Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Интересные факты из жизни Фрейда





- Некоторое время употреблял кокаин, желая изучить его воздействие на организм человека. Признал кокаин крайне опасным наркотиком;

- Был заядлым курильщиком. Считал курение величайшим в жизни удовольствием;

- Боялся числа 62.

- Ненавидел музыку. Выбросил пианино сестры и не посещал рестораны с оркестром.

- Обладал феноменальной фотографической памятью.

"Психология масс и анализ человеческого "Я", написана в 1921 году - один из известнейших трудов Зигмунда Фрейда - считается также одним из самых парадоксальных его произведений. Ведь в этой книге - Фрейд выступает не столько как психоаналитик, сколько как классический психолог, исследующий не личностные, а наоборот социальные аспекты развития внутреннего мира человека и скрытых, глубинных мотивов формирования его мироощущения. В этой книге положения психоанализа впервые использованы для объяснения социальных явлений. Фрейда интересует поведение толпы: откуда у масс потребность в вожде, почему вождь влияет на поведение толпы, в чем основа престижа?

Данная работа знаменует переход от трактовки психоанализа как терапевтической методологии к психоанализу как форме философствования.

Фрейд стремится связать уровень индивидуально-психического со структурными и динамическими аспектами общественных феноменов. Согласно Фрейду, психология личности в расширенном смысле является одновременно и социальной ("массовой") психологией, так как в психической жизни человека всегда присутствует "другой".


Фрейду было 65 лет, когда вышла его книга "Психология масс и анализ человеческого "Я"". Книга состоит из 12 глав (ВВЕДЕНИЕ, ЛЕ БОН И ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКА МАССОВОЙ ДУШИ, ДРУГИЕ ОЦЕНКИ КОЛЛЕКТИВНОЙ ДУШЕВНОЙ ЖИЗНИ, ВНУШЕНИЕ И ЛИБИДО, ДВЕ ИСКУССТВЕННЫЕ МАССЫ: ЦЕРКОВЬ И ВОЙСКО, ДАЛЬНЕЙШИЕ ЗАДАЧИ И НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ, ИДЕНТИФИКАЦИЯ, ВЛЮБЛЕННОСТЬ И ГИПНОЗ, СТАДНЫЙ ИНСТИНКТ, МАССА И ПЕРВОБЫТНАЯ ОРДА, ОДНА СТУПЕНЬ В ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ "Я", ДОПОЛНЕНИЯ). Написана в довольно редком и интересном жанре: психология.

После окончания Первой мировой войны в профессиональной жизни Фрейда отмечался подъем; он был полон надежд, идей и планов относительно распространения психоанализа и возможного признания его в мировом масштабе. Творческий прорыв, приведший к написанию работы "По ту сторону принципа наслаждения", вылился весной 1919 года в "простую мысль": как объяснить психологию групп. Некоторое время ушло на подготовительную работу (написание черновика, составление комментариев). Книга была завершена в марте 1921 года и вышла в издание спустя три месяца под названием "Массовая психология и анализ человеческого "Я"". Посылая экземпляр Ромену Роллану, автор отметил, что не считают эту книгу особо удачной, она является лишь началом пути от анализа индивида к изучению общества. У Фрейда ранее уже были мысли относительно групп, которые он удачно выразил в "Тотеме и табу" (1913), статье "О нарциссизме" (1914), "Печаль и меланхолия" (1917), но полное развитие они получили в "Массовой психологии". Само название гласит о том, что суть книги выражена в вопросе о влиянии толпы на индивида.

Вклад Фрейда в философию и культуру нельзя недооценивать, не смотря на то, что и при его жизни, и после его смерти у него было немало противников. Хотелось бы отметить, что открытие Фрейда радикально изменило образ человека. Со времен Просвещения человек рассматривался как рассудочное, разумное создание. Теперь выяснилось, что в человеке много неразумия, иррациональных страстей, бессознательных комплексов. Данная работа знаменует переход от трактовки психоанализа как терапевтической методологии к психоанализу как форме философствования. Такой переход осуществляется в форме применения положений психоанализа к объяснению социальных процессов и явлений.


Массовая психология рассматривает отдельного человека как члена племени, народа, касты, сословия или как составную часть человеческой толпы, в известное время и для определенной цели организующейся в массу.

Индивид при определенном условии чувствует, думает и поступает совершенно иначе, чем можно было бы от него ожидать, при включении в человеческую толпу, приобретшую свойство " психологической массы ". Но что же такое " масса ", чем приобретает она способность так решающе влиять на душевную жизнь отдельного человека и в чем состоит душевное изменение, к которой она человека вынуждает?

Ле Бон в своей книге " Психология масс " так отвечает на эти вопросы: "... В психологической массе самое странное следующее: какого бы рода ни были составляющие ее индивиды, какими схожими или несхожими ни были бы их образ жизни, занятия, их характеры и степень интеллигентности, но одним только фактом своего превращения в массу они приобретают коллективную душу, в силу которой они совсем иначе чувствуют, думают и поступают, чем каждый из них в отдельности чувствовал, думал и поступал бы. Есть идеи и чувства, которые проявляются или превращаются в действие только у индивидов, соединенных в массы. Психологическая масса есть... новое существо с качествами совсем иными, чем качества отдельных клеток ".

В массе стираются индивидуальные достижения отдельных людей и исчезает их своеобразие; расовое бессознательное проступает на первый план, сносится психическая надстройка, столь различно развитая у отдельных людей и обнажается (приводится в действие) бессознательный фундамент, у всех одинаковый.

"У массовых индивидов наличествуют качества, которыми они не обладали, и причины этого в следующих трех основных моментах.

Первая из причин состоит в том, что в массе в силу одного только факта своего множества, индивид испытывает чувство неодолимой мощи, позволяющее ему предаться первичным позывам, которые он, будучи одним, вынужден был бы обуздывать. Для обуздания их повода тем меньше, т. к. при анонимности, и тем самым и безответственности масс, совершенно исчезает чувство ответственности, которое всегда индивида сдерживает.

Вторая причина заражаемость также способствует проявлению у масс специальных признаков и определению их направленности. Заражаемость есть легко констатируемый, но необъяснимый феномен, который следует причислить к феноменам гипнотического рода...

Третья, и притом важнейшая причина, обуславливает у объединенных в массу индивидов особые качества, совершенно противоположные качествам индивида изолированного. Я имею в виду внушаемость, причем упомянутая заражаемость является лишь ее последствием...

Таково, приблизительно, и состояние индивида, принадлежащего к психологической массе:... исчезновение сознательной личности, преобладание бессознательной личности, ориентация мыслей и чувств в одном и том же направлении вследствие внушения и заражения, тенденция к безотлагательному осуществлению внушенных идей. Индивид не является больше самим собой, он стал безвольным автоматом. "

Ле Бон особо останавливается на снижении интеллектуальных достижений, происходящем у человека при растворении его в массе.

Масса импульсивна, изменчива и возбудима. Ею почти исключительно руководит бессознательное.

Во второй главе приведено мнение Мак Дугалла, который противопоставляет поведение высоко организованной массы описанному выше. Автор насчитывает пять таких "principal conditions" поднятие душевной жизни массы на более высокий уровень.

«Первое основное условие - известная степень постоянства состава массы....

Второе условие в том, чтобы отдельный человек массы составил себе определенное представление о природе, функциях, достижениях и требованиях массы, чтобы таким образом у него создалось эмоциональное отношение к массе, как целому.

Третье - чтобы масса вступила в отношения с другими сходными, но во многих случаях и отличными от нее, массовыми образованиями, чтобы она даже соперничала с ними.

Четвертое - наличие в массе традиций, обычаев и установлении, особенно таких, которые касаются отношений членов массы между собой.

Пятое - наличие в массе подразделений, выражающихся в специализации и дифференциации работы каждого отдельного человека.»

Следующая глава посвящена роли внушения и либидо для уяснения массовой психологии: «…Любовные отношения (выражаясь безлично, - эмоциональные связи) представляют собой также и сущность массовой.души. …То, что им бы соответствовало, очевидно скрыто за ширмой - перегородкой - внушения. … Но какой же силе можно скорее всего приписать это действие, как не эросу, все в мире объединяющему? Во-вторых, когда отдельный индивид теряет свое своеобразие и позволяет другим на себя влиять, в массе создается впечатление, что он делает это, потому что в нем существует потребность быть скорее в согласии с другими, а не в противоборстве, т. е" может быть, все-таки "из любви" к ним.».

В четвертой главе Фрейд указывает на искусственно созданные массы «церковь и войско», в которых культивируется любовь к верховному властителю: «В церкви (мы с успехом можем взять для примера католическую церковь), как и в войске, - как бы различны они ни были в остальном - культивируется одно и то же обманное представление (иллюзия), а именно, что имеется верховный властитель (в католической церкви Христос, в войске - полководец), каждого отдельного члена массы любящий равной любовью.». Кроме того, он указывает роль и причины возникновения паники в войске, а в религии отмечает любовь к ее приверженцам и непримиримую враждебность к тем, кто не придерживается данной религии.

В следующей главе речь идет об эмоциональных связях толпы, как уже проанализированных «два вида эмоциональных связей, из которых первая - связь с вождем - играет, по крайней мере, для этих масс, более определяющую роль, чем вторая - связь массовых индивидов между собой.», так и дальнейших направлениях исследования «есть еще другие механизмы эмоциональной связи, так называемые идентификации (отождествления), недостаточно известные, трудно поддающиеся описанию процессы, исследование 'которых удержит нас на некоторое время от темы массовой психологии.».

Далее идет речь о роли идентификации в психологии масс: «во-первых, что идентификация представляет собой самую первоначальную форму эмоциональной связи с объектом, во-вторых, что регрессивным путем, как бы интроекцией объекта в "Я", она становится заменой либидинозной объектной связи, и, в-третьих, что она может возникнуть при каждой вновь замеченной общности с лицом, не являющимся объектом сексуальных первичных позывов. Чем значительнее эта общность, тем успешнее может стать эта частичная идентификация и соответствовать, таким образом, началу новой связи.».

Следующим этапом стало описание разницы «между идентификацией и влюбленностью в ее высших выражениях, которые называют фасцинацией, влюбленной зависимостью. В первом случае "Я" обогатилось качествами объекта, оно, по выражению Ференчи, объект "интроцировало"-во втором случае оно обеднело, отдалось объекту, заменило объектом свою главнейшую составную часть». Кроме того Фрейд отмечает, что «От влюбленности явно недалеко до гипноза.», а далее пререходит к сравнению с образованием масс. Однако «Из сложной структуры массы он изолирует один элемент, - а именно, поведение массового индивида по отношению к вождю. Этим ограничением числа гипноз отличается от образования масс, а отсутствием прямых сексуальных стремлений-от влюбленности. Он, таким образом, занимает между ними среднее положение.». В конце этой главы Фрейд подчеркивает, что «Такая первичная масса есть какое-то число индивидов, сделавших своим "Идеалом Я" один и тот же объект и вследствие этого в своем "Я" между собой идентифицировавшихся».

В главе «Стадный инстинкт» автор критикует мнение Троттера о первичных инстинктах: самоутверждения, питания, полового и стадного, «Последний часто находится в оппозиции к другим инстинктам.». Фрейд корректирует и исправляет высказывание Троттера: «человек есть животное стадное, мы осмеливаемся исправить в том смысле, что он скорее животное орды, особь предводительствуемая главарем орды.».

Фрейд усложняет понятие массы, которая «кажется нам вновь ожившей первобытной ордой.». С одной стороны «Так же как в каждом отдельном индивиде первобытный человек фактически сохранился, так и из любой человеческой толпы может снова возникнуть первобытная орда; поскольку массообразование обычно владеет умами людей, мы в нем узнаем продолжение первобытной орды.», а с другой: «..мы ожидаем еще большего от сведения массы к первобытной орде. В массообразовании это должно нам также объяснить еще то непонятное, таинственное, что скрывается за загадочными словами гипноз и внушение.».

В заключительной главе Фрейд переходит к своей любимой теме - анализу человеческого «Я»: «Если рассматривать жизнь отдельного человека нашего времени, пользуясь дополняющими друг друга описаниями массовой психологии, то ввиду множества осложнений можно потерять мужество и не решиться на обобщающее изложение. Каждый отдельный человек является составной частью многих масс, он с разных сторон связан идентификацией и создал свой "Идеал Я" по различнейшим образцам. Таким образом, отдельный человек участник многих массовых душ - своей расы, сословия, церковной общины, государственности и т.д, и сверх этого может подняться до частицы самостоятельности и оригинальности.».

 


Чтение Фрейда – очень серьезное чтение, очень много непонятных терминов и психологических понятий, с которыми раньше не встречалась. Однако, в целом я поняла, что существуют формы поведения, которые обусловлены прямым или опосредованным влиянием толпы или массы людей. То есть, человек даже не испытывая на себе психического или физического давления со стороны других, а только воспринимая поведение этих других, заражается их поведением, подчиняются и следуют ему с помощью различных механизмов, которые анализирует и объясняет Фрейд, часто пользуясь уже готовыми теориями, например Ле Бона, Троттера, Ференчи и Мак Дугалла. Он анализирует, критикует и развивает эти теории.

Практически каждый либо бывал в толпе, либо видел ее поведение со стороны. Иногда, поддавшись простому человеческому любопытству, люди присоединяются к группе, рассматривающей и обсуждающей какое-то событие. Возрастая количественно, заражаясь общим настроением и интересом, люди постепенно превращаются в нестройное, неорганизованное скопление, или толпу.

Мне кажется, что в своей книге Фрейд хотел сказать, что в психологической массе самое странное следующее: какого бы рода ни были составляющие ее индивиды, какими схожими или несхожими ни были бы их образ жизни, занятия, их характеры и степень интеллигентности, но одним только фактом своего превращения в массу они приобретают коллективную душу, в силу которой они совсем иначе чувствуют, думают и поступают, чем каждый из них в отдельности чувствовал, думал и поступал бы. Психологическая масса есть...новое существо с качествами совсем иными, чем качества отдельных клеток".

Фрейд рассматривал людей в толпе как некий организм, который живет своей жизнью и подчиняется четким законам. Как любой организм, толпа рождается и умирает по своим правилам. Согласно Фрейду, человек теряет свою индивидуальность и становится частью коллективного бессознательного, то есть частично не несет ответственности за свои поступки. Этой теорией не раз оправдывали преступления, совершенные в большой массе людей.

 

Date: 2015-11-14; view: 367; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию