Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Апробация диссертационной работы





Материалы диссертации докладывались на Международной межвузовской научно-практической конференции «Психология ХХ1 века», С-Пб, 2001; на Международной практической конференции «Педагогическое образование трансформационных процессов, Минск, 2005 г.; на 4-й Российской конференции по экопсихологии, М-ва, 2005 г.; на Всероссийской научно-практической конференции по гендерным исследованиям.- Краснодар, 2006 г.; на 4-й Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, Майкоп, 2007 г., на педагогических чтениях Южно-Российского региона, Краснодар, 2007 г.; на заседаниях кафедры психологии развития и акмеологии факультета психологии ЮФУ (2005 – 2007 годы) г.Ростов-на-Дону и кафедры психологии Адыгейского государственного университета (2004 – 2007).

Публикации. По теме диссертационного исследования опубликовано 9 работ (в том числе 1 статья в журнале, рекомендованном ВАК МО РФ), общим объемом2, 2 п.л.

Структура и объем диссертации.

Диссертация состоит из введения, четырех глав основной части, заключения, списка литературы из 140 источников, из них 37 на иностранном языке, приложений. Текст иллюстрирован 17 рисунками и 15 таблицами.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность проблемы исследования, определяется цель исследования, его предмет, объект, формулируются гипотезы и задачи, определяются методы и методический инструментарий исследования, раскрываются новизна, теоретическая и практическая значимость, выдвигаются положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Феномен застенчивости», последовательно обсуждается ряд вопросов, связанных с анализом изучаемого феномена.

Анализируется само понятие застенчивости и различные теоретические подходы к пониманию феномена застенчивости. К различным подходам относятся, прежде всего - это теория черт личности (R.Cattell). По его мнению, застенчивость, как личностный фактор обусловлена наследственностью. Она не зависит от внешних событий или воспитания. Теория личностных типов. Г.Айзенк стоял на иных методологических позициях и представлял структурной единицей личности тип в виде иерархической структуры черт. Нейротизм, по мнению Г.Айзенка, является основой и определяет наследственные биологические различия в функционировании нервной системы. В бихевиористской традиции принято считать, что застенчивость — это закрепившаяся фобическая реакция на социальные события (A.Bandura, E.Blanchard, J.Curran, Clark, H.Arkowitz и др.). Представители психоанализа считают, что застенчивость формируется при нарушении гармонии между тремя составляющими структуру личности, выделенную З.Фрейдом. Несколько иную позицию, по сравнению с другими психоаналитиками, занимает М.Кляйн: застенчивость формируется в процессе преждевременного психологического обособления ребенка от матери и становления ощущения собственной индивидуальности. Самое фундаментальное исследование застенчивости принадлежит P.Zimbardо, который пришел к заключению, что застенчивость является результатом комбинации низкой самооценки, чувства стыда и навешенного ярлыка. Если все эти факторы представлены в крайней степени, результаты для личности могут быть разрушительными. Социально-психологические теории. Американские социологи и социальные психологи причины застенчивости видят в социальных условиях (В.Пэккард, Р.Зиллер, Ж. ван ден Брук и др.).

К.Изард рассматривает застенчивость как процесс постоянного переживания эмоции смущения. Э.Шостром, вслед за Ф.Перлзом, также рассматривал застенчивость как эмоцию стеснительности.

В отечественной психологии застенчивость более всего изучали К.К.Платонов и В.Н.Куницина. Они рассматривали застенчивость как процесс, как состояние и как свойство личности.

В работе также анализируются особенности родительско-детских отношений как предпосылки формирования застенчивости. Одной из причин застенчивости, по мнению Ф.Зимбардо, является предпочтение родителями одного ребенка по сравнению с другим. Другая причина — нежелательность ребенка для родителей. С точки зрения Ж. ван ден Брук, застенчивость — результат воспитания тех ценностей, которые ребенок усваивает от взрослых.

В литературе встречается несколько классификаций застенчивости, построенных на различных основаниях.

Изучены также функции застенчивости. Помимо функций, в литературе описаны характерные способы защиты от застенчивости, такие как отрицание, подавление.

Большое место в литературе уделяется описанию психологических проявлений застенчивости. Показано, что застенчивость имеет широкий круг психологических проявлений — от легкого дискомфорта, стеснения, смущения в присутствии других людей, до травмирующей тревожности, полностью нарушающей жизнь человека, необъяснимого страха. Различные компоненты проявлений застенчивости стали предметом исследования большого количества зарубежных и отечественных авторов - P.Zimbardo, P.Pilkonis, R.Norwood, Ю.В.Климакова, R.Sears, К.А.Абульхановой-Славской, и Е.В.Гордиенко С.Кон, В.И.Моросанова, Е.Коноз, Э.Л.Носенко, N.Hatvany М. de Sousa e Silva В.Сухарева, К.Изард М. de Sousa e Silva. В.Серма К.Муздыбаев А.Э.Пепло, М.Мицели, Б.Мораш Ю.М.Швалб, О.В.Данчева Р.С.Вейс К.Кутроны, Л.М.Хорвиц, Р. де С. Френч, К.А.Андерсон, А.И.Палей, Н.Е.Харламенкова, КЕ.Бабанова, Г.Р.Шагивалеева, Л.Н.Галигузова, W.Furman, D.Rahe, W.Hartup, BJ.Carducci, A.W.Webber, B.Carducci, J.Linsenmeier, L.Kabat, P.Smith Stodolsky D. др.

Изучалась также Я-концепция застенчивых. В исследованиях было показано, что Я-концепция у застенчивого субъекта выступает как нечто
непривлекательное. Соответственно, каждый из аспектов реального Я у застенчивых субъектов оценивается негативно.

По мнению многих авторов, возрастная застенчивость характерна для подростково-юношеского возраста. Этот возраст обусловлен внутренней нестабильностью и одновременно нарастанием социальной активности. По мнению И.С.Кона, юношеская застенчивость - естественный этап в развитии личности, так как общение в жизни подростков становится ведущей деятельностью и представляет для них самостоятельную ценность. В общении они удовлетворяют потребность пережить новый опыт, испытать себя в новой роли, расширить свое представление о себе, своих отношениях с другими. Ряд особенностей в общении у подростков почти закономерно вызывают юношескую застенчивость.

Вторая глава «Особенности доверия к себе и становление субъектности на этапе ранней юности», состоит из двух разделов, первый посвящен определению понятия доверие к себе и второй, особенностям становления субъектности на этапе ранней юности.

В отечественной психологии доверие к себе как относительно самостоятельное внутриличностное явление впервые было выделено Т.П.Скрипкиной. Ею были проанализированы различные направления практической психологии и показано, что лишь сторонники классического психоанализа лишали человека доверия к себе, считая, что человеческим поведением управляют бессознательные инстинкты. Для всех остальных направлений классической психотерапии и психокоррекции (бихевиоризма, гештальттерапии, гуманистической психологии) характерен был поиск меры доверия человека себе. Так в классическом бихевиоризма большое внимание уделялось близкому по содержанию феномену – уверенному поведению личности. В русле изучения неуверенного поведения американскими психологами широко изучался феномен застенчивости. Исследования, проведенные разными отечественными и зарубежными авторами, дают основание предположить, что застенчивость связана с доверием к себе. Различными авторами разрабатываются комплексы упражнений, направленные на расширение представлений человека о своих возможностях, что расширяет границы доверия к себе. В последнее время разработке подобных программ и пособий уделяется большое внимание в отечественной психологии (А.Прихожан, М.В.Зюзько, В.Рахматшаева и др.).

По мнению Т.П.Скрипкиной доверие к себе есть относительно самостоятельный феномен субъектности, присущий субъективному миру человеческой личности. Он относится к числу феноменов, связанных с активностью человека, способного действовать как целетворящий, автономный суверенный субъект собственной активности. Таким образом, доверие к себе можно считать условием существования личности как автономного суверенного субъекта активности, способного к самостоятельному выбору целей. Именно в этой связи мы считаем, что уровень выраженности доверия к себе связан с застенчивостью личности, а его особенности могут порождать феноменологические особенности проявления застенчивости. Более того, поскольку именно юношеский возраст является возрастом становления подлинной субъектности, связанной со становлением авторства собственной жизни, то у юношей и девушек, которым свойственна застенчивость, субъектные качества личности будут выражены слабее, чем у тех представителей молодого поколения, которым застенчивость не свойственна.

Последний раздел теоретической части исследования посвящен анализу раннего юношеского возраста с точки зрения становления субъектности. Показано, что современный этап становления психологической науки предполагает предполагают усиление внимания к личностным характеристикам субъекта (К.А.Абульханова-Славская, А.В.Брушлинский, З.И.Рябикина, Е.А.Сергиенко, В.А.Татенко и др.).

В современной отечественной психологии имеют место попытки, связанные с выделением этапов становления субъекта психической активности в онтогенезе (Е.А.Сергиенко, В.А.Татенко). В этих исследованиях особая роль отводится раннему юношескому возрасту, как этапу, связанному с самоопределением, направленным на самосовершенствование и всестороннее развитие, включающее эрудицию, взрослое мышление, коммуникабельность, физическую силу, красоту и т.п. (Снегирева Т.В. и др.).

Изучению юношеского возраста посвящены исследования таких известных зарубежных классиков психологии, как С.Холл, Э.Шпрангер, Ш.Бюллер, Э.Штерн. Период взросления, по мнению многих отечественных исследователей, (Л.И.Божович, И.С.Кон, В.А.Крутецкий, Ю.А.Миславский, Д.И.Фельдштейн и др.), можно рассматривать либо как определенную ступень человеческой жизни, которая важна сама по себе, либо как переход на новый социальный статус – статус взрослого.

Из многочисленных литературных источников известно, что основным психологическим новообразованием раннего юношеского возраста является самоопределение в самом широком смысле этого слова. Работы Л.И.Божович, М.Р.Гинзбурга Т.В.Черниковой и мн. других дают очень многое для понимания психологической природы самоопределения.

В них социальное самоопределение в ранней юности, выступающее в качестве базового компонента становления личностной зрелости, ох­ватывает различные стороны. В зависимости от концепции в большей степени рассматривается какой-либо один аспект самоопределения - когнитивный, эмоциональный, поведенческий. Значение этапа ранней юности для становления личности и ее самоопределения в дальнейшей жизни состоит в необходи­мости интеграции и усиления различных составляющих, что создает предпо­сылку успешного осуществления личностного роста в целом или развития раз­личных индивидуальных особенностей субъекта самоопределения.

В исследованиях показано, что поиск личностной идентичности – центральная задача периода взросления. Физическая и психическая нестабильность, ожидания со стороны общества и проблемы развития ставят молодых людей в нелегкое положение. Согласно Э.Эриксону, в период взросления формирование идентичности – центральная проблема, а диффузия идентичности, т.е. ее распад и угроза ее становлению – существенный кризисный фактор.

Поскольку, субъектность как интегративное качество личности формируется в раннем юношеском возрасте и связано со стремлением личности к самостоятельности и аутентичности, эмпирическим объектом нашего исследования стали старшеклассники и студенты.

В третьей главе «Характеристика выборки и методов исследования», описываются используемые в исследовании методы и ход исследования.

В четвертой главе «Эмпирическое изучение особенностей застенчивости в раннем юношеском возрасте. Анализ и интерпретация результатов» изложены результаты эмпирического исследования, осуществляется их анализ и интерпретация.

Показано, что исследование проходило в несколько этапов. На первом этапе исследования были сформированы экспериментальная и контрольная группы.

Поскольку многие авторы считают, что застенчивость – это свойство личности, сопровождающееся негативным, эмоциональным состоянием, прежде всего, анализируются различия в психологических состояниях между застенчивыми и незастенчивыми испытуемыми. С этой целью были использованы методики диагностики психологического состояния: САН, СЭС, шкала депрессии и методика, измеряющая ситуативную и личностную тревожность.Для выявления значимости различиймежду экспериментальной и контрольной группой, использовался параметрический t-критерий Стьюдента,

Результаты показали, что у незастенчивых испытуемых значимо выше все изучаемые показатели активность, самочувствие, настроение (по САН). Результаты методики самооценки эмоциональных состояний показали практически сходные данные. Различия по критериям спокойствие, энергичность, приподнятость, уверенность в себе, между группой застенчивых и незастенчивых испытуемых высокозначимы

При изучении тревожности были получены данные, свидетельствующие о том, что по показателям как личностной, так и ситуативной тревожности застенчивые испытуемые также имеют более высокие значения, чем не застенчивые, а различия являются статистически значимыми. При этом средние показатели личностной тревоги у застенчивых значимо выше средненормального показателя.

Поскольку для юношеского возраста характерным является особая чувствительность к себе, своему внутреннему миру, в комплекс методик была включена методика по изучению особенностей самоотношения. Отношение к себе измерялось с помощью двух методик: методика самоотношения С.Р.Пантилеева, и методика УСК.

Значимые различия между двумя группами испытуемых были получены только шкалам: самоценности и самообвинения. Данные по методике УСК позволяют предположить, что самообвинения, переживания отрицательных эмоций по собственному поводу у застенчивых юношей и девушек связаны, преимущественно, с неудачами в области межличностных отношений. Что касается интернальности в области достижений, то они склонны приписывать достижения и успехи обстоятельствам – везению, счастливому случаю, судьбе, помощи других людей и т.п., а вовсе не себе, но в то же время, они склонны считать свои действия важным фактором организации собственной жизни.

Итак, в силу сниженного самоценностного отношения, и неуверенности в себе, застенчивые люди придают большое значение собственным усилиям в значимых видах деятельности, но при этом успехи приписывают не себе, а обстоятельствам, везению или случаю. И это одно из противоречий их личностного склада.

На следующем этапе эмпирического исследования изучалась потребность в достижении и мотивация одобрения. Полученные результаты показали, что мотивация одобрения у застенчивых студентов выше, а потребность в достижении – ниже. Таким образом, еще одним противоречием личности застенчивых испытуемых можно считать противоречие между выраженностью мотивации достижения и мотивации одобрения: мотивация одобрения окружающих выше, чем мотивация достижения.

С целью выявления плеяды качеств, характеризующих застенчивых юношей и девушек, был дополнительно проведен корреляционный анализ выявленных свойств личности, свойственных застенчивым и испытуемым.

Рисунок № 1 Корреляционная плеяда Застенчивости

Таким образом, можно сделать вывод, что застенчивость определяется: высокой ситуативной и личностной тревожностью наряду с неуверенностью в себе, внутренним конфликтом между интернальным уровнем субъективного контроля в учебной ситуации и экстернальным в области достижений и межличностных отношениях. То есть застенчивый человек склонен брать на себя ответственность за результативность деятельности, при этом, из-за отсутствия уверенности в себе, уверен, что достигает успеха благодаря помощи других, и не может влиять на межличностные отношения. Это вызывает значительное повышение тревожности, снижение активности, настроения, плохое самочувствие, подавленность, накопление усталости.

Поскольку одно из наших предположений состояло в том, что застенчивость в раннем юношеском возрасте негативно влияет на становление субъектности личности, а условием субъектности является выраженность уровня доверия к себе, нами использовалась методика, разработанная Т.П.Скрипкиной «Доверие к себе». Было высказано предположение о том, что характер застенчивости может определяться уровнем доверия к себе в различных сферах жизни. На данном этапе с помощью факторного анализа были выделены основные обобщенные сферы, доверия к себе, отражающие наиболее значимые сферы жизни, в которых застенчивые юноши и девушки чувствуют себя наиболее неуверенно: семья, учеба и досуг, межличностные отношения. При этом переменная «Доверие к себе в умении строить взаимоотношения в семье» вошла во все три фактора, что говорит об особом вкладе этого вида доверия и его влиянии на все стороны жизни юношей и девушек.

На следующем этапе был проведен кластерный анализ по факторам доверия. Было выделено три группы застенчивых испытуемых, максимально отличающихся между собой по факторам доверия к себе. В первую группу испытуемых вошли юноши и девушки с неадекватно высоким уровнем доверия к себе, во вторую и в третью группы вошли испытуемые со средне низким и низким уровнем доверия к себе. Таким образом, в зависимости от уровня выраженности доверия к себе можно выделить три группы застенчивых испытуемых. Характерно, что и для второй и для третьей группы испытуемых характерным является низкий уровень доверия к себе в области семейных отношений. Следовательно, можно предположить, застенчивость как системное качество личности, обусловленное низким уровнем доверия к себе, формируется в семье и зависит от практики родительского воспитания. От особенностей родительского воспитания зависит и формирование неадекватно высокого уровня доверия к себе, о чем свидетельствуют данные факторного анализа. В целом, полученные данные позволяют сделать вывод о том, что застенчивость, как и доверие к себе носит парциальный характер и проявляется неравномерно в разных сферах жизни.

Цель последнего этапа исследования состояла в выявлении психологических различий между тремя выделенными типами застенчивых испытуемых. Для этого был проведен дисперсионный анализ, включающий все шкалы всех методик, использованных в общем исследовании.

У испытуемых с неадекватно высоким уровнем доверия показатели самочувствия, настроения, активности значимо выше, чем у других групп, и более однородны. Во второй группе испытуемых, со средне низким уровнем доверия к себе наблюдается самый большой разброс данных по всем трем показателям, что свидетельствует о нестабильности их психологического и эмоционального состояния по данным показателям. И, наконец, для третьей группы испытуемых – с неадекватно низким уровнем доверия к себе характерны перепады самочувствия и настроения, но при этом активность остается стабильно низкой. Это позволяет сделать вывод, что низкий уровень доверия к себе сопровождается снижением показателей самочувствия, активности и настроения.

Согласно полученным данным, у испытуемых, попавших в первую группу значительно ниже как ситуативная, так и личностная тревожность. Полученные данные также свидетельствуют о том, что для испытуемых со средне низким уровнем доверия к себе более всех характерна личностная тревожность, а для испытуемых с неадекватно низким уровнем доверия к себе более выражена ситуативная тревожность.

Обобщенные результаты изучения особенностей самоотношения показали, что чем выше уровень доверия к себе, тем больше выражены самоуверенность и саморуководство (или самостоятельность), что и является показателями субъектности личности. Таким образом, полученные данные свидетельствуют о том, что становление субъектности в юношеском возрасте связано с мерой выраженности доверия к себе. В группе неадекватно высоко доверяющих себе испытуемых в наибольшей мере выражено свойство самоценности. Общая тенденция такова, что чем ниже выражен уровень доверия к себе, тем ниже чувство самоценности и отношение самопринятия. Что касается внутренней конфликтности, то чем ниже уровень доверия к себе, тем выше внутренняя конфликтность, что совпадает с гипотезой о том, что застенчивость в юношеском возрасте детерминируется наличием внутриличностных противоречий.

Полученные данные показали, что те испытуемые, у которых уровень доверия к себе является средне низким, более всех остальных склонны к интернальности в области неудач и в области семейных отношений, они видят в себе причину своих неудач в жизни, а также склонны брать не себя ответственность за отношения, в семье. В то же время, испытуемые, которые попали в группу неадекватно низко доверяющих себе, склонны в своих неудачах обвинять не себя, а обстоятельства, случай и т.п., а в неурядицах в семье обвиняет других членов семьи, снимая ответственность с себя.

Данные, полученные при изучении потребности в достижениях, показали, что у группы застенчивых с неадекватно низким уровнем доверия к себе, имеется выраженное противоречие между низким уровнем выраженности доверия к себе и высокой потребностью в достижениях, а также между высокой потребностью в достижениях и низким уровнем ответственности за события, происходящие в жизни.

Очень показательна картина, касающаяся доверия к другим у застенчивых юношей и девушек. Полученные данные позволяют утверждать, что у застенчивых испытуемых с высоким уровнем доверия к себе, снижен уровень доверия к другим. Причем, этот показатель значимо ниже, чем у группы незастенчивых испытуемых. Таким образом, для застенчивых испытуемых первой группы (с неадекватно высоким уровнем доверия к себе), характерным является противоречие между выраженностью уровня доверия к себе и уровня доверия к другим. Поэтому их застенчивость связана только с неуверенностью в области межличностных отношений.

Что касается испытуемых со средне низким уровнем доверия к себе и с низким уровнем доверия к себе, то доверие к другим у них является высоким. Таким образом, можно предположить, что сниженный уровень доверия к себе они компенсируют высоким уровнем доверия к другим.

В заключении диссертации подводятся итоги исследования, формулируются основные выводы и намечаются перспективы дальнейшего исследования.

Выводы.

1.Проведенное исследование показало, что застенчивые юноши и девушки не являются однородной группой лиц, проявляющих застенчивость. Застенчивость как сложное, системное качество личности носит парциальный характер. Даже на уровне состояний это чувство переживается не одинаково.

2. На уровне личностных особенностей и особенностей в самоотношении, разные группы застенчивых обнаруживают разные внутриличностные противоречия, по-разному стараются компенсировать свою застенчивость.

3. В основе застенчивости лежит специфическая плеяда качеств личности: низко выраженное чувство самоценности и уверенности в себе, сниженная активность, энергичность, беспокойство, плохое самочувствие и настроение, высокий уровень ситуативной и личностной тревоги, а также низкий уровень субъективного контроля в области межличностных отношений и в области достижений, а так же высокий уровень субъективного контроля в области значимых видов деятельности.

4. Для юношеского возраста характерным является становление качеств субъектности. Уровень доверия к себе, который формируется в старшем подростковом возрасте, лежит в основе различных типов застенчивых юношей и девушек.

5. В юношеском возрасте можно выделить, по крайней мере, три типа застенчивых испытуемых, которых отличает между собой уровень выраженности доверия к себе и наличие различных внутриличностных противоречий:

- первая группа застенчивых испытуемых характеризуется неадекватно высоким уровнем доверия к себе. На этой группе застенчивость сказывается не столь травматично, она не снижает их самочувствия, настроения, активности. Поэтому застенчивость в данном случае не оказывает значимого влияния на становление субъектности. Они так же не проявляются склонности к депрессивным состояниям. Их застенчивость обусловлена не отношением к себе, а в основном отношением к другим людям, которым они не склонны доверять и на которых, как они считают, они не могут ни в чем положиться. Для них характерны проявления застенчивости и неуверенности лишь в сфере межличностных отношений. И это основное противоречие, которое обуславливает их застенчивость;

- для второй группы характерным является средне низкий уровень доверия к себе и высокий уровень доверия к другим. Для этой группы характерны противоречия между повышенной ответственностью в деятельности и склонностью приписывать удачу стечению обстоятельств, а причины неудач себе, и брать на себя ответственность за неурядицы в семье. Для этой группы испытуемых характерна выраженность личностной тревоги.

- для третьей группы застенчивых характерен неадекватно низкий уровень доверия к себе, и неадекватно высокий уровень доверия к другим. Основными внутриличностными противоречиями здесь являются низкий уровень доверия к себе, высокая потребность в достижениях и низкий уровень ответственности за события, происходящие в жизни. Для этой группы испытуемых характерна ситуативная тревожность.

6. Для застенчивых испытуемых со средне низким и низким уровнем доверия к себе характерно снижение уровня доверия в сфере семейных отношений, что свидетельствует о формировании застенчивости под влиянием стиля воспитания в семье.

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях:

По теме диссертационного исследования автором опубликованы следующие работы:

 

Статьи в журналах по перечню ВАК Минобрнауки РФ, учебно-методические пособия:

1.Краснова Л.В. Психологические особенности застенчивых студентов.//Гуманитарные и социально-экономические науки. 2006.- №6. (25). - 0,4 п.л.

Date: 2015-11-14; view: 313; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию