Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вывод четвертой главы





В начале главы мы рассмотрели те ограничения, которые вынуждены были принять при изучении процесса развития взаимоотношений социальных групп. С учетом этих ограничений по результатам исследования можно сделать ряд заключительных выводов о процессе развития взаимоотношений.

Данные, полученные в ходе исследования, доказывают третью гипотезу и подтверждают четыре последних положения, выдвинутых на защиту.

Межсистемные дифференцирующие процессы играют определяющую роль для формирования взаимоотношений групп внутри системы.

Реализацией дифференцирующих тенденций является сложный процесс прохождения взаимодействующими группами ряда качественно различных этапов развития взаимоотношений.

На первом этапе фазы производства взаимоотношений дифференцирующие процессы, происходящие в социальной системе, приводят к оформлению психологических границ конкретных социальных групп, которые строятся в русле системообразующих отношений. Другими словами, - это процесс, упорядочивающий индивидов, таким образом, который способствует стремлению социальной системы к самосохранению и развитию и приобретает личный смысл для индивидов, эту категоризацию производящих. Последнее превращает ее в самокатегоризацию. За счет самокатегоризации индивиды включаются в общее поле активности субъектов межгруппового взаимодействия и в общекультурный контекст, в котором они существуют.

На втором этапе начинает формироваться групповое сознание, обеспечивающее саморегуляцию групповой жизни. В первую очередь это касается формирования системы групповых ценностей, которые будут затем формировать идеальные образы как меры сравнения. На этом этапе группа осознает свое место в социальной системе и культуре сообщества, которому принадлежит. Появляется чувство групповой приверженности, которое, как показали эмпирические исследования, направлено на сохранение стабильности групп, даже в условиях неблагоприятного межгруппового сравнения.

Вторая фаза - эффективный обмен социально-психологическими отношениями между социальными группами, направленный на достижение цели взаимодействия. Поддержка интеграционно-дифференцирующих тенденций в социальной системе - основная роль такого обмена.

Первый этап фазы связан с организацией обмена. Создаются меры оценки протекания взаимодействия и формируются границы, в которых совершается эффективный обмен.

Второй этап связан с непосредственным обменом чувствами, образами, установками, обнаруживающими соответствующие социально психологические отношения групп.

Анализ эмпирических данных подтвердил положение об относительной самостоятельности обмена социально-психологическими отношениями от материального обмена, совершающегося в процессе взаимодействия социальных групп. Возникая в ответ на материальные отношения, ради которого совершается взаимодействие групп, он направлен на поддержание целостности и развитие социальных субъектов.

Эмпирические исследования подтвердили другое положение, связанное с влиянием на развитие взаимоотношений условий организации обмена социально-психологическими отношениями. В частности, они могут придавать ему внутрисистемный или межсистемный характер или повышать чувствительность групп к итогам межгруппового взаимодействия.

Фаза регулирования взаимоотношений наступает в соответствии с результатами межгруппового сравнения.

Этап саморегулирования развивается в условиях относительной неудовлетворенности взаимодействием и предполагает четыре типа регуляции. Три из них подтверждены реальной практикой взаимодействия групп, обнаруженной в ходе исследования. Последний тип подтвержден анализом научной литературы.

Этап конфликта развивается в условиях абсолютной неудовлетворенности групп.

Итоговый общий взгляд на процесс развития взаимоотношений социальных групп обнаруживает, что процесс развития взаимоотношений социальных групп – это процесс последовательного разворачивания во времени структуры взаимоотношений как взаимных социально-психологических отношений элементов социальной системы, в которую они включены (рис.15).

В связи с предложенной моделью ряд социально-психологических феноменов приобретает значительную определенность, заняв свое место в ходе построения взаимоотношений.

 

 

 


 


Рис.15

Эта определенность достигается благодаря пониманию функций, которые несет то или иное явление в ходе развития взаимоотношений групп. Деперсонализация является своеобразной платой за приобретение индивидом социальной идентичности. Она позволяет воспринять единые цели, групповые критерии, установки и роли.

Она становится основой механизма конформности, что приводит к повышению групповой монолитности и эффективности группы как субъекта социального действия. А стереотипы наполняют групповое сознание восприятием устойчивых и обобщенных сторон социальной реальности, закрепляя собой групповой опыт и доводя его до каждого члена группы. Это подтверждает последнее положение, вынесенное на защиту.


 

Заключение

Итак, мы закончили программу, предусмотренную диссертационным исследованием. Все выдвинутые на защиту положения нашли определенное подтверждение в ходе исследования.

Стал очевидным главный вывод всего исследования: взаимоотношения социальных групп являются ключевыми отношениями в социальной системе.

Индивидуальная парадигма, на которой обычно строится анализ социально-психологических явлений, ведет к чрезмерному усложнению взгляда на человека за счет включения его в многофакторное поле социального окружения. Концепция взаимоотношений и модель развития взаимоотношений позволяют более адекватно раскрыть суть ряда социально-психологических закономерностей, связанных с жизнедеятельностью человеческого общества.

Общество можно образно сравнить с "живым организмом", балансирующим на точке справедливости межгрупповых отношений в процессе постоянного обмена социально-психологическими отношениями между его элементами, то есть такого обмена, в каждом акте которого в виде побочного продукта воссоздается сущность, то есть принцип устройства, участвующих в нем социальных групп.

Направление и силу динамики обмена определяют взаимоотношения элементов системы. Они превращают любое сообщество в ходе обмена социально-психологическими отношениями в динамическую материально-духовную целостность. Любая динамическая целостность продолжает существовать только в границах другой целостности, составной частью которой она является, включенная таким способом в общекультурный контекст соответствующего общества.

Взаимоотношения групп становятся звеном социальной системы и основой культуры сообщества, позволяющей ему сохранять себя и развиваться в соответствии с социальным контекстом.

Таким образом, любая группа или личность формируются благодаря принципиально новым по своей природе отношениям - социально-психологическим отношениям, образующим принцип устройства социальной системы, в которую личность и группа входят. Эти отношения представляют собой уже не просто оценку соотношения реальности и субъекта как в животном мире, а двойную оценку, оценку психологических отношений.

Среди различных видов социально-психологических отношений выделяются отношения элементов социальной системы друг к другу, возникающие как ответная реакция на отношения групп, партнеров по взаимодействию, то есть взаимоотношения социальных групп. Они придают социально-психологическим отношениям характер тройной оценки реальности.

Как показали авторские эмпирические исследования взаимоотношения групп занимают важное место в структуре ценностей личности. Большинство респондентов предпочли хорошие взаимоотношения сограждан материальному преимуществу, предоставляемому государством. Нередко даже результаты простого материального обмена воспринимаются как непосредственный итог определенных взаимоотношений социальных групп.

Для исследования структуры взаимоотношений и для оценки взаимоотношений конкретных социальных групп в процессе их взаимодействия мы использовали образ группы как модель реальности. Образ под влиянием социальных процессов, из простого знака события превращается в хранителя коллективного опыта, прозрачного для конкретной ситуации и заключающего в себе меру этого опыта. Он начинает нести в себе символ, то есть идею социального взаимодействия.

Познавательная сторона образов доносит общекультурные критерии взаимодействия групп через символическое поле, в котором это взаимодействие организуется. Символы делают явной многомерность человеческого существа, а, являясь воплощенными в образе в виде конкретного факта, задают свойства реальности, актуальные на данном материальном и идеальном фоне групповой ситуации. Эти свойства отражают категории, соответствующие социально-психологическим отношениям, которые потенциально могут стать основой формирования общности, то есть принципом устройства некоторой социальной системы.

Процесс самокатегоризации становится первым этапом формирования взаимоотношений элементов этой системы, то есть социальных групп.

Социальная система с помощью категоризации актуализирует в сознании людей определенные свойства множества, которое эти люди составляют, необходимые для развития и сохранения системы. Причем ведущую роль играет не сходство индивидов друг с другом, а отличие их от всех прочих социальных групп.

Процесс категоризации не просто создает границы разделяющие индивидов по социальным группам. Он делает картину мира дискретной и обозначает границы и направление причинно-следственных связей общественных явлений, обеспечивает селективное внимание индивидов к социальным стимулам, настраивает вектора эмоциональных реакций, формирует индивидуальную активность в русле требований социальной системы.

Пересекающаяся категория "Вы" - основа структуры современного общества. Но простая дихотомия "Мы-Они" и соответствующие ей дифференцирующие процессы продолжают хранить в себе внутреннее противоречие системы, оформляя психологические границы групп.

Для того, чтобы стало возможным разрешение внутренних противоречий, основы саморазвития, и в обществе возник импульс самодвижения через конкретные социальные структуры, необходимо единение "Мы" и "Они", которое совершается в процессе первичной категоризации, через категорию "Вы".

Если первичная дихотомия (или\или) связана с проблемой сохранения социальной группы, то завершение категоризации, которое органично включает ее в общество через категорию "Вы" (и\или), открывает пути оптимального обмена социально-психологическими отношениями и развития группы в соответствии с аспектом активности, необходимым социальной системе.

Роль категоризации в формировании конкретных социальных структур делает ее одним из самых сильных инструментов социального управления, затрагивающих институты власти. Регулирование проницаемости межгрупповых границ непосредственно связано с ощущением социальных свобод и проблемами социального равенства, с приоритетом социальной мобильности над социальными изменениями, сопровождающимися межгрупповой напряженностью и ростом социальной агрессии.

Государственное устройство будет расцениваться справедливым большинством граждан, если неизменность границ социальной категории воспринимается только в связи с индивидуальными психофизиологическими или материальными свойствами. Причем, последние не должны ощущаться абсолютно непреодолимыми и не должны связываться с внешними запретами. Государство, в свою очередь, должно стимулировать подобное восприятие социальной действительности, независимо от объективных характеристик межгрупповых границ.

В то же время, категоризационные границы не могут быть излишне прозрачными, и требуется специальная поддержка категоризационных признаков. Это необходимое условие сохранения групповой культуры. Отражаясь от этих границ, группы осознают свое место в социальной структуре, следовательно, не испытывают тревоги за свою безопасность и получают возможность развиваться.

Социальная система, которая уверена в своей силе, создает гармонию и равенство разнообразия социальных групп, поддерживая это разнообразие, заботясь о духовном росте этих групп и объединяя их ощущением единого "Мы", одновременно.

С осуществлением процесса категоризации для социальной системы становится возможным не только разрешать или запрещать обмен между группами, преодолевая групповые границы, но и задавать то качество, по которому обмен должен проходить.

Авторское эмпирическое исследование позволило выделить наиболее популярные дихотомии, позволяющие воспринимать совокупность индивидов общностью.

Другое авторское исследование показало, что наличие символического компонента взаимоотношений конкретных социальных групп, соотнесенного с общим символическим полем социальной системы дает возможность адекватно репрезентировать групповые свойства в процессе развития межгрупповых отношений и, соответственно, адекватно категоризовать группы в процессе взаимодействия.

Эмоциональная сторона образов, которая формируется на основе системы общекультурных ценностей сообщества, связана с превращением категоризации в самостоятельный, мотивирующий и значимый процесс, проходящий на основе процесса социального сравнения.

Этот процесс сравнения отражает абсолютную ценность группы для самосохранения социальной системы, строится на основе идеальных образов, образов деонтической сферы и задает функциональную структуру системы.

Ценностные владения, актуализированные процессом категоризации, создают мотивацию, заставляющую отдельных индивидов, преследующих частные цели, иногда даже против своей собственной воли способствовать достижению целей системы.

Авторские эмпирические исследования показали, что ценности, на основе которых строятся процессы межгруппового сравнения, представляют собой иерархическую структуру, подчиненную цели взаимодействия.

Очевидность факта иерархи ценности групповых качеств еще не означает, что члены групп могут создавать групповые образы в соответствии с этой иерархией. Исследования подтвердили, тем не менее, что существует достаточно сильная корреляция между степенью ценности группового качества и легкостью, а, следовательно, и точностью его оценки у взаимодействующей группы.

Групповой уровень мотивации личности обеспечен фактом приобретения социальной идентичности индивидов с этой группой, которая, по сути, придает личный смысл группового членства, извлекаемый из сферы идеальных образов.

В результате формирования социальной идентичности личность приобретает свойство социоцентризма, уравновешивающего центробежные силы эгоцентрических тенденций индивидов, как независимых элементов простого множества.

Глубинную сущность социоцентризма составляет стремление социальных групп к приобретению максимального контроля над окружением.

Социоцентризм снижает страх индивидов перед их деперсонализацией при включении в группу. Он заставляет индивидов унифицировать свои оценки, образы и установки в соответствии с границами групповой культуры. Это повышает уверенность в их истинности и мотивирует к их распространению на весь окружающий мир.

Такая точка зрения и накопленные результаты лабораторных экспериментов позволяют трактовать феномены конформности и стереотипизации, традиционно рассматриваемые как индивидуальные, с иных позиций, позиций мотивирующей силы свойства социальности и социоцентризма личности. Иными словами, они появляются как закономерные феномены социальных систем.

На конкретном общественном уровне организации взаимодействия в контексте конкретных групп социоцентризм проявляется в переоценке качеств группы-членства. Нередко такая переоценка рассматривается как ингрупповой фаворитизм и относится к разряду групповых заблуждений и предубежденности.

Авторские эмпирические исследования позволили, тем не менее, обосновать его позитивную роль в организации межгруппового взаимодействия и рассматривать какпроявление чувства приверженности индивидов своей социальной группе.

Это чувство стимулирует процесс сравнения, отражающий вклад конкретных групп в развитие социальной системы, процесс, построенный на рабочих образах групп и формирующий иерархическую структуру системы. Результаты такого сравнения создают необходимые социальные ориентиры для выбора эффективной стратегии взаимодействия групп и построения адекватных групповых взаимоотношений.

Одновременно, чувство приверженности заставляет индивидов проявлять предпочтение собственной группы перед другими, искать положительные отличия от других и, тем самым, становиться еще более приверженными к ним, несмотря на возможные групповые неудачи.

Как показали авторские эмпирические исследования, несмотря на явное осознание преимущества социально-экономического положения одной группы по сравнению с другой, группа будет иметь хорошие шансы на сохранение, за счет чувства приверженности к ней ее членов даже при условии свободной миграции из одной в другую. В этом заключен залог стабильности структуры социальных систем.

Процесс идентификации раскрывается перед нами как центральный процесс, включающий индивидов в жизнь и развитие социального организма.

Разумная социальная система заботится о ценности групповых характеристик, которые ее наполняют: национальных, политических, культурных и прочих, так как через любовь индивидов к ним, вырастает любовь к самой системе.

Поведенческая сторона образов позволяет обеспечить одно из главных условий группового существования - сохранить непрерывность линий групповой активности по способу ее осуществления в условиях многоплановости человеческой жизнедеятельности. В случае соответствующего социального окружения и намеков материального и идеального фона социальные установки актуализируют сложившиеся ранее взаимоотношения групп и продолжают прерванный по каким-либо причинам межгрупповой обмен.

Авторское эмпирическое исследование подтвердило, что установки на межгрупповое взаимодействие в скрытой форме присутствуют в личности и актуализируются в конкретной ситуации, в которой находится индивид. Они определяются отношением к группе в целом, а не отношением к отдельным ее представителям. Альтернативой таким установкам являются личностные установки межперсонального уровня.

Обмен социально-психологическими отношениями в своих общих характеристиках зависит от межсистемных дифференцирующих тенденций, которые играют определяющую роль в формировании взаимоотношений групп внутри системы. Эти тенденции создают определенный тип группы как социальной системы за счет степени проницаемости ее границ.

Именно дифференцирующие силы задают энергетику обмена, приводя в процессе этого обмена к внутренней интеграции элементов социальной системы.

Человеческие системы обнаруживают свою особенность по сравнению с системами физическими и биологическими. Обмен в социальных системах не ограничивается взаимопереходом их материальных элементов, таких как личности или группы. Он включает в себя обмен и символическими выражениями социально-психологических отношений. Поэтому сама возможность и природа обмена будет зависеть от того, является ли система: 1) изолированной, такой в которой становится невозможным как включение элементов других социальных систем, так и усвоение символического выражения социально-психологических отношений других систем; 2) закрытой, когда допускает проникновение символических выражений социально-психологических отношений других систем, но не допускает включение элементов этих систем; 3) открытой, которая допускает как миграцию элементов, так и конвекцию идей и символов.

Человеческие системы как живые системы в своем оптимальном состоянии открыты. Но в процессе становления или напряженных взаимоотношений они могут переходить и к закрытым формам. И даже благоприятное для исторического развития состояние открытости требует определенной степени проницаемости границ, не нарушающей требований самосохранения групп и не разрушающей чувства социальной идентичности индивидов. Поэтому регулирование межгрупповых границ превращается в особую групповую активность, направленную на управление прозрачностью границ для материальных элементов социальных систем и на управление прозрачностью границ для символических выражений соответствующих социально-психологических отношений.

Обмен социально-психологическими отношениями заключен во взаимопереходе психических моделей реальности, строящихся в системе социальных координат конкретных сообществ, к которым данные личности принадлежат. Его задача - в ходе обмена социально-психологическими отношениями подкреплять межгрупповую связь или приводить к изменению взаимоотношений групп, регулирующих конкретные акты взаимодействия.

Взаимодействие социальных групп может быть вызвано материальной стороной их жизни и совместным воздействием на какой-либо объект реальности в процессе материального обмена в условиях разделения труда. Второй вид взаимодействия ориентирован на поддержание целостности или изменение элементов социальной системы за счет обмена социально-психологическими отношениями. Он нацелен на прямое воздействие на другую группу как субъекта социального действия.

Оба вида взаимодействия вызывают к жизни соответствующие взаимоотношения групп. Но в первом случае они обусловлены деятельностью в границах общения, а во втором - общением в границах деятельности. В первом случае, межгрупповые отношения будут приобретать тенденции внутрисистемных и строящихся по принципу изоморфизма, а во втором - межсистемных, требующих дополнительности качеств группы партнера.

Другим фактором, связанным с организацией взаимодействия групп и влияющим на характер построения их взаимоотношений, является фактор распределения межгрупповой ответственности.

Результаты эмпирических исследований обнаружили существенной повышение чувствительности групп к взаимоотношениям в ситуации с неявно распределенной ответственностью за результаты взаимодействия социальных групп.

Материальные факторы социального бытия, в том числе, практическая деятельность групп являются главными детерминантами взаимоотношений. Однако, авторские эмпирические исследования и логика рассуждений обнаружили относительную независимость обмена социально-психологическими отношениями от материального обмена групп, происходящего в процессе взаимодействия. В этой связи делается очевидной справедливость мысли Г.В.Плеханова о равноважности экономики и психологии для воспроизводства жизни людей (135).

Самостоятельность обмена социально-психологическими отношениями оправдана тем, что для регулирования межгруппового взаимодействия помимо эффективного материального обмена необходимо сохранение и развитие субъектов взаимодействия как психологических общностей.

Любое социальное воздействие отражается от социального единства, которому группы принадлежат и тем самым создает побочный продукт в виде проявлений социально-психологических отношений, подкрепляющих или изменяющих само единство и группы, входящие в него.

Основная цель взаимоотношений как результата обмена социально-психологическими отношениями - создание постоянного и плодотворного "напряжения" дифференцирующих сил - условия жизни социальной системы.

Эффективные взаимоотношения требуют поддержания определенного уровня интенсивности социального обмена между группами. Снижение этого уровня нарушает активное равновесие групп и может привести к тому, что дифференцирующие силы разрушать систему, а ее материальная основа будет поглощена другой системой.

Другое необходимое условие эффективных взаимоотношений групп - стремление стабильного обмена к вариациям форм, в которых он совершается. Это снижает вероятность пресыщения им при достижении основной цели взаимодействия.

Еще одно условие эффективных взаимоотношений - это периодический вклад в позитивную социальную идентичность членов групп, который будет мотивировать индивидов к сохранению таких отношений.

Но самым главным условием формирования взаимоотношений, способствующих разворачиванию внутреннего творческого потенциала социальной системы, служит такая организация обмена, при которой он одновременно совершается и подкрепляется на разных уровнях организации взаимодействия групп. Это приводит к тому, что межгрупповая конкуренция, превращается в межгрупповое соревнование на уровне взаимодействия равных субъектов и становится процессом межгруппового сотрудничества на субординатном уровне.

Социальная система имеет два механизма регулирования обмена социально-психологическими отношениями - власть и влияние. Власть, основанная на силе системы, направлена на сохранение ее единства и является внутрисистемным феноменом, формирующим системную иерархию. Влияние регулирует межсистемный обмен. Оно является альтернативой власти и способно обеспечить действительно оптимальный обмен между группами как между разными социальными системами, равноценными и равноправными.

Найдя свою точку оптимального равновесия, то есть, отвечая сложившимся взаимоотношениям групп, обмен социально-психологическими отношениями не привлекает особого внимания власти или влияния.

Но если итог сравнения рабочих образов групп отклоняется от представлений с позиции равенства разнообразия, он вызывает ощущение относительной неудовлетворенности течением межгруппового взаимодействия.

Структура социальных категорий принципиально не нарушается, но тактика построения взаимоотношений корректируется.

Такая ситуация характеризуется ростом тревожности групп, резким повышением их социоцентричности и обостренной чувствительностью индивидов по отношению к межгрупповому уровню конструирования поведения. На этом этапе члены группы пытаются справиться собственными силами, и группы вступают в процесс саморегуляции.

Группы прибегают к соответствующим типам регулирования и привлекают психологические защитные механизмы, чтобы адаптироваться к новой социальной ситуации и сформировать взаимоотношения адекватные этой ситуации.

Авторские эмпирические исследования подтвердили существование таких типов саморегуляции как: манипуляция, конформизм, нормализация. Теоретический анализ позволяет предполагать еще один тип саморегуляции – инновацию.

Если результаты межгруппового сравнения затрагивают сферу идеальных образов, возникает абсолютная неудовлетворенность групп, существующие взаимоотношения воспринимаются как несправедливые, и группы вступают в фазу конфликта. Мы расценили это как катастрофу взаимоотношений.

Группы переходят к дихотомической категоризации, при которой для групп нет общего основания и потенциальной возможности к объединению. Таким образом, происходит разрыв категоризационной системы.

В ситуации социального конфликта гипертрофированная социоцентричность, сужает групповое сознание до уровня образа врага, принадлежащего другой, часто не социальной системе.

Старые категоризационные измерения не смягчают, а усиливать конфликтогенную категорию и восприятие социальной реальности становится простым, проходящим через призму одной структуры логических связей, подчиненной идее конфликта.

В результате плодотворная регрессирующая конкуренция вырождается в патологию. Средства и цели межгруппового взаимодействия оборачиваются местами. Целью группы становится воздействие на партнера для соответствующей изоляции или уничтожения его. В первую очередь, это направлено на уничтожение групповых ценностей противника и, особенно, затрагивающих его системообразующее социально-психологическое отношение.

Поэтому адекватной единицей анализа конфликта становится групповая идентичность. Наиболее сильное воздействие в ситуации конфликта организуется также через социальную идентичность.

Так как категоризационная система становится ключевой линией развития конфликта, то выделяется несколько стратегий его разрешения: а) смягчение категоризационных границ; б) повышение рельефности суперординатной категории; в) перевод взаимодействия на межперсональный уровень; г) осознание взаимных категорий и разведение путей удовлетворения групповых интересов в структуре социального взаимодействия.

Когда актуальность конфликта снимается, социальные группы вновь возвращаются к этапу самокатегоризации в связи с изменением взаимоотношений групп и потребностью в самоопределении и ориентации в своем социальном окружении.

Общий взгляд на проблему взаимоотношений приводит к выводу, что взаимоотношения формируются и присутствуют, и в своей сущностной роли подчиняются цели сохранения и развития социальной системы. Сообщество существует, только пока существует обмен социально-психологическими отношениями, то есть пока поддерживаются взаимоотношения между социальными группами.

Прогресс взаимоотношений связан с повышением интроспективных механизмов и ростом творческого потенциала групп. Этот творческий потенциал заключен в сохранении групповых ценностей и их содержательном обогащении за счет появления новых, более гуманных, исходящих из объединяющей позиции - равенства разнообразия. Эта позиция исключает неизбежность социальной дихотомии.

Влияние, а не власть и доминирование - вот тот механизм взаимосогласования межгрупповых отношений. Только он создает равноправный и эффективный обмен между группами как между различными системамиСправедливый подход к другим группам - это подход к ним как к другим системам, объединенным в метасистему "Вы". Обмен, основанный на взаимном доверии.


Литература:

 

1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М., 1980.
2. Агацци Э. Человек как предмет философии. В ж. Вопросы философии, №2,1989, с. 24-34.
3. Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений. М., 1983.
4. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М.: МГУ, 1990.
5. Аллахвердянц Э.Н. Роль этнокоммуникативной компетентности личности в системе межэтнических отношений. В кн.: Социально-психологические исследования межнациональных отношений / П.Н.Шихирев, М., 1993, с. 250-261.
6. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968.
7. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.
8. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В 2-х тт., т.1. 1982
9. Андерсон Р., Шихирев. П. "Акулы" и "дельфины" (психология и этика российско-американского партнерства). М.: 1994.
10. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: МГУ, 1980
11. Анохин П.К. Очерки по физиологи функциональных систем. М., 1975.
12. Анциферова Л.И. Принцип связи психики и деятельности.- В кн.: Методологические и теоретические проблемы психологии / Л.И.Анциферова, М., 1969.
13. Анциферова Л.И., Д.Н.Завалишина, Е.Ф.Рыбалко. Категория развития в психологии.- В кн.: Категории материалистической диалектики в психологии / Л.И.Анциферова, М.: Наука, 1988, с. 22-55.
14. Артемов В.А. Введение в социальную психологию. М., 1927.
15. Асеев В.Г. Категории формы и содержания в психологии.- В кн.: Категории материалистической диалектики в психологии / Л.И.Анциферова, М.: Наука, 1988, с, 138-153.
16. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М.: МГУ, 1979.
17. Асмолов А.Г. Психология личности. М.: МГУ, 1990.
18. Асмус В.Ф. Античная философия. М.: Высшая школа, 1976.
19. Бартошек М. Римское право. М.: Юридическая литература, 1989.
20. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
21. Беляев Б.В. Проблема коллектива и его экспериментально-психологического изучения.- В кн.: Психология. М., 1929, вып.2.
22. Бергсон А. Собр. Соч. В 4-х тт. М., 1992, т.1.
23. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М., 1966.
24. Берталанфи Л. Общая теория систем - критический обзор.- В кн.: Исследования по общей теории систем / В.Н.Садовский, Э.Г.Юдин. М.: Прогресс, 1969, с. 23-82.
25. Бехтерев В.М. Внушение и его роль в общественной жизни. СПб., 1908.
26. Бехтерев В.М. Коллективная рефлексология. Пг., 1921.
27. Бехтерев В.М. Объективная психология. М. 1991.
28. Бигон М., Харпер Дж,, Таусенд К. Экология: особа, популяция и сообщества. М.: Мир, 1989.
29. Биологическое и социальное в психике человека. М.: Наука, 1977.
30. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе.- В ж. Вопросы психологии, 1972, №2, с. 45-57.
31. Болдуин Д.М. Духовное развитие с социологической и этической точки зрения. Исследование по социальной психологии. М., 1913, (в 2-х кн.), кн.1.
32. Боулдинг К. Общая теория систем - скелет науки.- В кн. Исследования по общей теории систем / В.Н.Садовский, Э.Г.Юдин, М.: Прогресс, 1969, с. 106-124.
33. Бромлей Ю.В. Письмо в редакцию.- В ж. Вопросы философии, №12, 1989, с. 158-161.
34. Брушлинский А.В. О категориях непрерывное и прерывное, качество и количество в психологии.- В кн. Категории материалистической диалектики в психологии / Л.И.Анциферова, М.: Наука, 1988, с. 120-137.
35. Бюлер К. Теория языка. М.: Прогресс, 1993.
36. Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности. М.: Прогресс, 1990.
37. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. М.: Высшая школа, 1988.
38. Волькенштейн М.В. Современная физика и биология. В ж. Вопросы философии. №8, 1989, с. 20-33.
39. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. Собр. соч. в 6-ти тт. М., 1983., т.3, с,6-328.
40. Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка. Собр. соч., в 6-ти тт., М., 1983, т.6, с, 5-90.
41. Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии. Собр. соч. в 6-ти тт., М., 1984, т.4, с. 243-385.
42. Ганзен В.А., Головей Л.А. К системному анализу онтогенеза человека. В ж. Психологический журнал., т.1, №6, 1980, с. 42-53.
43. Гегель Г.В.Ф. Философия история. С.-П., 1993.
44. Гелен А. О системе антропологии. - В кн.: Проблема человека в западной философии. М.: Прогресс, 1988, с. 152-201.
45. Гозман Л. Психология торможения. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М.: МГУ, 1987, с.175.
46. Горбов Ф.Д. Исследования групповой деятельности на гомеостате в сопоставлении с индивидуально-групповыми характеристиками и методом тестирования. В ж. Новые исследования в психологии. М., 1973, №1, с. 34-36.
47. Грант Д. Эволюция организмов. М.: Мир, 1980.
48. Гумилев Л.Н. Письмо в редакцию "Вопросы философии".- В ж. Вопросы Философии, №5, 1989, с.157-161.
49. Дарвин Ч. Соч., т.5. М., 1953.
50. Декарт Р. Избранные произведения. М., 1950, с. 448.
51. Джеймс У. Психология. М.: Педагогика, 1991.
51а. Дилигенский Г.Г. Социальнополитическая психология. М., 2000.
52. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов (АН СССР, ИН-т философии).- М.: Мысль, 1979.
53. Дубинин Н.П. Биологическое и социальное в человеке. В кн.: Биологическое и социальной в развитии человека. М.: Наука, 1977.
54. Дубровский Д.И. Информация, сознание, мозг. М., 1980.
55. Дьюсбери Д. Поведение животных: Сравнительные аспекты. М.: Мысль, 1981.
56. Журавлев А.Л. Проблема совместной трудовой деятельности в социально-психологическом исследовании коллектива.- В кн.: Личность в системе общественных отношений: Социально-психологические проблемы в условиях развитого социалистического общества. М., 1983, ч.3, с. 508-510.
57. Журавлев А.Л. Совместная деятельность как объект социально-психологического исследования. – В кн.: Совместная деятельность: методология, теория, практика. М.: Наука, 1988, с. 19-36.
58. Залужный А.С. Учение о коллективе. М., Л.: Работник просвещения, 1930.
59. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. М.: МГУ, 1982.
60. Зиновьев А.А. Общая теория систем с точки зрения логики. В кн. Вопросы логики и методологии общей теории систем. Тбилиси, 1967.
61. Зинченко В.П. Системный анализ в психологии? В ж. Психологический журнал, т.12, №4, 1991, с. 120-138.
62. Ильин И.А. Путь к очевидности. М., 1993.
63. Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности бога и человека. С-П, 1994.
64. Исаев И.Т. Диалектика и проблема развития. М., 1979.
65. История СССР. М., 1975.
66. Каверин А.А., Сушков И.Р. Технология выборов. (Опыт выборов в Ивановской области). Иваново, 1998.
67. Кайтуков В.М. Эволюция диктата: опыт психо-физиологии истории. М.: Норд, 1993.
68. Карамзин Н.М. Предания веков. М., 1980.
69. Карлейль Т. Французская революция. История. М., 1991.
70. Карпинская Р.С., Никольский С.А. Социобиология: Критический анализ. М.: Мысль, 1988
71. Карсавин Л.П. Философия истории. С-Пб, 1993.
72. Кассирер Э. Опыт о человеке: Введение в философию человеческой культуры. В кн. Проблема человека в западной философии. М.: Прогресс, с. 3-30
73. Ковалев А.Г. Психология личности. М., 1965.
74. Коллектив и личность. / К.К.Платонов. М.:Наука, 1975.
75. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск, 1976.
76. Корнелиус Х., Фэйр Ш. Выиграть может каждый (Как разрешать конфликты). М.: Стрингер, 1992.
77. Косолапов Н.А. Социальная психология и международные отношения. М.: Наука, 1983.
78. Краткий психологический словарь. / А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский. М.: Политиздат, 1985.
79. Кроник А.А. Установки и эталоны межличностного оценивания.- В кн.: Социальная психология личности. М., 1979, с. 184-220.
80. Кузьмин В.П. Принцип системности в теории и методологии К.Маркса. М., 1980.
81. Кузьмин В.П. Исторические предпосылки и гносеологические основания системного подхода. В ж. Психологический журнал., т.3, №3, 1982, с. 3-14.
82. Кузьмин В.П. Исторические предпосылки и гносеологические основания системного подхода. В ж. Психологический журнал., т.3, №4, 1982, с. 3-13.
83. Куликов В.Н., Сушков И.Р. Ципцюк В.Г. Социально-психологический аспект межнациональных отношений.- В ж. Психологический журнал. 1991, т. 12, №1, с. 31-39.
84. Куликов В.Н., Сушков И.Р. Ципцюк В.Г. Социально-психологические проблемы межнациональных отношений (опыт эмпирического исследования). В кн.: Социально-психологические исследования межнациональных отношений / П.Н.Шихирев, М., 1993, с. 153-183.
85. Кцоева Г.У. Опыт эмпирического исследования этнических стереотипов.- В ж. Психологический журнал, 1986, №2.
86. Кэмпбелл Д.Т. Социальные диспозиции индивидов и их групповая функциональность: эволюционный аспект. В кн.: Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1979, с. 76-102.
87. Лакис П. Социокультурные факторы в межнациональном общении в Латвии. В кн.: Социально-психологические исследования межнациональных отношений / П.Н.Шихирев, М., 1993, с. 86-100.
88. Ланге О. Целое и развитие в свете кибернетики. В кн.: Исследования по общей теории систем /В.Н.Садовский и Э.Г.Юдин, М.: Прогресс, 1969, с.181-251.
89. Лангмейер Й, Матейчик З. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984.
90. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М. "Старый сад", 1998.
91. Лебедева Н.М. Социальная психология этнических миграций. М., 1993.
92. Лебедева Н.М. Исследование социальной перцепции межэтнических отношений. В кн.: Социально-психологические исследования межнациональных отношений / П.Н.Шихирев, М., 1993, с. 204-218.
93. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание, М., 1980.
94. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1959.
95. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
96. Леонтьев А.Н. О системном анализе в психологии. В ж. Психологический журнал., т.12, №4, 1991, с. 117-120.
97. Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. 1990.
98. Логика и методология системных исследований. Киев-Одесса.: Высшая школа, 1977.
99. Ломов Б.Ф. О системном подходе в психологии.- В ж. Вопросы психологии. 1975, №2, с. 31-45.
  Ломов Б.Ф. Проблема социального и биологического в психологии.- В кн. Биологическое и социальное в психике человека. М.: Наука, 1977, с.34-65.
101. Ломов Б.Ф. Системный подход к проблеме детерминизма в психологии. В ж. Психологический журнал., т.10, №4, 1989, с.19-33.
102. Лоренц К. Год серого гуся. М., 1984.
103. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1976.
104. Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. М., т.1, 1963.
105. Майерс Д. Социальная психология. С-Пб., 1998.
106. Мак-Даугол. Основные проблемы социальной психологии. М., 1916.
107. Мак-Фарленд Д. Поведение животных: Психобиология, этология и эволюция. М.: Мир, 1988.
108. Малиновский А.А. Вид как эволюционное целое.- Рефераты научно-исследовательских работ за 1945 год. Отделение биологических наук АН СССР. М., 1947.
109. Маркс К. Экономическо - философские рукописи.- В кн.: К.Маркс, Ф.Энгельс. Из ранних произведений. М., 1956.
110. Маркс К. Капитал.- В кн-х: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., тт. 23-25. М., 1955-81.
111. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.13. М., 1955-81.
112. Маркс К., Энгельс В. Соч., т.20. М., 1955-81.
113. Медведев В.В. Экспериментальная установка для исследования согласованности групповых действий и рационального подбора групп.- В ж. Вопросы психологии, 1967, №2, с.166-168.
114. Меннинг О. Поведение животных. Вводный курс. М.: Мир, 1982.
115. Мерлин В.С. Проблемы экспериментальной психологии личности. Пермь, 1970.
116. Моисеев Н.Н. Логика универсального эволюционизма и кооперативность.- В ж. Вопросы философии. №8, 1989, с. 52-66.
117. Морэн Э. Дух и мозг.- В кн.: Современная наука: познание человека. М.: Наука, 1988, с. 63-81.
118. Мясищев В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека.- В кн.: Психологическая наука в СССР. М., 1960, с. 110-124.
119. Надирашвили Ш.А. Социальные ориентации личности.- В кн. Социальная психология личности. М., 1979, с. 165-183.
120. Национальная программа "Российская деловая культура". М., 1997.
121. Науменко Л.И. Исследование представлений об этнической и гражданской принадлежности студентов. В кн.: Социально-психологические исследования межнациональных отношений / П.Н.Шихирев, М., 1993, с. 232-249.
122. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. М.: МГУ, 1990.
123. Обозов Н.Н. К вопросу оптимальной совместимости психомоторных функций в групповой деятельности.- В кн.: Человек и общество, Л., вып.5, 1969.
124. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. Л.: ЛГУ, 1979, с. 151.
125. Общая психология / А.В.Петровский. М., 1976.
126. Осипова Е.В. Социология Эмиля Дюркгейма. М., 1977.
127. Павлов И.П. Избранные произведения. М., 1951.
128. Паин Э.А., Попов А.А. Межнациональные конфликты в СССР. В ж. Советская этнография, 1990, №1.
129. Панов Е.Н. Этология - ее истоки, становление и место в исследовании поведения. М., 1975.
130. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982.
131. Платонов К.К. Проблемы способностей. М., 1972.
132. Платонов К.К. Социально-психологический аспект проблемы личности в истории советской психологии.- В кн.: Социальная психология личности. М.: Наука, 1979, с. 261-299.
133. Платонов К.К. Системное качество психических явлений. В ж. Психологический журнал, т.3, №2, 1982, с. 27-33.
134. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. М.: Высшая школа, 1984.
135. Плеханов Г.В. Обоснование и защита марксизма.- Соч., т.7, М-П., 1923.
136. Плеханов Г.В. Н.Г. Чернышевский (Книга первая). Соч., т.5, М., 1925.
137. Позняков В.П. Динамика межгрупповых отношений в трудовом коллективе в условиях организационно-экономического нововведения.- Дисс. На соискание ученой степени канд. психол. наук., М., 1991.
138. Позняков В.П. Психологические отношения субъектов экономической деятельности. М., 2000.
139. Позняков В.П. Межгрупповая дифференциация в сельских общностях в условиях изменения форм соббственности. В ж. Психологический журнал, т.18, №5, 1998.
140. Полывянный Д.И. Духовная культура средневековой Болгарии в контексте византийско-славянской общности. Рукопись докт. диссертации, Иваново, 1999.
141. Поляков И.В. Знаковые системы в социальном взаимодействии и познании. Новосибирск: Наука, 1983
142. Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976.
143. Пономарев Я.А. Методологическое введение в психологию. М.: наука, 1983.
144. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М.: Наука, 1979.
145. Потебня А.А. Слово и миф. М., 1989.
146. Прангишвили А.С. Социальная психология паники в свете понятия установки.- В кн.: Исследования по психологии установки. Тбилиси, 1967.
147. Пресняков А.Е. Княжое право в древней Руси. Лекции по русской истории. М.: Наука, 1993.
148. Пригожин И. Переоткрытие времени. - В ж. Вопросы философии, №8, 1989, с. 3-19.
149. Принципы самоорганизации /А.Я.Лернер, М.: Мир, 1966.
150. Психологическая теория коллектива / А.В.Петровский. М., 1979.
151. Психологический словарь. М., 1983.
152. Радзиховский Л.А. Диалог как единица анализа сознания.- В кн.: Познание и общение / Б.Ф.Ломов, А.В. Беляева, М.Коул. М.: Наука, 1988, с. 24-35
153. Рапопорт А. Математические аспекты абстрактного анализа систем.- В кн.: Исследования по общей теории систем / В.Н.Садовский, Э.Г.Юдин. М.: Прогресс, 1969, с. 83-105.
154. Резвицкий И.И. Личность. Индивидуальность. Общество. М., 1984.
155. Российская деловая культура: история, традиции, практика. М., 1998.
156. Рубинштейн С.Л. Проблема деятельности и сознания в системе советской психологии.- В кн.: Ученые записки МГУ. Движение и деятельность. 1945. Вып.90.
157. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений. М., 1957.
158. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959.
159. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973.
160. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Педагогика, в 2-х тт., 1989.
161. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М.: Наука, 1979.
162. Рьюз М. Эволюционная этика: здоровая перспектива или окончательное одряхление?- В ж.: Вопросы философии. №8, 1989, с. 34-51.
163. Сагатовский В.Н. Основы систематизации всеобщих категорий. Томск, 1973.
164. Садовский В.Н., Э.Г.Юдин Задачи, методы и приложения общей теории систем.- В кн.: Исследования по общей теории систем / В.Н.Садовский, Э.Г.Юдин. М.: Прогресс, 1969, с. 23-82.
165. Свидерский В.И. О диалектике отношений. М., 1983.
166. Сержантов В.Ф. Структура личности и концепция функциональной системы П.К.Анохина.- В кн.: Теория функциональных систем в физиологии и психологии. М.: Наука, 1978, с. 86-110.
167. Словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1988.
168. Смирнов И.Н. Человек: философское понимание и объяснение.- В кн.: Современная наука: познание человека. М.: Наука, 1988, с. 15-31.
169. Совместная деятельность: методология, теория, практика. М.: Наука, 1988.
170. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М. "Смысл", 1998
171. Соловьев Вл. С. Лекции по истории философии. В ж.: Вопросы Философии, №6. 1989, с. 76-131.
172. Соловьев С.М. Чтения и рассказы по истории России. М.: Правда, 1989.
173. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
174. Социальная психология / Г.П.Предвечный, Ю.А.Шерковин. М., 1975.
175. Социальная психология / Е.С.Кузьмин. В.Е.Семенов. Л.: ЛГУ, 1979.
176. Социальная психология / А.В.Петровский. М., 1987.
177. Социально-психологический климат коллектива: теория и методы изучения / Е.В.Шорохова, О.И.Зотова. М.: Наука, 1980.
178. Социально-психологический портрет инженера / В.А.Ядов. М., 1977.
179. Спенсер Г. Соч., т. 1-7, СПБ, 1898-1900
180. Степанова Г.С. Социально-психологические аспекты межнациональных отношений в ССР Молдова. В кн.: Социально-психологические исследования межнациональных отношений / П.Н.Шихирев, М., 1993, с. 51-85.
181. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М., РПО, 1998.
181а. Сушков И.Р. Межгрупповые отношения в производственной организации. Канд. дис. М., 1983.
182. Сушков И.Р. Исследование приверженности к группе в условиях производственной организации.- В ж. Психологический журнал, 1988, №2, с. 144-148.
183. Сушков И.Р. Методика исследования межгрупповых отношений в производственной организации.- В кн.: Методики социально-психологической диагностики личности и группы / А.Л.Журавлев, В.А.Хащенко. Москва, 1990, с. 148-162.
184. Сушков И.Р. Психология взаимоотношений. М.: Академический проект, ИП РАН, 1999 г.
185. Сушков И.Р. Социально-психологическая теория Джона Тернера.- В ж. Психологический журнал, т.14, №3, 1993, с. 115-125.
186. Сушков И.Р. Самокатегоризационная теория и групповые феномены.- В ж. Психологический журнал, том 15, №1, 1994, с. 158-167.
187. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989.
188. Тейар де Шарден. Феномен человека. М.: 1987.
189. Тинберген Н. Поведение животных. М., 1969.
190. Тойнби А. Дж. Постижение истории. М.: Прогресс, 1991.
191. Туленов Ж.Г. Взаимосвязь категорий диалектики. М.: Высшая школа, 1986.
192. Тюхтин В.С. Понятие отражения и его значение для психологии.- В кн.: Категории материалистической философии в психологии / Л.И.Анциферова. М.: Наука, 1988. С. 154-186.
193. Уемов А.И. Вещи, свойства и отношения. М., 1963.
194. Уманский Л.И. Групповой сенсомоторный интегратор.- В ж. Вопросы психологии, 1969, №1.
195. Уманский Л.И. Методы экспериментального исследования социально-психологических феноменов.- В кн.: Методология и методы в социальной психологии. М.: Наука, 1977, с. 54-71.
196. Ушакова Т.Н., Павлова Н.Д., Зачесова И.А. Речь человека в общении. М.: Наука, 1989.
197. Философские основы теории развития / Л.Ф.Ильичев. М., 1982.
198. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. 1983.
199. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или переговоры без поражения. М.: Наука, 1990.
200. Фоули Р. Еще один неповторимый вид. Экологические аспекты эволюции человека. М.: Мир, 1990.
201. Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992.
202. Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого "Я". М., 1925.
203. Фромм Э. Ситуация человека - ключ к гуманистическому психанализу.- В кн.: Проблема человека в западной философии. М.: Прогресс, 1988, с. 443-482.
204. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994.
205. Хабермас Ю. Понятие индивидуальности.- В ж. Вопросы философии. №2, 1989, с. 35-40.
206. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме.- В кн.: Проблема человека в западной философии. М.: Прогресс, 1988, с. 314-356.
207. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М.: Республика, 1993.
208. Хайнд Р. Поведение животных. М.: Мир, 1975.
209. Харчев А.Г., Голд С.И. Молодежь и брак.- В кн.: Человек и общество. Л., вып.VI, 1970, с. 125-142.
210. Холл А.Д., Р.Е.Фейджин Определение понятия системы.- В кн.: Исследования по общей теории систем / В.Н.Садовский, Э.Г.Юдин. М.: Прогресс, 1969, с. 252-282.
210а. Хрестоматия феодального государства и права. /В.М.Корецкий, М.: 1961.
211. Чернышев А.С. Социально-психологические основы организованности первичного коллектива: (На материалах исследования молодежных групп и коллективов). Автореф. дис... д-ра психол. наук. М., 1980.
212. Чхартишвили Ш.Н. Некоторые спорные проблемы психологии установки. Тбилиси, 1971.
213. Шелер М. Положение человека в Космосе.- В кн.: Проблема человека в западной философии. М.: Прогресс, 1988, с. 31-95.
214. Шептулин А.П. Категории диалектики. М.: Высшая школа, 1971.
215. Шибутани С. Социальная психология. М., 1969.
216. Шихирев П.Н. Исследования социальной установки в США.- В ж.: Вопросы философии, 1973, №2.
217. Шихирев П.Н. Современная социальная психология в Западной Европе. М.: Наука, 1985.
218. Шихирев П.Н. Общественный идеал как объект социально-психологических исследований.- В кн.: Социально-психологические и нравственные аспекты личности / Е.В.Шорохова, В.П.Левкович. М.: Ин-т психологии АН СССР. 1988, с. 30-36.
219. Шихирев П.Н. Проблемы исследования межгрупповых отношений.- В ж.: Психологический журнал., т.13, №1, 1992, с. 15-23.
220. Шихирев П.Н. "Эволюция парадигмы в современной социальной психологии". Дисс., в виде научного доклада на соискание ученой степени доктора психологических наук. М., 1993.
221. Шихирев П.Н. Взаимное доверие как основа деловой этики.- В кн.: Доверие - ключ к успеху экономических реформ. М.: 1998, с. 108-120.
222. Шихирев П.Н. Современная социальная психология. М.: "КСП+", Издательство Института психологии РАН, 1999.
223. Шорохова Е.В. Тенденции исследований личности в советской психологии.- В ж.: Психологический журнал, т.1, №1, 1980, с. 45-57.
224. Шпенглер О. Закат Европы. М.: Мысль, т.1, 1993.
225. Этнопсихолингвистика. М.: Наука, 1988.
226. Элебаева А.Б. Взаимосвязь политики, экономики и психологии в межнациональных конфликтах. - В кн.: Социально-психологические исследования межнациональных отношений / П.Н.Шихирев, М., 1993, с. 38-50.
227. Эфроимсон В.П. Генетика этики и эстетики. СПб, 1992.
228. Эшби У.Р. Принципы самоорганизации.- В кн.: Принципы самоорганизации / А.Я.Лернер. М.: Мир, 1966, с. 314-343.
229. Югай Г.А. Общая теория жизни: (диалектика формирования). М.: Мысль, 1985.
230. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности.- В кн.: Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975.
231. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Изд-во политической литературы, 1991.
232. Academy of Management Review. 1995, vol. 20, 2.
233. Adler A. Űber den nervősen Charakter (3. Aufl.). Műnchen, 1922.
234. Adorno T.W., Frendel-Brunswik E., Levinson D.J., Sanford R.N. The authoritarian personality. N.Y., 1950.
235. Allen V.L. Infra-group, intra-group and inter-group: construing levels of organization in social influence. In: Perspectives on Minority Influence. Ed. Serge Moscovici & Eddy Van Avermaet. Cambridge University Press, 1985., p.217-238.
236. Allen V.L. & Wilder D.A. Categorization, belief similarity, and intergroup discrimination. Journal of Personality and Social Psychology, 1975, 32, 971-977.
237. Allport F. Social Psychology. N.Y.: Houghton, Mifflin, 1924.
238. Allport G.W. Personality: A psychological interpretation. N.Y.: Holt, Rinehart and Winston, 1937.
239. Allport G.W. The nature of prejudice. Reading, M.A: Addison -

Date: 2015-11-14; view: 411; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию