Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Идеология как социальный феномен. Ее сущность, структура и функции в обществе





План

1. Идеология как социальный как социальный феномен. Ее сущность, структура и функции в обществе.

2. Становление и развитие белорусской государственности.

3. Основные этапы развития общественной мысли и идеологии белорусской государственности.

Идеология как социальный феномен. Ее сущность, структура и функции в обществе.

 

Идеология является одной из специфических форм внутренней духовной регуляции жизни различных социальных общностей и государственных образований. В отличие от других регуляторов, таких как нравственность, право, религия идеология направлена главным образом на упорядочение отношений власти и остального общества, а так же отношений различных классов, социальных групп, и достижение общего единства в стабильности общества.

Идеология существует столько, сколько существует государство, поскольку является непременным его атрибутом, признаком.

По мере развития общества в нем не только возникали, достигали расцвета и могущества и приходили к упадку различные цивилизации и государства. Вместе с ними рождались, существовали и исчезали различные формы идеологии. Первоначально для всех народов такой формой была мифология. Позже, после принятия христианства, у европейских народов господствовали идеолого - мировоззренческие структуры, основанные на христианском учении. Они воспринимались органично и нерефлексивно как извечная данность.

В эпоху Возрождения предпринимаются попытки выхода за пределы церковно-христианского мировоззрения, но только в новое время с утверждением идей Просвещения начинается новый этап духовного развития. В этой атмосфере и происходит осознание того явления, которое мы сейчас понимаем под термином «идеология».

Понятие «идеология» возникло в конце XVIII в. Его автор – французский философ Дестют де Траси (1754-1836). Он хотел создать особую «науку об идеях».

Создатель понятия «идеология» Дестют де Траси и его соратники вкладывали в него весьма далекое от нынешнего понимание этого термина содержание.

В идеологии они видели особую науку, которая выясняет причины и законы формирования идей и составляет основу других наук – политических, педагогических, нравственных.

Термин «идеология» получил мировую известность благодаря конфликту между Наполеоном и «идеологами».

К. Маркс и Ф. Энгельс весьма широко использовали понятие идеология. Во-первых, они традиционно трактовали его содержание для обозначения умозрительных, оторванных от действительности идей, а затем и одной из форм «ложного сознания». Критике подверглись, прежде всего, Гегель и его последователи, принимавшие идею за основу всего сущего в мире, в результате чего реальности навязывалась умозрительные схемы.

В более широком смысле для Маркса и Энгельса идеологией оказываются все формы буржуазного сознания.

В середине XX века некоторые западные ученые заговорили о конце идеологии (З. Бжезинский, Дж. Гелбрейт, Д. Белл). Но вскоре возникла теория реидеологизации и была предпринята попытка использования идеологии для обоснования государственной политики ведущих капиталистических стран.

Опыт Советского Союза, где на протяжении более 70 лет действовала и определяла все стороны жизни общества коммунистическая идеология, на первый взгляд говорит о пагубности, вредности для общества единой, всеохватывающей идеологии, о ненужности идеологии вообще.

В тоже время развитие некоммунистических обществ, как на Западе, так и на Востоке (страны большой семерки) показывает, что идеологические установки не только действуют там, но и активно привносятся в общественное сознание государством. Можно сказать, что эти государства активно реализуют политическую идеологию, занимаются идеологической деятельностью. Объясняется этот парадокс следующим образом. Любому обществу необходим единый и целостный свод идей, ценностей и норм, которые объединяет его граждан, является платформой общественного согласия во всех областях деятельности.

Особенно возрастает значимость объединяющей идейной силы, способной сплотить граждан, придерживающихся различных взглядов в условиях системной трансформации общества, которая осуществляется ныне в Беларуси. Такую объединяющую и вместе с тем мобилизирующую роль в современном белорусском обществе призвана сыграть идеология.

Что означает это, еще недавно, казалось бы, окончательно, скомпрометированное понятие – идеология. Существуют самые разные определения идеологии, но, пожалуй, наиболее удачным, конструктивным определением можно считать то, которое дал А.Г. Лукашенко на семинаре руководящих и местных государственных органов в марте 2003 г.:

«Идеология – это система идей, взглядов, представлений, чувств и верований о целях развития общества и человека, а так же о средствах и путях достижения этих целей, воплощенных в ценностных ориентациях, волевых актах, побуждающих людей в своих действиях стремится к целям, которые мы перед собой поставили».

 

Хочу обратить внимание на два элемента этого определения – верования и волю. Без твердой воли и убежденности идеология не сможет овладеть сознанием людей. С другой стороны убежденность людей в верности идеологии должна подкрепляться реальностью провозглашаемых лозунгов и подтверждаться их реализацией на практике.

Идеология представляет многогранное социальное явление. Она обладает сложной структурой, выполняет в обществе многообразные функции. Структура социологии в ее горизонтальном срезе включает в себя следующие элементы:

Date: 2015-11-14; view: 3428; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию