Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Результаты исследования. Результаты исследования первого шага представлены в таблице 9, в которой качества, по оценкам практически всех групп





Результаты исследования первого шага представлены в таблице 9, в которой качества, по оценкам практически всех групп, увеличивают свою значимость для группы членства отмечены знаком “+”, существенно увеличивают – “++”, уменьшают – “-“ и существенно уменьшают – “—“.

Следует сразу отметить, что ни одно из качеств не изменило своей категории важности, и требования к своей группе строятся аналогично требованиям к взаимодействующей группе, в основном сохраняя или даже увеличивая свое значение для группы членства.

Таблица 9

№ качества в эксперименте   Содержание качества  
  необходимые качества  
  темп выполнения работ +
  способность к длительному труду +
  уровень квалификации  
  важные качества  
  качество исполнения работ ++
  самостоятельность в исполнении работ +
  скорость принятия верных решений +
  творческий подход к делу +
  решительность в работе +
  степень инициативности +
  восприимчивость к требованиям других групп --
  согласованность интересов с интересами других -
  быстрота понимания требований других групп  
  корректность в общении с другими группами  
  единство обещания-исполнения для других  
  качества, важные не для всех групп[22]  
  чувство ответственности за работу, за других членов коллектива ++
  преобладание оптимистичного настроения ++
  отношение группы к коллективу организации в целом ++

 

Результаты второго шага показали что, из необходимых качеств свою ценность для группы членства сохранил только уровень квалификации, и существенно снизили свою ценность два остальных. У внешней группы ни одно из этих качеств вообще не упоминалось. Зато существенно повысили свою ценность для обеих групп качества согласованности интересов с интересами других и быстроты понимания требований других групп.

Так как некоторые качества получили большую значимость для группы членства и совсем отсутствовали или имели малое значение для внешней группы, мы попытались выяснить возможность зависимости между требованиями к своей группе и к другой, а также характер этой зависимости. В основном, повысились качества, которые увеличивают автономность группы и внепроизводственные характеристики. Статистический анализ показал, что хотя о жесткой зависимости говорить излишне, но то, что определенная тенденция в построении взаимоотношений групп существует, сомневаться не приходится. Для оценки мы применили коэффициент ранговой корреляции Кендалла для связных рангов. Его величина составила: t= -0,41. Это говорит о том, что тенденция построения взаимоотношений групп основана скорее на принципе дополнительности, чем на принципе изоморфизма групповых качеств, который проявлялся в первом случае.

Первый принцип организации обмена социально-психологическими отношениями - принцип изоморфизма основан на требованиях аналогичных качеств от взаимодействующей группы. Конечно, некоторый социоцентризм заставляет ожидать более развитых качеств от своей собственной группы, делая ее как можно более автономной и самостоятельной в своем существовании. Однако, наряду с проявлениями социоцентризма мы увидели существенный рост чувства ответственности за работу и заинтересованности в делах организации в целом.

Другими словами, мощная общесистемная сила противодействует центробежным устремлениям групп, заставляя их сохранять и укреплять психологические границы системы и служить тому, для чего они изначально созданы, то есть совместному воздействию элементов конкретной социальной системы на объект активности групп. В этом случае, взаимоотношения групп играют в каком-то смысле посредующую роль в групповой активности.

Второй принцип - принцип дополнительности основан на требованиях удобства достижения групповой цели. Поэтому основное внимание группы направлено на взаимодействие с партнером. В этом случае предмет активности играет более посредующую роль, а в качестве объекта выступает партнер взаимодействия. Такая ситуация в чистом своем виде характерна скорее для процесса общения, чем для материально-предметной деятельности. Хотя в реальных актах взаимодействия (как, например, в вышеприведенном эксперименте) доля “объектности” того или иного явления в групповом сознании может колебаться в зависимости от условий и групповых целей. Если же в качестве доминирующего объекта активности выступает другая группа, то взаимоотношения с ней начинают обращаться к принципу дополнительности.

Уместность принципа дополнительности становится очевидней, если вспомнить высказывание основоположника теории реалистического межгруппового конфликта Уильяма Саммнера о том, что межгрупповая связь - это связь войны, грабежа и насилия, в которой чувства приведены в соответствие (358). Конечно, это высказывание метафорично для научных рассуждений, но достаточно точно иллюстрирует мысль о том, что межгрупповые отношения, когда они лишены интегрирующего начала, направлены на дифференциацию групп друг от друга; потерю ими свойств элементов социальной системы по подразумеваемому интегрирующему основанию; преобразование групп в социальные системы по независимым основаниям и подъем межгрупповых отношений на уровень межсистемных.

Итак, межгрупповой обмен социально-психологическими отношениями может быть вызван деятельностью в границах общения или общением в границах деятельности. В первом случае, межгрупповые отношения будут приобретать тенденции внутрисистемных и строящихся по принципу изоморфизма, а во втором - межсистемных, требующих дополнительности качеств группы-партнера.

Эксперимент 2

Date: 2015-11-14; view: 294; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию