Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психолого-педагогические основы формирования готовности ребенка к обучению в школе

 

Одной из важнейших задач дошкольного воспитания является подготовка детей к школе. Педагогический опыт и специальные исследования свидетельствуют о том, что от подготовки ребенка в дошкольные годы в значительной мере зависит успешность его школьного обучения.

В психофизиологическом отношении готовность ребенка к школе не может быть сведена лишь к овладению им суммой каких-либо отдельных знаний и умений. Она представляет собою целостную систему свойств и качеств, характеризующую достижение ребенком новой, более высокой стадии общего физического, умственного, нравственного и эстетического развития. Так, она предполагает определенный уровень морфофункционального созревания всего организма и нервной системы ребенка, обеспечивающей повышение его умственной и физической работоспособности (М.В. Антропова, Н.Т. Терехова). Наряду с этим существенное значение имеет приобретенный детьми запас элементарных знаний об окружающем, а также простейших навыков практической и умственной работы, достигнутый ими уровень развития мышления и речи, а также познавательных интересов, степень сформированности общественных мотивов поведения и нравственно-волевых качеств, необходимых для того, чтобы успешно заниматься социально значимой учебной деятельностью, направленной на усвоение школьного курса основ наук (JI.И. Божович, Р.С. Буре, JI.А. Венгер и др.).

К концу дошкольного возраста при благоприятных условиях жизни и соответствующем воспитании, как отмечал JI.С. Выготский и вслед за ним Д.Б. Эльконин, происходят глубокие изменения в личности ребенка. Он начинает проявлять способность судить о наблюдаемых явлениях и оценивать их нравственный смысл не только с точки зрения субъективных впечатлений и желаний, но и с более объективной позиции, принимая во внимание и то, чем они кажутся, и то, чем они являются на самом деле, и сообразуясь с тем значением, которое они имеют не только для него лично, но и для окружающих его людей, т. е. с точки зрения их общественной ценности. В тесной связи с такого рода новыми установками происходит первоначальное формирование нравственных инстанций, регулирующих детское поведение, а вместе с тем складывается общий абрис будущего мировоззрения, характеризующегося интеграцией отдельных представлений об окружающей действительности в некую целостную систему.

Системный анализ тех требований, которые предъявляет к ребенку школа, и тех психофизиологических качеств, которые он должен приобрести, чтобы выполнить указанные требования, свидетельствует о необходимости комплексного подхода к определению содержания, форм и методов подготовки дошкольников к школьному обучению. Педагогический опыт и специальные исследования А.М. Леушиной, Т.В. Тарунтаевой, Ф.А. Сохина и др. говорят о том, что основное значение для подготовки к школе имеют не столько специальные занятия и упражнения, направленные на формирование у детей каких-либо знаний и умений, сколько в первую очередь вся целостная система физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания дошкольников во всех возрастных группах детского сада, направленная на всестороннее гармоническое развитие детской личности.

Подготовка детей к школе должна последовательно осуществляться на протяжении всего дошкольного возраста и завершаться в подготовительной группе детского сада, где ей необходимо уделять особое внимание.

Подготовка детей к школе предполагает, с одной стороны, такую организацию воспитательной работы в детском саду, которая обеспечивает высокий уровень общего, всестороннего развития дошкольников, с другой стороны, специальную подготовку детей к усвоению тех учебных предметов, которые они будут осваивать в начальных классах школы. В связи с этим в психолого-педагогической литературе (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, Г.М. Лямина, Г.Г. Петроченко, Т.В. Тарунтаева и др.) понятие готовности определяется как многогранное развитие личности ребенка и рассматривается в двух взаимосвязанных аспектах: как «общая, психологическая готовность» и как «специальная готовность» к обучению в школе.

Общая готовность к школе выступает как важнейший итог длительной, целенаправленной воспитательно-образовательной работы детского сада по всестороннему воспитанию дошкольников.

Общая готовность к школе выражается в достижении ребенком к моменту поступления в школу такого уровня умственного, нравственного, волевого, эстетического и физического развития, который создает необходимую основу для активного вхождения ребенка в новые условия школьного обучения и сознательного усвоения учебного материала. Общая готовность характеризуется определенным уровнем психического развития, которого достигает ребенок к моменту перехода к школьному обучению.

Понятие психологической готовности суммирует важнейшие с позиции успешного школьного обучения качественные показатели психического развития ребенка, поступающего в I класс. Психологическая готовность к школьному обучению включает в себя мотивационную готовность, которая проявляется в стремлении ребенка к учению, в желании быть школьником, достаточно высокий уровень познавательной деятельности и мыслительных операций, овладение ребенком элементами учебной деятельности, определенный уровень волевого и социального развития. Все компоненты психологической готовности ребенка к школе обеспечивают психологические предпосылки включения ребенка в коллектив класса, сознательного, активного усвоения учебного материала в школе, выполнения широкого круга школьных обязанностей.

Специальная готовность к школе является дополнением общей, психологической готовности ребенка к школьному обучению. Она определяется наличием у ребенка специальных знаний, умений и навыков, которые необходимы для изучения таких учебных предметов, как математика и русский язык. Интенсивная работа, проводимая в детском саду по развитию у детей элементарных математических представлений, по развитию речи и подготовке к освоению грамоты, обеспечивает необходимый уровень специальной готовности детей к обучению в школе.

Ребенок, поступающий в школу, должен быть подготовлен к новому образу жизни, к новой системе взаимоотношений с людьми, к активной умственной деятельности. Он должен достигнуть определенного уровня физического развития, чтобы справиться с новыми серьезными обязанностями.

В содержании обшей, готовности детей к школьному обучению выделяется несколько взаимосвязанных между собой аспектов, важнейшие из них нравственно-волевая, интеллектуальная, физическая готовность.

Нравственно-волевая готовность к обучению в школе выражается в достижении ребенком к концу дошкольного детства такого уровня развития нравственного поведения, воли, моральных чувств и сознания, который позволяет ему активно принять новую социальную позицию и построить свои взаимоотношения с учителем и сверстниками по классу на нравственной основе. Содержание нравственно-волевой готовности к школе определяется теми требованиями к личности и поведению ребенка, которые обусловливаются позицией школьника. Данные требования с первых дней обучения в школе ставят обучающегося перед необходимостью самостоятельно и ответственно выполнять учебные обязанности, быть организованным и дисциплинированным, управлять своим поведением и деятельностью, соблюдать правила культуры поведения во взаимоотношениях с учителем и сверстниками, аккуратно и бережно обращаться со школьными принадлежностями. Подготовка к выполнению этих высоких требований перспективно осуществляется в процессе длительной, целенаправленной воспитательной работы с дошкольниками в детском саду и семье.

Нравственно-волевая готовность проявляется в определенном уровне развития личностного поведения старшего дошкольника. Показательной в этом отношении является развивающаяся на протяжении дошкольного возраста способность ребенка к управлению своим поведением: умение сознательно выполнять правила или требования воспитателя, тормозить аффективные побуждения, проявлять настойчивость в достижении поставленной цели, умение выполнить до конца нужную работу, вопреки привлекательной, но отвлекающей от нее цели и т. п. Основу для развития произвольности поведения будущего школьника составляет формирующаяся к концу дошкольного возраста иерархия мотивов, их соподчинение. Соподчинение мотивов связано с волевым усилием, с сознательным преодолением старшим дошкольником своих сиюминутных желаний ради нравственно значимой цели. Естественно, что в дошкольном возрасте поведение ребенка еще не отличается постоянно высокой степенью произвольности, но важно, что в этот период складывается механизм произвольного поведения, который обеспечивает переход к новому типу поведения в школе.

Значимыми для становления нравственно-волевой готовности к школе являются также такие черты личностного поведения старшего дошкольника, как самостоятельность, организованность и дисциплинированность.

Свидетельством успешного формирования самостоятельности у старшего дошкольника служит привычка без напоминаний и помощи воспитателя выполнять правила поведения, способность использовать правильные привычные способы действия в новых условиях, стремление проявить инициативу, готовность прийти на помощь. Тесно связанные с самостоятельностью, организованность и дисциплинированность поведения выражаются в целенаправленности поведения ребенка, в способности сознательно построить свою деятельность в соответствии с принятыми в детском саду правилами, в умении добиваться результата деятельности и контролировать ее, согласовывать свое поведение с действиями других детей, чувствовать личную ответственность за свои поступки. Наличие данных черт в поведении старших дошкольников служит подтверждением формирования нравственно-волевой готовности к школе.

Другим важным компонентом нравственно-волевой готовности к школе является умение ребенка строить свои взаимоотношения со взрослыми и сверстниками в соответствии с правилами. Опыт показывает, что адаптация к условиям обучения в школе находится в прямой зависимости от того, насколько успешно сформированы у ребенка за предыдущие годы качества «общественности»: доброжелательное, уважительное отношение к сверстникам, организаторские умения, общительность, готовность проявить сочувствие, оказать взаимопомощь. Наличие такого комплекса коллективистических черт в поведении ребенка является показателем его нравственно-волевой готовности к школе и создает эмоционально-положительный тон общения со сверстниками в новом коллективе.

В школе на новой, деловой основе строятся и отношения ребенка с учителем. Оценка учителя становится объективным критерием качества знаний учащегося и выполнения им учебных обязанностей. Усвоение нового стиля взаимоотношений с учителем возможно только в условиях школьного обучения. Тем не менее, воспитанная в дошкольном возрасте привычка к неукоснительному выполнению требований взрослого, уважение к нему, знание и выполнение правил культурного поведения по отношению к старшим составляют необходимую нравственную основу для «принятия» школьниками нового стиля взаимоотношений с педагогом и успешной адаптации к условиям школы.

Нравственно-волевая готовность к школе характеризуется также определенным уровнем развития нравственных чувств и сознания ребенка. Наиболее показательными в этом отношении являются понимание детьми общественной значимости нравственного поведения, развитие способности к самооценке своих поступков, формирование чувства ответственности, справедливости, основ гуманистических и элементов гражданских чувств. Развивающиеся нравственные чувства и элементы нравственного самосознания обеспечивают эмоциональное «принятие» ребенком новой социально-психологической позиции школьника, понимание важности выполнения учебных обязанностей.

В состав нравственно-волевой готовности входит и комплекс качеств, выражающих отношение дошкольника к труду. Это желание трудиться, чувство удовлетворения от хорошо и аккуратно выполненной работы, уважение к труду окружающих, овладение необходимыми трудовыми навыками. Таким образом, нравственно-волевая готовность ребенка к школе выступает как определенный итог его нравственно-волевого развития в дошкольные годы. Она охватывает наиболее важные с позиции школьного обучения черты личности и поведения ребенка, которые в своей совокупности составляют необходимые предпосылки для адаптации ребенка к условиям школы, ответственного выполнения новых обязанностей, формирования нравственного отношения к учителю и сверстникам. Нравственно-волевая готовность неразрывно связана с интеллектуальной и физической готовностью ребенка к школьному обучению.

Значение интеллектуальной готовности детей к школе обусловлено ведущим видом деятельности школьника — учением, требующим от учащихся напряженного умственного труда, активизации умственных способностей и познавательной деятельности. Интеллектуальная готовность к школе складывается из нескольких взаимосвязанных компонентов.

Важным компонентом интеллектуальной готовности к школе является наличие у ребенка, поступающего в школу, достаточно широкого запаса знаний об окружающем мире. Этот фонд знаний является той необходимой основой, на базе которой начинает строить свою работу учитель.

Знания детей, поступающих в школу, должны быть в достаточной мере дифференцированы. Старший дошкольник должен выделять как относительно большие области действительности (живую и неживую природу, разные сферы человеческой деятельности и отношений, мир вещей и т. п.), так и отдельные стороны предметов, явлений и собственной деятельности.

Существенным для интеллектуальной готовности к школе является качество освоения знаний детьми. Показателем качества знаний выступает, прежде всего, достаточная степень их осмысления детьми: точность и дифференцированность представлений; полнота содержания и объема элементарных понятий; способность детей к самостоятельному оперированию знаниями при решении доступных учебных и практических задач; системность, т. е. способность дошкольников отражать доступные, существенные связи и отношения между предметами и явлениями (функциональные, пространственно-временные, причинно-следственные и др.).

Компонентом интеллектуальной готовности к школе является определенный уровень развития познавательной деятельности ребенка.

Особое значение приобретает, во-первых, растущая произвольность познавательных процессов: способность к произвольному смысловому запоминанию и воспроизведению материала, плановому восприятию предметов и явлений, целенаправленному решению поставленных познавательных и практических задач и др.; во-вторых, повышение качества познавательных процессов: точности ощущений, полноты и дифференцированности восприятия, быстроты и точности запоминания и воспроизведения; в-третьих, наличие у ребенка познавательного отношения к окружающему миру, стремления к получению знаний и обучению в школе.

Отечественные психологи Л.И. Божович, Л.С. Славина, Н.Г. Морозова, А.А. Люблинская, Л.А. Венгер подчеркивали, что воспитание у детей дошкольного возраста любознательности, интереса к знаниям, желания учиться и выполнять школьные правила, формирование положительного отношения к школе, интереса к книге являются важной предпосылкой для создания у учащихся устойчивых учебных интересов и ответственного отношения к учебе в школе.

Существенную роль в формировании интеллектуальной готовности к школе играет общий уровень мыслительной деятельности будущего школьника.

В условиях систематической, целенаправленной работы детского сада по умственному воспитанию у детей формируются такие ценные черты мыслительной деятельности, как способность к многостороннему анализу предметов, умение применять общественно выработанные сенсорные эталоны для обследования свойств и качеств предметов и явлений, способность к элементарному обобщению на основе выявления главных связей, зависимостей, признаков в предметах и явлениях, умение проводить сравнение предметов на основе последовательного выделения признаков сходства и различия. У будущих школьников развивается элементарная самостоятельность умственной деятельности: умение самостоятельно планировать свою практическую деятельность и осуществлять ее в соответствии с планом, умение поставить простую познавательную задачу и решить ее и пр.

Следует отметить, что перечисленные черты познавательной деятельности в большинстве своем у детей дошкольного возраста находятся в стадии начального формирования; наиболее полное развитие их происходит в процессе школьного обучения. Но в своей совокупности они составляют важнейшую предпосылку для сознательного и активного усвоения будущим учеником учебного материала в школе.

Интеллектуальная готовность к школе включает также овладение детьми элементами учебной деятельности.

К концу дошкольного детства в условиях систематического обучения дети должны овладеть основными компонентами учебной деятельности: умением принять доступную учебную задачу, понять и точно выполнить указания воспитателя, добиться результата в работе с помощью указанных взрослым способов ее выполнения, умением осуществлять контроль за своими действиями, поведением, качеством выполнения задания, способностью дать критическую оценку своей работе и работам других детей. Особую роль в подготовке детей к обучению в школе играет формирование умения сознательна подчинять свою деятельность и поведение определенным требованиям и правилам, выдвинутым воспитателем.

Необходимым компонентом интеллектуальной готовности ребенка к школе является достаточно высокий уровень развития речи. Четкое звукопроизношение, разнообразие словаря, умение выражать свои мысли связно, грамматически правильно, культура речевого общения — все это составляет обязательное условие успешного обучения в школе.

В содержание интеллектуальной готовности входит также достаточно широкий круг знаний, умений и навыков в области элементарных математических представлений, родного языка, первых основ грамоты. Эти знания, умения и навыки создают необходимую готовность детей к усвоению соответствующих учебных предметов в I классе. Следует подчеркнуть, что значимость «специальных» знаний, умений и навыков для школьного обучения во многом зависит от того, на какой основе они построены и насколько правильно сформированы. Как подчеркивают многие исследователи (А.В. Запорожец, А.М. Леушина, Д.Б. Эльконин, JI.Е. Журова, Н.И. Непомнящая и др.), первоначальное обучение грамоте и математике в дошкольных учреждениях должно формировать у детей ориентировку в мире величин и в мире звуков языка, создавая тем самым основу для перехода к предметному обучению.

Таким образом, интеллектуальная готовность к обучению в школе складывается из многих взаимосвязанных компонентов умственного и речевого развития детей. Единство общего уровня познавательной деятельности, познавательных интересов, способов детского мышления, достаточно широкого запаса осмысленных, систематизированных представлений и элементарных понятий об окружающем мире, речи и элементарной учебной деятельности создает у детей умственную готовность к усвоению учебного материала в школе.

Физическая готовность ребенка к школе имеет существенное значение для успешного обучения. Связанная с поступлением в школу перестройка образа жизни ребенка, изменение режима, серьезный учебный труд, длительность уроков требуют от него значительного физического напряжения. Физическая готовность к школе включает в себя многие компоненты. Это в первую очередь хорошее состояние здоровья ребенка, закаленность, определенная выносливость и работоспособность организма, высокая степень сопротивления заболеваниям. Это гармоничное физическое и нервно-психическое развитие ребенка, соответствие морфологического и физиологического развития возрастным показателям (или некоторое опережение их), высокий уровень развития моторики. Особую роль в подготовке детей к школе играет развитие мелкой мускулатуры кисти руки — обязательное условие успешного овладения письмом. Физическая готовность к школе предполагает также овладение ребенком культурно-гигиеническими навыками, воспитание привычки к соблюдению правил личной гигиены.

Физическая готовность является необходимым компонентом формирования у ребенка школьной зрелости.

Для выявления «школьной зрелости» используется многофакторный анализ, предполагающий оценку состояния здоровья и биологической зрелости организма ребенка (антропометрические показатели, развитие костной, мышечной, дыхательной и сердечнососудистой систем), оценку функциональной готовности к школе как главного показателя «школьной зрелости» и прежде всего уровня развития ряда физиологических функций. К ним относятся: развитие способности к торможению, необходимому для достаточно длительного сидения за партой; хорошая координация движений, в частности мелких движений пальцев, необходимая для выполнения графических задач, связанных с письмом и рисованием; относительно быстрое образование и упрочение условных связей положительного и тормозного характера и достаточное развитие второй сигнальной системы.

Для определения «школьной зрелости» детей гигиенистами используются тест Керна-Ирасека, методики, разработанные отечественными исследователями (М.В. Антропова, М.М. Кольцова, Т.С. Сорокина и др.). Обследования детей выявили возможность их обучения в школе с шестилетнего возраста.

Режим дня, закаливающие процедуры, регулярные физкультурные занятия, разнообразные подвижные игры и физические упражнения, активный двигательный режим являются необходимыми условиями обеспечения физической готовности детей к обучению в школе.

Комплексная диагностика готовности ребенка к обучению в школе проводится в два этапа и предусматривает оздоровление дошкольников и коррекцию школьно-необходимых функций. Первое обследование детей проводится в сентябре года, предшествуюшего поступлению в школу. Медицинский осмотр выполняется в детском саду педиатром, отоларингологом, офтальмологом, психоневрологом, стоматологом, хирургом-ортопедом, если ребенок посещает детское учреждение. Контроль за проведением медицинского осмотра осуществляет врач (медицинская сестра) детского дошкольного учреждения. Психолого-педагогическое обследование проводит педагог-психолог, воспитатель детского дошкольного учреждения. Данные медицинского и психолого-педагогического обследования, а также рекомендации заносятся в карту медико-педагогического обследования, с которой знакомят родителей. Карта медико-педагогического обследования хранится у врача (медицинской сестры) детского дошкольного учреждения.

На первом этапе выявляются дети, составляющие «группу риска неготовности» к школьному обучению по состоянию здоровья и уровню развития предпосылок к учебной деятельности. Детям, имеющим отклонения в состоянии здоровья, назначается комплекс лечебных и оздоровительных мероприятий. Дошкольникам, у которых выявлено отставание в развитии школьно-необходимых функций, рекомендуется комплекс игровых заданий по их коррекции. Рекомендованные лечебные и оздоровительные мероприятия осуществляются врачами-специалистами детской поликлиники. Занятия по устранению дефектов звукопроизношения проводятся логопедом. Психолого-педагогическая коррекция проводится педагогом-психологом, воспитателями детского сада и родителями.

Повторное обследование детей осуществляется перед поступлением в школу (апрель-май) теми же специалистами по аналогичной схеме. По окончании осмотра заполненная карта представляется медико-психолого-педагогической комиссии (МППК) к дню планового заседания. МППК дает окончательное заключение на основании результатов первого и второго обследований, занесенных в карту медико-педагогической готовности ребенка к обучению в школе.

Детям, не готовым к школьному обучению по состоянию здоровья или психолого-педагогическим показателям, желательно предоставить временную отсрочку для поступления в школу и рекомендовать обучение в подготовительных группах детских садов. В случае приема таких детей в школу следует обратить особое внимание на проведение с ними предусмотренных программой занятий по развитию школьно-необходимых функций. В порядке исключения может быть проведено дополнительное медицинское или психолого-педагогическое обследование детей непосредственно перед началом учебного года.-

Психолого-педагогическое обследование может проводиться в двух вариантах:

1. Ориентировочное определение школьной зрелости.

2. Углубленное изучение психофизиологических предпосылок к учебной деятельности.

Второй вариант обследования должен проводиться только после получения результатов ориентировочной оценки уровня школьной зрелости.

По результатам углубленного обследования должны разрабатываться более точные и полные рекомендации по воспитанию и развитию качеств личности ребенка-, необходимых для успешной адаптации к школьному коллективу и учебной нагрузке.

Следует помнить об этической стороне психолого-педагогического обследования. Необходимо проявить максимум такта, внимания, не «приклеивать ярлык» неполноценности к детям и корректно информировать родителей о результатах обследования для привлечения их к совместной воспитательной работе, делая больший акцент на рекомендациях. Давая заключение, не следует забывать, что точный психолого-педагогический диагноз может быть поставлен только на основе анализа всех данных комплексного исследования. В психологии разработано множество методик, позволяющих определить развитие отдельных сторон и функций психики — внимания, памяти, мышления, воображения, и т.д.

Выделяют 2 группы критериев готовности детей к обучению в школе: медицинские и психолого-педагогические.

Медицинские критерии готовности детей к обучению в школе включают:

1. Уровень физического развития.

2. Состояние здоровья.

При оценке физического развития проводят определение трех основных показателей: длины тела (рост сидя и стоя), массы тела и окружности грудной клетки.

Психолого-педагогические критерии готовности детей к обучению в школе включают:

Методики ориентировочной оценки школьной зрелости:

1. Степень психосоциальной зрелости.

2. Уровень школьной зрелости по тесту Керна-Ирасека.

3. Чистота фонематического восприятия.

Методики углубленного изучения психофизиологических предпосылок к учебной деятельности:

1. Определение моторной асимметрии.

2. Определение умственной работоспособности.

3. Изучение краткосрочной механической памяти.

4. Исследование продуктивности преднамеренного запоминания.

5. Диагностика степени овладения действиями наглядно-образного мышления.

6. Определение сформированности действий логического мышления.

7. Изучение произвольности психических процессов.

8. Исследование познавательных интересов дошкольника.

9. Диагностика самооценки детей.

10. Изучение общения и характера межличностных отношений.

Особенности организации воспитательно-образовательной работы с детьми 7-го года жизни. Подготовка детей к обучению в школе осуществляется всей системой учебно-воспитательного процесса в современном детском дошкольном учреждении. Старший дошкольный возраст занимает особое место в системе подготовки детей к школьному обучению. Он завершает дошкольное детство и является переходной ступенью к школьному обучению. Именно в этот период происходит активное формирование важных для последующего обучения черт поведения детей, деятельности, связанной с их интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сферой.

Главное внимание воспитателя детей старшего дошкольного возраста направляется на то, чтобы все они в полном объеме освоили содержание, предусмотренное программой детского сада, так как это является обязательным условием подготовки к школьному обучению.

Задача воспитания детей старшего дошкольного возраста состоит в том, чтобы создать новую психологическую позицию детей в детском саду. Ее особенность заключается в появлении значимой для всех детей группы перспективы будущего поступления в школу. Эта перспектива создает единство переживаний, интересов, стремлений детей, которое используют воспитатели для сплочения детского коллектива на основе общей цели — хорошо подготовиться к школе.

Переход в подготовительную группу создает у детей чувство «взрослости», основанное на осознании ими нового положения самых старших среди воспитанников детского сада. Организуя воспитательную работу на основе значимых комплексных мотивов (стремления стать школьниками, гордости своим положением старших в детском саду), воспитатель добивается осознанного принятия детьми новых, важных для подготовки к школе требований к их деятельности и поведению, формирует чувство ответственности за свои поступки.

Отличительной особенностью позиции старших дошкольников является также расширение зоны их социальных контактов. Традиционным для старших детей становится проявление заботы о малышах в детском саду: подготовка концертов для младших групп; изготовление для них подарков, ремонт игрушек и книг; уборка участка младшей группы; дружеское, игровое общение с малышами. Систематическая «шефская» работа имеет большое значение для будущих школьников: обогащает их нравственный опыт, формирует гуманистические черты личности — доброжелательность, заботливость, внимание к окружающим. Она сплачивает детский коллектив, укрепляет дружеские отношения, воспитывает привычку ответственно выполнять порученное дело. Дошкольники общаются и со старшими по возрасту детьми. Это общение укрепляет стремление детей к поступлению в школу, стимулирует формирование психологической готовности к школьному обучению.

Таким образом, в психологической позиции детей старшего возраста скрыты большие возможности для формирования нравственных качеств будущих школьников.

Педагогический процесс в старших группах, обусловленный задачами подготовки детей к школе, своеобразен. Это своеобразие состоит не в копировании учебно-воспитательной работы школы, а в особой организации деятельности и поведения детей, направленной на неуклонное формирование у них качеств, необходимых для успешного обучения в школе. Это проявляется в усложнении содержания всех видов детской деятельности, в овладении детьми более сложными способами их осуществления, в освоении новых форм сотрудничества в процессе деятельности, в развитии коллективистической направленности деятельности и поведения детей, в выдвижении общественно полезной мотивации детской деятельности и пр. Педагогический процесс характеризуется неуклонным нарастанием требований к поведению и деятельности детей с учетом их формирующихся возможностей и будущих школьных обязанностей. На первое место по своей значимости выступают требования к самостоятельности детей, их организованности, качеству и результативности основных видов деятельности: игры, обучения, труда.

Постепенно сокращается время на выполнение детьми отдельных режимных процессов (умывание, одевание, прием пищи), быстрее осуществляется переход от одной деятельности к другой, возрастают требования к темпу деятельности и самоорганизации детей. Изменяется стиль общения воспитателя с детьми, приобретая некоторые особенности, характерные для отношения учителя к учащимся (более высокая требовательность к детям, большая опора на детскую самостоятельность).

В старших группах детского сада увеличивается время занятий. На занятиях ведется интенсивная работа по дальнейшему расширению представлений детей о различных областях действительности и формированию правильного миропонимания. Важнейшая задача состоит в дальнейшем обобщении и систематизации знаний детей на основе выделения главных, существенных признаков и отношений в изучаемых предметах или явлениях. Умение обобщить и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира — одна из значимых сторон готовности детей к обучению в школе. Усвоение любого учебного предмета предполагает обязательное наличие у ребенка способности выделить и сделать объектом своего познания те явления действительности, которые рассматриваются в данном учебном предмете. Это требует определенного развития способности к систематизации, обобщению, анализу.

Задача состоит в том, чтобы с помощью знаний, организованных в определенной системе, раскрывающей существенные зависимости, обеспечить становление у детей таких обобщенных представлений и элементарных понятий, которые будут способствовать формированию основ теоретического подхода к данным вопросам в школе.

Современные научные исследования показывают, что основой систематизации знаний детей о природе в подготовительной группе должна стать связь организма с условиями существования: к примеру, зависимость строения тела животного от условий существования (среды обитания, средств защиты, питания). В формировании знаний детей о труде взрослых основой систематизации становится понимание связи преобразования предмета труда в продукт труда для удовлетворения потребностей людей.

Большое внимание на занятиях уделяется вопросам совершенствования специальной готовности детей к школе. Проводится интенсивная работа по подготовке детей к усвоению математики и грамоты в школе. Знания детей в области математики и родного языка поднимаются на новую, более высокую ступень. Освоение программы по математике приводит к осознанию детьми важных для их последующего математического развития положений о закономерностях натурального ряда чисел, об измерительной деятельности как новом для детей способе познания количественной стороны действительности, о функциональных зависимостях между частью и целым, меркой и измерением и т. п. Все это обеспечивает сознательное, активное освоение детьми содержания математических знаний в I классе.

На занятиях по родному языку дети начинают осваивать основы нового лингвистического отношения к речи как языковой действительности. Происходит элементарное осознание детьми строения речи, ее словесного и звукового состава, формируется первоначальное представление о слове как языковой действительности. Дети овладевают соответствующей терминологией: предложение, звуки, слоги, буквы, состав слова. Эта работа имеет существенное значение для усвоения грамоты и изучения родного языка в школе.

Постоянное внимание на занятиях уделяется развитию аналитико-синтетической деятельности детей, совершенствованию способов анализа, обобщения, сравнения, классификации. В этом процессе большую роль играет перевод детей от непосредственного к опосредованному познанию действительности. Дети седьмого года жизни учатся устанавливать количественное соотношение величин с помощью измерения, пользоваться схемами наблюдения при рассматривании или сравнении предметов, применять общественно-выработанные эталоны в оценке свойств и качеств предметов и т.д.

Развивая самостоятельность детей, воспитатель последовательно обучает их планированию. Это умение формируется во всех видах деятельности. Дети учатся сначала действовать по готовому плану, затем составлять план вместе с воспитателем, а после этого самостоятельно планировать свою деятельность. Возрастают требования к результативности детской деятельности. Настойчиво добиваясь, чтобы каждый ребенок полностью выполнил задание, воспитатель подходит к оценке результатов работы с нескольких позиций: оценивается точность выполнения задания, его качество, умение сохранять необходимый темп работы, самоконтроль. Действия самоконтроля воспитатель развивает постепенно от контроля по результату к контролю за способом действия в процессе выполнения задания и затем к элементарным действиям предвосхищающего контроля. На занятиях осуществляется целенаправленное формирование у детей навыков учебной деятельности и организованного поведения. Свидетельством эффективности данной работы служит умение детей принимать учебную задачу, действовать в соответствии с объяснением и указаниями воспитателя, сохранять интерес, сосредоточенность и внимание к содержанию занятий на всем их протяжении, умение довести работу до конца, оценить ход выполнения задачи и ее результат в соответствии с заданием, умение громко и связно отвечать на вопросы воспитателя, понятно и грамотно выражать свои мысли.

В старшей и подготовительной группах проводится интенсивная работа по дальнейшему развитию познавательных интересов детей, стремления к знаниям. Настойчиво преодолевается пассивность отдельных детей, так как данные научных исследований и опыт работы показывают, что в числе неуспевающих учащихся чаще всего оказываются интеллектуально-пассивные дети, у которых при общем нормальном умственном развитии отсутствует привычка к активной умственной работе.

Значительно расширяется область общественных явлений, с которыми воспитатель знакомит детей. Дети получают знания о стране, о жизни и труде людей разных национальностей и т. п. Вместе с воспитателем они обсуждают важные текущие события в жизни нашей страны. Эта работа развивает интерес детей к общественным событиям и формирует основы гражданских чувств: патриотизм, уважение к Человеку труда. Знания и умения, приобретаемые на занятиях, связываются с практической деятельностью детей. Способы измерения дети используют в игровой и трудовой деятельности, знания о растениях и уходе за ними применяют во время дежурства по уголку природы, знания о свойствах и качествах различных материалов дошкольники воплощают в разнообразной игровой и конструктивной деятельности и т. д.

Участие в деятельности формирует личность дошкольника. Дальнейшее совершенствование всех видов активной деятельности и формирование на этой основе ценных нравственных качеств: самостоятельности, организованности, коллективизма — является одной из центральных задач воспитания старших дошкольников. Руководство воспитателя направляется на дальнейшее обогащение содержания деятельности и способов ее осуществления, на формирование умения коллективно планировать деятельность, сотрудничать в ее процессе, общими усилиями добиваться определенных результатов. Показателями успешного овладения детьми игровой деятельностью, и в частности творческой игрой, являются следующие умения: отражать в играх положительные явления социального окружения, сговариваться на игру, совместно определять сюжет, справедливо распределять роли, самостоятельно готовить игровую обстановку, активно развивать сюжет, добиваться взаимопонимания в игре, поддерживать дружеские отношения, полностью осуществлять игровой замысел, без напоминания убирать на место игрушки и материалы. В играх с правилами, особенно распространенных среди детей седьмого года жизни, сформированность игровых умений проявляется в способности детей соблюдать правила игры и устанавливать дружеские, справедливые отношения между играющими.

Трудовую деятельность детей воспитатель использует для формирования у них самостоятельности, настойчивости, организованности и ответственности. Он выдвигает перед детьми требование: хорошо выполнять постоянные трудовые обязанности (самообслуживание, дежурство, поддержание в порядке рабочего места). В оценке дежурств воспитатель опирается на общественное мнение группы: оценивается качество и результат работы, а также ответственное Отношение дежурных к своим обязанностям, умение справедливо распределять между собой обязанности, работать дружно, соблюдать правила культурного поведения.

Усложняется содержание и организация коллективного труда детей. Дети работают звеньями, внутри звена работа часто выполняется по типу совместного труда. Показателями успешного овладения воспитанниками основами коллективной трудовой деятельности, формирования самостоятельности и организованности в труде являются умение детей понять цель труда (или выдвинуть ее самостоятельно), совместно с воспитателем спланировать этапы трудового процесса и представить его результат, отобрать необходимое оборудование и материалы, распределить с помощью воспитателя (или самостоятельно) обязанности между собой, владение основными трудовыми навыками и умениями в соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду», умение работать в общем темпе, проявлять доброжелательность к сверстникам и оказывать взаимопомощь, умение добиваться положительного результата и правильно оценивать качество работы. Руководя трудом, воспитатель добивается от детей результативности, тщательности в работе, большей ловкости и сноровки в овладении материалами и орудиями труда.

Уголок труда должен содержать все необходимое для самостоятельных занятий детьми всеми доступными видами труда. У них формируется чувство ответственности за сохранение оборудования, игрушек, пособий, за порядок в группе. С этой целью дети еженедельно участвуют в коллективной уборке помещения группы, систематически ремонтируют пособия и книги, дежурят, участвуют в оформлении уголка книги, выставок детских работ, в оформлении группы к праздникам. В этой работе развиваются также эстетические чувства детей: они приучаются Ценить эстетику обстановки, заботятся о ее сохранении, проявляют творчество в оформлении группы.

Воспитатель старшей и подготовительной групп осуществляет широкую программу физического воспитания: поддерживает в группе активный двигательный режим, совершенствует все виды движений, вовлекает детей в разнообразные спортивные упражнения, организует спортивные развлечения и соревнования, постоянно следит за осанкой детей, использует разнообразные способы закаливания. Правильно поставленное физическое воспитание – залог активной работоспособности детей в школе.

Важной задачей является воспитание у детей активного интереса и стремления к обучению в школе. Решению этой задачи способствует общая направленность работы детского сада на формирование готовности детей к школе, а также специальная работа: экскурсии в школу, встречи с первоклассниками, беседы с учителем, присутствие на воспитательных мероприятиях. Проведенная таким образом работа формирует у детей к концу дошкольного возраста настойчивое стремление к поступлению в школу, к новому, почетному в их глазах, положению школьника.

Таким образом, вся система воспитательно-образовательной работы с детьми направлена на постепенную перестройку сознания, поведения, деятельности и личности старшего дошкольника, на формирование активной всесторонней готовности детей к новым условиям школьного обучения.

 


<== предыдущая | следующая ==>
 | Развитие воображения

Date: 2015-11-14; view: 4358; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию