Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Исторические типы государства





Государство представляет собой социальное явление, ограниченное определенными историческими рамками. По историческим типам государственно-правовые системы делятся на первичные и развитые. К первому типу относятся государства, возникшие вследствие разложения первобытнообщинного строя:

1. деспотии, сложившиеся в древности на Востоке (Египет);

2. рабовладельческие государства Средиземноморья (Римская империя, древнегреческие полисы – Афины, Спарта);

3. феодальные государственные образования (Азия, Европа, и в том числе – Киевская Русь).

На смену им приходят развитые типы государственно-правовых систем – капитализм со свойственными ему формами организации общества. По теории марксизма известен также такой тип государства, как коммунистический. Его практическое выражение пока можно наблюдать только в образе уже исчезнувших, либо еще существующих социалистических государств - государств “переходного периода”, “строительства основ” коммунистического общества.

Марксистская теория выделяет четыре основных типа государства в зависимости от форм господствующей в них собственности:

1. рабовладельческое

2. феодальное

3. буржуазное (капиталистическое)

4. социалистическое.

Кроме того, Маркс и Энгельс рассматривают государства так называемого “азиатского способа производства”, которые по своим признакам не соответствуют определению классового государства.

Для рабовладельческой (1) социально-экономической формации, в соответствии с теорией марксизма, характерно наличие двух основных классов общества – бесправных рабов и рабовладельцев, в собственности которых находятся все средства производства, включая самих рабов.

Феодальное общество (2) характеризуется сосуществованием господствующего класса феодалов, в руках которых находится основное средство производства – земля, и класса крестьянства, лично зависимого от своих сеньоров (феодалов).

Основные классы капиталистического общества (3) – пролетариат и буржуазия. Рабочие (пролетариат) лично свободны, но они лишены собственности на средства производства и вынуждены продавать свою рабочую силу собственникам средств производства – капиталистам. Теорию Маркса о капиталистическом способе производства Ленин дополнил учением об империализме как высшей и последней стадии капитализма. Империализм, в соответствии с ленинской теорией, посредством концентрации и монополизации производства и капитала обеспечивает благоприятные экономические условия для обобществления средств производства и перехода к строительству социализма.

Социалистическое общество, (4) в соответствии с теорией марксизма-ленинизма, это первый этап становления коммунистической формации, своеобразный переходный период, цель которого – уничтожение классов. В отличие от всех предшествующих этапов развития классового общества он, по мысли классиков марксизма-ленинизма, исключает эксплуатацию человека человеком, поскольку средства производства в нем “принадлежат трудящимся” - то есть находятся в общенародной собственности и потому служат для удовлетворения потребностей всех членов общества в соответствии с принципом “от каждого - по способностям, каждому - по труду”.

Следует заметить, что марксистское учение о государстве и его происхождении не лишено противоречий. Ленинское учение об империализме - кануне социалистической революции и социализме как первой стадии коммунистической формации также не выдерживает испытания временем. Во-первых, закончилась крахом попытка перескочить через закономерные этапы исторического развития и превратить “слабое звено в цепи империализма” в “общество всеобщего благоденствия.” Во-вторых, весь период социализма, по представлениям Ленина, должен быть периодом диктатуры пролетариата, т.е. периодом жесточайшей классовой борьбы и террора, что само по себе абсурдно с точки зрения “всеобщего блага”. В-третьих, социализм как форма организации общественных отношений, безусловно, мог бы проявить известную жизнеспособность, если бы возник как результат эволюционного, а не агрессивно-революционного, пути развития общественных отношений.

Наконец, как показывает история, цивилизованное индустриальное общество в состоянии породить новые эволюционные формы государств, которые будут существенно отличаться от известного нам социализма.

Рассуждая об исторически существовавших типах государств с присущими им политическими системами, необходимо разграничивать понятия “исторические типы государства” и “политическая система государства” от таких понятий, как “формы организации государственной власти” (монархия, республика,) и “политический режим государства” (парламентский, фашистский, тоталитарный и т.п.): последние могут быть присущи различным типам государства. Истории, например, известны существовавшие в один исторический период – демократическая республика Афин и государство аристократической олигархии – Спарта; конституционная монархия (Великобритания), парламентская республика (Франция), диктаторские режимы - фашизм в Германии и государство “диктатуры пролетариата” (СССР).


 

Date: 2015-11-14; view: 622; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию