Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Религиозное образование в школе





В первых высших учебных заведениях теология, как предмет, всегда находилась в центре учебного процесса. По этому принципу и в монастырских школах ставили изучение библейского текста на первое место. Исключительно для этого изучали чтение, письмо и латинский язык, т.к., начиная с 9 века, в Германии пользовались Вульгатой (латинским вариантом Библии). Немецкий язык стал входить в образование только благодаря переводу Библии на немецкий язык Мартином Лютером и его быстрому распространению через книгопечатание. Малый Катехизис Лютера также заложил основу для появления занятий для конфирмируемых детей или Konfirmandenunterricht. В свою очередь уроки для конфирмируемых получили развитие в уроки религии (Religionsunterricht) в том виде, в котором они сейчас есть в школе. До второй половины 20 века урок религии был аналогом катехизису, где изучалась Библия, молитвы и таинства. Урок религии в Германии был представлен в виде двух направлений: католический и евангелический урок религии, в связи с практически равным делением населения Германии по конфессиональному признаку. Однако, в каждой земле были созданы свои законодательные условия в отношении урока религии.

Выступая в рейхстаге 23 марта 1933 года (в день получения фюрером чрезвычайных полномочий), Гитлер обещал соблюдать права христианских церквей как «важных элементов сохранения души немецкого народа»[8]. 20 июля 1933 года между нацистской Германией и Святым Престолом был заключен Конкордат, определявший статус Римско-католической церкви в Германии. Согласно конкордату Германия декларировала свободу церкви в решении внутренних вопросов, предоставляла широкие возможности для католического образования, расширяла сферу применения церковного брака, позволяла священникам служить в государственных госпиталях, тюрьмах и схожих государственных учреждениях. В статьях 21 и 24 Конкордата говорилось об особой заботе государства о католическом уроке религии, как о постоянном учебном предмете, в ходе которого происходит воспитание патриотического, гражданского и социального осознания своего долга в духе закона христианской веры и морали. Но уже в первую неделю после подписания конкордата нацисты начали проводить политику, которая была прямым нарушением соглашения. Конкордат остаётся в силе до настоящего момента, однако некоторые его положения фактически не применяются, так как противоречат законодательству Германии или морально устарели. Так, статьи, касающиеся католических школ, утратили актуальность, поскольку вопросы школьного образования находятся в ведении федеральных земель. Во время Второй Мировой Войны урок религии был повсеместно упразднен. И только по окончании войны получил второе рождение. В 1949 году в Федеративной Республике Германии преподавание религии считалось повсеместно разрешенным во всех школах, кроме школ с разным вероисповеданием (Bekenntnisfreischlen). Но последнее слово оставлялось земельному законодательству. Кроме того также церковные общины имели право давать определенные указания местным школам. В Германской Демократической Республике в начале ее существования разрешалось преподавать религию во всех светских школах. Но после выхода второй конституции 1968 года, урок религии был упразднен повсеместно. Поэтому церковные общины были вынуждены перенести преподавание религии в свои помещения и во внеучебное время. С 1990 после воссоединения Германии было вновь разрешено открытое преподавание религии повсеместно с оговоркой только на земельные законы. Но в современной Германии все же остался отголосок советского разделения, так Западной Германии у учеников есть выбор только между евангелическим и католическим уроком, а в Восточной Германии преподают либо религию, либо этику.

Как было упомянуто выше на современном этапе различают два вида преподавания религии: школьное и внешкольное. При этом школьный урок религии преподается только в так называемых открытых школах, т.е. общеобразовательных и государственных, что значит практически во всех, кроме свободных от религии школ. В школах Восточной Германии для тех школьников, которые не принадлежат к традиционным деноминациям: лютеранству или католицизму создана отдельная дисциплина «Этика», которую они вправе выбрать, если не хотят изучать религию. Исключения составляют лишь 3 земли Берлин, Бремен и Бранденбург, где религиозное образование не является обязательным. В Западной Германии такого выбора нет и преподавание религии в школах ведется строго по программам евангелической или католической традиции. В последнее время с ростом числа исламского населения государство идет навстречу нетрадиционным религиям. Теперь в школах в зависимости от количества мусульман возможен и мусульманский урок религии. То же можно сказать и об иудейском уроке религии. Но в отличие от исламского урока религии, преподавание иудаизма ведется в более скрытых формах и меньших объемах, в основном вне школы.

Школьное преподавание религии начинается в 1 классе и заканчивается в 11 классе. При наличии огромного количества пособий по изучению религии, основным принципом немецкой религиозной педагогики является конструктивизм, т.е. построение религиозной «картины мира» через призму своего собственного сознания, а не под влиянием конкретных установок или авторитетных мнений. Модели построения урока религии в школе включают в себя следующие направления: 1. Урок по Библии. Он является смыслообразующим и самым важным этапом в изучении религии, т.к. Библия является основным документом веры в протестантской традиции. 2. Урок, ориентированный на решение конкретной нравственно-психологической проблемы. 3. Познание через символы. Символическая дидактика является довольно успешным методом преподавания религии на сегодняшний момент, т.к. вовлекает искусство и всевозможные образы в процесс познания и восприятия религии.4. Детская и молодежная теология. 5. Этика. 6. Межрелигиозное учение. Данный компонент на сегодняшний момент является довольно важным в системе немецкого образования. Любой учебник религии даже для самого начального этапа содержит в себе часть, посвященную межнациональному и межрелигиозному общению. 7. Вероучительный курс, в котором объясняются основные конфессиональные догматические положения.

Таким образом, обучение религии происходит почти по всей территории ФРГ непрерывно в течение школьного курса, что обеспечивает гражданина государства достаточно полным знанием не только своей религии, но и других деноминаций, этики, моральных норм, культуры и традиций. Хотя, во многом сейчас урок религии в большей степени воспринимается как культурологическая дисциплина, значимость его для развития полноценной личности и гражданина не оспаривается ни на правительственном уровне, ни на уровне министерств образования. Ведь именно эта дисциплина несет в себе свойство передачи культурных ценностей немецкой нации из поколения в поколение, сохраняя основы традиционного христианского общества.

Date: 2015-11-14; view: 522; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию