Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Общая характеристика работы. Специальность 19. 00. 13 – психология развития, акмеология (психологические науки)Стр 1 из 4Следующая ⇒ На правах рукописи
КРАСНОВА Людмила Вячеславовна ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЗАСТЕНЧИВОСТИ НА ЭТАПЕ РАННЕЙ ЮНОСТИ
Специальность 19.00.13 – психология развития, акмеология (психологические науки)
АВТОРЕФЕРАТ Диссертации на соискание ученой степени Кандидата психологических наук Ростов-на-Дону Работа выполнена на кафедре психологии развития и акмеологии факультета психологии Южного федерального университета
Защита состоится «31» мая 2007 года в 14.00 часов на заседании диссертационного совета К 212.208.09 при Южном федеральном университете по адресу: 344038, г. Ростов-на-Дону, пр. М. Нагибина, 13, ЮФУ, факультет психологии, ауд. 222. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Южного Федерального университета по адресу: 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 148.
Автореферат разослан 28 апреля 2007 года
Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат педагогических наук, доцент Юшко Г.Н.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность исследования. Изменение социально-экономической ситуации в обществе, ценностных и социальных ориентаций людей привели к усугублению конфликтов, к сложностям при установлении контактов и восприятии людьми друг друга. Затруднения при знакомстве, возникающие отрицательные эмоции в ходе общения, трудности в выражении своего мнения, излишняя сдержанность обусловлены функционированием такого феномена как застенчивость. Застенчивость является одной из самых распространенных и сложных проблем межличностных отношений. Застенчивость и порожденные ею трудности общения являются одной из главных психологических проблем современности в связи с тем, что все большее количество людей проживает концентрировано в городах, где необходимость взаимодействия особенно актуальна. При этом нагрузка на психику в настоящее время несравнимо больше, чем ранее. Она определяется высоким ритмом жизни, обилием информации, своеобразием способов ее приобретения и многими другими обстоятельствами. В неблагоприятных условиях глубоко личностные свойства, такие как застенчивость, аутистичность, интровертированность, могут обостряться и из субъективно ощущаемых трудностей превращаться в объективное препятствие для полноценных личностных контактов. Как отдельное самостоятельное свойство личности, застенчивость в отечественной психологии практически не изучалась, за исключением нескольких работ И.С. Кона, А.Б. Добровича, В.Н. Кунициной, Н.В. Шингаева, Е.Н. Бойцовой, Л.Н. Галигузовой. В зарубежной психологии следует особо отметить исследования Ф. Зимбардо. Несмотря на разное понимание застенчивости различными авторами, можно выделить общие характеристики в понимании ее генезиса. Это связь застенчивости с самоуважением и самосознанием, эмоциональное переживание собственного смущения и возникновение затруднений при установлении контактов и процессе общения в целом. Обнаружена также неоднородность проявления застенчивости в различные возрастные периоды. Это связано с тем, что в разные возрастные периоды застенчивость негативно сказывается на формировании возрастных психологических новообразований, вызывая стагнацию их развития. Застенчивость может быть временным явлением (возрастная и ситуативная) и постоянной личностной чертой. Возрастная – возникает в период активного усвоения социального опыта, новых социальных ролей. Возрастную и ситуативную застенчивость следует рассматривать как социальную в целом, так как причинами ее возникновения могут стать различные социальные факторы. Застенчивые люди испытывают большие трудности в установлении межличностных контактов (отсюда замкнутость, одиночество); пассивны в деятельности и жизнедеятельности в целом; чрезмерно озабочены оценкой себя другими людьми; более зависимы от других, ранимы, внушаемы, поддаются давлению со стороны окружения. В стадии установления первого контакта застенчивость является специфической трудностью доверительного межличностного общения. При этом каждый новый шаг в продвижении к человеческому сближению связан с преодолением личностных свойств, создающих особые трудности на пути к доверию. Таким образом, доверительное общение застенчивых людей, имея внешние признаки доверия и доверительности, редко достигает подлинного психологического контакта вследствие фрустрированности, напряженности, пониженного самоуважения людей этого типа. Несмотря на свою распространенность (по данным Ф. Зимбардо более 40% американских студентов считают себя застенчивыми, по данным В.Н. Кунициной застенчивыми являются около 25% школьников и студентов), проблема застенчивости мало исследована. Застенчивость пронизывает все сферы психики человека – физиологическую, когнитивную, эмоциональную и поведенческую. Все эти реакции возникают из-за опасения быть отрицательно воспринятым другими, быть отвергнутым. Крайняя застенчивость становится социальной фобией, несмотря на желание общаться. Особо негативно застенчивость влияет на личность в процессе взросления, когда формируется подлинная самостоятельность, аутентичность, способность нести ответственность за свои поступки и свою жизнь в целом. Таким образом, рассмотрение особенностей застенчивости в раннем юношеском возрасте приобретает особую значимость в теоретическом и практическом планах, чем и определяется актуальность исследования. Актуальность проблемы и ее недостаточная проработанность в рамках психологии развития предопределили тему, объект, предмет, цель и задачи диссертационного исследования. Цель исследования: выявить психологические особенности застенчивой молодежи и факторы, порождающие застенчивость на этапе ранней юности. Объект исследования: юноши и девушки, считающие себя застенчивыми. Предмет исследования: психологические характеристики застенчивости в раннем юношеском возрасте. Сформулированные цель, объект и предмет исследования, обусловили его задачи: Теоретические: 1. Провести теоретический анализ феномена застенчивости. 2. На основе теоретического анализа, выявить психологические факторы личностной застенчивости. 3. Теоретически обосновать, что застенчивость в раннем юношеском возрасте имеет свою специфику в связи с особенностями становления субъектности на этом возрастном этапе. Методические: 1. Подобрать методический инструментарий, адекватный поставленным задачам. 2. Разработать процедуру, направленную на выявление застенчивых юношей и девушек. Эмпирические: 1. Изучить особенности психологического самочувствия застенчивых юношей и девушек. 2. Исследовать особенности самоотношения и отношения к другим у застенчивых юношей и девушек. 3. Выявить плеяды качеств личности, характеризующие застенчивость. 4. Эмпирически показать, что особенности застенчивости в юношеском возрасте взаимосвязаны с уровнем развития доверия к себе. 5. Эмпирически доказать, что застенчивость в юношеском возрасте обусловлена наличием специфических внутриличностных противоречий. 6. Эмпирически выделить типы застенчивых представителей юношества. 7. Выявить и изучить основные внутриличностные противоречия, порождающие разные типы застенчивых представителей юношества. 8. Доказать эмпирически, что в юношеском возрасте застенчивость связана с опытом семейных отношений и неадекватным уровнем выраженности доверия к себе. Гипотезы: 1.Застенчивость на этапе ранней юности блокирует развитие субъектных качеств личности и сопровождается негативным функциональным состоянием, характерным для лиц, считающих себя застенчивыми. 2. Застенчивость в юношеском возрасте связана с набором внутриличностных противоречий. 3. В юношеском возрасте можно выделить, несколько типов застенчивых юношей и девушек, которые обусловлены мерой выраженности доверительных отношений и детерминируют выраженность субъектных свойств личности. 4. В раннем юношеском возрасте застенчивость связана, как правило, с негативным опытом отношений в родительской семье и с неадекватным уровнем выраженности доверия к себе. Методологической основой исследования являются принцип детерминизма (С.Л. Рубинштейн); принцип развития (Л.И.Анциферова, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев); принцип субъекта (К.А. Абульханова-Славская, А.В.Брушлинский, В.А.Петровский, Е.А.Сергиенко, В.А.Татенко); концепции развития личности, разработанные отечественными и зарубежными авторами (К.А. Абульханова-Славская, А.Г.Асмолов, А.Н.Леонтьев, А.Маслоу, К.Роджерс и др.); концептуальные подходы, раскрывающие специфику личностного развития в раннем юношеском возрасте (Л.И.Божович, Гинзбург, И.С.Кон, Д.И.Фельдштеин, Мудрик); концепция о доверии, как социально-психологическом явлении (Т.П.Скрипкина).
|