Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВСТУПЛЕНИЕ. Процесс глобализации в наше время определяет все сферы общественного бытия, происходит унификация и интеграция экономики





Процесс глобализации в наше время определяет все сферы общественного бытия, происходит унификация и интеграция экономики, политики и культуры, в планетарном масштабе. Поэтому увеличение интереса к вопросам глобализации, которая находит свое отображение в интенсификации исследования этого явления во всех его проявлениях, является полностью закономерным. Конечно, и в жизни славянских народов глобализация является ведущим явлением. Перспективность развития изучения взаимодействия славянства с процессом глобализации чрезвычайно высока, ввиду роли славян в мировой истории и современности, учитывая нарастающую динамику глобализма. Важным является и то, что глобализация принуждает по-новому, - более глобально, смотреть на нашу историю и настоящее, а это, в свою очередь, требует новых подходов, широкого применения междупредметных связей, конструирования современных парадигм, которые могли бы лучше всего осветить вопрос взаимодействия славянства с процессом глобализации.

Такой методологический подход, который рассматривает историю славянства сквозь призму цивилизационного подхода, в рамках циклическо-поступательного развития, отстаивает данное исследование. Наша парадигма сводится к тому, что история человечества - это в первую очередь история отдельных етнокультур, которые взаимодействуют и конкурируют между собой. Каждая из них, подобно живому организму, имеет свой возраст, и проходит стадии зарождения, развития, и обветшания. В процессе своей жизни етнокультури под воздействием тех или других внешних или внутренних факторов эволюционируют. Реакция етнокультур на вызовы может носить как позитивный, так и негативный, характер. Если вызов является слишком малым, етнокультура не будет развиваться, или развиваться очень медленно, если же вызов будет слишком мощным, культура может переживать депрессию, сразу погибнуть, или же мутировать и превратиться в так называемую химеру. Культуры, которые развиваются лучше всего естественно достигают наибольшего распространения, превращаясь в «большие культуры», или же цивилизации. Именно такое распространение мы считаем тождественным процессу глобализации. Можно сказать, что большие культуры создают свои глобализационные проекты, которые являются следствием сочетания генетической информации народа-носителя и его фенотипной реакции на конкретно исторические вызовы среды и времени.

Совмещая мысль о цикличности и поступательности развития человечества утверждаем, что на каждом этапе истории взаимодействие между культурами, храня общие черты, имеет и свои особенности, которые зависят прежде всего от развития технологий в широком понимании этого слова. Именно это определяет специфику глобализма на данном историческом этапе, который, учитывая колоссальное ускорение обмена информацией, является уникальным в истории человечества. Более того, можно утверждать, что сама история, что в нашем понимании является взаимодействием етнокультур во времени и пространстве, тоже интенсифицировалась. Исходя из выше приведенного, склонные рассматривать современную глобализацию как максимальное распространение цивилизации Запада в епоху «нового осевого времени», на данном этапе ее развития в качестве химеры. Эта экспансия вызывает все более активное сопротивление других етнокультур и в первую очередь цивилизаций, таких как: Индуистская, Арабо-мусульманська, Конфуцианская, Латиноамериканская и потенциальная Славянска, какую большинство современных исследователей отождествляют из Русско-православной. Мы же оставляем за собой право говорить именно о славянской цивилизации, поскольку, в отличие от других цивилизационистов, главным признаком культуры считаем етничность, утверждая, что нету «этноса без культуры, а культуры без этноса». Глобализованый однополярный мир все больше возвращается к своему естественному состоянию, происходит глобализация на локальном, цивилизационном уровне - глокализация. Наименьшую активность среди больших культур проявляет славянство. По нашему мнению, это является явлением временным и связано прежде всего с тем, что в прошлом тенденция к славянскому объединению так и не была реализована, хоть ее славянство проявляло на протяжении всей своей истории, что находило проявление в экономическом, культурном и политическом взаимодействии.

Определяющей чертой любого сообщества является его внутреннее единство. В славянской среде оно воплотилось в явлении панславизма, который, по нашему мнению, является концепцией цивилизационной интеграции славянства. Опять же, на разных этапах существования славянской етнокультури идея панславизма носила не одинаковый характер. Это было предопределено существенной неоднородностью вызовов как внутренних, так прежде всего внешних, что было вызвано культурно-историческими и географическими обстоятельствами.

Объединение славян не состоялось в результате экспансии соседних макрокультур, под воздействием которых разные регионы славянского мира модифицировались, приспосабливаясь к этим влияниям, в то же время теряя свою самобытность, как следствие отдаляясь друг от друга. Это явление можно назвать псевдоморфозом - приобретением етнокультурой не свойственной ей формы. Однако следует отметить, что существуют разные уровни потери етнокультурной идентичности, это зависит в первую очередь от характера и интенсивности взаимодействия элитарной и народной культур. Именно народная етнокультура является источником национальной самобытности и потенциала развития. Псевдоморфоз, как правило, характерен для элиты общества, которое создает элитарную культуру, это вызвано в первую очередь стилем жизни, что еще в древности делало элиты разных етнокультур более культурно, мировоззренчески ближе, чем элиту и народ в рамках одной етнокультури. Особенного распространения это явление набрало в наше время. Чем болие сильно отличие между элитарной и народной культурами, тем более слабее внутренне и ущербнее внешне будет такое псевдоморфозованое общество. Именно на псевдоморфоз элит были больны государственные образования славян, которые претендовали на всеславянское значение. Это по мере роста расхождений между народной и элитарной культурами есть: Киевская Русь, Речь Посполитая, Московское царство, Русская империя, СССР. Относительно последних трех, то ими были созданы свои псевдоморфозные глобализационные проекты Третьего Рима и мирового социалистического содружества. Все эти государства не стали центрами славянской консолидации и распались именно в результате своей псевдоморфозной сущности.

Таким образом, славянство уже на протяжении последних двух тысячелетий находится в стадии цивилизации, которая зарождается, однако избыточное влияние соседних цивилизаций, особенно Западной, не давало возможность реализовать славянский потенциал, распространив в славянской среде псевдоморфоз. Это можно объяснить прежде всего тем, что предыдущая историческая эпоха была временами, когда цивилизации Византии, а впоследствии Запада, находились в фазе наибольшей активности, подавляя развитие славянства. В то же время то, что славянство продолжало существовать как отдельное сообщество и в течение всей истории проявляло тенденцию к интеграции, свидетельствует о том, что вызовы соседних цивилизаций не были для славян как сообщества смертельными. Славянство, и раньше, и в настоящий момент, хранит в себе цивилизационный потенциал и стремление к консолидации, симптомом чего есть панславизм.

Современная эпоха является временем постепенного упадка Запада, который проявляется в етнокультурном и демографическом, а в последнее время и общественно-экономическом кризисе, который, по нашему мнению, ошибочно считают глобальным. Свидетельством чего есть динамическое развитие других цивилизаций. Славянство имеет возможность выйти из-под подавляющего влияния господствующей макрокультуры, и во время «упадка Европы», создать собственную самобытную цивилизацию, свой глобальный проект. Признаки активизации етнокультурной интеграции славянства и постепенного увеличения его роли в мире уже наметились, как на государственном, геополитическом уровне, так и прежде всего на уровне общественной и культурно просветительской деятельности. Развив свою модель глобализма, славянство может стать центром тяжести для етнокультур приходящего в упадок Запада, поскольку является комплиментарным с ними, и в зависимости от темпов развития конкурирующих цивилизаций стать лидером мирового содружества.

Date: 2015-11-14; view: 290; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию