Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Множественное число





Окончания множественного числа хоть и являются окончаниями, которые первые присоединяются к слову, но я их расположила в третьей группе специально, чтобы легче было запомнить после каких букв какие добавляются окончания.

1) С первой строчки таблицы на третью теперь переходят не только гласные, но и сонорные р у й. Это надо выучить. Так что окончания первой строки (дар/дер) следуют после сонорных л м н ң и звонких ж з. Пример:

қағаздар – бумаги, қыздар – девочки, адамдар – люди, аңдар – звери
емтихандар – экзамены, сандар – числа, шамдар – лампы, армандар – мечты
елдер – страны, кiлемдер – ковры, сөздер – слова, үстелдер – столы
дүкендер – магазины, бөлiмдер – отделения, гүлдер – цветы, тiлдер – языки

2) После глухих согласных и б в г д, как всегда, окончания, начинающиеся на глухую согласную (тар/тер):

жолдастар – товарищи, сұрақтар – вопросы, хаттар – письма, кiтаптар – книги
ағаштар – деревья, құстар – птицы, бастықтар – начальники, ойыншықтар – игрушки
мектептер – школы, есептер – счета, суреттер – картины, шелектер – вёдра
үтiктер – утюги, әрiптестер – коллеги, студенттер – студенты, жидектер – ягоды

3) Окончания третий строки (лар/лер) следуют после гласных и сонорных р у й:

таулар – горы, балалар – дети, айлар – месяца, айналар – зеркала
жануарлар – животные, қалалар – города, маталар – ткани, сапарлар – путешествия
үйлер – дома, әкелер – отцы, пәтерлер – квартиры, көшелер – улицы
нәрселер – вещи, шеберлер – мастера, дәрiгерлер – врачи, терезелер – окна

Ещё примеры:

бiздiң қалаларымыз – наши города, сендердiң балаларың – ваши дети,
сіздердiң достарыңыз – Ваши друзья, олардың ұлдары – их сыновья

Привожу ту же "Таблицу с примерами", что вы видели в разделе "Притяжательные окончания", но теперь существительные во множественном числе:

Менiң Біздiң балаларым балаларымыз бөлмелерiм бөлмелерiмiз қыздарым қыздарымыз суреттерiм суреттерiмiз
Сенiң, Сендердiң Сіздiң, Сіздердiң балаларың балаларыңыз бөлмелерiң бөлмелерiңiз қыздарың қыздарыңыз суреттерiң суреттерiңiз
Оның, Олардың балалары бөлмелерi қыздары суреттерi

 

Примеров присоединения падежных окончаний после притяжательных окончаний приведено уже много. А вот без притяжательных окончаний к существительным множественного числа добавлять падежные окончания особенно приятно! Потому что легко:))) Ведь существительные во множественном числе всегда заканчиваются на сонорную р.

Шығыс септiк Жатыс септiк Барыс септiк Iлiк септiк Табыс септiк
емтихандардан емтихандарда емтихандарға емтихандардың емтихандарды
қалалардан қалаларда қалаларға қалалардың қалаларды
мектептерден мектептерде мектептерге мектептердiң мектептердi
бөлмелерден бөлмелерде бөлмелерге бөлмелердiң бөлмелердi

 

Ну и различные примеры, когда присутствуют все виды окончаний – множественное число, притяжательные и падежные:

достарымызда – у наших друзей, жұмыстарында – на их работах
бастықтарыңыздан – от ваших начальников, қыздарыңа – к твоим дочерям
туыстарыма – к моим родственникам, достарыңды шақыр – своих друзей пригласи

Окончания множественного числа не добавляются:

1. Если существительному предшествует числительное (екi кiтап – две книги, он төрт күн – четырнадцать дней);

2. Если используются слова: көп – много, аз – мало, бiраз, бiршама – немного, бiрталай – большое количество, бiрнеше – несколько и т.д. (аз қалам – мало ручек, көп адам – много человек);

3. Если предметы неисчисляемые (май – масло, нан – хлеб, бақыт – счастье);

4. Если в данный момент речь идёт только как о виде:
а) племени, рода, национальности: (орыс – русские, қазақ – казахи);
б) зверей, насекомых, растений: (түлкi – лисицы, көбелек – бабочки, шөп – травы);
в) частей тела: (құлақ – уши, саусақ – пальцы);
Но в другом контексте к этим же словам (пункта 4) могут добавляться окончания множественного числа (қазақтар – казахи, шөптер – травы, саусақтар – пальцы).


Отрицание, вопрос

Таблицу "Отрицание/вопрос" я разместила здесь для того, чтобы легче было запомнить после каких букв какие добавляются суффиксы (или частицы). Отрицательные суффиксы добавляются к глаголам, а вопросительные частицы ставятся в конце предложения.
Правила добавления очень схожи с окончаниями множественного числа, разница в одной букве л, которая в таблице "Отрицания, вопроса" спускается в третью строчку таблицы.

1) После звонких ж з и сонорных м н ң суффиксы первой строки таблицы (ба/бе):

жазба – не пиши, тоңба – не мёрзни, ұсынба – не предлагай, жуынба – не умывайся
сенбе – не верь, үйленбе – не женись, сезбе – не чувствуй өткiзбе – не проводи

2) После глухих согласных суффиксы второй строки (па/пе):

жатпа – не ложись, тоспа – не жди, ашпа – не открывай, таныспа – не знакомся
кетпе – не уходи, сәлемдеспе – не здоровайся, көшпе – не переезжай,
кездеспе – не встречайся

3) После гласных и сонорных р у й л суффиксы третьей строки таблицы (ма/ме):

бастама – не начинай, жылама – не плачь, отырма – не садись, алма – не бери
кiрме – не входи, жiберме – не отправляй, секiрме – не прыгай, жеме – не ешь
терезені жума – окно не мой, қаламды әкелме – ручку не приноси

И примеры с вопросительными частицами:

Мынау қалам ба? – Это ручка? Анау кiлем бе? – Там ковёр?
Партада оқулықтар жоқ па? – На парте учебников нет?
Мынау сурет пе? – Это картина?
Бүгiн той ма? – Сегодня той (пир, праздник)? Ол Сәуле ме? – Она Сауле?

 

 

Date: 2015-11-14; view: 409; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию