Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Специализированные программы
В группу специализированных вошли программы по физической культуре, адресованные профессиональным руководителям и инструкторам физического воспитания дошкольных учреждений.
З.1. Программа «Старт»
Программа «Старт» разработана Л.В.Яковлевой, Р.А.. Юдиной и Л.К. Михайловой. Они считают, что многие движения, освоение которых по другим программам начинается в старшей группе, дети способны освоить уже и 3-4 года. В 3 года многие дети самостоятельно лазают по гимнастической стенке на любую высоту, а некоторые - по шесту благодаря сильному хватательному рефлексу рук. Многие дет выполняют вис на турнике, пытаются подтянуться, спрыгивают с разных пеньков, бумов, шин (высотой 30 - 60 см вместо 10- 20 см, предусмотренных другими программами), кувыркаются через голову, перепрыгивают через шины и пеньки. Авторы программы ставят вопрос: зачем искусственно тормозить физическое развитие детей, не используя их природные задатки? По мнению авторов, обследование двигательной деятельности детей в дошкольных учреждениях обычно проводится без учета их природных наклонностей и способностей. И как следствие такого обследования, всех детей обучают по одной программе с едиными требованиями по уровню ее усвоения. Бывает и так: ребенок во всех видах двигательной деятельности показал слабую подготовку, но он гибок, пластичен, обладает чувством ритма. Эти задатки у него от природы, их следует развивать как ключевое звено в цепи других, необходимых дошкольнику физических качеств. Таков принципиальный подход в физическом воспитании дошкольников в программе "Старт". Для его реализации необходимо выявить способности каждого ребенка в каком-либо спортивном движении или определенном виде спорта с тем, чтобы через них развивать и укреплять чувство удовлетворения от движения, а значит, воспитывать потребность в занятиях физической культурой, что в конечном счете и будет способствовать оздоровлению и закаливанию организма. Практика таких обследований подтверждает, что не бывает детей неспособных в области спортивных движений. Просто есть дети, которые еще не «нашли себя» и у которых что-то получается хуже, чем у других. Такие дети, если на них не обратить вовремя внимание, навсегда потеряют интерес к физической культуре, веру в свои силы и возможности. Кроме того, программа «Старт» исходит из того, что у каждого ребенка обычно есть какое-либо отклонение от нормы в физическом развитии. Поэтому в отличие от "Программы воспитания и обучения в детском саду" и сходных с ней, в которых для всех ребят установлены единые упражнения, программа "Старт" предусматривает использование индивидуальных корректирующих упражнений. В данной программе двигательная деятельность систематизирована для всех видов работ и отражена графически (структура и содержание физкультурных занятий, виды движений, игровые упражнения и игры,используемые снаряды, пособия). Это позволяет проанализировать каждый вид движения по степени его усложнения и развития. Инструктор или воспитатель (если он ведет занятие по физкультуре) может заменить Отсутствующий снаряд или пособие другим, сохранив движение. При описании определенного движения или игры в программе указываются способы их организации, расположение снарядов, направления движений детей и места страховки. В программе "Старт" обращается внимание на обучение детей индивидуальным играм с предметами и спортивным инвентарем, а также на согласование работы инструктора и воспитателя в целях закрепления и дальнейшего развития на прогулках игровых навыков и способоввыполнения упражнений, с которыми дети познакомились на физкультурных занятиях. В содержите программы включены: спортивная гимнастика на турнике, буме, кольцах, цирковая, воздушная акробатика на канате, висячем обруче, доске, элементы художественной гимнастики с музыкальным сопровождением. При этом дети сами принимают участие в подборе народной, классической, симфонической или эстрадной музыки. Сформированные в ходе физкультурных занятий двигательные навыки и умения используются в последующем при проведении разнообразных праздников (зимних на открытом воздухе, легкоатлетических, со спортивными играми, соревнованиями на ловкость, скорость, выносливость, с элементами эстафет), акробатаческих вечеров. Для выпускников в конце апреля устраивается гимнастический вечер под названием "Цирк зажигает огни", на котором каждый ребенок показывает свои способности. При этом ему дается право на творческий выбор движений, предметов и музыкального сопровождения. Итог работы за год проводится на спортивном летнем празднике в конце мая. Выпускники получают дипломы, где указывается, к какому виду спорта, к каким упражнениям предрасположен ребенок, фиксируются достигнутые им результаты. Разработанная авторами программы сетка занятий дает возможность инструктору и воспитателю использовать разные виды двигательной деятельности в определенной форме работы или один вид двигательной активности в разных формах работы (в зависимости от времени года). Сетка занятий включает примерный перечень всех видов основных движений, игр и игровых упражнений, а также акробатических упражнений с подробно описанной методикой и техникой их выполнения. Перечень является примерным, потому что он основан не на возрастных различиях, а на индивидуальных двигательных возможностях детей независимо от их возраста. Первое знакомство с любым движением начинается с азов. И если в детском саду отсутствует какой-либо снаряд, то данный перечень поможет выбрать другой снаряд для обучения тем же движениям. На основе годовой сетки и примерного перечня занятий каждый инструктор или воспитатель может составить свою систему развития двигательной активности дошкольников с учетом уровня их физического развития и возможностей своего учреждения. Таким образом, в программе "Старт" авторы отказавшись от распределения программного материала по возрастным группам, делают ставку на индивидуальный подход, что, по их мнению, позволяет, с одной стороны, скорректировать возможные отклонения физического развития ребенка от нормы и, с другой стороны, развивать его природные способности, начиная уже с 3 - 4-летнего возраста, не преследуя при этом цели форсированного достижения высоких результатов. Постоянный квалифицированный медицинский контроль состояния здоровья, том числе состояния опорно-двигательного аппарата каждого ребенка, а также взаимодействие и согласованность в работе инструкторов и воспитателей, предусмотренные программой, являются необходимым условием обеспечения крепкого здоровья и полноценного физического развития детей.
3.2. «Программа по физкультуре от 3 до 17 лет»
"Программа по физкультуре от 3 до 17 лет" разработана В.П.Щербаковым в Московском городском физкультурно-спортивном объединении (руководитель проекта Л.А..Захаров). В данную программу включены обязательные экспресс-тесты для объективизации педагогического контроля за физической подготовленностью детей и школьников г. Москвы. Контрольные упражнения-тесты, их подбор отображают принципы доступности и постепенности, учитывают возрастные особенности психофизического развития детей 3 -17(18) лет. При составлении программы учитывалось содержание существующих программ, результаты проведенных экзаменов по физической культуре с учащимися 9-х, 11 классов, объективность и доступность тест-программы правительства г. Москвы (по физической подготовленности), надежность (критерий олимпийского зачета), зачет с учащимися 5 - 11 классов, а также интерес и доступность спортивно-развлекательных мероприятий, проводимых с детьми дошкольного возраста. Учебный материал данной программы учитывает особенности развития детей и школьников, особенно в детском саду и начальной школе, их подвижность, эмоциональность, относительную быстроту восстановительных процессов (после допустимых нагрузок) и в то же время незаконченносгь формирования органов и систем организма, недостаточность развития процессов торможения. Программа выдерживает принципы доступности и постепенности. Большинство физических упражнений, предполагаемых в программе, воспитывают (развивают) у детей скоростно-силовые качества (особенности организма к проявлению максимальной мощности усилий в кратчайший промежуток времени). Каждый, отдельный вид упражнений, вне зависимости от возраста, не теряет своей направленности. Тестирование в данной программе используется как средство педагогического воздействия на весь процесс физического воспитания и рассматривается как педагогическое явление, в котором конкретно проявляется единство воспитания физических качеств и обучение двигательным действиям. Главным организационно-педагогическим принципом решения задач программы, основывающимся на данных возрастной физиологии, анатомии, психологии и педагогики, является дифференцированное использование средств физической культуры (в том числе предметно-познавательной, развивающей и имеющейся природной оздорааливающей среды, музыкального сопровождения) на занятиях с дошкольниками и школьниками разного пола и возраста с учетом их здоровья, уровня физического развития и подготовленности. Программа включает следующие разделы. 1. Учебный материал. 1.1. Основы знаний. 1.2. Основной материал. 1.3 Материал повторения. 1.4. Тестовые упражнения. 1.5. Зачетные упражнения учащихся выпускных классов школы I, II, III ступеней - итоговая аттестация учащихся (уровневая дифференциация усвоения содержания основных видов движений). 1.6. Условия выполнения тестовых, зачетных (экзаменационных) упражнений. 2. Примерное планирование учебных занятий (уроков). 3. Плавание (материал повторения для детей 3 - 7 лет, плавание в г.Москве). 4. Оценка состояния, здоровья детей. 5. Примерные домашние задания и контроль развития физических качеств. 6. Гимнастика вдвоем для самых маленьких детей. 7. Учебный тренажер. 8. Методические рекомендации медицинским работникам, родителям, детям по проведению обследования физического развития детей 3 -17 лет и средние данные (оценка) их развития. 9. Примерные экзаменационные вопросы по физической культуре. 10. Вопросы, задания (тесты) для учащихся 1-7 классов, формирующие знания и умения осуществлять здоровый образ жизни. 11. Отдельные показатели (тестовая оценка) развития физических качеств и функциональных возможностей у детей и учащихся 4-17 лет.
Выполнение программы определяется тем, насколько она способствует укреплению здоровья, раскрывает и развивает умственные и физические способности, дает положительный эмоциональный заряд, пробуждает интерес и желание заниматься (работать) не только у детей, но и педагогов.
|