Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роль символа в построении взаимоотношений социальных групп





Хайдеггер, следуя Декарту, соотносит слово "вид", то есть нечто видимое, представленное со словом "идея" (207, с.348). Действительно, образ несет в себе не только функцию представления объекта внутреннему или внешнему взору субъекта, но и цепь причинно-следственных связей субъекта с объектом.

Благодаря идее образ теряет зависимость от конкретной ситуации и реального времени взаимодействия. Он сохраняет в себе опыт социального и символическую сущность обозначения целой категории явлений. Одновременно развивается и знаковая функция образа. Происходит как бы расщепление сигналов животного мира на социальное отношение, закрепленное в символе, и конкретную реакцию, закрепленную за знаком, своего рода всеобщее и единичное. Символическое содержание вырабатывается в сообществах и отражает собой структуру взаимоотношений этих сообществ в социальной системе.

Соотнесенный с социальным целым образ группы, сочетая в себе символ и знак, отношение и действие, становится способным и вынужден брать на себя регулирующую роль во взаимодействии групп. И, что, пожалуй, еще более важно, он становится основой для превращения простого социального множества в социальную группу.

Сигнал - образ - символ - знак - сигнал - такой путь, по нашему мнению, логически возможен для развития перцептивной сферы до того момента, когда она начинает сопровождать межгрупповое взаимодействие.

Образ как символ и знак стал у человека, как универсальным инструментом регулирования, так и адекватным средством исследования основ взаимоотношений социальных групп.

"Все эти явления (храмы, музеи, машины и т.д.) принадлежат к категории социальных фактов лишь потому, что они суть символы психических переживаний или, иначе говоря, они суть реализовавшаяся психика" (170, с.41). Питирим Сорокин называет это также "застывшей психикой". Это очень красивая, поэтичная метафора. Но если говорить с точки зрения сугубо материального обмена, храмы и музеи представляют собой лишь определенную упорядоченность строительных материалов. Так они и воспринимаются психикой животных. Иными они видятся только человеку, который добавляет образ групповыми конструкциями. Для биологически организованной психики безразлично, что явится перед ней: гробница Еврисака в Риме или храм Тесейон в Афинах. И для многих людей, не знающих истории, сооружения, лишенные названия, вызовут лишь определенное эстетическое ощущение формы (хотя само это ощущение - уже прогресс человеческой психики).

Восприятие социальной действительности преобразует идея, которую несет в образ всеобщее. В этом смысле храм - символ религиозных чувств, символ отношения человека к смыслу своего существования. Конкретный храм - знак символа, его материализация в культуре сообщества.

В любом образе, возникающем в сознании субъекта можно выделить материальное тождество с реальностью - это знак и структурное, реляционное сходство - это символ, который вносится в реальность социальным бытием. Пример К.Бюллера под названием "n-угольник и алфавит" (35, с.176) вызывает определенные образы-ассоциации, подчеркивающие природу различия символа и знака (рисунок 5).

Z A

               
       


Date: 2015-11-14; view: 343; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию