Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Современные подходы к идеологии: опыт зарубежных и отечественных исследователей





Таким образом, нами рассмотрен широкий круг аспектов, касающихся происхождения, сущности, содержания и функций идеологии в процессе исторического развития. Завершая тему, отметим один из переломных моментов истории зарубежной социальной мысли, связанной с определением понятия и функций идеологии в обществе социологом ХХ в. Н. Луманом. В рамках своей знаменитой теории «самореферентных», «аутопоэтических» (т. е. самоорганизующихся и самоуправляющихся) социальных систем Н. Луман по-новому определил понятие идеологии, ее значение и функции в обществе. Она выступает, по существу, как селекционный механизм познания социальной действительности, определяющей выбор путей и целей общественного развития. Однако изменяемыми оказываются не только действия, но и сама идеология. То, что «идеология ощущается как приемлемая, а ее критика – как деструктивная», определяется тем, что до этого времени идеологии измерялись критически и когнитивно на основании традиционных идей истины, но не видели ее (идеологии – Авт.) значимости»[21].

В этом смысле теоретики идеологии подобны скульптору, который отсекает от глины или камня все лишнее и создает скульптуру, просеивая заранее неприемлемые из-за ценностного неприятия варианты решения проблем, которые могут привести к нежелательным последствиям. В этой «селекции» решений, касающихся общества, группы, индивида на основе их стабильных, хотя и меняющихся под влиянием времени ценностных систем, и состоит главное предназначение идеологии. Она способствует более быстрому и адекватному решению проблем, обеспечивая их «редукцию комплексности» или понимание, хотя эту функцию, т. е. функцию познания, призвана выполнять и наука. Это значит, что наука и идеология не только не противоречат, но дополняют друг друга: наука – путем поиска истины, а идеология – путем поиска адекватных ценностных систем, потребностью людей в целостной, не противоречивой, ясной и простой ориентации в социально-политической жизни, чего наука дать не может. Это две стороны одной и той же медали – социальных действий индивида, общества и государства.

Широкое распространение в современной западной социологии и политологии получила точка зрения, согласно которой идеологии образуют определенный подкласс в рамках совокупности политических доктрин. В таком понимании «идеология – это обещание спасения и доктрина борьбы; считающееся непогрешимым и неоспоримым, обещание спасения в этом мире, спасения, которое предстоит обрести в текущей истории»[22]. Автор данного определения французский политолог Ф. Бенетон – анализирует динамику развития идеологии на основе исследования особенностей и логики развертывания Великой Французской и Великой Октябрьской революций и приходит к выводу, согласно которому в основе массовых революционных действий лежит вполне определенный идеологический проект.

В поздне- и постсоветской социальной действительности у вышеназванных идеологических концепций нашлись сторонники и последователи, прежде всего, в среде прозападно ориентированных политиков. Э. Шеварнадзе, в частности, утверждал, что идеология, рожденная посттоталитарным режимом, искажает саму себя, других людей и весь мир вокруг нас; это именно то, что «еще лежит тяжелым бременем на плечах нашего народа»[23]. В отличие от него американский философ японского происхождения Ф. Фукуяма утверждает, что «завершение идеологической эволюции человечества» происходит вследствие утраты марксистско-ленинской идеологией движущей роли во внешней политике России и Китая и проистекающего из этого прекращения идеологической конфронтации между Востоком и Западом. В результате на нашей планете создается «деидеологизированный мир»[24], в котором «борьба за признание готовности рисковать жизнью ради чисто абстрактной идеи, идеологическая борьба, требующая отваги, воображения и идеализма, отойдут на задворки, в периферийные зоны мира, а вместо этого утвердятся «экономический расчет, бесконечные технические проблемы, забота об экологии и удовлетворение изощренных запросов потребителя».

И все же наряду с концепциями «деидеологизации» периодически возникали и возникают и распространяются призывы к «реидеологизации» общества, т. е. к восстановлению идеологии в ее правах. Характерно, что даже некоторые авторы из тех, кто выступал в качестве инициаторов деидеологического движения, например Д. Белл, С. Липсет и другие, позднее стали пропагандировать необходимость «реидеологизации».

Возникает вопрос: почему же интенсивные призывы «деидеологизации» «рано или поздно сменяются не менее активными конструированиями «реиделогизации»? Не потому, разумеется, что кому-то хочется подчинить развитие культуры, науки, политики и даже экономики неким идеологическим принципам. Но прежде всего потому, что ни одна из этих сфер общественной жизни не может функционировать и развиваться в так называемом «чистом», деидеологизированном виде, освобожденном от влияния групповых, классовых интересов, целей, идей, составляющих содержание идеологии. Любое общество всегда нуждается в некоей объединяющей, скрепляющей его идее, ориентирующей его на определенные цели и ценности. Сегодня как никогда звучат пророческие слова Ф. Достоевского о великом предназначении скрепляющей идеи. «Скрепляющая идея, – говорил он устами своего героя, – совсем пропала. Все точно на постоялом дворе и завтра собираются вон из России... Это – самый насущный вопрос, который только есть»[25].

Насущная значимость объединяющих и скрепляющих общество идей, составляющих живую, развивающуюся ткань идеологии, в том и состоит, что идеология чаще всего не выступает в качестве оторванных от жизни постулатов, не является самодовлеющей величиной, а реально функционирует как определенная и весьма существенная сторона различных видов человеческой деятельности.

И как бы ни были активны в своих теоретических изысканиях «деидеологизаторы» или «реидеологизаторы», идеологические компоненты всегда были и будут присутствовать в жизни государства и общества. Это подтверждает опыт Советского Союза, стран Запада (Швеция, Германия и др.) и Востока (Япония). Он показывает, что мировоззренческие системы и идеологические установки не только функционируют, но и активно привносятся в общественное сознание государством. Это объясняется очень просто: любому обществу необходим единый и целостный свод идей, ценностей и норм, который объединяет всех его граждан, является общей платформой согласованных действий во всех областях жизнедеятельности.

Таким образом, рассмотренный выше генезис понятия «идеология» может быть сведен в следующую таблицу (табл. 1.1):


Таблица 1.1

Генезис понятия «идеология»

Основные этапы, авторы Характеристики происхождения, сущности, Содержания и функций идеологии
Древняя Греция Платон, Эпикур и другие Первые упоминания учения об идеях. Употреблялось слово ideologia («особое мнение», «частная беседа»). На базе греческих слов idea и logos в XVI–XVII в.в. появилось слово «идеология»
Новое время ХVI-ХVIII в.в. Френсис Бэкон (англ. философ, ХVI – нач. ХVII в.) Антуан Дестют де Траси (франц. просветитель, ХVIII в.) Создал целое учение об «идолах» или «призраках» разума – искаженных образцах действительности, превратно воспроизводящих ее черты. Из учения Ф. Бэкона закономерно вытекает важное заключение: идеологии могут быть как истинными, так ложными. В интересах общества иметь поменьше ложных идей и побольше истинных.   Впервые представил идеологию как «строгую науку, такую же точную, как естественные науки» (доклад «Проект идеологии», 1796 г.). Он определял идеологию как науку об идеях, их происхождении, законах развития и применимости. Идеи Дестют де Траси об отношении между физиологией и моралью, зависимости человеческого мышления, чувствования и воления от физического существования человека стали основой школы «идеологов»
ХIХ в. В целом, в течение всего ХIХ в. понятие «идеология» использовалось как обозначение для «учения об идеях», их возникновении, развитии и различных видах
К. Маркс и Ф. Энгельс Трактовка идеологии К. Маркса характеризуется двумя аспектами: 1) классовым подходом (классовым интересом); 2) социальной обусловленностью идей, в которых выражены экономические мотивации данного класса. В этом контексте была подвергнута ожесточенной критике идеология буржуазии, извращенно трактующая и оценивающая реальную социально-экономическую и политическую действительность. Поэтому собственную идейную систему К. Маркс отказался называть идеологией. Для него это была свободная от идеологических искажений наука
XX в.
В.И. Ленин Понятие «идеология» применительно к рабочему движению приобретает значение научности и объективности, поскольку интересы пролетариата совпадают с интересами прогрессивного развития общества. Соответственно идеология рассматривается как система представлений, выражающих коренные интересы прогрессивного класса
Немарксистские трактовки понятия «идеология»
А. Зайдель На основе психоанализа разработал первую немарксистскую концепцию идеологии. Отбросив связь идеологии с производительными силами и производственными отношениями, А. Зайдель приписывает ей не историческую, а психологическую гармонизацию. «Жизнь спасает человека еще раз тем, что она дает ему ложное сознание», т. е. идеология имеет для человека «жизненную необходимость»
К. Мангейм Рассматривал два типа идеологий (партикулярные и тотальные) и четыре идеально-типичные формы утопического сознания. Партикулярные идеологии – это совокупность представлений индивидов или отдельных человеческих сообществ об их реальном либо отвечающем их устремлениям общественном положении. Тотальные идеологии формируются (и далее поддерживаются) под воздействием уже сложившихся социально-исторических и культурных условий
Х. Плесснер Настаивал на естественности феномена идеологии человека
Неомарксистский подход к понятию идеологии
Э. Фромм (Германия) Расширил социально-психологическое понятие «идеология», включив его в собственный категориальный аппарат, трактуя идеологию преимущественно как «закрытую систему идей и ценностей суждений, которая абсолютизирует частичные истины посредством упрощения, поставляет тотальные объяснения мира и обосновывает их в качестве оправдания действий»
Послевоенная эпоха (1945–1970 гг.)
Х. Тилеке, Ж. Бехле Понятие идеологии стало нередко суммарным обозначением сходного с мировоззрением образования, имеющего подвижные границы с соседними понятиями, касающимися вида, значения и функций высказываемых идей. Довольно часто авторы ограничивались лишь дифференциацией различных идеологических подходов, не предлагая нового определения идеологии. Понятие идеологии ими понималось как позитивно (естественное отражение действительности в сознании людей), так и негативно: критиковалось и отвергалось
Позитивистский и неопозитивистский подходы
Т. Гайгер Т. Гайгер вывел формулу: «идеологическими являются те высказывания, которые облачают ценностные суждения, суждения об отношениях чувств (необъективное) в форму объективных высказываний, поэтому они являются не ложными, но и не «легитимными»
Х. Альберт, К. Поппер Х. Альберт (представитель критического рационализма) и К. Поппер заявили о трудностях, связанных с различением оценочных высказываний и высказываний о фактах. Под идеологией следует понимать противостоящую рациональной и критической мысли догматизацию и онтологизацию
Теории тоталитаризма
Г. Саломон Критика идеологии и стремления изъять ее из общественной жизни. Идеология, по мнению сторонников тоталитаризма и, в частности, Г. Саломона, является систематизированной формой самых различных предрассудков с тенденцией к максимализму на основе абстрактных принципов
Американская социологическая и политическая наука послевоенного времени
Т. Парсонс (положительное отношение к идеологии) По его мнению, идеология представляет собой систему убеждений (верований), проводимых членами общества, которые ориентированы на ценностную интеграцию общества. Идеология по своей природе призвана координировать социальную ситуацию, развитие и цели общества
Д. Белл, Р. Арон (отрицательное отношение к идеологии) Заявили о «конце идеологии». Они выдвинули теорию деидеологизации, согласно которой уровень информированности общества растет и потребность в идеологии отпадает. Д. Белл разработал концепцию деидеологизации (получил Пулитцеровскую премию США). Р. Арон назвал одну из глав своей книги «Конец идеологии»
Реидеологизация (возрождение идеологии)
Тезис деидеологизации стал предметом жестокого спора и вскоре был опровергнут всем ходом общественного развития. Было логичным сочтено научным сообществом провозгласить о «конце идеологии»
О. Лемберг (Германия) «Идеология разгружает и стабилизирует человеческое поведение», дает ему «гибкость и широту вариаций и является для индивида медиумом и инструментом социализации»
Ж. Эллюль (Франция) «Только с помощью идеологии можно охватить нечто важное в действительности, разнообразие ее информации»
Т. Новотны (Австрия) «В последние годы слишком преждевременно заговорили о конце идеологии… Эти предсказания оказались ошибочными. Нельзя желать оформить общество, проводить политику без представления о том, в каком направлении мы хотим это сделать. Необходима картина достойного, идеального общества. Идеология является необходимой составной частью политики для будущего»
Функциональный подход (конец XX в.)
Н. Луман По-новому определил понятие идеологии, ее значение и функции в обществе в рамках своей знаменитой теории самоорганизующихся и самоуправляющихся систем. Идеология способствует более быстрому и адекватному решению проблем, обеспечивая их понимание, и эту же функцию призвана выполнять наука. Это значит, что наука и идеология не только не противоречат, но и дополняют друг друга: идеология – путем поиска адекватных ценностных систем, наука – путем поиска истины. Это две стороны одной и той же медали – социальных действий индивида, общества, государства
     

Date: 2015-11-14; view: 885; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию