естественным ходом вещей и вековой мудростью.

Традиционализм должен определять содержание реформ, проведение которых не нарушало бы естественный ход вещей. При этом выделяются два основных вида реформ: реформы, направленные на восстановление традиционных прав и принципов, и превентивные реформы, нацеленные на предотвращение революций.

В вопросе о соотношении традиции и изменения Э.Берку принадлежит следующее суждение: «Государство, которое не в силах ничего изменить, не способно себя сохранить»1. Иными словами, естественным пределом опоры на традицию, по мнению Э.Бёрка, выступает потребность в частичных изменениях ради поддержания жизнеспособности системы.

Э.Бёрк старался учитывать фактор изменений как нечто постоянное. Наилучшим средством сопротивления неожиданным вызовам ему представлялось опережение их путем своевременной адаптации к смене обстоятельств, т.е. исключение самой неожиданности.

У Жозефа де Местра тенденция к охранительности выражена сильнее, чем у Э.Бёрка. Если Э.Бёрк стремился опережать неожиданное развитие событий путем принятия превентивных мер, направленных на приспособление к смене обстоятельств, то для Ж.де Местра изменения ассоциировались с дискомфортом, потерями и страданиями, отражавшими его личные впечатления и опыт.

Жозеф де Местр и Луи де Бональд, классики аристократического консерватизма, отвергали республику и противопоставляли ей традицию и авторитет. Ядром политических взглядов Ж.де Местра явилась идея эквилибра, понимаемого как создание статического равновесия в политической и духовной жизни на базе теократии. Л.де Бональд не отдавал предпочтения ни светской, ни религиозной власти, выдвигая идею союза религиозного и политического общества.

С развитием модернизационных процессов, сокращением традиционных социальных групп и становлением основных классов индустриального общества консервативная идеология лишилась своего охранительного пафоса. На основе консервативной идеологической традиции формировались течения, которые ориентировались на разные модели политического поведения и представляли собой результат синтеза с либерализмом. К началу ХХ столетия объективные предпосылки существования традиционного консерватизма были в основном исчерпаны.

Наиболее известным представителем традиционного консерватизма в ХХ веке был американец Р.Керк. опубликовавший в 1953 г. книгу «Консервативное мышление». Развивая традиционалистские принципы, он утверждал, что в революционные эпохи люди часто увлекаются новизной, но затем устают от нее и тянутся к старым принципам. История трактуется как циклический процесс смены эпох. Период после Второй мировой войны оценивается как наиболее благоприятный для консерваторов. На них, по его мнению, легло бремя ответственности за судьбу христианской цивилизации, и они в силах справиться с этой задачей.

В публикациях Р.Керка утверждается, что поскольку природа человека неисправимо повреждена, мир нельзя улучшить посредством политической деятельности. Консерваторы-традиционалисты должны стремиться обеспечить широкий национальный консенсус, апеллируя к традиционным представлениям и предрассудкам, авторитету и религии. Социальную и экономическую проблематику следует переводить в религиозно-этическую плоскость.

В 80-е годы Р.Керк выделил следующие принципы традиционного консерватизма: вера в «закон и порядок» и убеждение в том, что экономика переходит в политику, политика в этику, этика в религиозные понятия. Взгляды Э.Бёрка охарактеризованы им как «главное русло консерватизма»1.

Традиционалистские идеи оказали существенное влияние на программы и платформы многих фундаменталистских групп и организаций, которые в 80-х гг. выступили в качестве движущей силы сдвига вправо в идейно-политической жизни США.

 

2.Либертаристское течение

 

 

В конце Х1Х – начале ХХ века в США и позднее в Европе возникла и становилась все более влиятельной либертаристская разновидность консерватизма. Она окончательно оформилась в первой половине ХХ века.

Либертаризм – экономоцентричное течение в современном консерватизме, которое наследовало классическую либеральную традицию ХУ111 – Х1Х веков. На этом основании некоторые ученые даже относят его к неолиберализму.

Либертаризм, по мнению его идеологов, призван, с одной стороны, развить идею индивидуальной свободы, сформировавшуюся в минувшие эпохи, а с другой – предотвратить дальнейшее распространение социалистических идей.

Концептуальные основы либертаристского консерватизма заложили Фридрих фон Хайек (1899 – 1992) и Людвиг фон Мизес (1881 – 1973). Работа австро-британского экономиста и философа Ф.Хайека «Дорога к рабству» (1944) по существу явилась манифестом либертаризма

Основатели либертаристского течения считали любую форму вмешательства в экономику неприемлемой и негативно относились к идее макроэкономического регулирования. В их представлении рыночная свобода, равно как свобода политическая, правовая и духовная, не может быть даже частично ограничена. В качестве естественной формы организации общества они рассматривали «спонтанный порядок»,т.е. возникающий в процессе естественного развития.

В начале своей научной деятельности Ф.Хайек активно занимался экономической теорией и был главным оппонентом экономиста Дж.Кейнса, выступавшего за государственное регулирование экономики как способ преодоления странами Запада «великой депрессии» рубежа 20 – 30-х годов ХХ века. Основная проблематика Ф.Хайека с середины 40-х годов – полемика с тоталитаризмом, к которому он относил социализм и социалистическую идеологию.

В работе «Дорога к рабству» (1944) Ф.Хайек доказывал принципиальную неосуществимость целей социализма ввиду несостоятельности централизованной системы управления, не соответствующей структуре производства и общественным потребностям. Реализация принципов планирования неизбежно приводит к тоталитаризму, поскольку невозможна без принудительных мер, свертывания законности, проникновения государства во все сферы общественной жизни. Главное преимущество рыночной экономики Ф.Хайек видел в способности рынка посредством механизма цен использовать такой объем информации, который не может быть обработан в интересах экономических агентов при централизованной системе планирования.

Рыночная экономика, по Ф.Хайеку, это сложная, спонтанно действующая система, возникающая в процессе эволюционного развития, а не за счет движения к некоей запрограммированной цели. Она функционирует благодаря соблюдению индивидами с различными интересами универсальных правил поведения.

Date: 2015-11-14; view: 285; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию