Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Оценка демократии





План

1. Политическая культура и идеологические процессы в трансформирующемся белорусском обществе.

2. СМИ и информационная политика в Беларуси.

3. Общественные организации в идеологических процессах.

 

1. Политическая культура и идеологические процессы

в трансформирующемся белорусском обществе.

 

Политическая культура составляет органическую часть общей культуры общества с ее характерными особенностями, ценностями, нормами поведения. В процессе обучения и накопления собственного опыта у людей складывается более или менее устойчивые, типичные для определенного общества образцы организации в отношении политической системы, ее институтов, других участников политического процесса, а также в отношении самих себя.

Политическая культура выполняет важнейшую роль в формировании идеологии государства.

Понятие политической культуры фиксирует уровень и характер политических знаний, оценок и действий людей, а также содержание и качество духовных ценностей, традиций, норм, регулирующих политические отношения.

Сферой функционирования политической культуры является вся политическая жизнь общества, охватывающая все те общественные отношения, воззрения, виды деятельности, которые связаны с осуществлением власти и управления.

Охватывая все сферы политической жизни, политическая культура включает в себя культуру политического сознания; культуру политического поведения отдельных лиц и социальных общностей; культуру функционирования существующих в рамках данной системы политических институтов и организаций.

Политическая культура определяется как система исторически сложившихся, относительно устойчивых и воплощающих опыт предшествующих поколений установок, убеждений, представлений и моделей поведения, проявляющихся в непосредственной деятельности субъектов политического процесса. Более сжатое определение: политическая культура – это совокупность политических знаний, убеждений и принципов, проявляющихся в способах и результатах политической деятельности людей.

В структуру политической культуры включаются, прежде всего, такие компоненты, как субъект и объект. Субъектом политической культуры может выступать как индивид с его установками, ценностями, предпочтениями, так и различные социальные группы: классы, нации, народности и т.д. На каждом из этих уровней субъект политической культуры – это носитель и хранитель определенных политических ценностей.

Объектом может выступать сама политическая система и ее отдельные компоненты: политический режим, политические институты, партии, организации и пр.

· Структура политической культуры.

Если структурировать политическую культуры индивида, то здесь следует выделить, прежде всего, 1)политические знания и убеждения.

Некоторые исследователи в структуру политической культуры включает 2)политическое сознание, политические теории и доктрины. Эти духовные элементы политической культуры отражают достигнутый уровень политических отношений.

Важнейшим элементом политической культуры общества является

3)культура взаимоотношений политических учреждений с массами, которые аккумулируют и направляют волю и энергию социальных групп и классов на достижение поставленных политических целей.

Выделяется и такой элемент политической культуры 4)как национальные государственные символы.

Отмечается и такой элемент политической культуры, как 5)политические традиции, представляющие собой нормы политической жизни, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в политической жизни общества в течение длительного времени.

Польский политолог Ежи Вятр в структуре политической культуры выделяет четыре основных компонента: 1) знания о политике, политической системе; 2) оценка политических явлений; 3) эмоциональная сторона политической позиции; 4) «образцы» политического поведения.

 

· Функции политической культуры.

 

Политическая культура выполняет следующие функции:

1) познавательную (обеспечивает накопление знаний о политике и политической системе и передачу политических знаний и опыта в обществе);

2) аксиологическую (формирует определенную систему политических ценностей, идеалов и норм, способствующих наряду с соответствующими знаниями становлению убеждений и рациональных действий субъектов политической деятельности);

3) воспитательную (способствует формированию целостной, политически грамотной, сознательно участвующей в политической жизни общества личности);

4) нормативно – регулирующую (обеспечивает упорядочение и регенерацию политических отношений на основе соответствующих предписаний и норм);

5) коммуникативную (служит обеспечению политического общения членов общества и трансформации индивидуальной политической культуры в групповую, групповой - в–национальную, национальной – в общечеловеческую).

 

· Типы политической культуры.

Выделяют два основных типа политической культуры: тоталитарный и плюралистический. Тоталитарный тип основывается на идеях о принципиальной одномерности социально-экономической и духовной жизни общества; недопущении открытого проявления специфических целей и интересов различных социальных групп; вытеснении из политической жизни возможности выбора.

Плюралистическая политическая культура проявляется в общенациональном согласии относительно принципов организации и функционирования политической жизни и ее базисного ядра – государственной власти, относительно целей и норм деятельности; высоком статусе демократии в иерархической структуре ценностей.

 

· Типология политической культуры.

Американские политологи Г. Алмонд и С. Верба выделяют три чистых вида политической культурыпатриархальную, подданническую, активистскую и три смешанных типа – патриархально - подданническую, подданническо – активистскую и патриархально-активистскую, которые получаются из смешения чистых типов.

1.Патриархальная политическая культура – это политическая культура общества, в котором либо еще не сформировалась, либо только стала формироваться политическая система. В таком обществе нет специализированных политических ролей. Они выступают как некая недифференцированная совокупность. Поэтому политические ориентации членов этого общества неотделимы от религиозных и социальных.

2.Подданническая политическая культура («культура подчинения») характеризуется «высокой частотностью ориентаций» в отношении дифференцированной политической системы. Однако члены общества, зная о существовании специализированных политических институтов и испытывая к ним определенные чувства, весьма слабо ориентированы на активное участие в функционировании политической системы.

3. В активистской политической культуре («культуре участия») все ориентации достигают «высокой частотности». Члены общества ориентированы на соответствующую политическую систему, на активное участие в ее деятельности.

В реальной политической практике, как отмечают Г. Алмонд и С.Верба, происходит сочетание этих типов. В результате образуются три названных типа смешанных культур.

Первый из них патриархально-подданнический – характерен для обществ, которые переживают этап перехода от провинционализма к централизованной политической власти.

Второй типподданнически – активистский – характеризуется тем, что значительная часть населения становится активно ориентированной на более или менее демократическую политическую систему, хотя остальные продолжают оставаться лояльными по отношению к авторитарным формам и структурам правления.

Третий типпатриархально-активистский – характерен для стран, которые только становятся на путь демократии. Политическая культура там отличается фрагментарностью.

Усвоение политической культуры личностью происходит в ходе политической социологии.

 

· Политическая социализация.

 

Политическая социализация – это процесс, с помощью которого политическая культура передается, приобретается и изменяется. Это также и совокупность процессов становления политического сознания и поведения личности, принятия и исполнения политических ролей, проявления политической активности. Иными словами, под политической социализацией понимается процесс обучения человека нормам, отношениям и поведению, предпочтительным для существующей политической системы.

Политическая социализация – это и вступление личности в политику: формирование политических представлений, ориентаций и установок, приобретение навыков политического участия, врастание в определенную политическую культуру.

 

В рамках любой политической системы действуют специальные институты, целью которых является формирование определенного типа личности, в том числе политическая социализация; семья; школа и другие учебные заведения; формальные и неформальные социальные группы (коллеги, клубы, классы и т.п.); партии и политические организации; средства массовой информации и др.

 

· Политическое участие.

Политическое участие рассматривается как вовлеченность членов данной общности на индивидуальной, классово-групповой, национально-этнической, религиозной или другой основе в процесс политико-властных отношений.

Политическое участие выражается в двух основных формах: прямой (непосредственной) и опосредованной (представительской). Прямое участие имеет место в рамках небольших политических общин, где массы на собраниях принимают решения большинством голосов. Оно характерно для местного управления и самоуправления.

При опосредованном участии массы выбирают своих представителей для осуществления политической власти.

Оценка демократии

Представление о состоянии политического сознания белорусов дают результаты двух национальных опросов, проведенных в 2000 г. в рамках европейского исследования ценностей, и в 2002 г. в рамках международного исследования политической культуры.

 

· Оценка демократии.

Ни в одной из постсоветских стран демократии не дают таких высоких оценок, как в Беларуси – 88% опрошенных называют ее лучшей из форм правления. Даже вариант направления сильного лидера набирает всего 40%, в России – 50%, на Украине – 60%.

Вместе с тем, только четверть опрошенных удовлетворены тем, как развивается демократия в Беларуси, более 50% не удовлетворены частично или полностью.

Не удовлетворены люди и нынешней системой управления в стране. Но участники опроса не считают, что сами граждане должны активно участвовать в управлении на разных уровнях, чтобы сделать его демократическим.

Ученых ставят в тупик парадоксальный факт: при высоких оценках, данных демократии, почти 60% граждан положительно оценивают прежнюю советскую политическую систему. Можно предположить, что и советскую систему они оценивают как демократическую.

Это дает основание предположить, что западная трактовка либеральной демократии далеко не единственная, которая имеет место в нынешнем массовом сознании белорусов.

· Политическая активность.

В отличие от бурных времен перестройки сегодняшние граждане в значительной мере деполитизированы и пассивны. Менее 1% опрошенных являются членами политических партий, только 8% весьма интересуются политикой, а еще 38% «скорее интересуются».

Большинство граждан не используют своих политических прав на участие в политической жизни, не обладают достаточной политической культурой. Оказалось, что политическая активность – наименее выраженное качество в структуре политической культуры белорусов. Средний показатель составляет всего 3,5 балла из 10 возможных, тогда как демократические верования и убеждения набирают 5,7 балла из 10.

Отношение молодежи и, в частности, студенчество, мало чем отличается от отношения населения.

Чувствуют личную ответственность за то, что происходит в стране 10,3%, нет 40%, затрудняются ответить ≈ 50% опрошенных студентов ГГУ.

Считают, что могут лично как-то повлиять на то, что происходит в стране 5,6%, скорее да 11,8%, скорее нет – 45,1%, нет – 24,1%, затрудняются ответить – 13,3%.

Можно сделать вывод, что на вербальном уровне демократические ценности широко одобряются, тогда, как на поведенческом уровне зачастую игнорируются.

Таким образом, противоречивое общественное сознание транзитивного белорусского общества отражает крайне противоречивую ситуацию, сложившуюся в реальном процессе социальных преобразований.

Общественное сознание является эклектичным, сочетает в себе и некоторые научно обоснованные идеи и суждения здравого житейского смысла, скомбинированные с устаревшими догмами, ложными выводами, заблуждениями.

Значительное место занимают в массовом политическом сознании эмоции, иллюзии, беспочвенные фантазии, через которые выражается отчаяние и злость по поводу нынешней ситуации и невозможности ее изменить.

Вместе с тем в общественном сознании переходного периода белорусского общества еще не отрефлексирована идея о том, что только активная включенность каждого человека в происходящие общественные процессы может способствовать изменениям в политическом сознании, а, в результате, и во всем обществе в целом.

 

Date: 2015-11-14; view: 406; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию