Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика работы. Специальность 19. 00. 13 – психология развития, акмеология (психологические науки)





На правах рукописи

 

 

КРАСНОВА Людмила Вячеславовна

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЗАСТЕНЧИВОСТИ

НА ЭТАПЕ РАННЕЙ ЮНОСТИ

 

 

Специальность 19.00.13 – психология развития, акмеология (психологические науки)

 

АВТОРЕФЕРАТ

Диссертации на соискание ученой степени

Кандидата психологических наук

Ростов-на-Дону

Работа выполнена на кафедре психологии развития и акмеологии факультета психологии Южного федерального университета

Научный руководитель: доктор психологических наук, профессор Скрипкина Татьяна Петровна  
Официальные оппоненты: доктор психологических наук, доцент Щербакова Татьяна Николаевна  
  кандидат психологических наук, доцент Дроздова Ирина Ивановна  
Ведущая организация: Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования«Кубанский государственный университет»

 

 

Защита состоится «31» мая 2007 года в 14.00 часов на заседании диссертационного совета К 212.208.09 при Южном федеральном университете по адресу: 344038, г. Ростов-на-Дону, пр. М. Нагибина, 13, ЮФУ, факультет психологии, ауд. 222.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Южного Федерального университета по адресу: 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 148.

 

 

Автореферат разослан 28 апреля 2007 года

 

 

Ученый секретарь диссертационного совета,

кандидат педагогических наук, доцент Юшко Г.Н.

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Изменение социально-экономической ситуации в обществе, ценностных и социальных ориентаций людей привели к усугублению конфликтов, к сложностям при установлении контактов и восприятии людьми друг друга. Затруднения при знакомстве, возникающие отрицательные эмоции в ходе общения, трудности в выражении своего мнения, излишняя сдержанность обусловлены функционированием такого феномена как застенчивость. Застенчивость является одной из самых распространенных и сложных проблем межличностных отношений.

Застенчивость и порожденные ею трудности общения являются одной из главных психологических проблем современности в связи с тем, что все большее количество людей проживает концентрировано в городах, где необходимость взаимодействия особенно актуальна. При этом нагрузка на психику в настоящее время несравнимо больше, чем ранее. Она определяется высоким ритмом жизни, обилием информации, своеобразием способов ее приобретения и многими другими обстоятельствами. В неблагоприятных условиях глубоко личностные свойства, такие как застенчивость, аутистичность, интровертированность, могут обостряться и из субъективно ощущаемых трудностей превращаться в объективное препятствие для полноценных личностных контактов.

Как отдельное самостоятельное свойство личности, застенчивость в отечественной психологии практически не изучалась, за исключением нескольких работ И.С. Кона, А.Б. Добровича, В.Н. Кунициной, Н.В. Шингаева, Е.Н. Бойцовой, Л.Н. Галигузовой. В зарубежной психологии следует особо отметить исследования Ф. Зимбардо. Несмотря на разное понимание застенчивости различными авторами, можно выделить общие характеристики в понимании ее генезиса. Это связь застенчивости с самоуважением и самосознанием, эмоциональное переживание собственного смущения и возникновение затруднений при установлении контактов и процессе общения в целом.

Обнаружена также неоднородность проявления застенчивости в различные возрастные периоды. Это связано с тем, что в разные возрастные периоды застенчивость негативно сказывается на формировании возрастных психологических новообразований, вызывая стагнацию их развития.

Застенчивость может быть временным явлением (возрастная и ситуативная) и постоянной личностной чертой. Возрастная – возникает в период активного усвоения социального опыта, новых социальных ролей. Возрастную и ситуативную застенчивость следует рассматривать как социальную в целом, так как причинами ее возникновения могут стать различные социальные факторы.

Застенчивые люди испытывают большие трудности в установлении межличностных контактов (отсюда замкнутость, одиночество); пассивны в деятельности и жизнедеятельности в целом; чрезмерно озабочены оценкой себя другими людьми; более зависимы от других, ранимы, внушаемы, поддаются давлению со стороны окружения. В стадии установления первого контакта застенчивость является специфической трудностью доверительного межличностного общения. При этом каждый новый шаг в продвижении к человеческому сближению связан с преодолением личностных свойств, создающих особые трудности на пути к доверию.

Таким образом, доверительное общение застенчивых людей, имея внешние признаки доверия и доверительности, редко достигает подлинного психологического контакта вследствие фрустрированности, напряженности, пониженного самоуважения людей этого типа.

Несмотря на свою распространенность (по данным Ф. Зимбардо более 40% американских студентов считают себя застенчивыми, по данным В.Н. Кунициной застенчивыми являются около 25% школьников и студентов), проблема застенчивости мало исследована.

Застенчивость пронизывает все сферы психики человека – физиологическую, когнитивную, эмоциональную и поведенческую. Все эти реакции возникают из-за опасения быть отрицательно воспринятым другими, быть отвергнутым. Крайняя застенчивость становится социальной фобией, несмотря на желание общаться.

Особо негативно застенчивость влияет на личность в процессе взросления, когда формируется подлинная самостоятельность, аутентичность, способность нести ответственность за свои поступки и свою жизнь в целом. Таким образом, рассмотрение особенностей застенчивости в раннем юношеском возрасте приобретает особую значимость в теоретическом и практическом планах, чем и определяется актуальность исследования.

Актуальность проблемы и ее недостаточная проработанность в рамках психологии развития предопределили тему, объект, предмет, цель и задачи диссертационного исследования.

Цель исследования: выявить психологические особенности застенчивой молодежи и факторы, порождающие застенчивость на этапе ранней юности.

Объект исследования: юноши и девушки, считающие себя застенчивыми.

Предмет исследования: психологические характеристики застенчивости в раннем юношеском возрасте.

Сформулированные цель, объект и предмет исследования, обусловили его задачи:

Теоретические:

1. Провести теоретический анализ феномена застенчивости.

2. На основе теоретического анализа, выявить психологические факторы личностной застенчивости.

3. Теоретически обосновать, что застенчивость в раннем юношеском возрасте имеет свою специфику в связи с особенностями становления субъектности на этом возрастном этапе.

Методические:

1. Подобрать методический инструментарий, адекватный поставленным задачам.

2. Разработать процедуру, направленную на выявление застенчивых юношей и девушек.

Эмпирические:

1. Изучить особенности психологического самочувствия застенчивых юношей и девушек.

2. Исследовать особенности самоотношения и отношения к другим у застенчивых юношей и девушек.

3. Выявить плеяды качеств личности, характеризующие застенчивость.

4. Эмпирически показать, что особенности застенчивости в юношеском возрасте взаимосвязаны с уровнем развития доверия к себе.

5. Эмпирически доказать, что застенчивость в юношеском возрасте обусловлена наличием специфических внутриличностных противоречий.

6. Эмпирически выделить типы застенчивых представителей юношества.

7. Выявить и изучить основные внутриличностные противоречия, порождающие разные типы застенчивых представителей юношества.

8. Доказать эмпирически, что в юношеском возрасте застенчивость связана с опытом семейных отношений и неадекватным уровнем выраженности доверия к себе.

Гипотезы:

1.Застенчивость на этапе ранней юности блокирует развитие субъектных качеств личности и сопровождается негативным функциональным состоянием, характерным для лиц, считающих себя застенчивыми.

2. Застенчивость в юношеском возрасте связана с набором внутриличностных противоречий.

3. В юношеском возрасте можно выделить, несколько типов застенчивых юношей и девушек, которые обусловлены мерой выраженности доверительных отношений и детерминируют выраженность субъектных свойств личности.

4. В раннем юношеском возрасте застенчивость связана, как правило, с негативным опытом отношений в родительской семье и с неадекватным уровнем выраженности доверия к себе.

Методологической основой исследования являются принцип детерминизма (С.Л. Рубинштейн); принцип развития (Л.И.Анциферова, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев); принцип субъекта (К.А. Абульханова-Славская, А.В.Брушлинский, В.А.Петровский, Е.А.Сергиенко, В.А.Татенко); концепции развития личности, разработанные отечественными и зарубежными авторами (К.А. Абульханова-Славская, А.Г.Асмолов, А.Н.Леонтьев, А.Маслоу, К.Роджерс и др.); концептуальные подходы, раскрывающие специфику личностного развития в раннем юношеском возрасте (Л.И.Божович, Гинзбург, И.С.Кон, Д.И.Фельдштеин, Мудрик); концепция о доверии, как социально-психологическом явлении (Т.П.Скрипкина).

Date: 2015-11-14; view: 328; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию