Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Ощеобразовательные программы
К общеобразовательным программам, применяемым в настоящее время в дошкольных учреждениях, следует, прежде всего, отнести программы «Детство», «Радуга», «Истоки». В них в концентрированном виде нашли свое воплощение современные, передовые взгляды на содержание и организацию дошкольного воспитания, в том числе и роль физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях. Многие годы основной программой, используемой в дошкольных учреждениях, была «Типовая программа воспитания и обучения в детском саду», базирующаяся на результатах многолетних исследований НИИ дошкольного воспитания АПН СССР и ряда ведущих кафедр дошкольной педагогики. Она построена с учетом возрастных и психофизиологических особенностей детей раннего и дошкольного возраста и охватывает все традиционно выделяемые стороны развития ребенка. «Типовая программа» до настоящего времени была лучшей по результатам воспитания, и до сих пор многие дошкольные учреждения используют ее в своей работе.
1.1. "Программа воспитания и обучения в детском саду" «Программа воспитания и обучения в детском саду» подготовлена на основе «Типовой программы воспитания и обучения в детском саду», разработанной НИИ дошкольного воспитания АПН СССР. Программа охватывает четыре возрастные группы: ранний возраст - от рождения до 2 лет (первая и вторая группы раннего возраста), младший дошкольный возраст - от 2 до 4 лет (первая и вторая младшая группы), средний возраст - до 5 лет (средняя группа), старший дошкольный возраст - от 5 до 7 лет (старшая и подготовительная к школе группы). В каждой возрастной группе предусмотрено формирование представлений, умений и навыков детей на занятиях и закрепление их вне занятий. В программе отмечается, что успешное решение всех поставленных задач воспитания и обучения детей возможно только при условии знания педагогом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, закономерностей их развития. В разделе «Физическое воспитание» программой предусматриваются охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка, полноценное физическое развитие, воспитание интереса к различным, доступным ребенку видам двигательной деятельности, формирование положительных нравственно-волевых черт личности. В соответствии с этой программой физическое воспитание в дошкольном учреждении должно осуществляться как на специальных физкультурных занятиях, так и в повседневной жизни. В детском саду создаются благоприятные санитарно-гигиенические условия, обеспечивается заботливый уход за детьми, пребывание на свежем воздухе, организуется полноценное питание, систематически во все времена года проводятся утренняя гимнастика, закаливающие мероприятия, при наличии соответствующих условий организуется обучение детей плаванию. Во всех возрастных группах большое внимание уделяется воспитанию у дошкольников культурно-гигиенических навыков, правильной осанки. Программа нацеливает педагогов на последовательное обучение детей двигательным умениям и навыкам, развитие физических качеств (ловкости, быстроты, выносливости, координации движений), формирование способности оценивать качество выполнения движений, правил подвижной игры. В физическом воспитании дошкольников большое место отводится и физическим упражнениям в игровой форме, и подвижным играм. В программу старшей и подготовительной к школе групп включено обучение детей элементам спортивных игр (баскетбола, футбола, хоккея, бадминтона, настольного тенниса, игры в городки). В программе акцентируется внимание на то, что правильное физическое воспитание во всех возрастных группах может быть обеспечено только при постоянном медицинском и педагогическом контроле. За время пребывания в детском саду у детей должна быть выработана потребность систематически выполнять утреннюю гимнастику, закаливающие процедуры, сохранять правильную осанку, а также сформированы прочные культурно-гигиенические навыки, потребность в ежедневной двигательной деятельности, навыки правильной, ритмичной, легкой ходьбы, бега. Дети должны научиться правильно прыгать с места и с разбега, освоить разные виды метания, лазанья, движения с мячами, четко и точно, ритмично, в заданном темпе выполнять физические упражнения не только по показу, но и по словесной инструкции, под музыку, перестраиваться как во время движения, так и стоя на месте.
1.2. Программа «Детство»
Программа «Детство» разработана авторским коллективом кафедры дошкольной педагогики Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. Это программа многогранного развития и воспитания личности ребенка. Заслуживают внимания выделенные в ней уровневые показатели физического развития детей (высокий, средний, низкий) для каждой возрастной группы, что позволяет педагогу правильно построить свою работу. Авторы программы исходят из того, что каждый ребенок развивается в своем темпе, задача воспитателя - бережно относиться к этому процессу, создавать условия для естественного индивидуального, личностного роста. Успех в освоении основных движений во многом обусловлен уровнем развития физических качеств. Чем он выше, тем легче ребенку овладеть техникой сложных движжений. Краткие характеристики уровней освоения программного материала помогают педагогам осуществлять индивидуально-дифференцированный подход к детям (взаимодействия с ребенком на основе педагогической диагностики). При этом в программе делается акцент на то, что недопустимо искусственно подтягивать детей к высокому уровню. Авторы программы, не отрицая значение физкультурных занятий в детском саду, не считают их ведущей формой работы. Количество занятий и их.продолжительность программой «Детство» строго не регламентируются. Педагог сам определяет их необходимость, содержание, способ организации и место в режиме дня, исходя из общедидактических требований к занятиям с дошкольниками и уровня развития детей. Реализуется программа «Детство» в основном путем интеграции в повседневную жизнь ребенка естественных для него видов деятельности, главным из которых является игра. Программа предусматривает создание эмоционально-радостной обстановки, веселую, занимательную физкультуру, уважительное отношение к малышу - как необходимые условия для его психомоторного развития. Содержание физических упражнении увлекает и заинтересовывает ребенка. Если малыш испытывает положительные эмоции, то это делает его более активным, способствует нормальной деятельности сердечно-сосудистой и нервной систем. Вместе с тем в программе отмечается, что не следует заставлять ребенка заниматься: принуждение вызывает у него естественный протест, рождает отрицательные эмоции. Заботясь о физической нагрузке, взрослый не должен забывать о любознательности и пытливости, формирующимся познавательном интересе в этом возрасте. Поэтому прежде чем приступить кфизическим упражнениям, полезно поставить ребенка перед необходимостью решения задачи, например: "Посмотрите, дети, как много мячей перед нами. Найдите глазками самые большие мячи (самые маленькие). Какого они цвета? А теперь возьмите по одному самому большому (маленькому) мячу и положите в свой обруч". В программе говорится, что для организации самостоятельной двигательной деятельности детей необходимо иметь достаточное количество пособий, игр, а также специальное место, где они могли бы упражняться в выполнении разнообразных движений. Воспитателю важно поощрять и стимулировать у детей желание соревноваться в движениях; он должен заботиться о целесообразной смене движений, способствовать объединению детей в небольшие группы для игр или выполнения двигательных задач. Сопоставление программы по содержанию основных движений и физических упражнений по возрастным группам показывает, что она принципиально не расходится с "Программой воспитания и обучения в детском саду". Однако наблюдается некоторое усложнение упражнений, в частности, дошкольники осваивают лазанье по веревочной лестнице, канату, а также группировку, перекаты в положении группировки, пытаются делать кувырок с поддержкой (при наличии условий, обеспечивающих безопасность выполнения упражнения и достаточной квалификации воспитателя).
1.3. Программа «Радуга»
Программа "Радуга" разработана Институтом общего образования Российской Федерации. Она акцентирует внимание педагогов на взаимодействие взрослого и ребенка, в основу которого положена забота о физическом и эмоциональном благополучии ребенка. В отличие от программы "Детство" авторы данной программы считают, что рекомендациям по организации здорового образа жизни детей необходимо следовать неукоснительно. Двигатъся ребенок должен на протяжении всего дня (2/З периода бодрствования). Обязательны ежедневные целенаправленные, специально организованные занятия (классические физкультурные или музыкальные ритмические). В прогулки включаются занятия по физическому воспитанию как их составные части. Программа предусматривает активно-двигательный подъем после сна (утреннюю зарядку дома), а также гигиеническую разминку до завтрака как необходимый активизатор организма ребенка. Подчеркивается важность знания и умения воспитателя определять особенности физического развития детей для формирования у них культуры движения. Для успешного физического воспитания авторы программы предлагают составить на каждого ребенка своеобразную карту-прогноз с разнообразной характеристикой «сегодняшнего» состояния ребенка, его физического развития и двигательной активности. В карте-прогнозе вычленяются (на каждом возрастном этапе) слабые места в развитии ребенка (состояние мышц, органов, систем и т.д.); определяются те движения, которые на данном этапе противопоказаны ребенку, могут нанести ему вред; подбираются те формы движений, которые позволяют достичь не формирования отдельных двигательных навыков, а физического совершенства применительно к данному возрасту. Такой анализ требует совместного труда медицинских работников, воспитателей, а также родителей. Появляется возможность иметь индивидуальную программу развития каждого ребенка. Отпадает необходимость в специальном планировании индивидуальной работы. Общий анализ данных помогает педагогу определять приоритетные направления в организации физического воспитания в группе: усилить двигательный режим, если много детей с низкой двигательной активностью, продумать специальные формы работы с подбором соответствующих физических упражнений, если значительное число детей имеет отклонения в физическом развитии; определить щадящий режим для группы часто болеющих детей и т.д. Таким образом, задачи физического воспитания становятся конкретными, они - только для данной группы и только на текущий год. А это так важно - видеть каждого ребенка в отдельности и думать, прежде всего, о каждом. Программа «Радуга» предусматривает овладение дошкольниками к 6-6,5 годам (наряду с общими для всех программ двигательными навыками) стойкой на голове, оторвав ступни от пола (в позе эмбриона), кувырком вперед, назад, передвижением тела на гимнастических брусьях при помощи хвата руками.
1.4. Программа «Истоки»
Программа "Истоки" разработана Центром «Дошкольное детство» А.В. Запорожца и определена как базисная программа развития ребенка - дошкольника. Название программы - "Истоки" - отражает непреходящее значение дошкольного детства как уникального возраста, в котором закладываются основы всего будущего развития человека. Цель программы - разностороннее развитие ребенка, формирование у него универсальных, в том числе творческих, способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества, обеспечение для всех детей равного старта развития, сохранение и укрепление здоровья. Содержание программы ориентировано на три возраста: ранний - от рождения до 3 лет; младший дошкольный - от 3 до 5 лет; старший дошкольный - от 5 до 7 лет. Такое деление определяется тем, что на границах обозначенных возрастов происходят существенные качественные изменения в развитии ребенка, выявленные во многих психологических исследованиях и эмпирическом опыте воспитания. Программа направлена на обогащение - амплификацию, а не на искусственное ускорение - акселерацию развития. В программе учтена специфика дошкольного обучения, принципиально отличного от школьного. Для достижения единства целей и задач воспитания ребенка предусмотрено содержательное взаимодействие детского сада и семьи. Авторы считают, что базисная программа, задающая общие ориентиры в воспитании, обучении и развитии детей, может стать основой будущих вариативных и специальных программ. В программе определены базисные характеристики личности. К ним относятся: компетентность, вбирающая в себя результаты развития всех остальных основных характеристик личности; креативность и неразрывно связанная с ней способность к инициативности; произвольность и самостоятельность, неотделимая от ответственности, безопасности и свободы поведения, и наконец, самосознание личности и способность и самооценке. Компетентность. В плане физического развития компетентный ребенок владеет своим телом, различными видами движений на уровне, соответствующем его возрасту, умеет адекватно реагировать на изменения окружающей обстановки. Креативность. Способность ребенка к творческому решению различных проблем, возникающих в той или иной ситуации. К показателям креативности относятся: способность к созданию нового продукта (рисунка, конструкции, образа фантазии, движения и т.п.), который отличается оригинальностью, вариативностью, гибкостью и подвижностью. Они относятся как к конечному продукту, так и к содержанию процесса деятельности. Инициативность. В плане творческого интеллекта инициативный ребенок стремиться к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательному общению. Самостоятельность и ответственность. В плане актуального уровня самостоятельный ребенок - это ребенок в поиске, имеющий право на ошибку и педагогически грамотное отношение к ней взрослого: не как к неуспеху, а как к нормальному, инициирующему моменту развития. Произвольность. Умение управлять своим поведением в соответствии с определенными представлениями, правилами, нормами. В деятельности ребенка возникает соподчинение мотивов как умение выделять основной мотив и подчинять ему целую систему действий на протяжении довольно значительного промежутка времени. Свобода поведения и безопасность. Необходимое условие - воспитание в ребёнке чувства меры, осторожности и предусмотрительности, которая предполагает способность к предвидению последствий своих действий, тех или иных явлений и событий, что отражается на формировании у ребенка причинно-следственных связей. Самосознание и самооценка. Возникновение у ребенка представления о себе самом, своего "Я". В целом, для дошкольника характерна завышенная самооценка, что, несомненно, позволяет ему свободно осваивать новые сферы деятельности и является, с одной стороны, залогом успешности, а с другой - служит источником противоречия между желаемым и действительным, обнаруживает необходимость соответствия своей завышенной самооценке, что влечет за собой развитие. В программе «Истоки» выделены основные линии развития ребенка. В разделе «Физическое развитие» раскрыты приоритеты физической культуры детей, воспитания у них потребности в физическом самосовершенствовании, в движении на основе «мышечной радости». Формирование всех основных видов локомоций происходит к 2 - 5 годам жизни ребенка. Формирование новых двигательных систем, зависящих от ситуации деятельности,- к 5 - 7 годам. Чувство радости, ощущение самостоятельности остаются главными источниками мотивации физической активности детей. В программе впервые подробно обозначены ведущие линии не только формирования жизненно важных двигательных навыков, но и сопряженных с ним развития физических качеств. Они соотнесены с определенными возрастными этапами, сензитивными периодами, а также ведущими видами деятельности.
1.5. Программа «Развитие»
Программа «Развитие» разработана творческим коллективом под руководством профессора Л.А. Венгера. Особенность программы заключается в том, что в ней прежде всего обращается внимание на овладение детьми различными способами получения новых знаний, умений, навыков, а не на простое усвоение их. В программу также включен раздел «Одаренный ребенок». Данная программа не содержит в себе раздела по физическому развитию детей. До недавнего времени авторы программы «Развитие» при организации физического воспитания дошкольников рекомендовали использовать "Типовую программу" или программу "Радуга". В 1998 г. были выпущены методические рекомендации "Воспитание здорового ребенка" (Маханева М.Д., 1998), составленные на базе опыта работы Детского центра-прогимназии "Улыбка" (г. Нижний Новгород). В введении к ним авторы программы "Развитие" представляют их как "необходимое дополнение к своей программе, которая не содержит в себе раздела по физическому развитию детей". Основными направлениями физкультурно-оздоровительной работы, обозначенными авторами в данных методических рекомендациях являются: создание условий для физического развития и снижения заболеваемости детей; повышения педагогического мастерства и деловой квалификации воспитателей дошкольных учреждений; комплексное решение физкультурно-оздоровительных задач в контакте с медицинскими работниками, воспитание здорового ребенка совместными усилиями детского сада и семьи. Гармоничному физическому и полноценному психическому развитию ребенка способствует гибкий режим дня. Авторы рекомендаций «гибкий режим дня в дошкольном учреждении» рассматривают в следующих аспектах: 1) организация динамичного режима дня детей: примерное распределение основных компонентов режима дня (для детей 3-7 лет); примерный режим дня в детском саду на осенне-зимний период при 12-часовом пребывании детей - для каждой возрастной группы с 2 до 7 лет;два варианта режима дня для детей 3 - 4 лет, составленных с учетом биоритмологического профиля ребенка; сетка фронтальной и подгруппповой работы с детьми на неделю по всем видам деятельности (для каждой возрастной труппы); 2) гибкий график работы воспитателей, специалистов и всего обслуживающего персонала. Авторами предусмотрено во всех возрастных группах ежедневно несколько форм занятий физическими упражнениями (утренняя гимнастика на улице или в зале, физкультурные занятия урочного типа в спортивном зале, занятия плаванием, подвижные игры в течении всего дня),однако все это требует определенных изменений в работе персонала дошкольного учреждения. Поэтому гибкого графика работы воспитателей и их помощников. Так, например, в ясельных и младших группах первую смену воспитателей предлагается сократить с тем, чтобы во вторую удленненную смену они могли помочь первой смене воспитателей в проведении основных режимных моментов и занятий. В методических рекомендациях дается примерная сетка занятий для детей различных возрастных групп, позволяющая сочетать занятия по программе «Развитие» с необходимыми оздоровительными мероприятиями. Авторы предлагают всю работу по физическому воспитанию строить с учетом физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья ребенка. Для этого на основании индивидуальных медицинских карт врач дошкольного учреждения должен по каждой возрастной группе составить сводную схему о состоянии здоровья детей всей группы и каждого ребенка в отдельности. Эту схему-анализ и конкретные рекомендации желательно занести в групповые «журналы здоровье», чтобы каждый воспитатель планировал физкультурно-оздоровительную работу в соответствии с особенностями здоровья детей. Авторы данных рекомендаций, как и другие разработчики новых программ, предлагают свой вариант классификации занятий физическими упражнениями урочного типа. Включение в режим дня дошкольника занятий по плаванию связано с решением ряда организационных проблем. В рекомендациях предлагается проводить занятия по плаванию или до завтрака, или перед обедом, или сразу после дневного сна. С детьми младшего возраста рекомендуется проводить занятия один раз в неделю, а с детьми старшего возраста – 2 раза в неделю. В методических рекомендациях отсутствуют разделы «знания по физической культуре» и «Диагностика уровня подготовленности детей», но зато определены показатели, по которым можно оценить эффективность работы по физическому воспитанию: перемена группы здоровья на более высокую, уровень развития детей по местным стандартам, качественные и количественные характеристики выполнения основных движений по позрасту, физические качества (по тестам). Авторы рекомендаций предлагают анкету для родителей, позволяющую оптимизировать процесс физического воспитания с учетом индивидуальных особенностей и потребностей ребенка. Они считают, что особое внимание в режиме дня следует уделять проведению закаливающих процедур, различных для детей каждого возрастного периода и уровня подготовленности, а также в зависимости от времени года. В рекомендациях представлена примерная схема закаливающих процедур для детей с 1,5 до 7 лет, посещающих обычную, или логопедическую, или оздоровительную группу (дифференцировано по временам года). Авторы подробно останавливаются на практических рекомендациях организации закаливающих процедур с детьми.
1.6. Учебно-методический комплект «Сообщество»
Предлагаемый документ разработан в рамках программы «Step by Step». В нем изложены методы работы персонала дошкольного учреждения с детьми 3-5 лет. Первоначально это руководство предназначалось в помощь детским садам - участницам проекта в 19странах Центральной и Восточной Европы и бывшего Советского Союза. Часть I «Мышление, ориентированное на ребенка» представляет введение в программу «Step by Step». В главе 1 излагается философия, основания и теоретические посылки программы. Глава 2 рассказывает о задачах программы, уточняет принципы поддержки развития детей. Часть II "Обучение, ориентированное на ребенка" рассказывает о роли воспитателя и родителей вреализации программы. Часть III "Учение, ориентированное на ребенка" содержит общее описание учебной среды и подробный разбор десяти центров, предназначенных для таких видов активности, как искусство, строительство (крупные конструкторы), кулинария, драматизация, чтение и письмо, математика, манипулятивные материалы, музыка, игра на открытом воздухе, песок и вода, естествознание. Физическое воспитание отдельно в программе не рассматривается. Раздел «Физическое развитие» включен в описание деятельности десяти центров в основном как результат развития крупной и мелкой моторики. Самое большое место разделу «Физическое развитие» отводится в главе "Игра на открытом воздухе". Авторы обращают внимание на то, что пространство вне помещения - место завлекательных занятий и широких образовательных перспектив; однако для большинства детей это прежде всего фактор, стимулирующий физический рост и развитие. Физкультурные упражнения также предоставляют ребенку возможности проявить себя в социальном плане, освоить правила, ощутить взаимосвязь с другими, укрепить уверенность в своих силах, вырасти интеллектуально и попраковаться в решении проблем. Обсуждая вопросы педагогического руководства двигательной деятельностью, авторы выдвигают спорное положение о том, что следует избегать игр, где один индивид или группа выигрывают, а другие проигрывают. В предлагаемой авторами классификации видов деятельности, развивающих моторные навыки, сложно обнаружить классификационный признак, так как в один ряд поставлены понятия «движение» и «бег». Они отмечают, что плановая программа физических упражнений - важная часть дошкольной программы, однако конкретных рекомендаций по организации физического воспитания не дают. А ограничиваются общими рекомендациями: оборудование площадки должно побуждать детей к лазанью, ползанию и прочим упражнениям, развивающим мускулатуру всего тела, координацию движений, чувство равновесия.
|