Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цивилизационные особенности славянства: его пространственные пределы





Для последующего изучения славянства, в качестве отдельной макрокультуры важное значение имеет определение его характерных признаков, а соответственно и территории распространения. Для этого мы по порядку рассмотрим те признаки приведенные в предыдущем подразделе нашего исследования, которые характеризуют особенности культурно-исторических типов.

Начнем с кровного, племенного родства. Славяне, как коренные обитатели Европы имеют генетическое родство с другими народами континента, однако имеют и общие особенности, что роднит и выделяет их между других европейцев. В разных участках генетической карты славянства генетическая близость славян является не одинаковой. Следует отметить в первую очередь то, что славяне южные существенно отличаются от восточных и западных, которые вместе формируют достаточно однородное антропологическое пространство, ядром которого можно считать территорию северо-западной Украины и восточной Польши, что не противоречит данным этногенеза и расселения славян [98, с. 187-198].

Согласно приведенным выше антропологическим данным славянскую прародину, центр их этногенеза, следует искать в Висло-днепровском междуречье. Именно с этого региона начинается их «пассионарное» распространение на широких пространствах Центральной и Восточной Европы [2, с. 43-46]. Регион распространения славян является достаточно однородным и в ландшафтном, биосферном, и особенно в климатическом отношениях. Опять же Балканы, и в меньшей мере горный пояс от Рудных гор в Чехии к Карпатам в Украине несколько выделяются, однако намного меньше, чем другие части Европы. Относительно Висло-днепровского эпицентра, то он являл собой достаточно целостную географическую зону в рамках Восточноевропейской равнины. Мы склонны в данном случае считать, что географический характер данного региона имел существенное влияние на формирование славянской макрокультуры, в том числе из геополитических причин.

Геополитическое расположение славянства бесспорно имеет существенные похожие черты, оно на протяжении веков было и остается мостом между Западом и Востоком. В геополитике территория, которая в основном заселена славянами, имеет особенное значение и называется Хартлендом, что дословно переводится из английского, как срединная, осевая земля. Этот регион имеет решающее значение для мирового господства. Следует отметить также то, что геополитика рассматривает историю, как борьбу телурократии Хартленда с таласократией «Внешнего полумесяца», между которыми есть пограничная зона Римленда. От доминирования над Римлендом зависит которая из двух стихий «море», «суша» ли лидируют на планете [95, с. 42-44]. Таким образом, геополитическое расположение славян является ключевым, ведь Хартленд в пределах Европы в зависимости от распространения на Римленд в основном находится на территории занятой славянами. Следует отметить и то, что Хартленд на современном этапе истории находится на переходном этапе, что связано с экспансией таласократии, которую геополитика связывает с цивилизацией Запада в целом, и США в первую очередь. Проявлением этого, есть, в частности процесс глобализации. В таком дискурсе геополитический аспект для определения цивилизационной особенности славянства и взаимоотношений глобализма и панславизма имеет ведущее значение [96].

Из этого выплывает еще одна существенная особенность славянства, а именно наличие общих исторических вызовов, а это, как известно, является серьезным консолидирующим фактором. На разных этапах истории славянских народов эти импульсы были не одинаковыми по происхождению и имели разную интенсивность, однако можно выделить два направления - Восток и Запад, которые своим влиянием формировали общность исторического развития славянства. Конечно, в зависимости от географического расположения распределялось их влияние в славянской среде, однако общность этих явлений является достаточно ощутимой. Еще со времен раннего средневековья нам известная борьба с переменным успехом славянских и германских племен. Впоследствии это противостояние проявилось в борьбе Священной Римской Империи с западными и южными славянами. Событием, которое по многими признаками можно считать убедительным свидетельством единства славян была война с Тевтонским Орденом и особенно Грюнвальдска битва 15 июля в 1410 г. [21, с. 205-218]. В дальнейшем слов’яно-германские отношения также носили характер перманентной конфронтации. Вторым фактором влияния на славян выступал Восток, большая Евразийская степь, кочевые орды которой от гуннов и вплоть до ногайцев на протяжении веков были фактором серьезного влияния на историю славян, которые в конечном итоге дали мощный отзыв на вызов степи, который отмечает в частности Тойнби [4, с.123-124]. Со стороны Балкан славяне столкнулись сначала с византийской, а в дальнейшем и турецкой угрозой, последняя приобрела всеславянский характер, тяжело отразившись на исторической судьбе южных славян. Чтобы изобразить более детальнее наличие общей истории славян, следует вспомнить также их сосуществование в государственных образованиях, что объединяли разные славянские народы и были в меньшей или большей мере проявлениями консолидации славян. Среди них: Государство Само, Великая Моравия, Первое Болгарское царство, Сербия Стефана Душана, Польша первых Пястов, Большое Княжество Литовское, Речь Посполитая, Киевская Русь, Московское царство, Русская империя и СССР. Также общей чертой славянской истории, есть движение в фарватере Западной цивилизации, влияние ее, особенно интенсифицировался в ХІХ и ХХ ст., причиной чего есть интенсификация западного проекта глобализации, что и теперь составляет общий, и чуть ли не серйознейшый вызов в истории славянства [1, с. 91-113, 240-245].

Следующим цивилизационным признаком, которому уделяют важное значения, является етнокультурная близость. Следует отметить, что, ввиду неоднородности взаимодействия разных частей славянского мира с соседними етнокультурами и специфики исторического и социально-экономического факторов их развития, славянство является достаточно разнообразным этнографическим явлением. Однако, рядом со специфическими особенностями каждого этноса, субэтносов и региональных групп, славяне имеют также чрезвычайно много общего во всех отраслях материальной и духовной етнокультуры [23, с. 15]. Невзирая на то, что в связи с интенсификацией процессов распространения Западного глобализма в ХІХ и особенно ХХ в., этническая самобытность славянских народов сильно пострадала, она и в дальнейшем продолжает быть весомым фактором их етнокультурного единства. Роль этнических компонентов культуры в течение последнего времени начала увеличиваться, что является своеобразным отзывом народной культуры на вызов глобализации и нашло выражение в популяризации фолк-арта.

Как отмечалось раньше, наиболее заметным признаком славянского цивилизационного единства является языковое родство. Относительно него считаем уместным консолидироваться с мнением известного филолога-слависта, историка, этнографа начала двадцатого века Тимофея Дмитриевича Флоринского. «Языки славянских народов, даже ввиду всего их разнообразия, все же, как члены одной семьи, достаточно близкие между собой. Во всяком случае, их взаимная разница вряд ли значительно больше, чем разница между диалектами немецкими, французскими или итальянскими. Впрочем, славянские народы в результате разных причин не успели произвести себе общий литературный язык, как это удалось немцам, французам и итальянцам, которые имеют в своих литературных языках могучее средство национального и культурного единения, и надежные органы, для развития своего образования и в то же время хранят свои личные диалекты для домашнего потребления, и областных литератур» [74, с. 13-14]. В подтверждение выше приведенной информации можно употребить терминологию языкознания, дифференциацию, в результате которой происходит процесс между диалектического раскола и образования новых языков и интеграции обратное явления. Примером первого процесса есть славянское етно-лингвистическое сообщество, примером второго можно считать соответственно литературные языки немцев, французов и итальянцев [99, с. 47]. Следует отметить, что попытки установить всесвянский литературный язык имели место в прошлом, примером чему является деятельность Кирилла и Мефодия, а также созданная Юрием Крижаничем в Тобольске язык на основе церковнословянской и элементов других славянских диалектов, лексику и грамматику которой он изложил в книге «Грамматически изказание о руском езику» в 1666 г. [15, с. 139]. По нашему мнению, основными факторами, которые повлияли на то, что ни старославянский, ни церковнославянский не стали всесвянскими литературными языками есть присущие славянству псевдоморфозы. Учитывая значение языка и письма в процессе передачи информации, без чего не возможна культура, склонные считать лингвистическое единство сильнейшым фактором етнокультурной взаимности вообще и славян в частности. Особенный вес приобретает языковой фактор во время технологического рывка, связанного с возникновением и распространением сети Интернет. Впрочем, именно в настоящий момент литературный панславизм смог мощно отреагировать на импульс глобализации, что в лингвистической сфере проявляется в массовом распространении английского языка. Этим отзывом является создание словацким лингвистом Марком Гучком всеславянского литературный языка словіо. Словио образовано тем же путем, подбора оптимальной лексики и грамматики, что и эсперанто, однако, в отличие от последнего, является понятным всем носителям славянских языков без дополнительного изучения. Этот язык постоянно развивается и совершенствуется, завоевывая себе сторонников в мировой сети [71]. Как далеко зайдет этот процесс покажет время, но его важность и исключительность является очевидной.

Большинство славян являются христианами. Основными - традиционными конфессиями является православие - около 55%, католицизм - около 25%, незначительное количество мусульман. Отдельной группой, динамическое увеличение которой является следствием влияния глобализации, являются новые протестантские течения и атеисты [100, с. 363-383]. Еще одним явлением, которое сопровождает уменьшение количества верующих традиционных конфессий, которое, ввиду его характеристик, склонных считать своеобразным отзывом на вызовы глобализма, это распространение славянского неоязычества или же родноверия. Количество родноверов постоянно растет, следует отметить также и то, что они, как правило выступают с идеей религиозного языческого панславизма. Похожий феномен имеет место по всей Европе [35, с. 128-239]. Такое явление несомненно заслуживает внимания, учитывая сочетание в нем самых глубоких етнокультурних традиций во время наибольшей интенсификации глобализации.

Среди всех цивилизационных особенностей славянства религиозный фактор большинство цивилизационистов склонные считать ведущим. Мы не абсолютизируем этот фактор. К примеру, можно проследить определенное несоответствие религии, как основной детерминанты той, другой макрокультуры ли, за исключением, арабо-мусульманской. Однако, наибольший когнитивный диссонанс у нас вызывает разделение на Западно христианскую, и Восточно-христианскую, что в той или иной мере нашел отображение в концепциях цивилизационистов. Не понятным является в первую очередь то, почему расхождение между католиками и православными является отчасти главным условием выделения Православно-русской цивилизации, в то время, как расхождение между католиками и протестантами считается менее существенным, впрочем история, в частности эпоха Реформации, и Контрреформации свидетельствует об их жестком противостоянии, а данные религиоведения некоторые протестантские течения вообще ставят за пределы христианства [101, с. 205-208]. Похожее недоразумение возникает при рассмотрении Латиноамериканской цивилизации, ведь она не имеет существенной конфессиональной разницы с другими регионами христианского мира, однако Хантингтон выделяет ее в отдельную макрокультуру [8]. Особенной относительно этого вопроса является концепция Вальтера Шубарта, который отмечает существенную комплиментарность католицизма и православия, протестантский мир он выделяет в отдельное сообщество, отождествляя его прежде всего с германцами [10]. Если брать за образец мнение Шубарта, то в Европе можно выделить не два, а три макрорегиона. Существенным дополнением к переосмыслению роли религии в идентификации культурно-исторических типов является современный кризис христианства, как одно из проявлений общего кризиса Запада, что в результате его пребывания на интенсивной стадии глобализации в той или иной мере влияет на весь мир [60, с. 246-280]. Последствиями этого в Европе является увеличение количества атеистов, сектантов, и мусульман, отдельной группой являются неоязычники – родноверы.

Впрочем, невзирая на постепенное уменьшение веса религии в определении особенностей славянской культуры, можем выделить два конфессиональных региона. Линия границы проходит между католиками и православными, в Европе. Однако это разделение не учитывает этнические особенности, ведь выделенная именно на его основе Русско или Славяно-православна цивилизация не отвечает етнокультурным особенностям макрорегиона. Ввиду определенной нами первоочередности етнокультуры в определении пределов и особенностей славянской макрокультуры такая классификация не является полностью оправданной.

Таким образом, исследовав специфику факторов, которые определяю цивилизационные особенности и формируют географические пределы славянского культурно-исторического типа, склонные считать, что основным факторами его пределов как и главными особенностями его характера, есть етнокультурные признаки, а не религиозные. Чтобы дополнительно подтвердить нашу мысль, стоит привести цитату из Декларации Международного Славянского движения, принятой на VIII Всеславянском съезде, который проходил в Москве 2 - 4 апреля в 2001 г. «К вопросам веры участники славянского движения подходят с точки зрения гуманизма, свободы совести и вероопредиления, учитывая устоявшееся возрастами расположение славянских народов к той или другой религии, выступают против прозелитизма и насилия над духовным выбором личности» [1, с. 353].

Следовательно, как и раньше, так и теперь славянство хранит в себе такие характерные черты, которые дают основания рассматривать его как отдельную макрокультуру. Самой заметной объединительной особенностью славян является языковое родство, что в условиях все большего развития сферы информации и коммуникации в жизни человека и общества приобретает исключительное значение.

Date: 2015-11-14; view: 268; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию